Научная статья на тему 'О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО'

О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ACTIVITIES / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьева Юлия Германовна

В статье раскрываются проблемы повышения конкурентоспособности предприятий туристской индустрии малых форм хозяйствования на современном этапе экономического развития в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Рассматриваются особенности туристической деятельности с позиции государственного регулирования. Приведены характеристика и анализ численности различных типов гостиниц Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Necessity to Increase Competitiveness of Small Tourism Industry in the conditions of Russia entering in WTO

The article the problem of improving the competitiveness of enterprises in the tourism industry of small farms at the present stage of economic development in the country»s entry into the World Trade Organization. The features of tourism from the perspective of government regulation. Given characteristics and analysis of the number of different types of hotels in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «О необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления России в ВТО»

о необходимости повышения конкурентоспособности малого туристского бизнеса в условиях вступления

россии в вто1

_Аннотация

В статье раскрываются проблемы повышения конкурентоспособности предприятий туристской индустрии малых форм хозяйствования на современном этапе экономического развития в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Рассматриваются особенности туристической деятельности с позиции государственного регулирования. Приведены характеристика и анализ численности различных типов гостиниц Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: конкурентоспособность, туристская деятельность, малое предпринимательство

Терентьева Юлия Германовна

канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики luckyterenteva@yandex.ru

Вступление России во Всемирную торговую организацию год назад повлияло на существующие «правила игры» во всех сферах хозяйствования. В первую очередь, изменения касаются принципов организации предпринимательской деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Кроме того, расширение инвестиционной активности и возможности выхода на новые рынки способствуют дальнейшему роста малого и среднего бизнеса. Одной из сфер, в которых функционирует значительное количество объектов малого бизнеса, является туристический бизнес.

1 На примере Санкт-Петербурга.

Конкурентоспособность предприятий туристской индустрии

Согласно российскому законодательству «...под малым бизнесом подразумеваются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица..., соответствующие определенным критериям» [1]. К таким критериям относятся предельная численность, объем годовой выручки. Практическая реализация данных характеристик отличается для разных видов экономической деятельности. Признаком отнесения коммерческого предприятия к малому является также использование в своей деятельности упрощенной системы налогообложения. Таким образом, большинство организаций, предоставляющих услуги посредничества при реализации туристических путевок, а также размещения в небольших объектах гостеприимства выступают в качестве объектов малого предпринимательства. Рассмотрим существующую статистику по этим двум видам предпринимательской деятельности применительно к конкретному региону - городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В настоящее время на их территории зарегистрировано 4724 туристических агентств, из них 95% находятся в Санкт-Петербурге и 5% - в области. По результатам опроса, проведенного порталом TourProfi.ru, почти треть всех турагентств существует на рынке больше 10 лет (см. рис.).

По данным официального агентства федеральной статистики (Петростата) 11000 компаний указали турагентскую деятельность как дополнительную, что почти в три раза больше числа фирм, зарегистрировавших ее в качестве основной. Таким образом, общее число компаний, имеющих право заниматься турагентсткой деятельностью на территории Санкт-Петербурга, составляет 15553 единицы [3]. Уровень конкуренции на рынке тура-гентской деятельности в Санкт-Петербурге достаточно высок. В условиях деятельности в открытом

_борьба

за конкурентные

_преимущества

_является

—первоочередной

_задачей

_«выживания»

_компаний

/

бисн отме

' вст В

с]

общеевропейском экономическом пространстве борьба за конкурентные преимущества является первоочередной задачей «выживания» компаний. В экономической литературе конкурентоспособность определяется как свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4]. Так как в настоящее время объектов конкуренции становится значительно больше, менеджмент предпринимательских структур должен активно развивать компетентностный подход к управлению всеми видами ресурсов компаний. Вхождение в ВТО позволит России более активно использовать международные стандарты качества услуг с целью привлечения зарубежных инвесторов. В рамках переговоров о присоединении к ВТО Россия оговорила право в течение первых 7 лет после вступления в эту организацию ограничивать тие иностранных инвесторов в туристическом есе, после этого срока все ограничения будут отменены. Соответственно, за время «переходного периода» необходимо сформировать систему функционирования конкурентоспособных туристических компаний. По мнению некоторых участников стического рынка, со вступлением России в ТО турпакеты могут стать дешевле как на въездом, так и выездном потоке [5]. позиции государственного регулирования туристской деятельности в условиях функционирования в рамках ВТО Комитетом торгово-промышленной палаты по туризму были внесены изменения в «Закон о порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации», которые позволили прибывающим в страну на паромах и круиз-ных судах находиться на территории нашей страны без визы в течение 72 часов. Для Санкт-Петербурга данная норма позволяет привлекать более 500000 посещений в год или, в стоимостном выражении, более 300 млн евро в бюджет.

Гостиницы должны быть готовы принять туристов

Размещение прибывающих в Санкт-Петербург туристов осуществляется в номерном фонде существующих гостиниц города. При этом около трети

СКОЛЬКО ВАШЕ ТУРАГЕНТСТВО РАБОТАЕТ НА РЫНКЕ?

больше 10 лет

5-10 лет

4-5 лет 14,06%

2-3 года 16.41%

20.31%

21.48%

Мы открылись в этом году Рис. Характеристика туристических агентств Санкт-Петербурга [2]

размещений реализуется в малых гостиницах. Согласно ГОСТ Р 50645-94, малой гостиницей называется предприятие, предоставляющее временное проживание и имеющее от одного до пятидесяти номеров. Если площадь номерного фонда не превышает 300 кв. метров, то предприятие является мини-отелем; если номера в гостинице имеют собственную кухню - это апарт-отель [6]. В целом, существует следующая устоявшаяся классификация малых гостиниц:

- мини-отели имеют до 15 номеров в нежилом фонде города;

- мини-гостиницы квартирного типа - до 15 номеров в жилом фонде;

- малые гостиницы - до 50 номеров в отдельно стоящем здании.

Сфера мини-отелей в Санкт-Петербурге развивается очень динамично. Так, если в 1993 году в городе функционировало 25 малых средств размещения, то по данным за 2012 год их число превышает 500. К данным жилищным объектам относятся гостиницы, меблированные комнаты, хостелы. Численность и характеристика гостиниц данного типа представлена в таблице.

Таким образом, наибольшее предложение наблюдается на рынке малых гостиниц, имеющих до 50 номеров и обладающих всеми необходимыми атрибутами качественного сервиса, включая предоставление питания, услуг уборки, стирки,

Таблица

Численность и характеристика малых гостиниц Санкт-Петербурга в 2012 году

Типы гостиниц Количество отелей

Гостевой дом 36

Хостел 135

Отель 327

Мотель 1

Курортный отель 1

"Bed and breakfast" 77

' вст ;

туристическая отрасль занимает

_значительные

_позиции

Интернет-связи и др. По данным международного консультационного агентства недвижимости DTZ, мини-отели занимают 25 % гостиничного рынка Санкт-Петербурга [7].

Наряду с Москвой, Санкт-Петербург является крупнейшим центром международного туризма. ормировании бюджета города туристическая сль занимает значительные позиции. Для ития привлекательности города как для гостей из других стран, так и в рамках содействия внутреннего туризма необходимо постоянно увеличивать число функционирующих в городе гостиниц всех типов и качество обслуживания в них. Значительное место в формировании объектов для размещения туристов имеет развитие мини-отелей. Мировой опыт гостиничной индустрии свидетельствует, что быстрого и успешного роста сферы размещения можно добиться только с помощью создания сбалансированной структуры между крупным, средним и малым бизнесом. С целью стимулирования развития мини-отелей в 2002 году при поддержке Комитета по внешним связям и Комитета по туризму Санкт-Петербурга было создано некоммерческое партнерство «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга». В настоящее время Ассоциация включает в себя более 40 предприятий и организаций гостиничного, ресторанного, туристического и сопутствующего им бизнеса - это отели малых форм, рестораны, кафе, бары, ночные клубы, туристические компании, транспортные предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки. Однако основной акцент в деятельности партнерства

сделан на правовую поддержку предприятий малых форм размещения и оказание им помощи в получении финансовых средств. По инициативе данной организации в 2010 году в Санкт-Петербурге были приняты два законодательных акта, регламентирующих на региональном уровне деятельность мини-отелей. В настоящее время с рамках сотрудничества Комитетов по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, по развитию туризма Санкт-Петербурга и по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга разработан ряд стратегических программ повышения инвестиционной привлекательности города, направленных на строительство новых небольших гостиниц в городе и поддержку малого бизнеса в сфере туристической индустрии.

Выводы

Участие посредством членства в ВТО нашей страны в мировом экономическом процессе, вовлечение ее в систему глобальных экономических отношений оказывают благотворное воздействие на совершенствование экономической политики в процессе развития малого предпринимательства в туристской сфере на территории Санкт-Петербурга.

Литература

1. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В ред. от 02.07.2013 «N 144-ФЗ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.

2. Портал для турагентов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://spb.turprofi.ru/.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// petrostat.gks.ru/.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. -М.: Дело, 2008. - 448 с.

5. Российской союз туриндустрии. Северо-Западное отделение. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rstnw.ru/

vstuplenie-v-vto-polozhitelno-skazhetsya-na-razvitii-turindustrii-rossii.html.

6. ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» // Все о туризме. Туристическая библиотека. Интернет-издание. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tourlib.net/books_tourism/dehtyar11.html.

7. Профессиональный туристический портал TourDom.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа»: http://www.tourdom.ru/news/v-peterburge-vzyalis-za-mini-oteli.html.

Yuliya G. Terentieva

Candidate of Economic Sci., Associate Professor, Saint-Petersburg State University of Service and Economics

On Necessity to Increase Competitiveness of Small Tourism Industry in the conditions of Russia entering in WTO

_Abstract

The article the problem of improving the competitiveness of enterprises in the tourism industry of small farms at the present stage of economic development in the country»s entry into the World Trade Organization. The features of tourism from the perspective of government regulation. Given characteristics and analysis of the number of different types of hotels in St. Petersburg.

Keywords: competitiveness, tourist activities, small business

■ж. _

российское предпринимательство, № 17(239)/сентябрь 2013

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.