О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ЭРГОНОМИКИ БУДУЩИХ ПРОЕКТАНТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
М.В. Хлопотов
Научный руководитель - кандидат технических наук, профессор М.И. Потеев
В статье рассматриваются аспекты проектирования пользовательского интерфейса электронных образовательных ресурсов, показывается необходимость подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» в области эргономики.
Введение
Согласно Государственному образовательному стандарту специальности «Информационные технологии в образовании» выпускнику, освоившему соответствующую образовательную программу, присваивается квалификация «инженер».
Инженер, по определению, является проектировщиком, в данном случае - проектировщиком информационных образовательных ресурсов. С этой точки зрения центральной является дисциплина «Проектирование информационных систем в образовании», которая относится к блоку специальных дисциплин.
К основным дидактическим единицам этой дисциплины относятся: А общая характеристика процесса проектирования информационных систем в образовании (ИСО):
а структура информационно-логической модели ИСО;
б разработка функциональной модели; исходные данные для проектирования;
особенности архитектуры обучающих программ; в обучающая, тренирующая, контролирующая подсистемы; г разработка модели и защита данных;
д разработка пользовательского интерфейса; разработка проекта распределенной обработки; Б структура программных модулей; а разработка алгоритмов; б логический анализ структур ИСО; в анализ и оценка производительности ИСО; г управление проектом ИСО; д проектная документация;
е инструментальные средства проектирования ИСО; ж типизация проектных решений;
з графические средства представления проектных решений; эксплуатация ИСО.
Анализ этого блока показывает, что в нем абсолютно не затронуты вопросы эргономики. Покажем целесообразность введения в эту дисциплину раздела, посвященного эргономическим аспектам проектирования информационных систем в образовании.
Эргономические аспекты проектирования электронных образовательных ресурсов
В современной мировой практике при проектировании и оценке эффективности информационных образовательных ресурсов первостепенное значение уделяется их эргономическим характеристикам. На смену расплывчатым терминам «дружественность пользователю», «дружественный интерфейс» пришла теоретически и практически обоснованная концепция «юзабилити» (от англ. «usability» - «удобство использования», «пользовательская пригодность»). Термин «пользовательская пригодность» ин-
терфейса является комплексным критерием оценки эргономичности и во многом определяется соответствием интерфейса задачам пользователя, его потребностям, а также возможностям и ограничениям.
Международный стандарт ISO 9241-11 «Guidance on Usability» определяет пользовательскую пригодность как «степень, в которой продукт может быть использован определенными пользователями при определенном контексте для достижения определенных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью».
В этом стандарте приводятся основные факторы, определяющие удобство использования программного продукта:
• эффективность - точность и полнота при достижении пользователями цели;
• продуктивность - количество психических, физических и временных ресурсов, необходимых для достижения пользователями своих целей с нужной точностью и полнотой;
• удовлетворенность пользователя - субъективное ощущение комфорта и удобства при пользовании программным продуктом;
• адекватность контексту - соответствие системы характеристикам ее пользователей, их целям, задачам, оборудованию, социальным характеристикам среды, в которой используется программный продукт.
В настоящее время общепризнанной стала необходимость включения в жизненный цикл разработки программного обеспечения работ по проектированию и тестированию удобства использования.
Стоит заметить, что удобство использования любого программного продукта связано, прежде всего, с качеством пользовательского интерфейса. Перед разработчиками всех типов электронных образовательных ресурсов встает проблема проектирования пользовательского интерфейса, позволяющего обеспечить эффективное использование информационных систем в процессе обучения.
Разработчики программных комплексов зачастую склонны рассматривать функциональность системы отдельно от ее пользовательского интерфейса. При этом предполагается, что пользовательский интерфейс является своего рода дополнением к функциональности системы. Со своей стороны, пользователи программ, как правило, не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. Для пользователей именно пользовательский интерфейс является программой.
Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через интерфейс всю систему в целом, а значит, такое понимание является слишком узким. В действительности пользовательский интерфейс включает в себя все аспекты дизайна, которые оказывают влияние на взаимодействие пользователя и системы.
Пользовательский интерфейс состоит из множества составляющих, таких как:
• набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;
• используемая системой метафора;
• элементы управления системой;
• навигация между блоками системы;
• визуальный (и не только) дизайн экранов программы.
Проблему проектирования пользовательского интерфейса для электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для целенаправленной познавательной деятельности обучающегося, решают разработчики и проектировщики электронных образовательных ресурсов, т.е. инженеры специальности «Информационные технологии в образовании». Чтобы разрабатываемые электронные образовательные ресурсы стали эффективным средством обучения, необходимо учитывать эргономические аспекты проектирования таких ресурсов.
Заключение
В подготовке инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» ключевой является дисциплина «Проектирование информационных систем в образовании». В качестве одной из дидактических единиц этой дисциплины выступает «разработка пользовательского интерфейса». Необходимо дополнить и расширить содержание этой дидактической единицы с точки зрения эргономических аспектов в проектировании электронных образовательных ресурсов.
Литература
1. Кузнецов A.M., Мартынов В.В. Требования к графическому дизайну и юзабилити образовательных порталов / Сб. научн. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». Вып. 1. ГНИИИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2003. С. 365-420.
2. Потеев М.И. Развитие профессионально-педагогического образования в универси-тетахтехнического типа. Монография. СПб, 2005. 440с.