Научная статья на тему 'О необходимости организации самообразовательной деятельности для эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся средней школы'

О необходимости организации самообразовательной деятельности для эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-ГРАМОТНОСТЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / ICT COMPETENCE / ICT LITERACY / SELF-EDUCATION / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / TRAINING TECHNIQUES IN COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозчикова Марина Сергеевна

В статье обсуждаются вопросы формирования ИКТ-компетентности учащихся как одной из ключевых компетентностей, достижение которых ставится главной целью новых образовательных стандартов. Автором обосновывается необходимость организации самообразовательной деятельности учащихся как эффективного и обязательного условия для успешного овладения всеми составляющими ИКТ- компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозчикова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Necessity of Arranging Self-Educational Activity for Efficient Formation of School Students' ICT Competence

The article deals with the actual problem of forming school students' main competences. The author grounds the necessity of arranging self-educational activity for efficient formation of students ICT competence at school.

Текст научной работы на тему «О необходимости организации самообразовательной деятельности для эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся средней школы»

УДК 37

М. С. Перевозчикова

О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В статье обсуждаются вопросы формирования ИКТ-компетентности учащихся как одной из ключевых компетентностей, достижение которых ставится главной целью новых образовательных стандартов. Автором обосновывается необходимость организации самообразовательной деятельности учащихся как эффективного и обязательного условия для успешного овладения всеми составляющими ИКТ-компетентности.

The article deals with the actual problem of forming school students' main competences. The author grounds the necessity of arranging self-educational activity for efficient formation of students ICT competence at school.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, ИКТ-гра-мотность, самообразовательная деятельность, информатика, информационные технологии, методика обучения информатике.

Keywords: ICT competence, ICT literacy, self-education, computer science, information technology, training techniques in computer science.

На этапе перехода России к информационному обществу, которое характеризуется увеличением роли информации, знаний и информационных технологий и отличается компьютеризацией всех сфер жизнедеятельности человека, одной из актуальных проблем становится воспитание личности, способной к самостоятельному поиску знаний на протяжении жизни. В условиях быстрой смены поколений программных продуктов сформированные умения их использования достаточно быстро теряют свою актуальность. Индустрия информационных технологий настолько быстро реагирует на запросы общества и бизнеса, что специалисту приходится постоянно совершенствовать свои умения и навыки работы с компьютерной техникой, актуализировать имеющиеся и самостоятельно приобретать новые знания. Активная самообразовательная деятельность становится жизненно необходимым атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное личностное развитие и профессиональный рост. Образование как процесс и человек как личность оказываются тем более развитыми, чем интенсивнее и шире в их структуре представлено самообразование.

Происходящие процессы реформирования системы школьного образования, и в частности раз-

© Перевозчикова М. С., 2010

работка и внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, являются закономерным следствием требования формирующегося информационного общества к системе образования в целом. В новом стандарте «на первое место выходят требования к результатам образования» [1], поскольку предметом диалога внутри системы образования, а также между обществом и государством могут быть именно результаты образования, которые являются системообразующим компонентом конструкции стандартов.

Одной из отличительных черт разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни - составляют основу понятия «компетентность».

Понятие «компетентность» не определено окончательно, равно как и круг компетентнос-тей, который необходимо формировать у сегодняшних школьников. Так, с позиции психологии, компетентность - это психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [2]. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 10015 компетентность есть «выраженная способность применять свои знания и навыки» [3]. Для педагогической науки наиболее близко определение компетентности как способности субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов.

В соответствии с компетентностным подходом система общего образования должна быть нацелена на формирование ключевых (базовых, универсальных, супер-) компетентностей. Существуют различные подходы к определению ключевых компетентностей, но в каждом из них обязательно присутствует составляющая в виде информационной, информационно-технологической или ИКТ-компетентности (компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий).

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности [4].

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и со-

М. С. Перевозчикова. О необходимости организации самообразовательной деятельности.

здания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформиро-ванность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

В свою очередь, ИКТ-грамотность складывается из следующих познавательных или когнитивных деятельностей:

- способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

- умение собирать и/или извлекать информацию;

- умение применять существующую схему организации или классификации;

- умение интерпретировать и представлять информацию (обобщение, сравнение и противопоставление данных);

- умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

- умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

- способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ (способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении).

Освоение этих видов деятельности в отечественной системе образования должно происходить, в значительной мере, при изучении школьниками учебного предмета «Информатика и ИКТ» [5]. В то же время сформировать ИКТ-компетентность в рамках только лишь школьного курса информатики представляется затруднительным в силу ряда обстоятельств:

- разный уровень подготовки учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий представляет определенные сложности при организации обучения информатике с помощью традиционных форм и методов и приводит к снижению познавательной активности учащихся, вследствие чего требуются новые подходы для организации обучения школьников;

- ограниченность курса временными рамками: в школьном образовательном стандарте на изучение информатики и ИКТ предусмотрено 105 часов в рамках основной школы, что явно недостаточно для того, чтобы учащиеся смогли уверенно владеть всеми составляющими ИКТ-гра-мотности, поэтому необходимо использовать резервы внеучебной деятельности, которая в но-

вом образовательном стандарте занимает значительную часть обязательной нагрузки учащихся;

- постоянное обновление сферы информационных технологий: информатика и компьютерные технологии - быстро развивающиеся области, поэтому человеку, деятельность которого связана с компьютерами, приходится постоянно обучаться и совершенствоваться. Получить опыт такой деятельности учащиеся могут в процессе осуществления самообразовательной деятельности, которая должна быть специальным образом организована.

Таким образом, для разрешения указанных противоречий необходимо совершенствование методики обучения информатике на основе организации самообразовательной деятельности, которая позволит:

1) учесть индивидуальные интересы, предпочтения и возможности учащихся, что в свою очередь способно положительно влиять на формирование познавательного интереса;

2) учитывать исходный уровень владения средствами ИКТ и определять «прирост» личных знаний, умений и навыков каждого конкретного учащегося;

3) предоставить учащимся возможность практического применения знаний и умений в области ИКТ для решения широкого круга задач (как учебных, так и связанных с другими аспектами деятельности учащихся);

4) создать условия для получения учащимися индивидуальной педагогической поддержки;

5) развить самообразовательные умения и навыки, являющиеся составной частью ИКТ-ком-петентности. При этом речь идет не о качестве и не о большом разнообразии требуемых навыков, а скорее «о способности постоянно совершенствоваться и быстро адаптироваться к решению новых задач» [6].

Рассмотрим на примере выпуска школьной газеты, какие виды деятельности, осуществляемые учащимися в рамках самообразования, способствуют формированию компонентов ИКТ-грамот-ности.

Из представленной таблицы видно, что в процессе создания школьной газеты в рамках самообразовательной деятельности у учащихся помимо навыков ИКТ-грамотности активно формируются обобщенные познавательные, этические и технические навыки, что в свою очередь обеспечивает формирование ИКТ-компетентности. Выпуская газету, учащиеся решают реальные практические задачи и для их решения используют различные технические и программные средства информационно-коммуникационных технологий.

Быстрое самостоятельное приобретение необходимых знаний и практических навыков,

Компоненты ИКТ-грамотности Виды деятельности, осуществляемые учащимися при подготовке школьной газеты

Способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации Использование аппаратных средств информационных технологий (компьютер, принтер, сканер, микрофон, цифровой фотоаппарат и т. д.); освоение программных средств информационных технологий (текстовый и графический редакторы, издательские системы, табличный процессор, инструменты планирования деятельности, средства иллюстративной графики); оцифровывание текстовой, графической и звуковой информации

Умение собирать и/или извлекать информацию Составление текста статьи с использованием различных источников информации: энциклопедий и справочников, словарей, компьютерных сетей; проведение опроса с помощью устной, письменной формы, посредством электронной формы на школьном сайте; организация интервью с дальнейшим представлением информации; поиск иллюстративного материала

Умение применять существующую схему организации или классификации Структурирование информации, разработка макета газеты и распределение материалов согласно выделенным рубрикам, верстка, создание оглавления

Умение интерпретировать и представлять информацию Редактирование и оформление текстовой информации с позиций наглядности, доступности; использование инструментов привлечения внимания к текстовой информации; представление табличных данных, построение диаграмм и графиков; изучение элементов издательского дела, основ графического дизайна

Умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации Отбор различных источников для создания статей с позиции актуальности, достоверности, полноты информации; оценка количественных параметров информационных объектов и процессов (объем памяти, разрешение изображения, стоимость информационных продуктов, услуг связи)

Умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее Создание информационных объектов: текстов различной сложности, структуры, направленности; иллюстративных материалов (рисунков, фотографий, коллажей, схем, диаграмм, графиков); ввод таблиц и формул; разработка кроссвордов и ребусов для конкурсов

Способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ Организация взаимодействия с другими членами коллектива; использование электронной почты для общения между учениками и учителями; защита информации от компьютерных вирусов, от несанкционированного доступа; изучение основ криптографии

активное, заинтересованное самообразование и постоянное совершенствование - таковы требования современного общества к выпускнику образовательного учреждения любого уровня. Способность учащихся уже сегодня самостоятельно выбирать подходящее средство ИКТ, осваивать его, овладевать профессиональными навыками его использования, решать с его помощью встающие перед ними новые, еще не известные задачи формируется через опыт осуществления такой деятельности в школе. А значит, создать условия для получения подобного опыта - первоочередная задача для успешного и эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Примечания

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. С. 11.

2. Хьелл Л. Теории личности. 3-е изд. М., 2010.

3. ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению. Введ. 200801-06. М.: Стандартинформ, 2008.

4. Фалина И. Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. № 2.

5. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентнос-ти учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

6. Паршина Д. Как изменится спрос на ИКТ-ком-петентность в Европе после кризиса? // Качество образования. 2010. Январь-февраль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.