Научная статья на тему 'О необходимости создания образовательной области "духовно-нравственное развитие" в системе дошкольного образования в России'

О необходимости создания образовательной области "духовно-нравственное развитие" в системе дошкольного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшиков В.М., Гатилов Н.Н., Ильина О.С.

В статье рассматривается проблема создания новой образовательной области «Духовно-нравственное развитие» в системе дошкольного образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшиков В.М., Гатилов Н.Н., Ильина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания образовательной области "духовно-нравственное развитие" в системе дошкольного образования в России»

УДК 373.2

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ» В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© 2020 В. М. Меньшиков1, Н. Н. Гатилова2, О. С. Ильина3

1докт. пед. наук, профессор 2канд. пед. наук, доцент

Курский государственный университет

3педагог дополнительного образования по основам православной культуры

детский сад №85 г. Курска

В статье рассматривается проблема создания новой образовательной области -«Духовно-нравственное развитие» - в системе дошкольного образования России.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие ребёнка-дошкольника, духовно-нравственное воспитание ребёнка-дошкольника, духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях.

Важнейшей истиной, родившейся вместе с теоретической педагогической мыслью, является идея необходимости всестороннего воспитания человека. Древнегреческие мыслители, разработавшие учение о гармоничном воспитании человека, считали, что такое воспитание должно включать в себя физическое и мусическое воспитание, а последнее - нравственное, эстетическое и умственное. С тех пор идея всестороннего воспитания, при всех её изменениях, модификациях и модернизациях, стала фактически педагогической аксиомой и требованием, которые, безусловно, относятся и к дошкольному образованию.

Но, анализируя современное дошкольное образование, мы не видим в нём его важнейшей области - духовно-нравственного развития. Более того, некоторые современные теоретики и методисты отрицают возможность организации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании, поскольку, на их взгляд, у дошкольников еще не сформирована база морально-нравственных ценностей. Поэтому, считают они, необходимо показывать примеры правильного поведения и в это же время говорить детям, как не надо поступать. По их мнению, ребёнок дошкольного возраста не развивается нравственно, тем более духовно, и значит, в этом возрасте невозможно организовать специальное, целенаправленное, системное духовно-нравственное воспитание.

На самом же деле именно в дошкольном возрасте, в период до семи лет, в ребёнке формируется духовно-нравственный базис, подобно тому как в нем формируются и развиваются основы всех его других базовых сфер. Для успешного умственного и речевого развития ребёнка необходимо соответствующее системное воспитание в этом возрасте, для духовно-нравственного развития ребёнка необходимо специальное духовно-нравственное воспитание. А в силу духовно-нравственного неблагополучия современной социальной среды, его значение даже ещё более возрастает.

О необходимости специального духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании свидетельствуют не только теоретические соображения, но и

история. Необходимость духовно-нравственного воспитания осознавалась уже в первобытное время. Самым значимым документом, подтверждающим это утверждение, является Библия. Согласно её свидетельству, дети в благочестивых семьях с малых лет воспитывались духовно и нравственно.

Эта истина хорошо осознавалась в Древнее время. Практически все мыслители этого времени доказывали, что хорошее нравственное развитие человека гораздо важнее его умственного развития, и должно оно начинаться даже раньше умственного воспитания. Так, Аристотель писал: «Забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей (нравственности. - Авт.), чтобы воспитание их послужило воспитанию ума» [Аристотель 1983: 621]. Эту идею Аристотель конкретизировал в ряде своих трудов. Суть его педагогической концепции в том, что сразу же после рождения ребёнка необходимо правильное телесное воспитание, а после трёх лет, наряду с телесным воспитанием, должно начинаться нравственное воспитание, которое должно ограждать ребёнка от всего плохого в обществе, в семье, в культуре, в том числе ребёнок не должен слушать плохую музыку, сказки и мифы. Необходимо формирование положительной нравственности, воспитание правильных нравственных привычек. Такое воспитание является основой умственного и эстетического воспитания, которые, по Аристотелю, должны начинаться с 7 лет.

Идея правильной организации духовно-нравственного воспитания имела особое значение в христианской педагогике, потому что её важнейшей педагогической установкой является утверждение о том, что самой необходимой и самой трудной педагогической задачей воспитания является правильное духовно-нравственное формирование человека, поскольку оно имеет определяющее значение и для земной, и для вечной жизни человека. Так, Иоанн Златоуст писал: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности». И поэтому он призывает родителей: «Умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании детей ваших. Прежде всего помышляйте о спасении душ их...». Он подчёркивает: «Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем». При этом религиозное и нравственное воспитание в семье должно начинаться с раннего детства: «Родилось у тебя дитя, не замедли представить своё дитя в храм Божий».

В Средние века требование раннего духовно-нравственного воспитания детей воспринималось как закон и считалось во всех христианских государствах само собой разумеющимся.

В нашей отечественной педагогической традиции духовно-нравственное воспитание всегда занимало приоритетное место, начиная с принятия христианства и на протяжении всей истории России. Святитель Тихон Задонский писал: «Так и юный и малый отрок: чему учится, к тому и привыкает, и к чему привыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей - добр и всю жизнь будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет. И из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь - таков и будет. От воспитания, как от семени плоды, все остальное время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие Слово родителей: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4)» [Тихон Задонский 2009: 299].

О роли православия в семейной жизни русского народа К.Д. Ушинский свидетельствует: «Всякий, получивший чисто русское воспитание, непременно отыщет в душе своей глубокие, неизгладимые впечатления множества церковных песен и священнодействий, службы великого поста и страстной недели, встречи светлого

праздника, рождества, крещения и всех тех годичных церковных торжеств и служб, которые составляют эпохи в годовой жизни каждого чисто русского семейства» [Ушинский 1948: Т. 2: 476]

К.Д. Ушинский считал, что духовно-нравственное воспитание должно начинаться с самых ранних лет ребёнка и главную роль в этом процессе должна играть мать. А для этого она должна быть истинной христианкой. «При этом тот живой и вечно живущий Образ, который передаёт нам Евангелие, должен жить в ней, в её чувстве, в её мыслях, в её привычках, а не оставаться зазубренными словами катехизиса и священной истории. Такая мать, если бы она даже и не учила своё дитя закону Божию, посеет в нём плодовитые семена христианской нравственности», и поэтому, «приступая практически к делу воспитания», она «должна твёрдо помнить, что вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ... которыми она должна руководствоваться при воспитании детей» [Ушинский 1948: Т. 3: 486]

Таким образом, вывод, который следует из теории и истории воспитания и образования, истории педагогической мысли, состоит в том, что духовно-нравственное воспитание не только необходимо, но и должно занимать в образовании приоритетное место.

История свидетельствует, что если духовно-нравственное воспитание теряет своё приоритетное значение в образовании или вовсе исчезает, и это является признаком того, что общество вошло в серьёзный духовно-нравственный кризис. И не важно, какая причина стала основой этого кризиса: отказ от традиционной веры, принятие иных религиозных практик или идеологических учений, исключающих духовное и нравственное воспитание; равнодушие и духовно-нравственная апатия; духовное и нравственное выгорание людей, расцвет аморализма и преступности.

При деградации духовной и нравственной сферы общества исчезает и духовно-нравственное воспитание, потому что его нельзя сделать на духовно-нравственных развалинах, нельзя сделать его и искусственно. И если общество не преодолевает духовно-нравственный кризис, в том числе и в образовании, где оно должно восстановить его во всей истинной полноте духовно-нравственное воспитание, то оно неизбежно гибнет. Но если общество имеет хотя бы какой-то запас духовной и нравственной прочности, если в нём есть ещё хотя бы какой-то жизненный потенциал, если в нем еще «работает» духовно-нравственный иммунитет, то оно обязано создавать и развивать полноценную систему духовно-нравственного воспитания в системе образования. И оно должно быть приоритетным, базовым и определяющим во всём воспитании и образовании, и прежде всего в дошкольном.

Приоритетная организация целостной системы духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника объясняется тем, что дошкольный этап жизни человека - это самый сензитивный этап в его жизни. Именно здесь закладываются и формируются все базовые характеристики человека - его сознание и самосознание, мировоззрение, чувства и отношение к миру, поведение, все его базовые сферы: познавательная, речевая и др. Именно в дошкольном возрасте происходит становление и дальнейшее развитие личности человека. Поэтому упущения в духовно-нравственном развитии ребенка в этом возрасте почти нельзя наверстать и компенсировать в более позднее время. Вот почему надо с исключительным вниманием и заботой подойти к созданию системы духовно-нравственного воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте.

Следует сказать, что в настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества телесного, психического и духовного здоровья детей.

Ещё большую обеспокоенность вызывает психическое состояние современных детей. Здесь особую опасность представляют новые электронные системы информации, нередко несущие злое, а то и разрушительное содержание, усиливая социальное неблагополучие общества и особенно семей.

Развитие современной цивилизации оставляет все меньше места духовной культуре и духовному развитию человека. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная внешняя среда, и особенно агрессивная информационная среда, подавляет развитие духовных качеств ребенка, определяющих человеческую сущность: способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию, к доверию и открытости к Богу, к обществу и другому человеку.

Духовно-нравственные болезни современного общества оборачиваются неблагополучием для психического, нравственного и духовного развития многих детей. И поэтому, к сожалению, остается всё меньшее количество психически и духовно здоровых и сильных детей. В этой ситуации крайнюю опасность представляет откровенное, а нередко целенаправленное разрушение духовности и нравственности, наблюдающееся в современном обществе.

При этом, может быть, самым тревожным фактором является то, что если об ухудшении телесного и даже психического состояния отдельных людей и всего человечества, их экономическом неблагополучии, социальных опасностях говорится, то духовно-нравственные риски, угрозы и болезни (кроме явных патологий) даже не замечаются. Более того, сегодня все чаще за норму выдаются всякого рода духовные и нравственные отклонения и патологии.

Искажения в духовно-нравственном развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, начинает постигаться духовная и нравственная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, когда его мировоззрение заполняется суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных нередко в атеизме и мистике взрослых, ребенок-дошкольник фактически обречён на искажённое духовно-нравственное развитие.

Внутреннее стремление души каждого человека к нормальному нравственному и духовному развитию не находит необходимого содержания должных условий в российских образовательных учреждениях, а часто и в семье, что нередко ведёт нашу молодежь к духовному и нравственному угасанию, а подчас уводит и в разные псевдорелигиозные секты, а чаще всего в неблагоприятное информационно-электронное пространство. Неполноценное, а то и искаженное духовно-нравственное развитие ребенка, в свою очередь, является причиной деформаций его социального развития [Невярович 1999: 21].

Таким образом, правильное духовно-нравственное развитие человека в наше время затруднено целым рядом обстоятельств, начиная с непонимания опасности духовно-нравственного неблагополучия и заканчивая растлевающим действием средств массовой информации: нельзя не видеть, сколь много усилий прилагается ими для разрушения традиционной духовности и нравственности.

Не способствует успеху полноценного воспитания и то, что пока почти нет системы целостного и углубленного знакомства педагогов с отечественной духовной культурой. Более того, подчас у них формируются псевдорелигиозные и оккультные представления.

Все это, а также мировоззренческая дезориентация педагогов наносит ущерб духовно-нравственному развитию детей и дискредитирует саму идею и практику духовно-нравственного воспитания. Поэтому нередко в детских садах полностью отказываются от духовно-нравственного воспитания, что имеет самые отрицательные последствия для нормального духовно-нравственного развития ребенка, потому что нормально духовно и нравственно человек может развиваться только в условиях правильного воспитании, а его-то как раз нередко нет ни в семье, ни в детском саду, то есть в тех институтах, где прежде всего идет и где только и может идти нормальное духовно-нравственное развитие ребёнка. А между тем преодоление духовно-нравственного кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно духовной личности, нравственного гражданина возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

Наша уверенность в положительных результатах организации духовно-нравственного воспитания на основе традиционных ценностей исходит из того, что российское воспитание в различные периоды своей истории достигало высоких результатов в формировании духовности и нравственности человека тогда, когда оно опиралось на традиционную духовную культуру Руси и России - православие, когда оно было органично связано с традиционной народной культурой. И сегодня в нашем обществе и на всех уровнях идёт возрождение духовно-нравственной жизни, духовно-нравственного воспитания. На уровне семьи духовно-нравственное воспитание восстанавливается вместе с возрождением православной семьи, переходом семьи на традиционные семейные ценности, традиционный уклад жизни; на уровне общества и социальных сфер - с возрождением их духовно-нравственной основы, возрастанием значимости духовно-нравственных факторов в жизни общества и всех социальных сфер - от армии до культуры; в образовании - с воссозданием целостной системы духовно-нравственного воспитания, включающей в себя преподавание духовно-нравственной культуры в общеобразовательной школе, теологии - в вузах, введение традиционных ценностей во все учебные дисциплины и все виды воспитания, внеклассную и внешкольную работу, в систему дополнительного образования, в систему социально-педагогического и реабилитационно-педагогического служения и т.д.

Вместе с тем, представляя систему духовно-нравственного воспитания в целом, следует осознавать, что ее корневой системой, ее несущей конструкцией является системное изучение духовно-нравственной культуры, начиная с детского сада, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основы развития важнейших сфер человека, в том числе и духовно-нравственной. И отсюда следует, что в системе дошкольного образования должна быть создана, наряду с другими образовательными областями, особая область - духовно-нравственная, которая должна быть также целенаправленно и целостно организована, как и любая другая образовательная область: речевая, познавательная и др.

А для этого требуется, во-первых, глубокое теоретическое обоснование системы духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника, во-вторых, практическое создание современной, живой, традиционной системы духовно-нравственного воспитания, в-третьих, его интеграция в общее пространство дошкольного образования.

Решение этих задач серьёзно затруднено тем, что сегодня в нашей стране только начинается системное исследование духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка-дошкольника и только складывается его система. И соответственно, общий уровень теоретических разработок и само состояние системы духовно-нравственного воспитания пока таковы, что они не позволяют говорить о них как о чём-то

состоявшемся и обретшем характер аксиомы и доказанной истины. И поэтому нарушается незыблемое педагогическое правило: в воспитании могут иметь место только те истины, которые доказаны и подтверждены практикой.

И в этой ситуации, осознавая определённую степень педагогического риска введения новой образовательной области - духовно-нравственное развитие, следует считать необходимым и целесообразным предложить научному и педагогическому сообществу дошкольного образования продолжить совместный поиск истины, который идёт в нашей стране уже более двадцати лет. И это, с одной стороны, существенно ускорит разработку теории духовно-нравственного воспитания, а с другой - будет способствовать совершенствованию практики духовно-нравственного воспитания.

И крайне важно, с просчётом всех возможных рисков и опасностей, как можно скорее оформить новую образовательную область - духовно-нравственное развитие - в дошкольном образовании и создать нормально функционирующую целостную систему духовно-нравственного воспитания в государственных, муниципальных и частных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях российской традиционной духовно-нравственной культуры, отвечающую подлинным потребностям развития личности ребенка.

Необходимо также органично вписать духовно-нравственное воспитание во всю систему дошкольного образования - оно не должно быть изгоем среди других образовательных областей дошкольного образования, чем-то случайным, чем-то маргинальным, чем-то тем, что насильно навязано извне, чем-то тем, что в порядке исключения могут преподавать некоторые, редкие православные педагоги на периферии учебного времени детского сада. Напротив, оно должно быть таким же обычным направлением воспитания в детском саду, какими являются другие образовательные области.

При создании этой системы надо точно определить цели, задачи, содержание, технологии, социально-педагогические условия организации воспитательной деятельности детского сада, обеспечивающего оптимальное духовно-нравственное воспитание детей от 3 до 7 лет путём освоения традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей, включения детей в различные виды общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, телесных, психологических и духовных особенностей.

И как очень позитивный момент следует отметить, что как раз Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение этой цели. Согласно ФГОС ДО важнейшей задачей дошкольного образования является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

Конечно, решение этой задачи не может ограничиться чисто педагогическими рамками. Сама задача построения полноценной системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение полноты духовно-нравственной жизни современного российского общества, традиционных духовно-нравственных отношений между людьми, и особенно родителями и детьми, педагогами и детьми, родителями и педагогами. Это необходимо потому, что систему духовно-нравственного воспитания невозможно создать искусственно и на искусственных ценностях. Живы и по-настоящему развивают ребенка только те ценности, которые органично вырастают из всей многовековой жизни народа, из его духовно-нравственного и культурного базиса и которые являются духовной и нравственной основой жизни современного общества.

И только в этой ситуации возможно создание целостной системы духовно-нравственного воспитания в общей системе общего образования, в том числе и прежде всего - дошкольного.

Таким образом, важнейшей задачей российского общества, образования и психолого-педагогической науки должно стать построение новой образовательной области дошкольного образования - духовно-нравственное развитие, для чего у страны есть значительные исторические, практические и теоретические заделы.

Библиографический список

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983, Т. 4. С. 375-644.

Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. М.: Русский хронограф, 1999. 127 с.

Тихон Задонский, святитель. Сокровище духовное, от мира собираемое. Задонск: Издательство Задонского монастыря, 2009. 640 с.

Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. М.-Л., АПН РСФСР, 1948. Т. 2. С. 425-488.

Ушинский К.Д. О командировке за границу // Там же. Т. 3. С. 453-586.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, зарег. в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html (дата обращения: 21.12.2019).

Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Сибирская благозвонница, 2017.

494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.