Научная статья на тему 'О необходимости реформирования досудебного производства в уголовном процессе РФ'

О необходимости реформирования досудебного производства в уголовном процессе РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махов В. Н.

В статье приведены данные о кризисе в досудебном производстве уголовного процесса РФ; предлагаются изменения и дополнения в УПК в целях его преодоления: превращение начальной стадии уголовного процесса в дознание, а следователя вывести из представителей стороны обвинения; возложить функцию уголовного преследования на прокуроров (следователей) Следственного комитета Генеральной прокуратуры РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NECESSITY OF REFORMING OF PRE-TRIAL INVESTIGATION IN THE CRIMINAL PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the data on crisis in pre-judicial manufacture of criminal trial of the Russian Federation are resulted; changes and additions in the criminal remedial code with a view of its overcoming are offered: transformation of an initial stage of criminal trial into inquiry, and the inspector to remove from representatives of the side of accusation; to assign function of criminal prosecution to public prosecutors on the investigation committee of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О необходимости реформирования досудебного производства в уголовном процессе РФ»

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РФ

В.Н. Махов

Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье приведены данные о кризисе в досудебном производстве уголовного процесса РФ; предлагаются изменения и дополнения в УПК в целях его преодоления: превращение начальной стадии уголовного процесса в дознание, а следователя вывести из представителей стороны обвинения; возложить функцию уголовного преследования на прокуроров (следователей) Следственного комитета Генеральной прокуратуры РФ.

Досудебное производство в уголовном процессе нашей страны находится в глубоком кризисе. Так, в 2004 г. количество приостановленных уголовных дел следователями Следственного комитета при МВД РФ составило 1 377 477; прекращено уголовных дел — 96 973; направлено в суд с обвинительным заключением — 566 629 (в 2006 г. — 519 474). Таким образом, в 2,6 раза больше уголовных дел было приостановлено и прекращено, чем направлено в суд1. Вспомним, что раскрываемость преступлений в 60-80-х годах минувшего столетия составляла в среднем более 90%. В 2005 г. количество приостановленных уголовных дел стало более 1,5 млн. В 2003 г. в вагонах метро реклама страховой компании сообщала как достижение, что правоохранительные органы в 2002 г. раскрыли 45 тыс. преступлений прошлых лет. В 2005 г. таких преступлений было раскрыто немногим более 50 тыс. Итак, в последние годы приостанавливается ежегодно более 1,5 млн. уголовных дел, а раскрывается преступлений прошлых лет лишь 50 тыс.

При этом половину всех преступлений раскрывают участковые уполномоченные [1, с. 3], а не работники тех служб МВД, для которых оперативно-розыскная деятельность является основной.

Причин кризисного положения несколько. Это низкая квалификация следователей, работников органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в целях не только выявления преступлений, но и их раскрытия, т.е. установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Примерно половина следователей и оперативников имеют стаж работы не более 3-х лет; многие не имеют высшего юридического образования. Их работа ответственна, строго регламентирована законом, но следователи и работники органов дознания не стремятся оставаться на ней. Положение с кадрами было бы еще хуже, если бы разветвленная сеть юридических вузов МВД не пополняла органы следствия и дознания ежегодно так называемыми молодыми специалистами, обязанными отработать в должности следователя и работника органа дознания. Но труд по принуждению неприемлем в деятельности следователей и работников органов дознания; здесь в работе необхо-

дима инициатива, творческое отношение к делу. С внедрением основ состязательности в стадию предварительного расследования, а вместе с тем и усилением противодействия уголовному преследованию возрастает значение этих качеств в деятельности следователей и органов дознания.

Конечно же, существует «прослойка» опытных квалифицированных следователей, работников дознания; но они сосредоточены в основном в следственных управлениях субъектов Федерации и не в состоянии передать свой опыт практической работы молодым специалистам, которые начинают службу в низовом звене системы МВД, т.е. в райгоротделах.

Из бесед со следователями и работниками органов дознания выяснилось, что многие из них мечтали о своей профессии, но после нескольких лет разочаровались в ней. И дело не только в низкой оплате их труда. Они считают, что ныне действующее уголовно-процессуальное законодательство предоставляет необоснованно широкие права обвиняемым и их защитникам. При этом адвокаты считают возможным использовать такие недозволенные законом способы защиты, которые запрещены в других странах. С другой стороны, на следователей возложены обязанности, выполнить которые далеко не всегда есть реальная возможность.

Значительная часть следователей, особенно имеющая небольшой стаж работы, смирились с тем, что из-за признания важных доказательств обвинения недопустимыми по формальным основаниям приходится приостанавливать производство по уголовным делам в отношении лиц, виновных в совершении преступлений, на изобличение которых было напрасно затрачено много дней напряженной работы.

В такой ситуации у многих следователей и работников органов дознания утрачивается стремление к активной работе по преодолению противодействия уголовному преследованию, творческому отношению к выдвижению и проверке версий об обстоятельствах совершенного преступления и лице, его совершившего, поиску доказательств, тактике производства осмотров, допросов, других следственных действий.

Наиболее серьезное, тщательное противодействие уголовному преследованию оказывается по делам о тяжких преступлениях. Обычно по этим делам сложно выявить подозреваемого, изобличить его в совершении преступления. Именно дела о тяжких преступлениях приостанавливаются, а по истечении срока давности прекращаются. В порядке отступления заметим, что в 70-80-х гг. прошлого столетия, вопреки доводам руководства МВД СССР, институт давности не распространялся на дела о преступлениях, по которым не установлено лицо, совершившее преступление, или оно скрывается от органов расследования и суда.

Ныне в целом ряде следственных отделов следователи активно работают лишь по делам, по которым выявлено лицо, подозреваемое в совершении преступления. На юридическом факультете РУДН я регулярно опрашиваю тех студентов старших курсов, вечернего и заочного отделений, которые работают следователями и дознавателями, в частности, о количестве уголовных дел, находящихся в их производстве. Их ответы на этот вопрос весьма тревожны. Они точно знают, сколько у них в производстве уголовных дел «с лицом», т.е. с подозреваемым, обвиняемым. Остальные дела (а это большая часть), т.е. дела о нераскрытых преступлениях, ими почти не расследуются; поэтому порой следователи не знают точно, сколько у них в производстве уголовных дел, которые по истечении срока следствия будут приостановлены. В одном из докладов Генерального прокурора РФ В.В. Устинова сообщалось, что при проверке в Еврейской автономной области выяснилось: следователи не ведут работу по делам, по которым не установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления. К сожалению, приходится констатировать, что такое по-

ложение наблюдается и в ряде других регионов. Именно так образуется массив, превышающий 1,5 млн. уголовных дел, которые ежегодно приостанавливаются следователями Следственного комитета при МВД РФ.

В целом, если нагрузку следователей определять по количеству уголовных дел, находящихся в производстве (в том числе и тех, которые будут приостановлены и прекращены), она выглядит большой. Нельзя отрицать и того, что есть следственные подразделения, в которых ведется успешная работа по делам о нераскрытых преступлениях. Но если учесть, что 54 тыс. следователей СК МВД в год направляют в суд примерно 600 тыс. уголовных дел (в среднем следователь МВД направляет в суд меньше 1 уголовного дела в месяц), то подтверждается высказанный выше тезис о кризисе досудебного производства в уголовном процессе нашей страны.

Стоит признать, что среди направленных в суд есть дела, которые потребовали большой, кропотливой, вдумчивой работы следователей и работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Но, как отмечалось выше, большая часть дел, направленных в суд — это дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, в том числе о преступлениях, совершенных по неосторожности, а также впервые лицами, признавшими вину в содеянном. Нельзя забывать в этом контексте, что в число указанных выше уголовных дел, направленных в суд следователями СК МВД, входит значительная часть уголовных дел о раскрытых преступлениях, подследственных органам дознания, поступивших оттуда лишь потому, что там их не сумели окончить в установленные УПК РФ 30 суток.

Представляется, что нет серьезных оснований осуждать пассивность следователей по раскрытию преступлений. Сидя в кабинете, будучи лишен права осуществлять оперативно-розыскную деятельность, следователь, по нашему мнению, если и раскроет преступление, то затратит на это много больше времени и труда, нежели орган дознания. Назначение предварительного следствия в уголовном процессе зарубежных стран, как будет отмечено ниже, совсем иное.

Причины столь неэффективной работы следователей СК МВД, расследующих основной массив уголовных дел, а потому определяющих состояние досудебного производства по уголовным делам в целом, были названы выше. Однако все они являются производными от другого уровня причин, обусловленных несовершенством нашего уголовно-процессуального законодательства о досудебном производстве, т.е. деятельности в двух начальных стадиях уголовного процесса — стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования.

Досудебное производство в уголовном процессе России до сего времени остается в своей основе эксклюзивным, рожденным в эпоху социализма по инициативе А.Я. Вышинского и призванным обслуживать нужды социалистического тоталитарного государства. В этой связи предварительно заметим, что в уголовном процессе зарубежных государств, независимо от формы уголовного процесса, начальной стадией является дознание, но не стадия возбуждения уголовного дела, а предварительное следствие именуется судебным и осуществляется в том или ином виде представителями судебной, а не исполнительной власти при активном участии прокуроров, выполняющих функцию уголовного преследования.

Ущербность нашего досудебного производства в том, что в нем основная ответственность за раскрытие преступления возлагается не на орган дознания, уполномоченный осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а на следователя, которому закон совершенно правильно запрещает заниматься названной деятельностью.

Серьезный изъян нашей стадии возбуждения уголовного дела в том, что закон обязывает органы дознания, действуя в крайне сжатые сроки (3 или 10 суток), со-

брать сведения, дающие основание полагать, что было совершено преступление. При этом необязательно раскрыть преступление. Дело, возбужденное по факту совершенного преступления (а их большинство), передается органам следствия; и теперь основную ответственность за раскрытие преступления, изобличение виновного ложится на следователя. Формально орган дознания обязан после передачи дела следователю принимать оперативно-розыскные меры для раскрытия преступления. Но статистические данные, приведенные выше, свидетельствуют о том, что органы дознания в нашей стране после возбуждения уголовного дела и передачи его следователю устраняются, как правило, от активной оперативно-разыскной деятельности по раскрытию преступления. При этом нет претензий конкретно к работникам органов дознания; они выполняют требования УПК РФ, других законов и подзаконных правовых актов. В этих нормативных правовых актах раскрытие преступлений не указано в качестве приоритетной, в определенном смысле конечной, цели деятельности органов дознания.

Во всех зарубежных странах (а также в дореволюционной России), несмотря на различие форм уголовного процесса, именно полиция как орган дознания быстро, применяя гласные и негласные методы, как можно реже прибегая к письменности, в случае выявления признаков преступления без промедления принимает меры для его раскрытия. Очевидно, что каждый час промедления с принятием мер по раскрытию преступления работает в пользу лица, совершившего преступление; поэтому нигде не принято, чтобы орган дознания передавал прокурору материалы о выявленном преступлении до раскрытия преступления, т.е. установления лица, подозреваемого в его совершении. Поэтому за рубежом прокурор возбуждает не уголовное дело, а уголовное преследование в отношении конкретного лица.

Прокурор за рубежом, решая вопрос о возбуждении уголовного преследования, руководствуется не только принципом законности, но и принципом целесообразности, т.е. принимает во внимание, есть ли реальные перспективы собрать в ходе предварительного судебного следствия доказательства вины обвиняемого, достаточные для поддержания прокуратурой обвинения в суде и вынесения судом обвинительного приговора.

В уголовном процессе зарубежных стран уголовное преследование осуществляет прокуратура, надзирая за деятельностью полиции как органа дознания, возбуждая уголовное преследование, а также представляя органам и лицам, осуществляющим судебное предварительное следствие, сведения о преступлении и лице, его совершившем, для их проверки и возведения их при подтверждении в ранг доказательств.

С учетом изложенного представляется, что реформу досудебного производства в уголовном праве нашей страны целесообразно осуществлять поэтапно. Первый этап — реформа начальной стадии уголовного судопроизводства — преобразование ее в стадию, которая в уголовном праве всех зарубежных стран и в дореволюционной России именовалась дознанием.

Второй этап — возвращение к предварительному следствию, осуществляемому представителями судебной власти (судебными следователями, как в дореволюционной России, следственными судьями, как во Франции, участковыми судьями, как в ФРГ, или же в форме предварительных судебных слушаний, как в Англии и США). Но этот этап может быть реализован лишь после анализа результатов реформы начальной стадии уголовного процесса.

Как начальный подход к реализации второго этапа, по нашему мнению, целесообразно обсудить вопрос о расширении подследственности органов прокуратуры.

Уместно заметить в этом контексте, что согласно УПК РСФСР 1923 г. предварительное следствие осуществлялось только следователями прокуратуры. Конечно же, нужно учитывать, что согласно ч. 2 ст. 108 УПК РСФСР 1923 г. специальными правилами определялись случаи, когда расследование осуществлялось органами ОПТУ, а затем МТБ СССР. Но следователи в МВД и органах государственной безопасности СССР появились лишь после внесения в 1963 г. дополнений и изменений в УПК РСФСР 1960 г.

Такая реорганизация не потребует, по предварительным расчетам, значительного увеличения штатной численности следователей прокуратуры, так как к следователям будут поступать, как правило, дела о раскрытых органами дознания преступлениях с постановлением прокурора о возбуждении уголовного преследования; тем самым, приблизится к общепринятому в уголовном процессе других стран деятельность прокуроров по осуществлению уголовного преследования.

Противники возложения основной ответственности за раскрытие преступлений на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, то есть на органы дознания, считают, что это приведет к снижению значимости института предварительного следствия, превращению следователя в оформителя результатов дознания. Такое мнение представляется ошибочным. Основное назначение следователя — проверить версию органа дознания о лице, подозреваемом в совершении преступления; проверить в порядке, установленном УПК, путем производства следственных и других процессуальных действий, удостоверяя сведения, представленные органом дознания, возводя их в ранг доказательств. Следователь тем самым призван осуществлять функцию доказывания. И нет необходимости разъяснять важность этой функции.

Уместно отметить, что в ст. 86 УПК орган дознания не назван в числе субъектов доказывания. Функция доказывания требует от следователя помимо высокой юридической квалификации творческого отношения к анализу представленных дознанием материалов с учетом возражений, ходатайств подозреваемого (обвиняемого) и его защитника. На последнее суждение хотелось бы обратить особое внимание.

УПК РФ причислил следователя к представителям стороны обвинения, а согласно ч. 2 ст. 15 УПК функции обвинения и защиты отдалены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Несмотря на эти досадные правовые погрешности в связи со стремлением сделать наш уголовный процесс как можно более состязательным, для всех очевидно, предварительное следствие должно осуществляться полно, объективно и всесторонне; иначе следователь не сможет выполнить должным образом требования ст. 73 УПК о комплексе обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Если наш уголовный процесс по настоящему, а не декларативно ориентировать на состязательную форму, то для этого необходимо, чтобы и в стадии предварительного расследования помимо стороны обвинения (прокурора) и стороны защиты был и арбитр в споре этих сторон. В уголовном процессе всех зарубежных стран, независимо от формы уголовного процесса (так же, как и в дореволюционной России) таким арбитром является представитель судебной власти: например, следственный судья во Франции. В ФРГ эту функцию выполнял судебный следователь, а в последние десятилетия — участковый судья, проводящий по ходатайству прокуратуры допросы и другие процессуальные действия. В США после возбуждения уголовного преследования проводятся предварительные судебные слушания, подводящие промежуточные итоги предварительного производства по делу.

Несмотря на различие форм предварительного следствия за рубежом, оно везде судебное; и осуществляется с тем, чтобы обеспечить стороне обвинения (прокуратуре) и стороне защиты (подозреваемому, обвиняемому и его защитнику) возможность представить сведения в обоснование своей позиции, проверить эти сведения и возвести их после проверки, прежде всего на достоверность, в ранг доказательств.

Назначение судебного предварительного следствия не только в осуществлении доказывания, но и в том, чтобы обеспечить подозреваемому/обвиняемому своевременную постоянную судебную защиту его прав и свобод при неизбежном применении мер процессуального принуждения. Было бы неверным противопоставлять это назначение предварительного следствия доказыванию. Эти два направления деятельности взаимосвязаны; только при наличии достаточных на данном этапе доказательств к подозреваемому/обвиняемому могут быть применены должные меры процессуального принуждения.

Как один из этапов на пути приближения к судебному предварительному следствию в нашем уголовном процессе целесообразно внести изменения и дополнения в УПК, в которых: предусматривался бы вывод следователя из числа представителей стороны обвинения; прямо записать, что следователь должен осуществлять доказывание полно, всесторонне и объективно.

Создание Следственного комитета Генеральной прокуратурой РФ не противоречит предлагаемой реформе досудебного производства. Напротив, приблизит назначение нашей прокуратуры, как главного органа, осуществляющего уголовное преследование от имени государства, к общепринятому международному стандарту. Но именовать этот орган, по нашему мнению, было бы целесообразно иначе: Комитетом уголовного преследования Генеральной прокуратуры, а его сотрудников не следователями, а прокурорами.

Прокуроры этого комитета хотя и будут во главе представителей стороны обвинения, но им нет необходимости заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Их задача иная — надзирать за деятельностью органов, осуществляющих ОРД, возбуждать уголовное преследование по материалам органов дознания в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что: 1) совершено преступление; 2) установлено лицо, подозреваемое в его совершении.

Важно, чтобы следователи (прокуроры) Следственного комитета (лучше — Комитета уголовного преследования), возглавляющие управления в субъектах Федерации, в отличие от прокуроров республик, краев, областей, судя по проекту Закона, будут назначаться на должность без согласования с законодательными органами субъектов Федерации. Это обеспечит им независимость от властей на местах.

В заключение отметим следующее. Предлагаемая реформа досудебного производства не является чем-либо необычным. Напротив, необычным, эксклюзивным является досудебное производство в уголовном процессе нашей страны, сформировавшееся в годы социализма и сохранившееся, несмотря на принятие нового УПК в 2001 году, в своей основе до сего времени. Лишь после предлагаемой реорганизации досудебного производства, возвращения его в рамки общепринятых стандартов в уголовном процессе других стран, возможно преодолеть тот кризис досудебного производства, о котором было сказано в начале статьи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В целом, с учетом уголовных дел, направленных в суд следователями прокуратуры, других ведомств, а также органами дознания, раскрываемость несколько выше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фалалеев М. МВД впадает в детство // Российская газета. — 2006. — 18 ноября.

ABOUT NECESSITY OF REFORMING OF PRE-TRIAL INVESTIGATION IN THE CRIMINAL PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.N. Mahov

The Department of a Criminal Law and Process Peoples’ Friendship University of Russian Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moskow, Russia

In article the data on crisis in pre-judicial manufacture of criminal trial of the Russian Federation are resulted; changes and additions in the criminal — remedial code with a view of its overcoming are offered: transformation of an initial stage of criminal trial into inquiry, and the inspector to remove from representatives of the side of accusation; to assign function of criminal prosecution to public prosecutors on the investigation committee of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.