Научная статья на тему 'О необходимости создания национального Агентства по безопасности пищевых продуктов в Республике Молдова'

О необходимости создания национального Агентства по безопасности пищевых продуктов в Республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РИСКОВ / КОМПЕТЕНТНЫЙ ОРГАН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / КОНЕЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОРМА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ / ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ / ПИЩЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОПЕРАТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БИЗНЕСА / КОНТРОЛЬНОЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Енчу В.З., Мелешко С.В.

Создание Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов выполняет требования предусмотренные в "Плане действий Республики Молдова по выполнению рекомендаций Европейской Комиссии по созданию Зоны Свободной Торговли Углубленной и Всеобъемлющей между Республикой Молдова и Европейским Союзом», утвержденной Постановлением Правительства №. 1125 от 14 декабря 2010. Закон о Создании Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов согласован с главами I и II Регламента (ЕС) № 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 года, устанавливающий общие принципы и требования пищевого законодательства и создания Европейского органа по безопасности пищевых продуктов и устанавливающий процедуры по вопросам безопасности пищевых продуктов, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза (L31 / 1 от 01.02.2002), и развивает принципы, изложенные в "Продовольственной стратегии по безопасности на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением правительства № 747 от 3 октября 2011 года. Общая цель данной стратегии заключается в применении основных принципов политики безопасности пищевых продуктов в пищевой цепи, включая производство кормов, здоровья животных и растений, благополучие животных, первичное производство, переработка пищевых продуктов, хранение, перевозка, реализация, импорт и экспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Енчу В.З., Мелешко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a Food Safety Agency contributes to fulfilling the requirements of the “Republic of Moldova Action Plan on the implementation of the recommendations of the European Commission to establish a Deep and Comprehensive Free Trade Zone between Moldova and the European Union", approved by Government Decision no. 1125 of 14 December 2010. Law no. 113 of 18.05.2012 on establishing principles and requirements of food safety legislation is harmonized with Chapters I and II of Regulation (EC) no. 178/2002 of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law and establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety published in the Official Journal of the European Union (L31 / 1 dated 01.02.2002), and develops principles outlined in the "Food Safety strategy for the years 2011-2015", approved by Government Decision 747 of 3 October 2011. The overall objective of this strategy is to apply the basic principles of food safety policy to the entire food chain, including feed production, animal and plant health, animal welfare, primary production, food processing, storage, transportation, sale and import and export.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания национального Агентства по безопасности пищевых продуктов в Республике Молдова»

УДК: 614,31 +619:614.31 (478)

Енчу В.З., к.вет.н., профессор, (valeriu.enciu@maia.gov.md ) © Мелешко С.В., аспирант, консультант (sofia.melesco@maia.gov.md )

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности,

Кишинев, Молдова

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ

МОЛДОВА

Создание Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов выполняет требования предусмотренные в "Плане действий Республики Молдова по выполнению рекомендаций Европейской Комиссии по созданию Зоны Свободной Торговли Углубленной и Всеобъемлющей между Республикой Молдова и Европейским Союзом», утвержденной Постановлением Правительства №. 1125 от 14 декабря 2010. Закон о Создании Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов согласован с главами I и II Регламента (ЕС) № 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 года, устанавливающий общие принципы и требования пищевого законодательства и создания Европейского органа по безопасности пищевых продуктов и устанавливающий процедуры по вопросам безопасности пищевых продуктов, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза (L31 / 1 от 01.02.2002), и развивает принципы, изложенные в "Продовольственной стратегии по безопасности на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением правительства № 747 от 3 октября 2011 года. Общая цель данной стратегии заключается в применении основных принципов политики безопасности пищевых продуктов в пищевой цепи, включая производство кормов, здоровья животных и растений, благополучие животных, первичное производство, переработка пищевых продуктов, хранение, перевозка, реализация, импорт и экспорт.

Ключевые слова: анализ рисков, компетентный орган, продовольственный бизнес, конечный потребитель, официальный контроль, корма для животных, пищевая цепь, пищевое законодательство, оператор продовольственного бизнеса, контрольной орган.

Введение. Безопасность пищевых продуктов и защита интересов потребителей представляет всё более актуальный интерес для широкой общественности, некоммерческих организаций, профессиональных ассоциаций, международных торговых партнеров и торговых организаций (Brada{an Gh., Enciu V. 2007). Необходимо принять меры для открытой и прозрачной реализации продовольственного законодательства для обеспечения доверия потребителей и торговых партнеров, в том числе мер, принятых органами государственной власти информировать население о тех случаях, когда имеются достаточные основания подозревать, что пища представляет риск для здоровья (Food Safety Enhancement Program - HACCP. Implementation Manual.

© Енчу B.3., Мелешко C.B., 2012

285

Camelot Drive, Nepean, Ontario, Canada, 1996; www.codexalimentarius.com ). В соответствии с выше изложенным был разработан Закон № 113 от 18.05.2012 об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов.

Данный Закон согласован с главами I и II Регламента (ЕС) № 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 года, устанавливающий общие принципы и требования пищевого законодательства и создания Европейского органа по безопасности пищевых продуктов и устанавливающий процедуры по вопросам безопасности пищевых продуктов, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза (L31 / 1 от 01.02.2002), и развивает принципы, изложенные в "Продовольственную стратегию по безопасность на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением правительства 747 от 3 октября 2011 года (Enciu V.,§i alfii. 2011) .

Концепция создания Агентства была разработана в соответствии с Постановлением Правительства № 1125 от 14.12.2010 об утверждении Плана действий Республики Молдова по внедрению рекомендаций Европейской комиссии по созданию Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Республикой Молдова и Европейским Союзом и Программой стабилизации и восстановления Республики Молдова на 2009-2011 годы, утвержденная Постановлением Правительства № 790 от 12.01.2009 (http:// europa.eu.int/eur-lex/en/index.html- UniuneaEuropeanä (legislate)).

Положения данного закона, устанавливают общие принципы, регулирующие области пищевых продуктов и кормов в целом и их безопасности, особенно на территории Республики Молдова. Этот закон применяется по всей пищевой цепи.

Согласно положениям Главы III Закона № 113 от 18.05.2012 об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов устанавливает создание Национального Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов (далее - Агентство), общей целью которого будет применять основные принципы политики и безопасности пищевых продуктов по всей пищевой цепи, включая производство кормов, здоровья животных и растений, благополучия животных, первичной продукции, переработка пищевых продуктов, хранение, перевозка, реализация, импорт и экспорт. Агентство будет в подчинении Министерства Сельского Хозяйства и Пищевой Промышленности (центральным отраслевым органом в области безопасности пищевых продуктов и кормов). Контроль пищевой цепи будут делегированы Министерством Сельского Хозяйства и Пищевой Промышленности Национальному Агентству по Безопасности Пищевых Продуктов в качестве компетентного органа.

Материалы и методы. Для разработки Закона № 113 от 18.05.2012 об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов был проведён глубокий анализ статистических данных Министерства Сельского Хозяйства и Пищевой Промышленности в отношении сельскохозяйственной продукции, продукции животноводства, растениеводства, индексов пищевой промышленности в течение 2009-2011 годов. Был проведен анализ законодательных и нормативных актов Республики Молдова, который показал, что основные

286

законы для обеспечения безопасности качества пищевых продуктов и кормов представлен рядом нормативных актов, разработанных отдельными государственными учреждениями, с разрозненным и фрагментарным характером, и не могут служить основой для достижения главной цели -создания и развития единой системы безопасности пищевых продуктов.

Регулирование политики безопасности пищевых продуктов в Республике Молдова на 2011-2015 годы основано на положениях Регламента ЕС № 178/2002 и других законодательных и нормативных актов ЕС, которые являются согласованными с национальным законодательством, регулирующим четкую юрисдикцию функционирования операторов пищевого бизнеса по безопасности пищевых продуктов и пищевой цели, чтобы устранить любые дублирования сфер компетенции.

Результаты и обсуждение. В целях достижения высокого уровня защиты общественного здоровья и интересов потребителей в отношении безопасности пищевых продуктов, гармонизации законодательной базы и всех положений, касающихся безопасности пищевых продуктов, обеспечения безопасности пищевых продуктов и высокой степени прослеживаемости на всех этапах продовольственной цепочки, увеличения обмена товарами, устранения дублирования функций контроля и надзора, а также существенного снижения финансовой нагрузки на хозяйствующих субъектах учреждается Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (далее - Агентство) (Legea 113 din 18.05.2012).

Главной задачей Агентства является применение основного принципа политики в области безопасности пищевых продуктов - «от фермы до потребителя» на всех этапах продовольственной цепочки, включая производство кормов, здоровье животных и растений, благополучие животных, первичное производство, переработку пищевых продуктов, хранение, перевозку, продажу, а также их импорт и экспорт. Таким образом, создается правовая основа принципов и обязанностей в области безопасности пищевых продуктов на протяжении всей продовольственной цепочки, их соблюдения предпринимателями, занимающимися производством, переработкой, хранением, перевозкой, сбытом и продажей пищевых продуктов и кормов для животных, гарантируется, что они безопасны для конечного потребителя и не представляют риска для их здоровья.

К главным направлениям деятельности и компетенции Агентства относятся:

а. прослеживаемость животных и продуктов питания;

б. благополучие животных;

в. ветеринарно-санитарный контроль;

г. семенной контроль;

д. контроль животных;

е. идентификация, регистрация и движение животных;

ж. защита растений и фитосанитарный карантин;

з. биологическая, химическая и физическая безопасность пищевых продуктов животного и растительного происхождения;

и. здоровье животных, инфекционные болезни животных, зоонозы и зоонозные агенты;

287

к. надзор и контроль за производством, импортом, продажей, использованием и хранением средств фитосанитарного назначения и средств, повышающих плодородие почвы; л. надзор и контроль за остатками пестицидов, средств, повышающих плодородие почвы, ветеринарных препаратов и других загрязнителей; м. надзор и контроль за импортом, производством, продажей и

использованием ветеринарных препаратов; н. надзор и контроль за производством продовольственных товаров и

гигиеной на предприятиях продовольственного сектора; о. надзор и контроль за производством кормов для животных и лекарственных кормов, за гигиеной на предприятиях кормового сектора;

п. надзор и контроль за использованием генетически

модифицированных организмов (ГМО); р. надзор за качеством первичной продукции, продовольственных товаров и кормов для животных. Агентство подведомственно Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Подлежащие утверждению Правительством структура, организация и функции Агентства будут определяться установленными настоящим законом компетенциями в области оценки рисков, информирования о них, управления рисками по всем аспектам безопасности и качества пищевых продуктов на протяжении всей продовольственной цепочки. Агентство может передать отдельные свои полномочия или их части другим органам власти, если это необходимо для реализации целей настоящего закона.

Таким образом, специалисты из Министерства Сельского Хозяйства и Пищевой Промышленности, после анализа текущих исследований в области продовольственной безопасности, перспектив укрепления правовых и управленческих структур разработали Закон № 113 от 18.05.2012 об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов, согласно которому будет создано Национального Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов и обязанностей будет отдел координации надзора и контроля всей пищевой цепи «от фермы до вилки».

Новая структура будет иметь три главных генеральных управления и три управления, с общим количеством сотрудников 1486 человек, по следующей схеме:

- Генеральное Санитарно-Ветеринарнарное управление и по безопасности продуктов питания животного происхождения;

- Генеральное Фитосанитарная управление по безопасности продуктов питания неживотного происхождения;

- Генеральное управление по контролю качества пищевых продуктов;

- Управления Координация лаборатории;

- Управление международной торговли и контроля на таможне;

- Управление администрирования.

288

Чтобы создать новые структуры для интегрированной продовольственной безопасности, персонал блока управления будут взяты из существующих структур, таких как:

- Санитарно-ветеринарное агентство по безопасности продуктов питания животного происхождения;

- Главная инспекция по фитосанитарному надзору и семенному контролю;

- Национальный центр общественного здравоохранения;

- Управления по координация ветеринарных и фитосанитарных таможенных постов.

Учитывая вышеизложенное, создание новой структуры управления интегрированной цепи питания не влечет за собой создание новых единиц персонала и не требует дополнительных бюджетных затрат. Для достижения конкретных целей, необходимы следующие действия:

а. повышение уровня защиты здоровья человека при употреблении в пищу безопасных продуктов питания, защиты здоровья животных и защиты растений;

б. повышение экспортного потенциала молдавской сельскохозяйственной продукции на рынки высокого значения, а именно те из государств-членов Европейского Союза, США и так далее;

в. защита территории Республики Молдова против введения заболеваний и специфических патогенных агентов высокой контагиозности для животных и растений за счет увеличения санитарных и фитосанитарных мер пограничного контроля;

г. повышение квалификации специалистов в области ветеринарной медицины и фитосанитарного надзора;

д. модернизация и реструктуризация предприятий по производству пищевых продуктов животного происхождения и запрещать те виды деятельности, которые не соответствуют общим санитарно-гигиеническим условиям, установленных законом;

е. продолжение гармонизации национального законодательства с положениями законодательства Сообщества по безопасности пищевых продуктов.

ж. заключение соглашений о сотрудничестве между Республикой Молдова и третьими странами по осуществлению торговой деятельности с продуктами питания, живыми животными и продукты неживотного происхождения;

з. повышение эффективности официального контроля в ветеринарной и фитосанитарной областях;

и. улучшение системы обеспечения качества в целях безопасности пищевых продуктов (анализ рисков и экономического анализа).

к. разработка системы сертификации для экспорта и внутреннего размещения пищевых продуктов;

л. системы лабораторий со ссылкой реферативные функций;

м. совершенствование мер надзора и контроля, включая инспектирование и мониторинг, для пищевых продуктов животного и растительного происхождения и благосостояния животных;

289

н. разработка систем управления на пограничных инспекционных пунктах (БИП);

о. полностью выполнить требования Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) о применении санитарных и фитосанитарных мер (СФС) и Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ); п. оценка системы управления за токсикологическим загрязнением продуктов в соответствии с требованиями ЕС и международными нормами;

р. анализ оценки риска по загрязнению пищевых продуктов остатками лекарственных веществ, пестицидами и другими загрязняющими веществами, чтобы определить, какие меры должны быть приняты; с. разработка и согласование национального плана мониторинга за остатками в живых животных, растениях и пищи.

Решение этих задач приведёт к снятию технических и правовых барьеров для экспорта на рынки, как традиционных, так и новых, работают над получением эквивалентности и взаимного признания. Реализация данного закона должна осуществляться постепенно с повышением ответственности производителя и создания системы управления и контроля должны быть полностью реализованы к концу 2015 года. Выводы.

1. Для обеспечения безопасности пищевых продуктов и кормов необходимо учитывать все аспекты цепи производства продуктов питания как постоянный процесс, от первичного производства и производства кормов и заканчивая продажей или поставкой продовольствия для потребителей, потому что каждый элемент может иметь потенциальное влияние на безопасность пищевых продуктов, таких как страхование животных и растений, использование ветеринарных лекарственных препаратов и средств защиты растений и т. д., оценки рисков этих продуктов. В этом контексте мы должны рассмотреть и другие практики и ведения сельскохозяйственного производства на уровне первичного производства и их возможного влияния на общую безопасность пищевых продуктов.

2. После вступления в силу Закона 113 от 18.05.2012 об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов и создания Национального Агентства по Безопасности Пищевых Продуктов ситуация в области будет улучшена. Поменяется институциональное и правовое поле . Изменения должны быть внесены в ряд законодательных актов, таких как Закон № 78-ХУ от 18 марта 2004 года о продуктах питания, Закон № 221 от 19.10.2007 о санитарно-ветеринарной деятельности, Закона № 10 из 03.02.2009 о государственном надзоре за общественным здоровьем и другие, направленные на приведение правовой системы и в соответствии со всеми положениями предлагаемого закона, который будет обеспечивать безопасность пищевых продуктов, высокую степень прослеживаемости на всех уровнях пищевой цепи, расширение обмена товарами, позволит устранить дублирование функций по контролю и надзору, а также существенно снизит финансовую нагрузку на экономических агентов.

290

Библиография

1. Brada|an Gh., Enciu V., Norme refernjiale utilízate pentru garantarea siguranjei alimentelor. §tiin|a Agrícola, nr. 1, 2007, Chi§inau, p. 71-74.

2. Enciu V., Porcescu G., Bularga I., Macari V., Stategia in domeniul siguranjei alimentelor - actualita|i §i perspective // §tiin|a Agrícola, nr.2/2011. p.80-84

3. Lobcenco V., Enciu V., Erhan D. §i al. Implementarea sistemului HACCP - garande a calita|ii §i securita|ii alimentare. Ecologia. Evolu|ia §i ocrotirea diversita|ii regnului animal §i vegetal. A§M, Chi§inau, 2003 p. 151 -154.

4. Food Safety Enhancement Program - HACCP. Implementation Manual. Camelot Drive, Nepean, Ontario, Canada, 1996.

5. HACCP: The Hazard Analysis and Critical Point System in the Meat and Poultry Industry.Washington, D.c., 1994.

6. http:// europa.eu.int/eur-lex/en/index.html - Uniunea Europeana (legislate).

7. http:// www.efsa.eu - Autoritatea europeana de siguranja alimentara.

8. http:// www.codexalimentarius.com - Codex Alimentarius CAC/RCP 11969, Rev-2003. -Code d'usages international recommande-principes g n r aux d'hygicne alimentaire.

9. http:// www.food-care.info -International Food Standard (IFS).

10. http:// www.iso.org - Organizaba international a de standartizare (ISO).

Summary

Creating a Food Safety Agency contributes to fulfilling the requirements of the "Republic of Moldova Action Plan on the implementation of the recommendations of the European Commission to establish a Deep and Comprehensive Free Trade Zone between Moldova and the European Union", approved by Government Decision no. 1125 of 14 December 2010.

Law no. 113 of 18.05.2012 on establishing principles and requirements of food safety legislation is harmonized with Chapters I and II of Regulation (EC) no. 178/2002 of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law and establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety published in the Official Journal of the European Union (L31 / 1 dated 01.02.2002), and develops principles outlined in the "Food Safety strategy for the years 2011-2015", approved by Government Decision 747 of 3 October 2011. The overall objective of this strategy is to apply the basic principles of food safety policy to the entire food chain, including feed production, animal and plant health, animal welfare, primary production, food processing, storage, transportation, sale and import and export.

Рецензент - к.вет.н., професор Козак М.В.

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.