УДК 37
М. С. Перевозчикова
О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В статье обсуждаются вопросы формирования ИКТ-компетентности учащихся как одной из ключевых компетентностей, достижение которых ставится главной целью новых образовательных стандартов. Автором обосновывается необходимость организации самообразовательной деятельности учащихся как эффективного и обязательного условия для успешного овладения всеми составляющими ИКТ-компетентности.
The article deals with the actual problem of forming school students' main competences. The author grounds the necessity of arranging self-educational activity for efficient formation of students ICT competence at school.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, ИКТ-гра-мотность, самообразовательная деятельность, информатика, информационные технологии, методика обучения информатике.
Keywords: ICT competence, ICT literacy, self-education, computer science, information technology, training techniques in computer science.
На этапе перехода России к информационному обществу, которое характеризуется увеличением роли информации, знаний и информационных технологий и отличается компьютеризацией всех сфер жизнедеятельности человека, одной из актуальных проблем становится воспитание личности, способной к самостоятельному поиску знаний на протяжении жизни. В условиях быстрой смены поколений программных продуктов сформированные умения их использования достаточно быстро теряют свою актуальность. Индустрия информационных технологий настолько быстро реагирует на запросы общества и бизнеса, что специалисту приходится постоянно совершенствовать свои умения и навыки работы с компьютерной техникой, актуализировать имеющиеся и самостоятельно приобретать новые знания. Активная самообразовательная деятельность становится жизненно необходимым атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное личностное развитие и профессиональный рост. Образование как процесс и человек как личность оказываются тем более развитыми, чем интенсивнее и шире в их структуре представлено самообразование.
Происходящие процессы реформирования системы школьного образования, и в частности раз-
© Перевозчикова М. С., 2010
работка и внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, являются закономерным следствием требования формирующегося информационного общества к системе образования в целом. В новом стандарте «на первое место выходят требования к результатам образования» [1], поскольку предметом диалога внутри системы образования, а также между обществом и государством могут быть именно результаты образования, которые являются системообразующим компонентом конструкции стандартов.
Одной из отличительных черт разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни - составляют основу понятия «компетентность».
Понятие «компетентность» не определено окончательно, равно как и круг компетентнос-тей, который необходимо формировать у сегодняшних школьников. Так, с позиции психологии, компетентность - это психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [2]. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 10015 компетентность есть «выраженная способность применять свои знания и навыки» [3]. Для педагогической науки наиболее близко определение компетентности как способности субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов.
В соответствии с компетентностным подходом система общего образования должна быть нацелена на формирование ключевых (базовых, универсальных, супер-) компетентностей. Существуют различные подходы к определению ключевых компетентностей, но в каждом из них обязательно присутствует составляющая в виде информационной, информационно-технологической или ИКТ-компетентности (компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий).
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности [4].
ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и со-
М. С. Перевозчикова. О необходимости организации самообразовательной деятельности.
здания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформиро-ванность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
В свою очередь, ИКТ-грамотность складывается из следующих познавательных или когнитивных деятельностей:
- способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- умение собирать и/или извлекать информацию;
- умение применять существующую схему организации или классификации;
- умение интерпретировать и представлять информацию (обобщение, сравнение и противопоставление данных);
- умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ (способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении).
Освоение этих видов деятельности в отечественной системе образования должно происходить, в значительной мере, при изучении школьниками учебного предмета «Информатика и ИКТ» [5]. В то же время сформировать ИКТ-компетентность в рамках только лишь школьного курса информатики представляется затруднительным в силу ряда обстоятельств:
- разный уровень подготовки учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий представляет определенные сложности при организации обучения информатике с помощью традиционных форм и методов и приводит к снижению познавательной активности учащихся, вследствие чего требуются новые подходы для организации обучения школьников;
- ограниченность курса временными рамками: в школьном образовательном стандарте на изучение информатики и ИКТ предусмотрено 105 часов в рамках основной школы, что явно недостаточно для того, чтобы учащиеся смогли уверенно владеть всеми составляющими ИКТ-гра-мотности, поэтому необходимо использовать резервы внеучебной деятельности, которая в но-
вом образовательном стандарте занимает значительную часть обязательной нагрузки учащихся;
- постоянное обновление сферы информационных технологий: информатика и компьютерные технологии - быстро развивающиеся области, поэтому человеку, деятельность которого связана с компьютерами, приходится постоянно обучаться и совершенствоваться. Получить опыт такой деятельности учащиеся могут в процессе осуществления самообразовательной деятельности, которая должна быть специальным образом организована.
Таким образом, для разрешения указанных противоречий необходимо совершенствование методики обучения информатике на основе организации самообразовательной деятельности, которая позволит:
1) учесть индивидуальные интересы, предпочтения и возможности учащихся, что в свою очередь способно положительно влиять на формирование познавательного интереса;
2) учитывать исходный уровень владения средствами ИКТ и определять «прирост» личных знаний, умений и навыков каждого конкретного учащегося;
3) предоставить учащимся возможность практического применения знаний и умений в области ИКТ для решения широкого круга задач (как учебных, так и связанных с другими аспектами деятельности учащихся);
4) создать условия для получения учащимися индивидуальной педагогической поддержки;
5) развить самообразовательные умения и навыки, являющиеся составной частью ИКТ-ком-петентности. При этом речь идет не о качестве и не о большом разнообразии требуемых навыков, а скорее «о способности постоянно совершенствоваться и быстро адаптироваться к решению новых задач» [6].
Рассмотрим на примере выпуска школьной газеты, какие виды деятельности, осуществляемые учащимися в рамках самообразования, способствуют формированию компонентов ИКТ-грамот-ности.
Из представленной таблицы видно, что в процессе создания школьной газеты в рамках самообразовательной деятельности у учащихся помимо навыков ИКТ-грамотности активно формируются обобщенные познавательные, этические и технические навыки, что в свою очередь обеспечивает формирование ИКТ-компетентности. Выпуская газету, учащиеся решают реальные практические задачи и для их решения используют различные технические и программные средства информационно-коммуникационных технологий.
Быстрое самостоятельное приобретение необходимых знаний и практических навыков,
Компоненты ИКТ-грамотности Виды деятельности, осуществляемые учащимися при подготовке школьной газеты
Способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации Использование аппаратных средств информационных технологий (компьютер, принтер, сканер, микрофон, цифровой фотоаппарат и т. д.); освоение программных средств информационных технологий (текстовый и графический редакторы, издательские системы, табличный процессор, инструменты планирования деятельности, средства иллюстративной графики); оцифровывание текстовой, графической и звуковой информации
Умение собирать и/или извлекать информацию Составление текста статьи с использованием различных источников информации: энциклопедий и справочников, словарей, компьютерных сетей; проведение опроса с помощью устной, письменной формы, посредством электронной формы на школьном сайте; организация интервью с дальнейшим представлением информации; поиск иллюстративного материала
Умение применять существующую схему организации или классификации Структурирование информации, разработка макета газеты и распределение материалов согласно выделенным рубрикам, верстка, создание оглавления
Умение интерпретировать и представлять информацию Редактирование и оформление текстовой информации с позиций наглядности, доступности; использование инструментов привлечения внимания к текстовой информации; представление табличных данных, построение диаграмм и графиков; изучение элементов издательского дела, основ графического дизайна
Умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации Отбор различных источников для создания статей с позиции актуальности, достоверности, полноты информации; оценка количественных параметров информационных объектов и процессов (объем памяти, разрешение изображения, стоимость информационных продуктов, услуг связи)
Умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее Создание информационных объектов: текстов различной сложности, структуры, направленности; иллюстративных материалов (рисунков, фотографий, коллажей, схем, диаграмм, графиков); ввод таблиц и формул; разработка кроссвордов и ребусов для конкурсов
Способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ Организация взаимодействия с другими членами коллектива; использование электронной почты для общения между учениками и учителями; защита информации от компьютерных вирусов, от несанкционированного доступа; изучение основ криптографии
активное, заинтересованное самообразование и постоянное совершенствование - таковы требования современного общества к выпускнику образовательного учреждения любого уровня. Способность учащихся уже сегодня самостоятельно выбирать подходящее средство ИКТ, осваивать его, овладевать профессиональными навыками его использования, решать с его помощью встающие перед ними новые, еще не известные задачи формируется через опыт осуществления такой деятельности в школе. А значит, создать условия для получения подобного опыта - первоочередная задача для успешного и эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Примечания
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. С. 11.
2. Хьелл Л. Теории личности. 3-е изд. М., 2010.
3. ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению. Введ. 200801-06. М.: Стандартинформ, 2008.
4. Фалина И. Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. № 2.
5. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентнос-ти учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
6. Паршина Д. Как изменится спрос на ИКТ-ком-петентность в Европе после кризиса? // Качество образования. 2010. Январь-февраль.