Экономика ^ЫтГ/
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ Антикризисного УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
А. и. Митин,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления, Уральская государственная юридическая академия тел. (343)374-32-35; e-mail: tipu@list.ru
Положительная рецензия представлена А. Л. Пустуевым, доктором экономических наук, профессором, Уральская государственная сельскохозяйственная академия.
Ключевые слова: кризис, причины кризисов, антикризисное управление, задачи антикризисного управле-ния, сельское хозяйство.
Keywords: crisis, the causes of a crisis, crisis management, the tasks of crisis management, agriculture.
При анализе научных работ выясняется, что в настоящее время отсутствует единый подход в определении понятий «экономический кризис» и «антикризисное управление». И это закономерно, поскольку исследования, касающиеся кризисных состояний в экономике, никогда не прекращались.
Дж. М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности [1]. Э. М. Коротков под кризисом понимает «крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде» [2]. Г. Хаберлер различает два значения понятия кризис. В специальном смысле это поворотный пункт от процветания к депрессии. В общепринятом смысле кризис связывают с паникой, банкротствами и так далее, т. е. с протеканием определенных процессов в экономике [3].
Представляется, что данные определения не полностью отражают все характерные признаки экономических кризисов, поскольку основная характерная черта кризиса — неудовлетворительное состояние параметров социально-экономической системы.
В большинстве макроэкономических исследований рассматривают два состояния экономики страны: равновесный экономический рост и спад. Основными показателями данных движений являются реальный ВВП страны, расход и доход на душу населения, уровень потребительского кредитования,занятость.
Кризис на макроуровне проявляется, как правило, в перепроизводстве товаров (совокупный платежеспособный спрос потребителей меньше совокупного предложения товара), падении цен, сокращении кредитов, росте ссудного процента, безработице, снижении объемов производства, банкротствах и т. д. В результате качество жизни падает, в т. ч. значительно сокращается потребление. Данные явления не стали исключением и для современного финансово-экономического кризиса.
Таким образом, кризис как состояние экономики проявляется в наличии нежелательных показателей, имеющих соответствующую понижательную тенденцию. В результате на необходимом уровне не достигается главная цель экономической системы — удовлетворение потребностей общества.
Кризисы в организациях также внешне выражаются в нежелательном изменении показателей ее деятельности (симптомах). Например, увеличение издержек при
снижении цены продажи товаров. В итоге основная цель организации — прибыльная деятельность не может быть достигнута.
Следовательно, под кризисным состоянием организации понимается ее нежелательное состояние, характеризующееся определенным значением показателей ее деятельности, при которых прибыльная деятельность становится невозможной. Идентично понимание и кризиса в отрасли.
Выделение признака состояния экономической системы представляется важным, поскольку оно формирует основные задачи антикризисного управления, указанные на рис. 1.
Причины возникновения кризисов разнообразны и, как правило, имеют индивидуальные особенности в каждом конкретном случае. Однако, независимо от конкретной причины или фактора, которые вызывают кризисы, их возникновение в экономике и отраслях связано с появлением различного рода диспропорций, противоречий, параметры которых, выходя за определенную область устойчивости, дестабилизируют работу системы в целом или в ее отдельной части.
На основании вышесказанного можно сформулировать следующее определение понятия «кризис»: это неудовлетворительное состояние
социально-экономической системы, вызванное крайним обострением противоречий, которые влекут выход ее параметров за критические пределы, при которых достижение цели ее функционирования ставится под угрозу или становится невозможным.
Под антикризисным управлением в этом случае предлагается понимать системную управленческую деятельность, направленную не только на вывод социально-экономической системы из состояния кризиса, но и на профилактику экономических кризисов, которые, в свою очередь, также имеют системный характер.
В табл. 1 указаны примеры проявления кризисов в отрасли сельского хозяйства и основные причины их возникновения:
Анализ таблицы показывает, что объективные условия всегда сложного функционирования самой отрасли сельского хозяйства (диспаритет цен на продукцию, зависимость результатов деятельности от конкретных природно-климатических условий, сезонность сельскохозяйственного производства, взаимозависимость отраслей АПК, территориальная рассредоточенность производства) являются основными причинами, вызывающими диспропорции и приводящими к кризису в региональной отрасли сельского хозяйства. К ним добавляется такая субъективная причина, как неравная
Экономика
таблица 1
примеры проявления кризисов в отрасли сельского хозяйства и основные причины их возникновения
№ п/п Пример проявления кризисных явлений в отрасли сельского хозяйства. Причина возникновения кризиса
1 По данным Министерства сельского хозяйства России, в 2010 г. поголовье крупного рогатого скота составило порядка 20 млн гол., что на 700 тыс. меньше, чем в 2009 г., когда показатель составлял 20,67 млн гол. (сокращение за год 3 %). Сокращение на уровне 2 % наблюдалось и в 2009 г. по отношению к 2008 году. За пятилетний период с 1995 по 2010 гг. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех российских производителей сократилось на 1,65 млн гол. (до 20 млн гол.). В Свердловской области поголовье крупного рогатого скота сократилось с 323 тыс. в 2006 г. до 260 тыс. в 2011 г. Исследования ученых и практиков свидетельствуют о том, что в первую очередь, спад численности поголовья обусловлен диспаритетом между закупочными ценами на молоко и говядину и постоянно повышающейся стоимостью материальных ресурсов, используемых на производство этой продукции. Государство практически отошло от регулирования правил на рынке животноводческой продукции в триаде ферма-переработка-прилавок: производителю достается не более 25 % от розничной стоимости мяса (в развитых странах этот показатель 45-50 %), также низок уровень господдержки мясного скотоводства (всего 5 %от производственных издержек, тогда как в странах ЕС это 80-90 %) [4].
2 Резкий рост цен на картофель в 2010 в Свердловской области: его стоимость в магазинах доходила до 45 рублей. В Свердловской области рынок картофеля стали захватывать тюменские производители, которые благодаря использованию эффективной техники и индустриальных технологий выращивания получили неплохой урожай даже в засушливом 2010 году. Дешевле предлагают продукцию из Пермской области, в которой с 2008 г. реализуют проект «Пермская картошка». Субсидирование за счет регионального бюджета произведенной продукции, а также закупки удобрений и элитных семян позволило им существенно увеличить урожайность [5]. В 2011 г. урожай картофеля оказался намного больше - 168 тонн. Однако в таких объемах производителям его негде хранить, в результате чего они вынуждены продавать продукцию по низким ценам. Свердловская область относится к поясу рискованного земледелия. В 2010 году урожай картофеля был низким из-за чрезвычайно засушливого лета, что породило ажиотаж на рынке и, как следствие, небывалый рост цен. Низкая конкурентоспособность сельхозпроизводителей в Свердловской области обеспечивается также неравномерной бюджетной поддержкой аграриев в соседних регионах. На прошедших в мае 2011 г. в Палате представителей Свердловской области слушаниях депутат А. В. Сысоев заявил, что бюджетное финансирование сельских производителей не превышает 1,6 %. По этому показателю Средний Урал уступает Тюменской области (4,8 %), Башкортостану (3,6 %) и другим регионам.
3 Дороговизна зерна в Свердловской области приводит к неконкурентоспособности птицеводства. По данным депутата Законодательного собрания Свердловской области И. В. Гаффнера, себестоимость куриной тушки превышает закупочную цену на 20 %. В результате Аргаяшская птицефабрика (ЗАО «Уралбройлер») в 2010 г. продало в Екатеринбурге больше продукции, чем в «домашней» Челябинской области [5]. Взаимозависимость отраслей АПК.
4 Российское птицеводство в 1990-е гг. получило сокрушительный удар — поставляемые по демпинговым ценам знаменитые куриные окорочка из США не оставляли шансов на ценовую конкуренцию. Неравная конкуренция с иностранными производителями. По данным экспертов, доля субсидий в США в прибыли сельхозпроизводителей составляет 30 %, странах ЕС — 49 %, Швеции — 59 % Финляндии — 71 %, Японии —75 %. В России средний уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей меньше, чем в США, в 2,7 раза, в странах ЕС — в 5,4 раза [6].
таблица 2
показатели, характеризующие взаимосвязь роста государственной поддержки и увеличения конкурентоспособности региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей в свердловской области в период с 2006 г. по 2010 г.
№ п/п Год Наименование показателя ___ 2006 2010 Отношение 2010 к 2006 г., %
1 Число убыточных сельскохозяйственных предприятий, шт. 114 36 31,5
2 Сумма убытка, млн руб. 397 560 141
3 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. 1395,7 2319,2 166
4 Субсидии, полученные из бюджета на сельскохозяйственную продукцию, млн руб. 642 212 1 257 446 195
Экономика
конкуренция отечественного сельскохозяйственного производителя с производителями импортных товаров. Профилактика кризисов в сельском хозяйстве возможна на основе осуществления государственного регулирования и государственной поддержки.
Данные выводы подтверждаются результатами реализации национальных проектов в АПК и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в Свердловской области. В частности, с 2006 г. по 2010 г. в Свердловской области достигнуты следующие показатели в сельском хозяйстве [7] (табл. 2).
Анализ таблицы показывает, что возрастание господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в
рисунок 1
задачи антикризисного управления
целом привело к уменьшению числа убыточных организаций. В абсолютных цифрах увеличение господдержки на 615 млн руб. привело к увеличению сальдированного финансового результата на 923 млн руб.
Таким образом, постоянные и непредсказуемые изменения во внутренних и внешних условиях функционирования региональной отрасли сельского хозяйства обусловливают объективную необходимость ее включения в процесс антикризисного управления. Наиболее эффективно предупреждать кризисные явления в сельском хозяйстве позволяет механизм государственного регулирования на основе государственной поддержки и целевых программ. В этом случае исключительно значимой становится роль органов власти федерального и регионального уровней.
литература
1. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М. : Эксмо, 2007. 960 с.
2. Антикризисное управление : учебник. / под ред. Э. М. Короткова. 2 изд., перераб. и доп. Инфра-М, 2007. 620 с.
3. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление : учебник. М. : ИНФРА-М, 2006. 416 с.
4. Авдеенко В. А. Динамика и состояние поголовья крупного рогатого скота в РФ. URL: http://www.tsenovik.ru/ story/Statyi/Obzor/09_11/ Obzor_1.pdf (дата обращения: 04.10.2011).
5. Джултаев К., Маслова Л., Терлецкий В. Аграрии Свердловской области остаются «на бобах». URL: http://www. rusbiznews.ru/news/n1069.html (дата обращения: 04.10.2011).
6. Ларионов Д. В. Аналитическая справка о проблемах в связи со вступлением в ВТО. URL: http://www. warandpeace.ru/ru/analysis/view/55326/ (дата обращения: 04.10.2011).
7. Свердловская область в цифрах. Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. URL: http://sverdl.gks.ru/digital/region12/default.aspx (дата обращения: 04.10.2011).