Научная статья на тему 'О необходимости программы воспитания у дошкольника безопасного типа поведения'

О необходимости программы воспитания у дошкольника безопасного типа поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
622
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордиенко Мария Владимировна

В последние годы можно наблюдать существенные изменения, происходящие в системе образования. Эти изменения обусловлены многими причинами, одна из которых связана с повышением требований к качеству сформированности универсальных характеристик личности человека, гражданина, которые принято называть интегративными качествами. Особенно ярко этот процесс прослеживается на ступени дошкольного образования, поскольку специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордиенко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости программы воспитания у дошкольника безопасного типа поведения»

ЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРАКТИКУМ

М. В. Гордиенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета

О необходимости программы воспитания у дошкольника безопасного типа поведения

В последние годы можно наблюдать существенные изменения, происходящие в системе образования. Эти изменения обусловлены многими причинами, одна из которых связана с повышением требований к качеству сформированности универсальных характеристик личности человека, гражданина, которые принято называть интегративными качествами. Особенно ярко этот процесс прослеживается на ступени дошкольного образования, поскольку специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.

Именно поэтому в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования наметился приоритет в определении итогового результата освоения дошкольником программы, заключающегося в описании интегративных качеств ребенка, среди которых хотелось бы выделить такие, как: «Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах. В зависимости от ситуации способен преобразовывать способы решения задач (проблем)».

Необходимость наличия и сформированности данных качеств, обеспечивающих физическую и психическую безопасность личности, в портрете современного выпускника дошкольника сегодня не случайно.

В современном мире, характеризующемся постоянно возрастающим потенциалом различных опасностей (природных, техногенных, социальных, межличностных), безопасность становится одним из самых актуальных вопро-

сов, решаемых на всех уровнях - и государственном, и общественном, и личностном.

В последнее время в научной литературе, в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос, связанный с обеспечением безопасности личности. Однако вопрос безопасности как проблема начал осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Этот процесс сопровождается возникновением потребности общества и государства в личности, которая осознает приоритетность обеспечения безопасности во всех сферах деятельности, проявляет постоянную активность в поддержании безопасного общественного и личностного бытия, устойчива к идеям чужеродного, опасного свойства, стремится к сохранению физического и духовного здоровья.

Современный этап развития образования, характеризующийся становлением гуманистических педагогических ценностей, ориентированных на внимание к проблемам конкретного ребенка, делает возможным реализацию данной потребности общества и государства путем воспитания личности безопасного типа поведения.

Данная цель - воспитание личности дошкольника безопасного типа поведения, развитие мотивации ребенка на достижения в сфере обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей - легла в основу программы «Воспитание личности дошкольника безопасного типа поведения», которая разрабатывается на кафедре педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета

56

совместно с негосударственным образовательным учреждением «Учебно-консультационный центр «Ступени» и муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида №293» г. Омска.

Для реализации этой цели в программе определены следующие задачи:

1. Овладение дошкольниками основными навыками здорового образа жизни.

2. Формирование и обогащение представлений дошкольников об основных опасностях в детском саду, дома на улице, причинах их возникновения, о возможностях их предвидения и предупреждения, способах их преодоления.

3. Развитие умений дошкольников распознавать (предвидеть) потенциальную опасность, предупреждать ее возникновение.

4. Развитие умения правильно реагировать в ситуации возникшей опасности, находить способы ее преодоления.

5. Развитие умения быстрого нахождения в опасной ситуации помощи у взрослого, специальных служб.

6. Привлечение дошкольников к решению социально значимых проблем через создание и реализацию социальных проектов.

7. Содействие развитию инициативы и творческой активности дошкольников в решении вопросов обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей.

Следует отметить, что данные цели и задачи перекликаются с определенными в Федеральных государственных требованиях целями и задачами таких образовательных областей, как:

• «Безопасность», в рамках которой предполагается достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

• «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни);

• «Социализация» (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Общий замысел программы «Воспитание личности дошкольника безопасного типа поведения» заключается в обогащении процесса воспитания дошкольного образовательного учреждения на основе идей безопасности личности, используя при этом возможности среды дошкольного учреждения, с целью воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения.

Для реализации поставленной цели предполагается участие всех дошкольников с трех до семи лет, воспитателей, психолога, логопеда, родителей, специалистов различных учреждений города, заинтересованных в воспитании у дошкольников качеств личности безопасного типа поведения, в формировании опыта безопасного поведения.

Остановимся подробнее на теоретических основаниях, необходимых для разработки данной программы.

Для подтверждения положения о возможности и необходимости воспитания качеств личности безопасного типа поведения у детей именно в дошкольном возрасте необходимо определиться с пониманием термина «личность безопасного типа поведения», а также в наборе тех качеств, которые характеризуют данную личность как личность безопасного типа поведения (далее ЛБТП).

Согласно эмпирическим представлениям, безопасный человек должен быть смелым, осторожным, физически сильным, выносливым, дальновидным, добрым, обладать достаточно высоким интеллектом, волей и способностью к самоусовершенствованию. Однако, как утверждает В. Н. Мошкин, эмпирических, житейских, знаний о безопасном человеке в наше время недостаточно. Это связано с изменением источника основной угрозы для человека. Если раньше этот источник был в основном внешним по отношению к человеку, то в наше время человеку и обществу главным образом угрожают действия самих людей, само направление жизнедеятельности современного общества1.

1 Мошкин В. Н. Культура безопасности как составная

часть культуры // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - №1. - С. 45.

57

ЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРАКТИКУМ

При этом, как отмечает Л. А. Михайлов, существует сложность в том, чтобы определить, какие компоненты личности являются ведущими. По мнению автора, в педагогической теории и практике личность должна представляться структурой, которая была бы минимизирована с точки зрения совокупности включенных в нее элементов, для того чтобы сосредоточиться на самом главном, существенном в ее анализе и проектировании, заняться педагогическим обеспечением становления и развития тех качеств и компонентов, за которыми в развитии «потянутся» другие.

Доминантными качествами личности безопасного типа поведения в педагогическом процессе, по мнению Л. А. Михайлова, должны стать развитие исследовательской инициативности и регуляторного опыта.

Автор в своем исследовании раскрывает структуру и сущность каждой из них с целью выявления их значения в системе безопасности жизнедеятельности.

Под исследовательской инициативностью Л. А. Михайлов предлагает понимать активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировав-шихся результатов исследования, и их использованию для дальнейшего познания2.

Развивая исследовательскую инициативность ЛБТП, дающую ей комфортное состояние в сложных социальных и других условиях, обеспечивающую ей возможность развития, как доминантного качества ЛБТП, необходимо учитывать накопленный опыт человека, который определяет подготовленность человека к преодолению трудностей и чрезвычайных ситуаций и помогает найти варианты в решении различного рода задач.

В исследовании Л. А. Михайлов указывает на то, что регуляторный опыт - он же опыт сознательно инициируемой субъектной активности - обеспечивает человеку возможность успешного разрешения повседневных задач, позволяет осмысливать и осознавать (рефлексировать) условия их возникновения и трудно-

2 Михайлов Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете Дисс....д-ра пед. Наук. СПб., 2003. - 340с.

сти, возникающие на пути их решения, и, кроме того, дает возможность человеку обрести относительную степень независимости от социального давления и природообусловленных зависимостей. Сформированность регулятор-ного опыта ЛБТП имеет практическую значимость во всех сферах жизни человека.

Регуляторный опыт, согласно исследованиям О. А. Конопкина, связан с проявлениями субъектной активности, с осознанной саморегуляцией произвольной активности, в том числе одной из форм произвольной активности - безопасного поведения3. На этом основании осознанную саморегуляцию мы понимаем как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению безопасным поведением, непосредственно реализующим достижение принимаемых человеком целей - сохранение идеалов, ценностей, жизни и здоровья.

Проведенный анализ доминантных для педагогики качеств личности безопасного типа поведения создает представление о самой личности безопасного типа поведения.

Сам термин «личность безопасного типа» появился сравнительно недавно - в конце ХХ столетия, но можно заметить, какие прочные позиции сегодня он занимает в политической, социологической и педагогической науках. Возможно, именно поэтому результатом анализа научной литературы в этом направлении стало установление многообразия точек зрения на толкование этого понятия.

В нашем понимании личность безопасного типа поведения - это человек, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз.

Л. А. Михайлов рассматривает ЛБТП в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

Психофизиологическая характеристика ЛБТП выражается в адекватной и безопасной для окружающих деятельности психики и мозга человека, гармоничном соотношении социального и биологического в его психике.

Как утверждает Л. А. Михайлов, личность безопасного типа поведения должна отличаться гарантирующим безопасность жизнедеятельности уровнем психологической устойчивости и психологической

3 Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А.Конопкин. - М.: Знание, 1980.

58

готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Социальная характеристика человека, обладающего качествами ЛБТП, по мнению Л. А. Михайлова, в применении безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, информационной инфраструктурой города и коллектива, в условиях общественно-правовых отношений в обществе, гармоничного общения с другими людьми, при выполнении своего служебного долга по защите Родины, во взаимоотношениях с государственными, административными и правоохранительными органами, в отсутствии шовинизма в межконфессиональных, межнациональных, межэтнических отношениях и др.

Как утверждает Л. А. Михайлов, содержание поведения ЛБТП определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия сред обитания человека. Такими компонентами являются:

1. Предвидение опасности от среды и от собственного «Я», предполагающее знание опасностей, окружающих человека, владение физическими свойствами опасностей, влияющих на человека; правильную оценку ситуации (вид опасности; характер развития опасности, последствия опасности; наличие правовой и нормативно-практической направленности). При этом, как отмечает Л. А. Михайлов, предвидение опасности является основным компонентом, определяющим содержание поведения ЛБТП.

2. Избегание влияния опасности, для достижения которого человек должен знать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций; знать свои возможности по преодолению опасности; уметь правильно оценить ситуацию и распределить свои силы и возможности на период избегания влияния опасностей.

3. Преодоление опасности (в случае, если избежать ее невозможно), что предполагает умение вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.); знание способов защиты и владение навыками по их применению (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, применение способов борьбы с последствиями опасностей); владение навыками само- и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе,

при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.).

Поскольку дети всегда были и остаются самой уязвимой частью общества, открытой для всех опасностей и угроз, в современной педагогической науке нет разногласий по поводу того, когда необходимо начинать формировать основы безопасного поведения у детей. Такая работа начинается в дошкольном возрасте.

При этом возникают вопросы: существуют ли предпосылки, проявляющиеся в особенностях возраста, к воспитанию качеств личности безопасного типа поведения у дошкольника, возможно ли говорить о дошкольнике как о личности безопасного типа поведения?

Приведем некоторые традиционные характеристики личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Традиционно в психолого-педагогической литературе при характеристике дошкольного периода указывают на появление личностной формы поведения, связанной не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. В этом возрасте создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении с взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. То есть формирование мотивации у ребенка этого возраста (в том числе и мотивации на сохранение своего физического и духовного здоровья) во многом зависит от позиции, которую занимают взрослые.

В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

Старший дошкольник 6-7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо - плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных.

59

ЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРАКТИКУМ

Ориентация ребенка на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора его поведения, служит основой для формирования у него разнообразных личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталона поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личности человека.

Развитие одного из основных компонентов субъекта деятельности - целеполагания - происходит именно в дошкольном возрасте. Так, в работе М. И. Лисиной было установлено, что уже в 3-4 года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий (к примеру, дальность прыжка) на основе собственного опыта.

Реализация цели и умение довести работу до необходимого результата требуют от ребенка целенаправленного произвольного поведения. Формирование волевого компонента субъекта деятельности происходит в различных направлениях. Проявляются сосредоточенность и последовательность действий, самоконтроль, самооценка своих действий и полученного результата. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности, в работе других детей и в то же время выделять образцы для подражания. В младшем же дошкольном возрасте ребенок еще не замечает своих ошибок и не может правильно оценить качество выполняемой работы.

Старшие дошкольники имеют достаточный жизненный опыт, позволяющий им замечать многие опасные предметы; дети знают, что ошибки и неправильные действия людей приводят порой к болезням, смерти. Они способны анализировать определенные ситуации, распознавать в них потенциальную опасность. Но вместе с тем вера в бессмертие, ассоциирование себя с волшебными героями придает окраску бесстрашия многим поступкам ребенка.

Однако это только видимость. Исследования психологов (Р. В. Овчарова, В. П. Зин-ченко и др.) показывают, что многие дети боятся оставаться одни в доме, заболеть,

заразиться, умереть. Они страшатся чудовищ, невидимок, страшных снов, сообщений об ураганах, землетрясениях, пожарах, войнах. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства и страхи сказочных персонажей. От 5-7 лет ведущим становится страх смерти. Среднее число страхов выше у девочек, чем у мальчиков.

Данная ситуация осложняется тем, что для детей этого возраста характерно отсутствие обратной связи с взрослыми: они не знают, как справиться со страхами, как ответить на несправедливость, критику, жесткий контроль, чрезмерную опеку; как объяснить, что задевает и обижает их. Даже ребенок 6 лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции с причинами, их вызывающими. Бесполезно просить его об этом.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Ребенку свойственны наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Дети отличаются подвижностью, непоседливостью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли.

Происходящие в нашей стране глубокие социально-экономические и идеологические перемены не могли не отразиться на развитии ребенка. Дошкольник начала XXI века по некоторым характеристикам значительно отличается от дошкольника даже конца XX века. И связано это с тем влиянием, которое на него оказывают различные социальные факторы, среди которых фактор информатизации, обусловленный все возрастающей ролью и влиянием средств массовой коммуникации в жизни общества, фактор рыночных отношений, вызванный формированием экономического сознания общества, проявлением интереса к богатству, материальному достатку, фактор переориентации психологии общества с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактор изменений, происходящих в современной семье.

М. Н. Полякова отмечает, что дети, рожденные в конце XX - начале XXI в., более динамично развиваются, но, к сожалению, развиваются чаще негармонично: современный ребенок - информированный, но испытывающий трудности в общении, конфликтный, обидчивый, инертный. Такие качества не способствуют уверенному вхождению ребенка в социум. Ярко проявляется приоритет интеллектуально-познавательного развития в ущерб физическому и социально-личностному.

60

Кроме того, она отмечает, что у современных детей все чаще проявляется особенность, которую можно образно назвать «синдромом Питера Пэна». Наши дети активно не желают взрослеть. Им хочется оставаться маленькими, чтобы играть и забавляться, не думая о том, что «надо», «обязан» и «ответственен». М. Н. Полякова причину этого видит в раннем систематическом обучении и излишней ориентированности взрослых на конкретный видимый результат обучения (освоение счета, чтения, букв и цифр и пр.).

Среди перечисленных характеристик, несомненно, есть характеристики, использование которых, по нашему мнению, будет способствовать более успешному воспитанию качеств ЛБТП. Среди них, например, способность к самоанализу и рефлексии, готовность к восприятию и осмыслению окружающей их жизни и др.

Но есть и такие, которые необходимо осознать как негативные и учитывать их при проектировании воспитательного процесса (например, трудности в общении, конфликтность, инертность и др.).

На основании выявленных особенностей в развитии дошкольника было уточнено определение личности безопасного типа поведения, ограниченное рамками возраста и его возможностями (дошкольник не в состоянии в полной мере защищать социум и природу от внешних угроз). С нашей точки зрения личность дошкольника безопасного типа поведения - это ребенок дошкольного возраста, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости к защите себя от внешних угроз.

Необходимо отметить, что на основании анализа содержания качеств ЛБТП был проведен подбор комплекса методов и методик, позволяющих получить необходимый объем эмпирической информации об исходном состоянии качеств ЛБТП у старшего дошкольника. При этом процедура диагностирования предполагает выявление актуального состояния качеств ЛБТП у старшего дошкольника, анализ явлений, установление закономерных связей, раскрытие их проявления в конкретных условиях воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание личности дошкольника безопасного типа поведения, по нашему мнению, возможно только с внесением изменений в сам процесс воспитания в дошкольном

образовательном учреждении. Рассмотрим некоторые из них.

1. Первое изменение связано с необходимостью проектирования процесса воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения на основе идей безопасности личности. Воплощение этих идей безопасности в воспитательном процессе образовательного учреждения, как отмечают исследователи(И. А. Баева,Е. В. Бондаревская, А. В. Кравцова, Л. А. Михайлов, Н. Г. Рассоха), является одним из приоритетных направлений в решении проблемы безопасности личности.

Данное проектирование предполагает: конкретизацию цели процесса воспитания; развитие принципов процесса воспитания принципами безопасности и витагенности; обогащение содержательного компонента процесса воспитания субъективно и объективно опасными ситуациями; обогащение операционально-деятельностного компонента процесса воспитания современными образовательными технологиями, содействующими присвоению дошкольником опыта безопасного поведения, поведения в опасных ситуациях; разработку критериев оценки результативности процесса воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения.

2. Следующее изменение в образовательном процессе ДОУ мы связываем с необходимостью проектирования безопасной среды ДОУ.

Сегодняшняя ситуация в обществе демонстрирует воздействие на детей по большей части негативных возможностей среды в области формирования качеств личности безопасного типа поведения (активная реклама табачных изделий, алкогольной продукции, способствующая распространению алкоголизма и пристрастия к курению; вовлечение молодежи в фанатичные религиозные секты, террористические организации, что содействует их саморазрушению, формированию черт виктим-ности; внедрение в сознание молодежи через кинофильмы идей и псевдоценностей криминальных структур; пропаганда азартных игр). Это приводит к тому, что у детей постепенно разрушается способность противостоять негативному влиянию среды, формируются и развиваются деструктивные формы поведения. Поэтому необходимо использовать стратегию, связанную с изменением, преобразованием, трансформацией качеств среды.

Исходя из такой стратегии, Л. И. Новикова предлагает семь различных вариантов путей ее

61

ЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРАКТИКУМ

использования, которые на практике предстают в тех или иных комбинациях. Одна из них -вариант востребования: путь актуализации тех компонентов, аспектов, качеств и свойств безопасной среды, которые до сих пор не задей-ствовались, не ценились, не учитывались в формировании у дошкольников качеств личности безопасного типа поведения, хотя, возможно, и замечались ранее. М. М. Бахтин пишет: «Задача заключается в том, чтобы внешнюю среду, воздействующую механически на личность, заставить заговорить, т. е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей, говорящей и поступающей, в том числе и «творящей», личности».

3. Кроме того, следует отметить, что при организации воспитания, в том числе и воспитания личности безопасного типа поведения, образовательное уч режден ие не может существовать и не существует как закрытая система. С этой особенностью мы связываем следующее изменение в образовательном процессе ДОУ.

Так, сегодня различные учреждения города одной из целей воспитания молодежи ставят именно воспитание личности безопасного типа поведения, многие из них ориентированы на оказание экстренной помощи детям и подросткам (физической и психологической), на привитие основ безопасного поведения молодежи в различных ситуациях.

При решении важного вопроса воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения, помимо собственных ресурсов, любому образовательному учреждению необходимо использовать ресурсы различных учреждений города (образовательных учреждений - дополнительного образования, университета, учреждений культуры и спорта, социальных служб, учреждений здравоохранения и др.). Наиболее продуктивной формой организации их взаимоотношений, по нашему мнению, является сетевое взаимодействие.

Сеть - это система функционального взаимодействия специалистов, заинтересованных лиц, учреждений, которых объединяют общность профессиональных проблем. Сеть «завязывается» на основе неформально развивающихся, организационных, социальных и/или технических форм коммуникации4.

Согласно определению В. Ф. Лопуги, сетевая организация в образовании - это объединение независимых организаций, действующих скоординированно на продолжительной

4 Колесникова И. А., Титова Е. А. Педагогическая праксиология. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - С.57.

основе по достижению согласованных целей и имеющих общий ресурс.

Участников сети связывают общие социальные, коммуникативные и другие способы деятельности. Сеть создается и удерживается общей проблематикой, интересной всем ее членам. Каждый из сетевых узлов предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения, используя при этом другие сетевые узлы в качестве дополнительного ресурса. В этом, по мнению Н. Л. Егоровой, и состоит механизм самоорганизации сети. Индивидуальный опыт того или иного «узла» - субъекта сети -оказывается востребован необычайно быстро. Но не в качестве примера для подражания, не в качестве материала для распространения, а именно в качестве зеркала, которое позволяет увидеть свой собственный опыт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы согласны с мнением Александра Не-клексы, что главным в сетевой структуре является взаимодействие на личностном уровне.

При этом А. И. Адамский выделяет основные условия сетевого взаимодействия:

1. Возможность совместной деятельности участников сети.

2. Общее информационное пространство.

Сетевое взаимодействие, по мнению

В. Ф. Лопуги, имеет следующие характеристики:

1. Независимость членов сети.

2. Множественность лидеров.

3. Объединяющая цель.

4. Добровольность связей.

5. Множественность уровней взаимодействия.

С учетом всего вышесказанного нами была создана модель сетевого взаимодействия различных учреждений города, скоординировано действующих на продолжительной основе по достижению цели - воспитание личности безопасного типа поведения (рис. 1).

По своей структуре данная сеть представляет собой совокупность организаций, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга. Указанные организации становятся субъектами сети. Все указанные в модели сетевые социальные субъекты имеют общие элементы: общую цель - воспитание личности безопасного типа поведения, общую экспертизу по разработанной и принятой всеми участниками сети схеме, совместную работу по достижению цели, совместное принятие решений, совместное планирование, совместную взаимную ответственность.

62

Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия учреждений города

Тип взаимодействия в представленной нами модели - попарные связи, действующие на основе принципа - контакт один на один.

Основные механизмы сетевого взаимодействия через Интернет, по нашему мнению, следующие:

1. Предъявление проектов по проблеме воспитания личности безопасного типа заинтересованным пользователям сети через Интернет-сайты каждого из субъектов сетевого взаимодействия.

2. Обмен информацией о ходе реализации проектов и обмен результатами.

Эти механизмы компенсируют дефицит информации о содержании, технологиях, способах и средствах воспитания личности безопасного типа поведения, и, кроме того, позволяют предложить продукты своей деятельности (проекты, образовательные программы, методические материалы, нормативную базу организации сетевого взаимодействия и др.) не только профессиональному сообществу, но и всему обществу.

По нашему мнению, помимо того, что организация сетевого взаимодействия учреждений города имеет достаточный потенциал для комплексного решения сложной педагогической проблемы - воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения, этот процесс будет иметь и другие положительные результаты:

1. Создание и реализация инновационных проектов по решению проблемы воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения.

2. Возможность использования накопленных ресурсов другими образовательными учреждениями.

3. Поддержка инициатив других образовательных учреждений.

4. Создание собственных инициатив по этой и смежным проблемам.

5. Создание продуктов деятельности (новые образовательные программы, проекты, сценарии совместных сетевых событий, разработанный текст договора о совместной деятельности организаций сетевых социальных субъектов и др.).

4. Кроме того, важным условием осуществления воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения является компетентность педагогов в данном вопросе. Поскольку функция организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении принадлежит воспитателю, изучение готовности педагогов ДОУ к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе является одной из задач на пути разработки и реализации данной программы.

Таким образом, общепризнанность потребности общества и личности в безопасности подчеркивает необходимость научных исследований в области воспитания личности безопасного типа поведения. При этом дошкольный возраст является важным периодом в развитии основных сущностных характеристик такой личности. Поэтому нам представляется возможным говорить о том, что качественный набор характеристик личности безопасного типа поведения является одной из необходимых составляющих интегратив-ных качеств, которыми должен обладать современный дошкольник.

В связи с этим выявляется потребность в разработке программы воспитания личности дошкольника безопасного типа поведения. Мы полагаем, что данная программа может стать частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса самостоятельно, поскольку отвечает Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к этой части программы.

В рамках реализации программы предполагается включение дошкольников взрослыми в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт безопасного поведения, опыт проявления социальной активности в решении вопросов обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений. ■

63

#

056-063 P Praktikum Gordienko 8.63 63 {А} 20.08.2011 13:55:41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.