Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГЕНЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБОРОТА QR-КОДОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГЕНЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБОРОТА QR-КОДОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QR-КОД / БЕЗОПАСНОСТЬ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Кашкаров Алексей Александрович, Кашкаров Александр Александрович

Общественные отношения в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекции, претерпели существенные изменения, что нашло своё отражение в вынужденных ограничениях, связанных с перемещением, введением в повседневную жизнь населения планеты новых информационно-технологических средств, направленных на минимизацию негативных последствий вызванных пандемией, стали более актуальными интернет площадки, обеспечивающие продажу и доставку товаров и услуг, обеспечения образовательного процесса (дистанционное обучение). В статье рассмотрены признаки QR-кодов, которые обеспечивают безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения сделан вывод о необходимости криминализации противоправного использования QR-кодов, которые обеспечивающих безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Кашкаров Алексей Александрович, Кашкаров Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO PROVIDE CRIMINAL LAW PROTECTION FOR THE GENERATION, USE AND CIRCULATION OF QR CODES IN THE FIELD OF SAFETY AND ENSURING THE WELL-BEING OF THE POPULATION

Public relations in the conditions of a pandemic caused by a new coronavirus infection have undergone significant changes, which is reflected in the forced restrictions associated with displacement, the introduction of new information technology tools into the daily life of the world's population aimed at minimizing the negative consequences caused by the pandemic, Internet platforms providing the sale and delivery of goods and services, providing the educational process (distance learning) have become more relevant.The article discusses the signs of QR codes that ensure safety, sanitary and epidemiological well-being of the population, it is concluded that it is necessary to criminalize the illegal use of QR codes that ensure safety, sanitary and epidemiological well-being of the population.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГЕНЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБОРОТА QR-КОДОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 340

DOI 10.23672/g0660-5048-9586-w

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук,

профессор,

начальник кафедры

уголовного права и криминологии,

Краснодарский университет МВД России

kvishnevecky@mail.ru

Кашкаров Алексей Александрович

доктор юридических наук, доцент,

начальник кафедры уголовного права и криминологии, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России kashkarov79@yandex.ru

Кашкаров Александр Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Крымский юридический институт -филиал Университета прокуратуры Российской Федерации kashkarov79@yandex.ru

Kirill V. Vishnevetskiy

Doctor of Law, Professor,

Head of Department Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia kvishnevecky@mail.ru

Alexey A. Kashkarov

Doctor of Law, Associate Professor, Head of Department Criminal Law and Criminology, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia kashkarov79@yandex.ru

Alexander A. Kashkarov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department Criminal Law Disciplines, Crimean Law Institute - branch of the Prosecutor's Office University of the Russian Federation kashkarov79@yandex.ru

О необходимости обеспечения уголовно-правовой охраны генерации, использования и оборота qr-кодов в сфере безопасности и обеспечения благополучия населения

On the need to provide

criminal law protection for the generation, use and circulation of qr codes in the field of safety and ensuring the well-being of the population

Аннотация. Общественные отношения в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекции, претерпели существенные изменения, что нашло своё отражение в вынужденных ограничениях, связанных с перемещением, введением в повседневную жизнь населения планеты новых информационно-технологических средств, направленных на минимизацию негативных последствий вызванных пандемией, стали более актуальными интернет площадки, обеспечивающие продажу и доставку товаров и услуг, обеспечения образовательного процесса (дистанционное обучение). В статье рассмотрены признаки QR-кодов, которые обеспечивают безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения сделан вывод о необходимости криминализации противоправного использования QR-кодов, которые обеспечивающих безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Annotation. Public relations in the conditions of a pandemic caused by a new coronavirus infection have undergone significant changes, which is reflected in the forced restrictions associated with displacement, the introduction of new information technology tools into the daily life of the world's population aimed at minimizing the negative consequences caused by the pandemic, Internet platforms providing the sale and delivery of goods and services, providing the educational process (distance learning) have become more relevant.The article discusses the signs of QR codes that ensure safety, sanitary and epidemiological well-being of the population, it is concluded that it is necessary to criminalize the illegal use of QR codes that ensure safety, sanitary and epidemiological well-being of the population.

Ключевые слова: QR-код, безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, преступление, криминализация, уголовное право, уголовно-правовая политика, благополучие населения.

Keywords: QR code, safety, sanitary and epidemiological well-being of the population, crime, criminalization, criminal law, criminal law policy, welfare of the population.

Государственная Дума Российской Федерации 12 ноября 2021 года приняла на рассмотрение пакет проектов законодательных актов о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, одним из них является проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1], который принят в первом чтении 16 декабря 2021 года. В пояснительной записке к указанному проекту федерального закона отмечается, что данный проект федерального закона преследует цель предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, а также создания равного доступа граждан к мероприятиям и объектам при введении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)», а также, в целях исполнения пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 октября 2021 г. № Пр-1998.

Указанный проект федерального закона определяет возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина в части не допуска при отказе предъявить документы, выданные по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, подтверждающей проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции или наличие медицинских противопоказаний к проведению такой прививки либо подтверждающей, что гражданин перенес заболевание, вызванное этой инфекцией, а также, документа, удостоверяющего личность в места проведения мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли (за исключением организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, аптечных организаций) и иных расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов, перечень которых определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не допускается.

Однако ознакомление с текстом указанного проекта федерального закона свидетельствует о том, что в нем не учтены определённые

криминогенные риски, связанные с внесением изменений.

Хрестоматийным является постулат теории криминализации о том, что введение новых уголовно-правовых норм обусловлено появлением, развитием новых общественных отношений и трансформацией существующих. Общественные отношения в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекции, претерпели существенные изменения, что нашло своё отражение в вынужденных ограничениях, связанных с перемещением, введением в повседневную жизнь населения планеты новых информационно-технологических средств, направленных на минимизацию негативных последствий вызванных пандемией. Стали более актуальными интернет площадки, обеспечивающие продажу и доставку товаров и услуг, обеспечение образовательного процесса (дистанционное обучение). Следует согласиться с мнением Ю.Е. Пудовчкина о том, что глобальные вызовы, к которым относится пандемия, требуют от уголовной политики и уголовного права адекватных ответов, которые не возможны без кардинального пересмотра многих, если не всех, традиционных начал уголовно-правового регулирования, однако, пересмотра такого, который не сопровождался бы разрушением отрасли, но обеспечил бы её устойчивое развитие в будущем. Ответы на такого рода вызовы, зачастую, сводятся к многочисленным частным корректировкам уголовного закона и уголовной политики, в то время, как, сама по себе, новая проблема требует инновационной уголовно-политической идеи, реализация которой может привести к созданию и внедрению нового технологичного продукта - уголовного права эпохи глобализации и поиск которой должен составить основное направление развития современной правовой науки [2, с. 91].

Отечественный законодатель, относительно оперативно, отреагировал на угрозы, связанные с распространением заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан либо повлекшее тяжкие последствия [3], что было обусловлено распространением ложной информации относительно масштабов распространения новой коро-навирусной инфекции, а также, иных социально негативных процессов в обществе в период первой волны заболевания.

Вводимые органами публичной власти противо-ковидные меры, являются разнообразными, однако, наиболее суровые, если так можно сказать, являются, меры связанные с ограничениями посещения не вакцинированным (привитым) гражданам социальных учреждений, массовых и увеселительных мероприятий, не продуктовых магазинов, объектов общественного питания и прочее.

Контроль над выполнением введенных ограничений, как известно, осуществляется посредством информационно-технологических средств, обеспечивающих актуальный доступ к информации о статусе лица, его перемещениях и контактах.

Спектр информационно-технологических средств, направленных на минимизацию негативных последствий, вызванных пандемией, является разнообразным. Одним из таких средств выступает введение в обязательное использование при посещении объектов социальной инфраструктуры (непродовольственные магазины, транспорт, кинотеатры, театры и иные) сертификатов (справок) о вакцинации от COVID-19 или о перенесенном ранее заболевании, вызванном COVID-19, содержащие сгенерированные и присвоенные QR-коды.

Использование противоправно сгенерированного QR-кода, подтверждающего факт вакцинации либо перенесенного заболевания, представляет общественную опасность, которая выражается в том, что лицо, использующее такого рода QR-код, может являться носителем заболевания и инфицировать иных граждан, что объективно приводит к увеличению нагрузки на систему здравоохранения, а также, такое лицо подвергает опасности собственное здоровье.

Сертификат (справка) о вакцинации от COVID-19 или о перенесенном ранее заболевании, вызванном COVlD-19 (далее - сертификат), по сути, является электронным документом, который сгенерирован, согласно первичных медицинских данных, полученных в медицинском учреждении, и повреждает юридически значимый факт:

- либо о вакцинации (ревакцинации) от COVID-19;

- либо о перенесенном заболевании COVID-19, Единой системой идентификации и аутентификации «Госуслуги» (URL : https://esia.gosuslugi.ru/ profile/user/personal).

Сгенерированный ЕСАИ «Госуслуги» сертификат содержит информационную часть, в которой отмечено кто, когда и каким препаратом вакцинирован (ревакцинирован) от COVID-19, а в случае болезни, когда переболел COVID-19, а также, матричный штриховой код Quick Response code - код быстрого реагирования QR-код, в проекте федерального закона обозначаемый как - двухмерный штриховой код (QR-код). Сведения, зашифрованные в QR-коде на сертификате, при наличии Интернет связи и считывающего устройства (сканер, камера смартфона), позволяют связаться с сайтом «Госуслуги» и получить оперативно актуальную информацию о сертификате и пользователе его представившего, однако, информация, выводимая на экран считывающего устройства посредством считывания QR-кода и перехода на сайт «Госуслуги», не является электронным документом в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как сведения, выведенные на экран считывающего устройства, не дают 100 % идентификации личности, а сведения, выведенные на экран считывающего устройства, лишь отражают заглавные буквы фамилии, имени

и отчества, частично, паспортные данные и только в полном объеме - дату рождения.

Введение сертификации для посещения объектов социальной инфраструктуры привело к возникновению криминального промысла, так как вакцинация от СОУЮ-19 и последующая сертификация, а также, введенные ограничения, не всеми гражданами воспринимаются как необходимые и действенные меры по профилактике СОУЮ-19. Ковиддиссиденты, не признавая ограничения, но осознавая тот факт, что получение сертификата существенным образом упростит им жизнь, невзирая на риски, идут на совершение преступлений. Спрос на поддельные сертификаты о вакцинации от СОУЮ-19 рождает предложение, так, например, в Москве в июле 2021 года органами дознания возбуждено 55 уголовных дела о подделке медицинских документов, связанных с СОУЮ-19, часть из них уже направлена в суд. Дела открыли в связи с распространением поддельных сертификатов о вакцинации от коро-навируса [4]. Отмечается, что с начала введения новых ограничений на фоне пандемии коронави-руса полиция выявила более 800 сайтов с предложениями купить поддельные сертификаты о вакцинации и ОЯ-коды. Ежедневно полиция выявляет 10-15 таких сайтов [5].

Признавая сертификат о вакцинации от СОУЮ-19 электронным документом, перед правоприменителем не возникает проблем в процессе квалификации подделки такого сертификата и использования заведомо поддельного сертификата, так как п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 43 г. «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-3271 Уголовного кодекса Российской Федерации», определяет, что «под официальными документами, предоставляющими права или освобождающими от обязанностей, в статье 324 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также - УК РФ) и официальными документами в части 1 статьи 325 УК РФ понимаются такие документы, в том числе, электронные документы, которые создаются, выдаются либо заверяются в установленном законом или иным нормативным актом порядке федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления либо уполномоченными организациями или лицами (образовательными, медицинскими и иными организациями независимо от формы собственности, должностными лицами и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, экзаменационными, врачебными и иными комиссиями, нотариусами и пр.) и удостоверяют юридически значимые факты», кроме того, п. 10 этого же Постановления определяет, что «в частях 3 и 5 статьи 327 УК РФ под использованием заведомо поддельного (подложного) документа понимается его представление (а в случае электронного документа - в том числе, посредством применения информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет") по собственной инициативе или по требованию уполномоченных лиц и

органов в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным уполномоченным лицам в качестве подлинного в целях получения (подтверждения) права, а равно - освобождения от обязанности» [6].

Также, особых трудностей не вызывают вопросы, связанные с квалификаций служебных подлогов и иных преступлений медицинских работников, фальсифицирующих первичную медицинскую о вакцинации от COVID-19 граждан.

При посещении объектов социальной инфраструктуры по требованию уполномоченных лиц соответствующих учреждений граждане, чаще всего, предоставляют не сертификат, а QR-код, который, как мы выяснили, документом не является.

Однако следует указать, что развитие информационно-телекоммуникационных технологий позволяет создавать сайты имитаторы, которые внешне и содержательно будут похожими на страницу сайта ЕСИА «Госуслуги». URL : https:// www.gosuslugi.ru/covid-cert/status/**********, на которой отображается информация о вакцинации гражданина. Имитация осуществляется посредством регистрации схожего по написанию сайта, например путём замены или добавления одной или нескольких букв в адрес сайта (URL : https:// www.goosuslugi.ru/covid-cert/status/****************). (URL : https://www.gаsuslugi.ru/covid-cert/status/ *************), либо изменения домена сайта (URL : https://www.gosuslugi.org/covidcert/status/*********). Имитация страницы сайта ЕСИА «Госуслуги». URL : https://www.gosuslugi.ru/covid-cert/status/** *********** состава преступления пока не образует, в связи с чем, возникает необходимость криминализации имитации страницы сайта.

Абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 43 г. «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-327 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» содержит формулировку относительно того, что «предъявление вместо

Литература:

1. Законопроект № 17357-8 О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции). URL : https://sozd. duma.gov.ru/bill/17357-8#bh_histras

2. Пудовочкин Ю.Е. Закономерности формирования и развитияроссийской уголовной политики в условиях глобализации / Ю.Е. Пудовочкин // Журнал российского права. 2017. № 3(243). С. 8291; С. 91.

3. Problems of qualification of crimes prescribed in articles 207.1, 207.2 of the Criminal code of the Russian Federation / M.V. Bavsun // SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad, 2021. P. 02002.

надлежащего документа, схожего с ним подлинного документа, не образует состава преступления, предусмотренного частью 5 статьи 327 УК РФ» [7]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что предоставление QR-кода, который обеспечивает получение информации с сайта имитатора о наличии записи, подтверждающей факт регистрации на сайте имитаторе, не образует состава какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ.

С учётом того, что процесс введения и использования QR-кодов в сфере цифровизации общественных отношений, введения их в сферу официального документооборота, а также, вышеизложенного, мы полагаем, что необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос о правовом статусе QR-кодов в сфере официального цифрового документооборота как самостоятельного цифрового документа, а также, рассмотреть вопрос о необходимости обеспечения уголовно-правовой охраны генерации, использования и оборота QR-кодов, обеспечивающих безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. На основании выше изложенного предлагаем следующую редакцию статьи: «Статья 3273 Генерация, использование и оборот QR-кодов в сфере безопасности и обеспечения благополучия населения

1. Генерация QR-кодов в сфере безопасности и обеспечения благополучия населения - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Использование QR-кодов в сфере безопасности и обеспечения благополучия населения наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев»

Literature:

1. Draft Law № 17357-8 On Amendments to the Federal Law «On Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population» (regarding the introduction of certain restrictive measures in order to prevent the spread of a new coronavirus infection). URL : https://sozd.duma.gov.ru/ bill / 17357-8 # bh_histras

2. Pudovochkin Yu.E. Regularities of the formation and development of Russian criminal policy in the context of globalization / Yu.E. Pudovochkin // Journal of Russian law. 2017. № 3(243). P. 82-91; P. 91.

3. Problems of qualification of crimes prescribed in articles 207.1, 207.2 of the Criminal code of the Russian Federation / M.V. Bavsun // SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad, 2021. P. 02002.

4. В Москве завели первое дело из-за покупки поддельного QR-кода. URL : https://www.rbc.ru/ politics/08/07/2021/60e6ca1f9a7947e96662f3c1

5. В Москве возбудили уголовное дело по факту покупки поддельного QR-кода. URL : https://www. kommersant.ru/doc/4890391

6. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-327 1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 43 г. URL : http://www.supcourt.ru/documents/ own/29494

7. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-3271 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 43 г. URL : http://www.supcourt.ru/documents/ own/29494

4. The first case was opened in Moscow because of the purchase of a fake QR code. URL : https:// www.rbc.ru/politics/08/07/2021/60e6ca1f9a7947e96 662f3c1

5. A criminal case was opened in Moscow over the purchase of a fake QR code. URL : https://www.kom-mersant.ru/doc/4890391

6. On some issues of judicial practice in cases of crimes provided for by Articles 324-327 1 of the Criminal Code of the Russian Federation. Resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 17, 2020 № 43. URL : http://www.supcourt.ru/documents/own/294 94

7. On some issues of judicial practice in cases of crimes provided for by Articles 324-3271 of the Criminal Code of the Russian Federation. Resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 17, 2020 № 43. URL : http://www.supcourt.ru/documents/own/29494

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.