О
<м
УДК 336.76(571.53) Н.А. Звягинцева
ББК 65.264
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ИСТОЧНИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Обоснована необходимость развития региональных рынков ценных бумаг, как источников инвестиционных ресурсов для обеспечения устойчивого экономического роста региона. Дана оценка степень применения механизмов стимулирования инвестиционных процессов в регионах с использованием инструментов рынка ценных бумаг. Отмечена необходимость активизации государственной регулятивной деятельности путем разработки и внедрения целевых программ развития рынка ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику региона.
Ключевые слова: инвестиции, рынок ценных бумаг, регулирование, регион, программа развития.
“О!
N.A. Zvyagintseva
ON THE NECESSITY OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SECURITIES MARKET AS A SOURCE OF INVESTMENTS
The article proves the necessity of development of the regional securities market as a source of investments to provide stable economic growth of the region. The author evaluates the extent of using investment stimulating mechanisms with adopted securities market instruments in particular regions. Points out the necessity of encouraging the state regulating activity by means of developing and implementing target programs of improving securities market in order to attract investments in the regional economy.
Keywords: investments, securities market, regulation, region, development program.
Современный этап развития отечественной экономики неразрывно связан с проблемой активизации инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения.
Модификация экономических отношений требует совершенствования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. В условиях инвестиционного кризиса и неопределенности экономической среды это практически невозможно без эффективного регулирования потоков инвестиционных ресурсов. Изменения, происходящие в современной отечественной экономике, вызывают необходимость © Н. А. Звягинцева••••••
О
<м
новых подходов к инвестиционному процессу, корректировки приоритетов инвестиционной стратегии, формирования прогрессивного мышления всех участников инвестиционного процесса.
Одним из источников ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного процесса выступает рынок ценных бумаг, позволяющий оптимизировать движение денежных потоков в целях нахождения равновесной точки интересов «поставщиков» и «покупателей» инвестиционных ресурсов.
Опыт развитых стран мира показывает, что широкое применение рыночных механизмов стимулирования инвестиционной деятельности с использованием механизмов рынка ценных бумаг, гибкое регулирование государственных и частных инвестиций для решения задач экономического роста, формирование программ привлечения внутренних и внешних инвестиций через рынок ценных бумаг и создание системы инвестиционных фондов различного типа, позволяет реализовывать комплексный подход в развитии инвестиционных процессов. Данные аспекты особенно актуальны для Российской Федерации, использующие внешние источники инвестиционных ресурсов в недостаточной степени (табл. 1).
Учитывая значительную территориальную протяженность Российской Федерации, целесообразно выдвинуть тезис о необходимости активизации инвестиционных процессов с использованием механизма рынка ценных бумаг именно в регионах.
Формирование и организация эффективного функционирования региональных рынков ценных бумаг, призванных выступать базой перераспределения финансовых потоков в экономической системе, требуют применения обоснованного концептуального подхода к выбору соответствующей философии хозяйствования, определяющей принципы регулирования. В качестве важнейшей задачи на современном этапе формирования национальной экономики должно стать ее целенаправленное возрождение в сторону повышения внешних источников финансирования развития предприятий и компаний реального сектора экономики.
Необходимо отметить, что современное состояние региональных рынков ценных бумаг в России еще не соответствует той целевой принадлежности, которую они должны реализовать в становлении высокоэффективной рыночной экономики страны. Проводимые исследования свидетельствуют о наличии существенных проблем экономического и организационного характера, сдерживающих поступательное развитие региональных рынков ценных бумаг. Они в значительной степени обусловлены государственной политикой в данной области, деятельностью центральных и территориальных законодательных и исполнительных органов власти, а также
©
<м
социально-экономической ситуацией, сложившейся на территориях. Если не акцентироваться на детальном изложении данных проблем, региональные рынки ценных бумаг характеризуются узостью, неэффективностью, недостаточной глубиной и широтой, а также ничтожностью числа их участников. По сути дела в настоящий момент региональные рынки ценных бумаг в полноценном понимании данного термина отсутствуют. И это при том, что для территорий Российской Федерации проблема их дальнейшего результативного развития для целей активизации инвестиционных процессов по-прежнему остается актуальной. В этой связи теоретические исследования проблем мобилизации и использования инвестиционных ресурсов в условиях инвестиционного кризиса через рынок ценных бумаг и обеспечения экономического роста и устойчивого развития представляются весьма своевременными.
Таблица 1
Структура инвестиций по источникам финансирования в Иркутской области
Показатель Объем инвестиций за период январь-июнь 2009 г. Справочно: объем инвестиций за период январь-июнь 2008 г., % к итогу
млн р. % к итогу
Инвестиции в основной капитал 41 577,3 100,0 100,0
В том числе по источникам финансирования: Собственные средства 18 026,3 43,4 44,2
из них:
прибыль, остающаяся в распоряжении организаций 4 846,1 11,7 14,6
амортизация 6 544,5 15,7 17,8
Привлеченные средства 23 551,0 56,6 55,8
из них: кредиты банков 3 851,9 9,3 3,9
заемные средства других организаций 12 275,0 29,5 9,3
Бюджетные средства 1 680,1 4,0 4,3
Прочие 5 717,1 13,8 38,2
из них: средства вышестоящих организаций 4 694,3 11,3 36,1
средства, полученные на долевое участие в строительстве (организаций и населения) 687,7 1,7 1,9
средства от эмиссии акций 0,8 0,0 0,0
Источник: [1].
О
<м
Рассмотрим конкретную ситуацию. Так, очевидно, что состояние равновесного роста в регионе наблюдается если:
- инвестиции и количество новых рабочих мест увеличивается в размерах, достаточных для получения дохода, на который можно было бы дополнительно произвести товары и услуги;
- плавный и стабильный экономический рост вследствие технического прогресса и повышения производительности труда увеличивает реальные доходы населения;
- высокая прибыль позволяет с одной стороны, осуществлять дальнейшее расширение компании за счет внутренних источников, так и, с другой стороны, привлечь необходимые для дальнейшего развития внешние инвестиции.
Однако, в условиях финансово-экономического кризиса соблюдение вышеназванных условий становится проблематичным. Так, в Иркутской области за 9 месяцев 2009 г. объем инвестиций в основной капитал по отношению к соответствующему периоду 2008 г. составил 77,5 % (табл. 2).
Таблица 2
Динамика объема инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) в Иркутской области
Временной период Объем инвестиций в основной капитал, млн р. Объем инвестиций в основной капитал, % к:
предыдущему периоду соответствующему периоду предыдущего года
1 полугодие 2009 г. 46 449,1 - 74,9
Июль 2009 г. 2 886,8 19,6 61,7
Август 2009 г. 7 176,6 2,5 99,8
Сентябрь 2009 г. 16 887,5 2,4 81,5
9 месяцев 2009 г. 73 400,0 - 77,5
Источник: [1].
К факторам, способствующим снижению объема инвестиций в отчетном периоде, можно отнести:
- уменьшение объемов производства товаров и услуг;
- снижение объемов прибыли предприятий;
- повышение процентных ставок по выданным кредитам;
- приостановка реализации инвестиционных проектов.
По данным Иркутскстата, наибольшее снижение объема инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. произошло в сфере производства машин и оборудования, пищевых продуктов, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, химическом про-
©
<м
-О!
изводстве, производстве транспортных средств и оборудования, розничной торговле.
Отметим, что если рассматривать регион как совокупность развивающихся рынков (товарных, фондовых, рынков услуг, трудовых ресурсов и т.д.), то основной целью экономики в настоящее время является создание в регионах эффективных рынков. Если говорить об эффективности рынков ценных бумаг, то она «соизмеряется», в первую очередь объемом инвестиций, поступивших в экономику с использованием механизмов этого рынка. Поскольку в процессе формирования и развития рынков велика роль государственных органов регулирования, то регионы обладают реальными возможностями влиять на развитие отраслевых и локальных рынков на своей территории. Передача субъектам РФ прав и ресурсов для осуществления региональной экономической политики превращает их в целенаправленные экономические системы и делает необходимым строить управление региональными рынками именно на базах субъектов РФ или их объединений (округов).
Так, эффективное развитие инвестиционно направленного рынка ценных бумаг в регионах возможно в условиях децентрализации его регулирования на принципах реального федерализма, передачи значительной части функций по управлению развитием территориальных финансовых рынков. Наряду с этим, необходимо создание условий для стимулирования эмиссионной активности и максимального использования экономического потенциала территорий. Ввиду различного социально-экономического уровня развития регионов и финансовых рынков, находящихся на их территориях необходим индивидуальный подход к решению их проблем.
Одним из важных инструментов реализации государственной политики являются программы, которые упоминаются более чем в 50 законах Российской Федерации, посвященных регулированию различных сфер общественных отношений. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные целевые программы развития фондового рынка. В ряде субъектов вопросы развития рынка ценных бумаг рассматриваются не в отдельных целевых программах, а в более общих документах, например, в Концепции социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 гг.
С одной стороны, подобное положение вещей способствует большей согласованности в осуществлении инвестиционной политики в регионе, с другой — положения таких документов зачастую носят более общий, абстрактный характер и не содержат конкретных мероприятий и их исполнителей. Именно поэтому целесообразно уделить внимание разработке специализированных программ раз-
О
<м
вития регионального рынка ценных бумаг в целом, и различных его секторов, в частности.
Интересен опыт подобных действий в других регионах. Так, первой программой в данной сфере являлась Комплексная программа развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы, утвержденная Постановлением правительства Москвы от 15 июля 1997 г. № 531. Программа разрабатывалась правительством Москвы совместно с тогда еще Московским региональным отделением ФКЦБ России и оказала большое влияние на разработку аналогичных программ в других субъектах России. К их числу относятся Воронежская область, Челябинская область, Кировская область, Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, республики и области Северного Кавказа и др. Благодаря названным программам была проделана значительная работа по развитию фондового рынка, которая не велась в тех регионах, где таких программ не было.
Таким образом, разработка и реализация программ развития фондового рынка в субъектах Российской Федерации является в сегодняшних условиях необходимым инструментом региональной политики. Наличие подобных программ позволяет активизировать процессы развития региональных рынков ценных бумаг и открывает потенциальные большие перспективы экспансии инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста региона.
Список использованной литературы
І. URL: http://www.irkobl.ru.
Bibliography (transliterated)
І. URL: http://www.irkobl.ru.
Информация об авторе
Звягинцева Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент, докторант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Zvyagintseva Natalya Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Candidate for Doctor’s Degree, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].