Научная статья на тему 'О необходимости подготовки в области эргономики будущих проектантов электронных образовательных ресурсов'

О необходимости подготовки в области эргономики будущих проектантов электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хлопотов М. В.

В статье рассматриваются аспекты проектирования пользовательского интерфейса электронных образовательных ресурсов, показывается необходимость подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» в области эргономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости подготовки в области эргономики будущих проектантов электронных образовательных ресурсов»

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ЭРГОНОМИКИ БУДУЩИХ ПРОЕКТАНТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

М.В. Хлопотов

Научный руководитель - кандидат технических наук, профессор М.И. Потеев

В статье рассматриваются аспекты проектирования пользовательского интерфейса электронных образовательных ресурсов, показывается необходимость подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» в области эргономики.

Введение

Согласно Государственному образовательному стандарту специальности «Информационные технологии в образовании» выпускнику, освоившему соответствующую образовательную программу, присваивается квалификация «инженер».

Инженер, по определению, является проектировщиком, в данном случае - проектировщиком информационных образовательных ресурсов. С этой точки зрения центральной является дисциплина «Проектирование информационных систем в образовании», которая относится к блоку специальных дисциплин.

К основным дидактическим единицам этой дисциплины относятся: А общая характеристика процесса проектирования информационных систем в образовании (ИСО):

а структура информационно-логической модели ИСО;

б разработка функциональной модели; исходные данные для проектирования;

особенности архитектуры обучающих программ; в обучающая, тренирующая, контролирующая подсистемы; г разработка модели и защита данных;

д разработка пользовательского интерфейса; разработка проекта распределенной обработки; Б структура программных модулей; а разработка алгоритмов; б логический анализ структур ИСО; в анализ и оценка производительности ИСО; г управление проектом ИСО; д проектная документация;

е инструментальные средства проектирования ИСО; ж типизация проектных решений;

з графические средства представления проектных решений; эксплуатация ИСО.

Анализ этого блока показывает, что в нем абсолютно не затронуты вопросы эргономики. Покажем целесообразность введения в эту дисциплину раздела, посвященного эргономическим аспектам проектирования информационных систем в образовании.

Эргономические аспекты проектирования электронных образовательных ресурсов

В современной мировой практике при проектировании и оценке эффективности информационных образовательных ресурсов первостепенное значение уделяется их эргономическим характеристикам. На смену расплывчатым терминам «дружественность пользователю», «дружественный интерфейс» пришла теоретически и практически обоснованная концепция «юзабилити» (от англ. «usability» - «удобство использования», «пользовательская пригодность»). Термин «пользовательская пригодность» ин-

терфейса является комплексным критерием оценки эргономичности и во многом определяется соответствием интерфейса задачам пользователя, его потребностям, а также возможностям и ограничениям.

Международный стандарт ISO 9241-11 «Guidance on Usability» определяет пользовательскую пригодность как «степень, в которой продукт может быть использован определенными пользователями при определенном контексте для достижения определенных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью».

В этом стандарте приводятся основные факторы, определяющие удобство использования программного продукта:

• эффективность - точность и полнота при достижении пользователями цели;

• продуктивность - количество психических, физических и временных ресурсов, необходимых для достижения пользователями своих целей с нужной точностью и полнотой;

• удовлетворенность пользователя - субъективное ощущение комфорта и удобства при пользовании программным продуктом;

• адекватность контексту - соответствие системы характеристикам ее пользователей, их целям, задачам, оборудованию, социальным характеристикам среды, в которой используется программный продукт.

В настоящее время общепризнанной стала необходимость включения в жизненный цикл разработки программного обеспечения работ по проектированию и тестированию удобства использования.

Стоит заметить, что удобство использования любого программного продукта связано, прежде всего, с качеством пользовательского интерфейса. Перед разработчиками всех типов электронных образовательных ресурсов встает проблема проектирования пользовательского интерфейса, позволяющего обеспечить эффективное использование информационных систем в процессе обучения.

Разработчики программных комплексов зачастую склонны рассматривать функциональность системы отдельно от ее пользовательского интерфейса. При этом предполагается, что пользовательский интерфейс является своего рода дополнением к функциональности системы. Со своей стороны, пользователи программ, как правило, не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. Для пользователей именно пользовательский интерфейс является программой.

Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через интерфейс всю систему в целом, а значит, такое понимание является слишком узким. В действительности пользовательский интерфейс включает в себя все аспекты дизайна, которые оказывают влияние на взаимодействие пользователя и системы.

Пользовательский интерфейс состоит из множества составляющих, таких как:

• набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;

• используемая системой метафора;

• элементы управления системой;

• навигация между блоками системы;

• визуальный (и не только) дизайн экранов программы.

Проблему проектирования пользовательского интерфейса для электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для целенаправленной познавательной деятельности обучающегося, решают разработчики и проектировщики электронных образовательных ресурсов, т.е. инженеры специальности «Информационные технологии в образовании». Чтобы разрабатываемые электронные образовательные ресурсы стали эффективным средством обучения, необходимо учитывать эргономические аспекты проектирования таких ресурсов.

Заключение

В подготовке инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» ключевой является дисциплина «Проектирование информационных систем в образовании». В качестве одной из дидактических единиц этой дисциплины выступает «разработка пользовательского интерфейса». Необходимо дополнить и расширить содержание этой дидактической единицы с точки зрения эргономических аспектов в проектировании электронных образовательных ресурсов.

Литература

1. Кузнецов A.M., Мартынов В.В. Требования к графическому дизайну и юзабилити образовательных порталов / Сб. научн. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». Вып. 1. ГНИИИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2003. С. 365-420.

2. Потеев М.И. Развитие профессионально-педагогического образования в универси-тетахтехнического типа. Монография. СПб, 2005. 440с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.