Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом'

О необходимости совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ / ФАКТОРЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ / БАЛАЛАЛАР САЛ АУРУЫ / қАЛПЫНА КЕЛТіРУ ЕМі / АУРУШЫЛДЫқ ФАКТОРЛАРЫ / REHABILITATION / CEREBRAL PALSY / REGENERATIVE TREATMENT / DISEASE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдикадыр М., Кульжанов М.А., Айтманбетова А.А., Нурбакыт А.Н.

Научно-информационный поиск и изучение актуальности проблемы указывает на необходимость совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдикадыр М., Кульжанов М.А., Айтманбетова А.А., Нурбакыт А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NEED FOR IMPROVEMENT OF ORGANIZING REHABILITATION AID TO CHILDRENWITH CEREBRAL PARALISM

Scientific-informational search and the study of the relevance of the problem on the basis of improving the organization of rehabilitation care for children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом»

ЮеиЫ1к ХажМММ №4-2018

УДК 616-75-4.575

М. Абдикадыр, М.А. Кульжанов, А.А. Айтманбетова, А.Н. Нурбакыт

КМУ «ВШОЗ»

2 Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Научно-информационный поиск и изучение актуальности проблемы указывает на необходимость совершенствования организации реабилитационной помощи детям с церебральным параличом. Ключевые слова: реабилитация, детский церебральный паралич, восстанавливающее лечение, факторы заболевания

Актуальность темы. Детский церебральный паралич - это нарушение движений и положения тела, обусловленное поражением мозга, общее название симптомов, обусловленных пороком развития или повреждением части головного мозга, отвечающей за движение и положение тела. Состояние не прогрессирует, хотя симптомы становятся более выраженными по мере развития ребенка [1].

Первое клиническое описание заболевания сделано В.Литтлем в 1853г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезньюЛиттля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду, который в 1893г. предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей [2]. Диордиев А.В. отметил, что церебральный паралич является одной из основных причин детской инвалидности. Рост численности больных во многих странах мира связан с выхаживанием маловесных детей (от 500г) и совершенствованием методов реабилитации, что приводит к достоверному увеличению продолжительности жизни и числа больных с церебральным параличом [3]. По данным С.Ф.Курдыбайло (2010), в настоящее время в РФ распространенность ДЦП достигает 9 случаев на 1000 детей, что примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель в европейских странах (4-5 случаев на 1000); в Швеции и Австралии ДЦП регистрируется на уровне 2,3 случая на 1000 детей. А по данным Диордиева А.В. распространенность

церебрального паралича в развитых странах составляет 1-2,5 больного на 1000 младенцев. В России, по данным Минздравсоцразвития РФ, в 2010г. насчитывалось более 85 тыс. детей, больных ЦП [4].

Причины развития детского церебрального паралича разнообразны. Наибольшее значение имеет воздействие на плод вредных факторов в период беременности и родов. К таким факторам относят различные нарушения

здоровья матери (эндокринные, инфекционные болезни), вредные привычки и т.д. Токсическое действие на плод оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйственного производства.

Еще причиной ДЦП является поражение головного мозга ребенка, а основные проявления болезни - нарушения двигательной активности с преимущественным поражением мышечной сферы в виде гипертонуса (повышенный тонус), гипотонуса (пониженный тонус), могут возникнуть гиперкинезы. Больные ДЦП, начавшие ходить до достижения 2 лет, чаще имеют нормальный или пограничный Щ. В целом, чем выраженнее двигательный дефект, тем грубее нарушения интеллекта; однако из этой тенденции наблюдаются исключения. Свыше 90% младенцев с ДЦП доживают до взрослых лет. Полностью обездвиженные дети с выраженной умственной отсталостью, поучающие питание через зонд, не доживают до 5-летнего возраста

[5].

В систематическом обзоре S. Msintyreи соавт.(2013), посвященном факторам риска ДЦП у доношенных детей в развитых странах, представлены не менее 10 факторов риска (некоторые являются потенциально судороги, респираторный дистресс - синдром, гипогликемия, а также неонатальные инфекции. Научно-информационный поиск и изучение актуальности определило целью

исследовательской работы -

совершенствование организации

реабилитационной помощи детям с

церебральным параличомна основе изучения их качества жизни и разработку мероприятий по восстановлению и укреплению их здоровья. По материалам научных данных, проблема детского церебрального паралича постоянно находится в орбите внимания различных специалистов (невропатологов, ортопедов, врачей и методистов лечебной физкультуры и др.), так как именно в первые годы жизни у детей формируется основной фонд

Вестник Ка^ЖМУ №4-2018

поведенческих навыков на фоне отсутствия социальной значимости этих навыков. А неравномерное созревание различных отделов нервной системы зачастую делает лечебно-восстановительный процесс весьма нелегким. Поэтому реабилитация детей с церебральным параличом - весьма сложный, трудоемкий процесс, она требует своевременного подхода и различных форм воздействия, так как именно в первые годы жизни развитие двигательных функций находится в прямой зависимости от компенсаторных возможностей мозга. В свою очередь, лечебно-педагогический процесс для этих детей длителен по времени, он начинается практически со дня рождения и продолжается всю жизнь.

По данным В.О.Кузьмина проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности является в настоящее время особо актуальной, так как количество детей с нарушениями психического и физического развития растет с каждым годом. В качестве ограничения жизнедеятельности ребенка - инвалида выступает полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно

передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [6]. Термин «церебральный паралич» не отражает многообразия и сущности имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, однако их объединение в нозологическую группу позволяет планировать

организационные мероприятия, направленные на раннюю диагностику и лечение детского церебрального паралича (ДЦП). Данные о распространенности церебрального паралича (ДЦП) малочисленны и противоречивы. Некоторые авторы отмечают тенденцию к снижению заболеваемости за счет улучшения акушерской техники, профилактики и лечебных мероприятий.

Коррекциядвигательных нарушений при детском церебральном параличе струдом поддается реабилитации традиционными видами лечения. Одним из решений этой проблемы является внедрение в комплексную реабилитацию технологий биологически-обратной связи (БОС), в частности статокинезотерапии. Статокинезотерапия в комплексную реабилитацию детей с ДЦП позволяет достичь значительных улучшений не только в двигательной сфере, но и улучшить познавательные функции, как результат взаимодействия при удержании равновесия вестибулярного и зрительного анализаторов, суставно-мышечной проприорецепции и высших отделов ЦНС [7].

В современных условиях отмечается увеличение случаев рождения детей с врожденными нарушениями центральной нервной системы, обусловливающими тяжелые отклонения в психическом и физическом развитии и последующую инвалидизацию. В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от 30% до 70%) занимает детский церебральный паралич (ДЦП). В развитых странах его частота составляет 2,5 - 5,9 случаев на 1000 родившихся. При этом одни авторы отмечают тенденцию к снижению данной патологии за счет улучшения акушерской помощи, лечебных мероприятий и профилактики осложнений, а другие считают, что на протяжении ряда лет частота ДЦП остается стабильной, что, вероятно, связано с поражением нервной системы

преимущественно в пренатальном периоде [8]. Особо сложная проблема - дети со множественными нарушениями церебральной природы. Речь идет о детях, имеющих значительные трудности:

- с дыханием;

- с приемом пищи;

- с пищеварением.

Кроме того, такие дети обладают лишь незначительными двигательными

возможностями. Их реакции на движение и способность переживать пассивные

перемещения также ограничены.Часто они страдают от повышенной или пониженной тактильной чувствительности

(чувствительностью по отношению к тактильным раздражителям), которая проявляется в диапазоне от апатии и полной невосприимчивости к тактильному

воздействию до чрезмерной возбудимости. По этой причине дети с тяжелыми и множественными нарушениями совсем не переносят или могут переносить лишь очень осторожные изменения положения

собственного тела.

Приобретая вспомогательные приспособления и оборудование для детей с тяжелыми и множественными нарушениями церебральной природы, важно наряду с чашеобразными сиденьями и специальным креслом подобрать средства, способствующие поддержанию нормальных поз и осуществлению движений, которые будут давать ребенку ощущение безопасности и уверенности в стабильности положения и поддерживать его любую, даже незначительную самостоятельную активность. Изучение эмоционального состояния, вегетативной регуляции, обменных процессов у детей раннего возраста является неотъемлемой частью оценки психосоматического статуса ребенка, необходимой для объективного суждения об уровне его здоровья.

Vestnik KazNMU №4-2018

В настоящее время существует множество различных направлений в лечении ДЦП. Их можно условно разделить на несколько групп:

1. Различные виды массажа и лечебной физкультуры: методики Бобата, Линденмана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Бортзельда, императивно-коррегирующая гимнастика Блюма, массаж с надувными предметами Польского, занятия в костюмах «Адели», «Гравистат», иппотерапия и другие методики (всего около 25);

2. Оперативные методы лечения: подрезание сухожилий, поэтапное гипсование; введение препаратов ботулотоксина и стволовых клеток; обкалывание различными фармакологическими препаратами; использование ортопедических приспособлений.

3. Различные физиотерапевтические процедуры: баротерапия, криотерапия, кинезиотерапия, электростимуляция мыщц, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, кислородотерапия и т.д.

4. Различные методики логопедической и психологической коррекции, музыкальная терапия, цветотерапия, образовательное воздействие, трудотерапия.

Для детей с ДЦП, имеющих речевые нарушения, разработаны специальные образовательные программы. Из различных педагогических приемов реабилитации наиболее оптимальным является логоритмика. Занятия в игровой музыкальной манере с детьми дают наиболее выраженный эффект запоминания и воспроизведения при обучении детей с ДЦП, прошедших базовую терапию. Особенно выраженный положительный эффект дает логоритмика по так называемой «размытой педагогической программе» [9]. Реабилитация - система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудится в обычной среде. Волокитин А.С. с со авторами впервые провели сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей в возрасте 8-10 лет с детским церебральным параличом в период реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают подвижность в суставах, при этом эффективность иппотерапии превосходит действие классического массажа и лечебной гимнастики. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве

корригирующего средства воздействия на организм детей со спастическими формами детского церебральногопаралича. Е.Л. Солодова включила в программу физической реабилитации больных с ДЦП лечебную гимнастику, массаж, механотерапию, функциональное биоуправление, эрготерапию, доказав эффективность предложенного ею комплекса услуг, но только для детей дошкольного возраста. А.В. Дерябин с А.М. Ненько предлагают проведение занятий на тренажере - функциональном велоустройстве в сочетании с грязелечением,

гидрокинезотерапией, игло-

лазерорефлексотерапией, ЛФК, массажем и с занятиями педагога-корректора, но только для детей со спастической диплегией средней степени тяжести, в возрасте от 3-х до 5 лет. Одним из наиболее перспективных методов лечения спастики является

химическаяденервацияспастичных мышц. Ранее с этой целью применялись инъекции фенола или алкоголя в мышцы или нервные стволы. Некоторыми авторами предлагается метод искусственной локальной гипотермии, приводящего к снижению патологически высокого мышечного тонуса. Каждое из указанных направлений решает соответствующие задачи, которые определяют общую стратегию психолого-педагогической помощи детям с двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра. По мнению ряда специалистов, пение - это средство логопедической коррекции в реабилитации речи детей с ДЦП, на что ранее указывали и другие авторы. Музыка развивает эмоциональную сферу, а также является средством активизации умственных

способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности [10]. Музыка - это эмоции, ритм, а ритм - это такой компонент музыки, который наиболее натурально отражен в движении. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность нравится детям и ее можно с успехом использовать для стимуляции их психомоторного развития.

О лечебных свойствах верховой езды было известно еще со времен Гиппократа, который утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. В последующем Дени Дидро писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Французский врач Перрон в конце XIX столетия научно обосновал воздействия иппотерапии на организм.

Вестник Ка^ЖМУ №4-2018

шз

Вывод. Установлено, что эффективность реабилитации детей с ДЦП зависит от их реабилитационного потенциала, на который

выявление наиболее часто встречающихся нарушении соматического здоровья, физического развития, особенностей функциональной деятельностью организма детей раннего возраста с ДЦП для повышения реабилитационного потенциала и

эффективности комплексной реабилитации.

значительное

влияния

оказывают

сопутствующая соматическая патология, эмоциональное состояние, вегетативная регуляция. В связи с этим необходимо

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 П.Абрахамс. Энциклопедия детского здоровья от рождения до подросткового возраста. - М.: 2017. -167 с..

2 Ф.А. Юнусов, А.П. Ефимов. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами. Практическое руководство. - М.: 2015. - 143 с.

3 Диордиев А.В. Регионарная анестезия у детей с церебральным параличом / / Регионарная анестезия в педиатрии. - СПб.: Синтез Бук, 2011. - С. 255-286.

4 А.В. Диордиев, В.Л. Айзенберг Коррекция гемодинамики у детей с церебральным параличом, оперированных в условиях общей и комбинированной эпидуральной анестезии / / Анестезиология и реаниматология. - 2012. - №1. - С.10-13.

5 Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2007. - 239 с.

6 В.О. Кузьмина Арт.-Терапия в реабилитации детей с церебральным параличом. - СПб.: 2015. - 274 с.

7 Б.М. Арысбаева. Причины и диагностика детского церебрального паралича у детей // Вестник ОЩФА. - 2011. - №1(52). - С. 83-84.

8 Т.С. Джаниева Региональная модель службы психолого-педагогической помощи детям с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра в Республике Казахстан // Международной сотрудничество, специальное образование. - 2014. - №4. - С. 97-111.

9 Л.Л.Васильевна Инновационные технологии лечения ДЦП в медицинском центре «CORTEX». - М.:

10 Мухина С.Н. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития // Детская и подростковая реабилитация.- 2008. - №1(10). - С. 42-47.

ty^h: Мэселеншщ езектыт мен гылыми-акпараттык; iзденiс балалалар сал ауруына реабилитациялык; кемект уйымдастырудыц кажетлпн керсетедь

TY^H4i сездер: реабилитация, балалалар сал ауруы, калпына кел^ру ем^ аурушылдык; факторлары

1M.Abdikadir,1M.H.Kulzhanov, 2A.A.Aitmanbetova,2A.N.Nurbakyt

TKMU «Kazakhstan Graduate School of Public Health» 2 Asfendiyarov Kazakh National medical university

ABOUT THE NEED FOR IMPROVEMENT OF ORGANIZING REHABILITATION AID TO CHILDRENWITH CEREBRAL PARALISM

Resume: Scientific-informational search and the study of the relevance of the problem on the basis of improving the organization of rehabilitation care for children with cerebral palsy. Keywords: rehabilitation, cerebral palsy, regenerative treatment, disease factors

2017. - 61 с.

1М.Абдикадыр,1М.К.Кульжанов, 2А.А.Айтманбетова,2А.Н.Нурбакыт

1КМУ «ЖКДСМ»

2 С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац УлттыцмедицинаyHueepcumemi

БАЛАЛАР САЛ АУРУЫ КЕЗ1НДЕГ1 РЕАБИЛИТАЦИЯЛЫК К6МЕКТ1 ЖЕТ1ЛД1РУДЩ

6ЗЕКТ1Л1Г1 Ж6Н1НДЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.