Научная статья на тему 'О необходимости особого подхода при управлении запасами многономенклатурным ассортиментом торговых сетевых компаний'

О необходимости особого подхода при управлении запасами многономенклатурным ассортиментом торговых сетевых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАСЫ / ПОДХОДЫ / МНОГОНОМЕНКЛАТУРНЫЕ ЗАПАСЫ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / ЗАТРАТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STOCKS / APPROACHES / MULTINOMENCLATURE STOCKS / CONTROL SYSTEMS OF STOCKS / METHODS OF CONTROL OVER STOCKS / EXPENSES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скузоватова Н. В.

В статье рассмотрены особые подходы, применяемые при управлении запасами многономенклатурным ассортиментом сетевых компаний. Отмечена необходимость особого логистического подхода при управлении запасами, показана положительная и отрицательная роль запасов, определены проблемы управления запасами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SPECIFIC APPROCH WHEN MANAGING MULTIPRODUCT ASSORTMENT OF TRADING NETWORK COMPANIES

In article the special approaches applied at stockpile management by the multinomenclature range of the network companies are considered. Need of special logistic approach is noted at stockpile management, the positive and negative role of stocks is shown, stockpile management problems are defined.

Текст научной работы на тему «О необходимости особого подхода при управлении запасами многономенклатурным ассортиментом торговых сетевых компаний»

Н. В. Скузоватова, старший преподаватель кафедры производственного менеджмента, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента»

О НЕОБХОДИМОСТИ ОСОБОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОРГОВЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ

В статье рассмотрены особые подходы, применяемые при управлении запасами многономенклатурным ассортиментом сетевых компаний. Отмечена необходимость особого логистического подхода при управлении запасами, показана положительная и отрицательная роль запасов, определены проблемы управления запасами.

Ключевые слова: запасы, подходы, многономенклатурные запасы, системы управления запасами, методы управления запасами, затраты, эффективность.

В условиях усиления конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети. Торговая сеть - один из наиболее значительных и важных феноменов розничной торговли современности, включающий несколько торговых организаций, которые находятся под общим владением и контролем, реализующих товары, как правило, аналогичного ассортимента, использующих общую службу закупок и сбыта, а также единую информационную систему. В большинстве развитых стран торговыми сетевыми компаниями захвачено все рыночное пространство. Так, в Европейских странах на сетевую торговлю приходится до 70-75% розничного товарооборота, а в России - данный показатель находится на уровне 20-30%.

В целом наблюдается тенденция развития розничной торговли в России по европейской схеме, торговые сети объединяются в более крупные, на рынок входят международные, региональные, местные сетевые компании.

Рынок сетевой торговли в России за период 2002-2012 гг. увеличился в 2 раза. Особо развитая сетевая торговля наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде других крупных городах. Степень проникновения сетевой торговли сейчас составляет 45%, в целом же по России данный показатель соответствует - 20%.

Можно отметить, что на сегодняшний день сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, различающимися между собой широтой ассортимента, уровнем цен, формами и методами обслуживания, размерами торговой площади. Если в 1990—х. годах сетевые торговые заведения включали лишь несколько небольших магазинов, то современный формат розничной торговой сети может быть представлен такими форматами, как современный торговый центр или огромный молл. Сегодня на российском рынке можно выделить ряд крупных сетевых компаний, таких как «Магнит» (оператор ОАО «Тандер»), «Карусель», «Пятерочка». «Седьмой континент», «Дикси», «Перекресток», «Копейка», «Старик Хоттабыч», «М.Видео», «Спортмастср», «Седьмой континент», Aldi, Metro, Obi, Spar, Auchan, Carrefouer, WalMart, Рам-стор, Икея и т.д.

В большинстве розничных сетевых компаний особое место занимает область логистического функционирования. Это обусловлено тем, что логистическая система для достижения целей компании должна осуществлять разносторонние и сложные по своему составу виды работ по процессам: поставки товаров, транспортировка заказов, управление запасами, управление складом, сбыт ресурсов, работа с клиентами. В ходе реализации данных работ решаются следующие вопросы: прогнозирование спроса, расчет размера поставок, определение интервала времени и частоты между поставками, предоставление качественного сервиса.

Современные форматы розничной сетевой торговли предполагают наличие широкого ассортимента товаров не только на полках торгового зала, но и наличие запасов на складе. Соответственно функциональная область управления запасами является ключевым направлением работы для большинства компании, так как в них сосредоточены основные затраты компании. Любое изменение объема запасов и срока их поставок влечет за собой изменения в логистической системе. Изменения отражаются в таких областях, как производство, складирование, транспортировка.

Для розничных сетевых компаний структура логистических затрат может достигать 85% издержек, которые приходятся на управление запасами и транспортировку [1, с. 143]. От эффективности управления логистической системы зависят все аспекты работы компании. Поэтому для оптимального функционирования компании необходимо искать скрытые резервы, позволяющие снижать финансовую нагрузку на товарные запасы. Управление запасами является одним из главных резервов повышения эффективности работы компании. Область управления запасами представляет собой решение задач, связанных с учетом, систематизацией, анализом и оптимизацией уровня запасов. Управление запасами базируется на изучении закономерностей образования и расходования запасов.

Прежде чем перейти к резервам повышения эффективности работы компании, необходимо раскрыть само понятие «запасы», рассмотреть функции запасов, а также определить преимущества и отрицательную роль наличия запасов. Запас можно определить как материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении.

Г. Л. Бородецкий предлагает следующее определение «Запасы - это материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте» [1, с. 110].

А. М. Гаджинский предлагает следующее определение: «Запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления» [4, с. 110].

На наш взгляд, «запасы - это товарно-материальные ценности в виде сырья, материалов, готовой продукции, ожидающие момент потребления».

Составляющими запасов могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности. Помимо понятия «запасы», необходимо определить преимущества и отрицательную роль наличия запасов.

Запасы на предприятии позволяют:

• повышать эффективность распределенных сетей. Географическая специализация может реализовываться путем создания распределительных центров (как сырья, так и готовой продукции) с целью обеспечить более полную комплектацию грузовых отправок, более короткие сроки исполнения заявок;

• повышать эффективность на отдельном предприятии. Ресурсы компании консолидируются путем накопления запасов как на стадии производственного процесса, на этапе распределения, а также в процессе доставки товаров клиенту, обеспечивая эффективность за счет транспортировки экономически выгодными партиями и минимизации тарифов, предоставления более полного ассортимента товаров, страхования предприятия от неопределенности.

• уравновесить спрос и предложение, сократив разрыв во времени (сезонные колебания), например валенки производят круглый год, а покупают в основном к зиме, и наоборот: картофель собирают осенью, а потребляют в течение всего года. Кроме того, существуют и другие виды разрывов, например пиковый спрос перед праздниками на подарки заставляет торговые предприятия готовиться к этому заранее;

• защищать от неопределенности, в случае превышения спроса над ожидаемым уровнем в рамках функционального цикла (покупатель заказывает больше, чем планировалось) и колебания продолжительности функционального цикла (вследствие задержек поставок товара, сбоев и т.д.)

• экономия на оптовых скидках;

• защита от повышения закупочных цен;

• экономия на транспортировке.

Однако помимо преимуществ, запасы могут оказывать и отрицательное влияние на деятельность компании, к их числу можно отнести:

• замораживание значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели компании;

• тормозящее влияние на улучшение качества, так как компания всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;

• изолирование звеньев логистической цепи и стадии бизнес-процессов;

• увеличение расходов на содержание складских помещений, а также оплату труда специального персонала;

• создают риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции [5, с. 45].

A. Смехов указывал, что если принять затраты на логистику за 100%, тогда удельный вес отдельных составляющих распределится следующим образом:

• перевозка на магистральном транспорте - 28-40%;

• складские, перегрузочные операции и хранение грузов - 25-46;

• упаковка до 15-25;

• затраты на управление - 5-15;

• прочие (включая обработку заказов) - 5-17%.

B. Смиричинский отмечает: «Анализ структуры логистических затрат развитых капиталистических стран показывает, что наибольший удельный вес в них занимают затраты:

• на управление запасами - 20-40%;

• транспортные затраты - 15-35%;

• затраты на административно-управленческие функции - 9-14% [9, с. 215].

Следует отметить, что затраты на содержание запасов - один из наиболее существенных факторов, определяющих целесообразность сокращения последних.

Несмотря на то что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.

Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам из-за недополученной прибыли, потери доли рынка, с другой - перенасыщение складов торговой сети запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия.

Затраты на содержание запасов бывают следующих видов:

• капитальные затраты - зависящие от процента на инвестированный в запасы капитал, размер которого может колебаться от ставки рефинансирования ЦБ до нормы доходности активов предприятия;

• страхование - стоимость страховки зависит от стоимости запасов, их характеристик, условий хранения и т.д.;

• износ и списание - в процессе хранения продукция может портиться, а также морально устаревать;

• расходы на хранение - расходы на аренду склада или содержание складских помещений, наем персонала, ремонт или закупку техники и т.д. [68, с. 405].

Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, сократить затраты на хранение, высвободить из оборота часть капитала. [10, с. 186].

Большинство розничных сетевых компаний имеет в своем составе широкий ассортимент товаров. Особые трудности у компаний возникают при управлении многономенклатурным ассортиментом товаров, насчитывающим несколько тысяч товарных единиц. При управлении многономенклатурным ассортиментом торговой сетевой компании возникают ряд проблем, можно выделить основные:

1. Большое число факторов, влияющих на размер заказа: величина и возможная неравномерность расхода, отдаленность поставщиков, ограничения по ресурсам, способы транспортировки, сезонность, рекламные акции.

2. Многообразие видов запасов: текущие, страховые, сезонные и др.

3. Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами: величина заказа, момент заказа, момент поставки, интервал времени между заказами, величина страхового запаса и др.

4. Большое разнообразие систем контроля состояния запасов, в том числе системы периодического контроля, системы непрерывного контроля.

5. Ошибочность прогнозов, возрастающая в связи с развитием товарного предложения, т.е. появлением новых товаров (товаров комплиментов и субститутов) и т.д.

Большинство розничных сетевых торговцев единодушны в том, что проблема управления запасами является актуальной. Решение проблемы управления запасами в области розничной сетевой торговли можно разделить на несколько составляющих:

• какие подходы положить в основу системы управления запасами;

• какие информационные продукты использовать;

• кто будет отвечать за управление запасами;

• как оценить эффективность управления запасами;

• как повысить эту эффективность.

В современной практике ведения бизнеса можно выделить три основных подхода к управлению запасами: подход «от склада», от «продаж» и «точно в срок».

На сегодняшний день большинство розничных сетевых компаний используют какой-то из трех подходов.

Подход «от склада» - это прогнозирование спроса с использованием статистических данных в управлении запасами (SIC - Statistical Inventory Control), соответствующие закупки товаров и предложение к продаже.

Подход «от продаж» предполагает использование смешанного подхода «от склада», с корректировками на основании договорной и другой информации о клиентах, согласованных с ними планов и т.п. По сути дела это торговля под заказ.

Подход «точно в срок» (Just in time) - поставки продукции осуществляются под заказ от поставщика, благодаря использованию данного подхода, компания может отказаться от создания склада, поставщики товаров будут осуществлять поставки тогда, когда это необходимо.

Для управления поставками розничных торговых сетей необходимы различные информационные решения. К их числу можно отнести такие технологии, как ERP, MRP (MRP II), SCM, JIT и другие, направленные, в том числе, на минимизацию запасов предприятия, на совершенствование систем поставок и учета движения материальных потоков [20, с. 186].

Важным условием в управлении запасами является вовлеченная работа компетентного и опытного персонала. В крупных сетевых компаниях организовывают логистические подразделения, которые и решают вопросы управления запасами. В крупных компаниях вводят должности главного менеджера (начальника отдела) и категорийных менеджеров, которые осуществляют планирование, организацию, управление и контроль закрепленных за ними группами товаров. В небольших сетевых компаниях, насчитывающих от двух до пяти небольших магазинов, вопросами логистики занимается, как правило, один человек. Особенности управления запасами в сетевых торговых организациях зависит и от степени централизации сети. Так, в централизованных сетях управление ассортиментной политикой ведется из центра, где 60-80% товаров сети поставляются централизованно. Оставшийся объем товаров 20-40% сетевые компании формируют сами (скоропортящиеся продукты, товары с учетом спроса, места расположения поставщиков и т.д.).

В торговых сетях с меньшей степенью централизации магазины подают часть заявок на продукцию «наверх», а часть работы по управлению запасами берут на себя. Самый главный вопрос в данном случае по управлению запасами - квалификация логистического персонала.

Особое влияние на работу компании в вопросах управления запасами оказывают различные показатели. К их числу можно отнести: показатель удовлетворенности покупательского спроса (срок, на который достаточно имеющихся запасов), оборачиваемость запасов, затраты на хранение и т.д. Впрочем, необходимо обращать внимание не только на отдельные показатели работы компании, но и учитывать факт наличия выбранного индикатора и постоянный мониторинг состояния запасов.

В управлении запасами наиболее важны:

выбор стратегии пополнения запасов для каждой группы товаров торговой сети;

• организация процессов продаж;

• прогнозирование и стимулирование сбыта;

• управление цепочкой поставок.

Эффективное управление торговыми запасами торговых сетей в общем случае должно решать две противоположные задачи - минимизация складских запасов и обеспечение необходимого ассортимента для удовлетворения покупательского спроса. Причем ассортимент является очень важным фактором для розничной торговли, а задачи минимизации складских запасов характерны для оптовых компаний.

Для решения задач данного класса построены и начинают использоваться на практике различные математические модели запасов.

Основными моделями управления запасами в торговых сетевых компаниях являются:

• модель на основе формулы Уилсона;

• модели со страховым запасом;

• модель управления запасами до максимального объема товаров на складе;

• модель управления с фиксированным размером заказа;

• модель управления с фиксированным периодом времени между поставками [3, с. 386].

Перечисленные модели управления запасами в большинстве случаев призваны решать конкретную задачу, и нельзя оценить общий эффект от функционирования данных моделей в филиалах компании. Особенно остро встает вопрос при управлении многономенклатурными запасами в торговых сетевых компаниях различного формата. Так, управление запасами одной торговой сети в виде магазина-универсама или торгового центра будет отличаться значительно.

Важным элементом работы сетевой компании в вопросах управления запасами является автоматизация процессов: «закупка-хранение-сбыт». Без применения информационных систем, технологий, современной техники при управлении многономенклатурными запасами, в том числе в сетях, использующих различные форматы, уже не возможно обойтись. С появлением современной компьютерной техники, с усилением рыночной конкуренции и приходом «технарей» в бизнес тема управления запасом обрела «второе дыхание». Появились новые возможности, позволяющие решать проблемы эффективности использования ресурсов на уровне, который еще совсем недавно считался фантастическим. На рынке предлагаются различные программные продукты (информационные системы, технологии), позволяющие управлять широким ассортиментом товаров.

При выборе информационных систем и технологий по управлению запасами нужно исходить не только из текущих нужд компании, но и учитывать перспективу развития сети. Необходимо внедрять информационную систему с «положительной» историей внедрения, имеющей положительные отклики других сетевых компаний. Для выработки и реализации единой товарной политики сети по закупкам, по формированию запасов и по сбыту товара потребуется не только система автоматизации, распределенная по офисам, филиалам, магазинам, складам сети, но и надежные скоростные каналы связи между ними.

Для эффективной реализации процесса формирования системы управления запасами на предприятии имеются ряд направлений повышения эффективности, к которым можно отнести: совершенствование операций нормирования запасов, использование информационных технологий (штриховое кодирование, RFID, GPS и т.д.), информационных систем (автоматическое управление запасами), использование методов ABC-XYZ-анализа (оптимизация ассортимента), применение организационных мероприятий (обучение, контроль за заказом и расходом запасов), использование методов математического моделирования. Схема подходов по повышению эффективности функционирования системы управления запасами представлена на рис. 1.

Применение частных методов в комплексе позволит большинству торговым сетевым компаниям сократить количество проблем, связанных с управлением запасами и повысить эффективность работы компании в целом.

Подводя итог, можно сделать вывод, что значительную долю в решении актуальных проблем розничных сетевых компаний занимает построение гибкой логистической системы. Управление товарными запасами является одной из основных подсистем этой системы, изменения в которой

Рис. 1. Схема совокупности подходов по повышению эффективности функционирования

системы управления запасами

значительно отражаются на работе предприятия в целом. Для сетевых компаний, реализующих несколько тысяч ассортиментных позиций, неэффективные стратегии управления товарными запасами ведут к существенному повышению расходов и, как следствие, к снижению прибыли от реализации продуктового портфеля. Кроме того, существующие стратегии зачастую не согласуются с общим планом развития предприятия и не могут быть оперативно модифицированы в соответствии с новыми условиями работы. Это приводит к увеличению количества и величины рисков, что повышает значимость угроз для прибыльного функционирования компании, а также к снижению ее рентабельности. В таких условиях особую актуальность приобретает разработка стратегий по управлению многономенклатурными товарными запасами на основе математических моделей, поиск эффективных методов прогнозирования спроса, а также оценка рисков при принятии решений после внедрения оптимизационных моделей и алгоритмов.

Литература

1. Бородецкий, Г. Л. Управление запасами : учеб. пособие / Г. Л. Бородецкий. - М. : Эксмо, 2007. - 400 с.

2. Банк, С. В. Управленческий учет материальных запасов / С. В. Банк // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 14.

3. Волгин, В. В. Склад: логистика, управление, анализ : учеб. пособие / В. В. Волгин. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.

4. Гаджинский, А. М. Логистика : учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. М. Гаджинский. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. - 432 с.

5. Денисова, А. Л. Организация коммерческой деятельности: управление запасами : учебное пособие / А. Л. Денисова, Н. В. Дюженкова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. у-та, 2007. - 80 с.

6. Товарно-материальные запасы. Необходимые и реальные объемы, расходы на содержание, логистические системы управления / Л. Федоров // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2008. - № 3.

7. Раицкий, К. А. Экономика предприятия : учебник / К. А. Раицкий. - М. : Информационновнедренческий центр «Маркетинг», 2005. - 189 с.

8. Смиричинский, В. А. Логистика : учеб. пособие / В. А. Смиричинский, А. Ю. Перов. - М. : Альфа-Пресс, 2010. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шопенко, Д. В. Управление финансами предприятия : учеб. пособие / Д. В. Шопенко. -СПб. : Дмитрий Буланин, 2006. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.