Научная статья на тему 'О необходимости нормативного регулирования современной энергосберегающей политики в строительном комплексе'

О необходимости нормативного регулирования современной энергосберегающей политики в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY SAVING / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / ENERGY SAVING POTENTIAL / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / BUILDING COMPLEX / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / NORMATIVE REGULATION OF ENERGY SAVING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Цопа Н.В., Малахова В.В., Ковальская Л.С.

В статье проанализированы тенденции энергосбережения в России. Выявлены общемировые тенденции развития политики энергосбережения, рассмотрены основные мировые концепции энергоэффективного строительства. Рассмотрена нормативно-регулирующая база отечественной энергосберегающей политики в строительном комплексе. Выявлены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Подтверждена необходимость регуляторного воздействия со стороны государства на энергосберегающую политику в строительном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the energy-saving trends in Russia. Identified global trends in the development of energy saving policy, the basic concept of the world's energy-efficient construction. Considered legal and regulatory framework of national energy saving policy in the building complex. Revealed the fundamental legal acts regulating relations in the sphere of energy saving and energy efficiency. It confirmed the need for regulatory impact from the government policy on energy-saving in the construction industry.

Текст научной работы на тему «О необходимости нормативного регулирования современной энергосберегающей политики в строительном комплексе»

УДК 620.9: 69.009.1

О НЕОБХОДИМОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Цопа Н.В., Малахова В В., Ковальская Л.С.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Академия строительства и архитектуры, Адрес: г. Симферополь, ул. Киевская, 181 E-mail: Natasha-ts@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализированы тенденции энергосбережения в России. Выявлены общемировые тенденции развития политики энергосбережения, рассмотрены основные мировые концепции энергоэффективного строительства. Рассмотрена нормативно-регулирующая база отечественной энергосберегающей политики в строительном комплексе. Выявлены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Подтверждена необходимость регуляторного воздействия со стороны государства на энергосберегающую политику в строительном комплексе.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, потенциал энергосбережения, строительный комплекс, нормативное регулирование энергосбережения.

Введение

Научно-технический прогресс, развитие промышленности, общий рост экономики и населения на планете являются причиной быстрого роста потребления энергии. Снижение энергопотребления в строительном комплексе одна из приоритетных задач повышения энергетической эффективности российской экономики. В связи с этим в трудах ученых достаточно актуальными являются проблемы, посвященные исследованию вопросов энергосбережения и энергоэффективности. Обусловлено это рядом специфических причин, среди которых весомое место принадлежит росту цен на энергоносители и высокому уровню энергоемкости производства в строительном комплексе, что негативно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции,

выполняемых работ и услуг, обуславливает падение спроса, снижение объемов валового внутреннего продукта. Внедрение энергосберегающих проектов позволяет снижать энергоемкость производства, а увеличение энергоэффективности выступает важной составляющей конкурентоспособности любой национальной экономики. Важное значение, при этом имеет нормативно-регулирующее воздействие государства, связанное с поддержкой и развитием энергосбережения в строительном комплексе.

Анализ публикаций, материалов, методов

Согласно государственной программе РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [1] вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности следует рассматривать как ключевые в улучшении общей экономической ситуации в стране. Общепризнанная статистика гласит, что 1 % энергосбережения способствует приросту валового внутреннего продукта на 0,35 %.

Это обусловлено тем, что затраты, связанные с экономией энергоресурсов в 2-3 раза ниже капитальных вложений для эквивалентного прироста их производства [2].

Одной из наиболее энергоемких отраслей экономики России является капитальное строительство. Система теплоснабжения только гражданских зданий потребляет до 30% добываемого в нашей стране твердого и газообразного топлива [3]. До конца 80-х годов особое внимание уделялось минимизации капитальных затрат на строительство и недостаточно учитывались эксплуатационные затраты зданий, но из-за резкого роста стоимости энергоресурсов, в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике, в начале 90-х годов вопрос энергосбережения приобрел более важное значение.

В 2008 году вышел Указ Президента Российской Федерации № 889, в котором была сформулирована задача снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом. А в 2011 году Постановление Правительства Российской Федерации № 18, в котором сформулировано, что к 2020 году должны быть сокращены удельные годовые расходы на отопление и вентиляцию на 40% [4].

Дискуссионные вопросы в области энергосбережения активно исследуются такими учеными как: Табунщиков Ю.А., Гагарин В.Г., Бадьин Г.М., Дмитриев А.Н. и многие другие. Однако исследования, связанные с нормативно-регулирующим обеспечением формирования современной энергосберегающей политики в строительном комплексе не проведены в полном объеме до сих пор.

Цель и постановка задачи исследования

Целью данной научной работы является исследование необходимости нормативного регулирования современной энергосберегающей политики в строительном комплексе, на основании исследования особенностей энергосбережения в строительной отрасли.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: проанализированы тенденции энергосбережения в нашей стране; выявлены общемировые тенденции развития политики энергосбережения; рассмотрена нормативно-регулирующая база отечественной энергосберегающей политики в строительном комплексе.

Основной раздел с результатами и их анализом

После мирового экономического кризиса 1974 года перед обществом остро встала проблема экономии энергетических ресурсов, обусловлено это было кризисом, который произошел в строительной отрасли, в связи с неодинаковой степенью развития строительных технологий в сфере ограждающих конструкций зданий и инженерных систем. Именно в данный период времени зародилась идея энергетически эффективного строительства. В этот период (середина 70-х годов XX века) были фрагментарно реализованы проекты энергетически эффективных зданий. Однако тотальное внедрение энергосберегающих технологий было не возможно, по причине отсутствия необходимых строительных норм и стандартов. Уже к середине 80-х годов ХХ века в ряде в Дании, Швеции и Германии была сформирована советующая нормативная база и начали возводиться энергоэффективные сооружения.

К концу 80-х годов немецкий архитектор В. Файст разработал концепцию «пассивного дома» (РазБ^Иаиз), которая была реализована в 1991 году в городе Дармштадт, где был внедрен первый экспериментальный проект «пассивного дома» в истории Германии [5].

«Пассивный дом» привлекателен тем, что в определенных обстоятельствах не требует дорогостоящего отопления вообще, что достигается за счет использования для отопления преимущественно внутренних тепловых ресурсов. Чтобы достичь этого, необходимо максимально утилизировать тепло выбросов, а также за счет эффективной теплоизоляции обеспечить

минимизацию тепловых потерь [6].

Концепция «здания с нулевым энергопотреблением» (ZEB, Zero Energy Building) получила развитие в США и Канаде. Эта концепция имеет схожие черты со стандартом пассивного дома, но также есть и отличия. В концепции «нулевого дома» основное внимание было уделено использованию альтернативных (возобновляемых) источников энергии, например энергии солнца и ветра. В США к концу 90-х годов в соответствии с ZEB концепцией было построено несколько экспериментальных энергетически эффективных зданий. В летний период от солнечных батарей энергии вырабатывалось на 60% больше, чем было необходимо для проживания и эксплуатации здания. Излишек энергии использовался для расщепления воды и получения водорода, который использовался для обогрева в холодный период времени.

В этот же период времени в нашей стране не наблюдалось достаточно быстрой реакции на мировой кризис 1974 года. Так, нормы тепловых потерь снизились на 15-20%, в то время как за рубежом эффективность теплоизоляционных конструкций была повышена в 1,5-2 раза. При разработке норм 1988 года стоимость тепловой энергии составляла 15руб./Гкал, а в настоящее время она в 25 раз выше и приближается к мировой. В табл. 1 отражено сопоставление требуемого сопротивления теплопередачи наружных ограждающих конструкций жилых зданий для России (г. Москва) с показателями других стран до 1994 г.

Таблица 1

Сопоставление требуемого сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций жилых _зданий до 1994 г._

Страна Требуемое сопротивление теплопередаче, м 2 К/Вт

Стены Покрытие Окна

Россия 0,93-1,72 1,76-2,16 0,39

Канада 2,5-3,7 2,4-3,5 0,3

Норвегия 4,0 4,35 0,48

США 1,08-2,5 3,57-7,14 0,49

Швеция 3,3-4 5,0-5,9 0,5

Общемировые тенденции развития политики энергосбережения условно можно разделить на четыре этапа, что отражено в табл. 2.

Первый этап характеризуется

первоначальным формированием законодательной базы по энергосбережению. Для второго этапа

характерно внедрение энергосберегающих технологий. На третьем этапе возросла роль экологической составляющей в строительстве. Четвертый этап характеризуется глобальным процессом энергосбережения.

Таблица 2

Общемировые тенденции развития политики энергосбережения

Годы Характерные черты

19731991 Вследствие энергетического кризиса в большинстве развитых государств разрабатывалась законодательная база по энергосбережению, приняты программы по экономии энергии. Государства оказывали финансовую поддержку научно-исследовательским разработкам, направленным на использование нетрадиционных источников энергии.

19912003 Ведется активное внедрение энергосберегающих технологий, разработанных в предыдущий период (тепловых насосов, ветровых генераторов, солнечных элементов), строительство энергоэффективных зданий, санация эксплуатируемых зданий для доведения их до современных требований по энергосбережению. Окончательно сформировалось понимание необходимости комплексной оценки зданий и эффективности энергосберегающих технологий. Россия в 90-х годах стала только задумываться о необходимости энергосбережения.

20032008 Повышенное внимание уделяется экологической ситуации на планете, вопросам глобального потепления и снижению выбросов углекислого газа. Массовое использование солнечной энергии, а также иных возобновляемых источников энергии.

С 2009 На фоне финансового кризиса, негативно повлиявшего на экономику почти всех стран, в глобальный процесс энергосбережения вступает Россия. Развитыми странами законодательно ограничивается потребление традиционных источников энергии в промышленности. Активизировались повсеместные протесты против атомных электростанций, что дополнительно повысило необходимость энергосбережения и применения альтернативных источников энергии.

Следует отметить, что энергетические ресурсы в России используют менее эффективно, чем в странах Европы и США. Россия обладает высоким потенциалом энергосбережения, по причине того, что она является одной из самых холодных стран в мире, и поэтому потребность в энергии на обеспечение населения теплом выше, чем в других странах.

Значительное отставание России в области энергосбережения связано с тем, что нормативно-регулирующее обеспечение энергосберегающей политики в нашей стране было сформировано позже, чем в других странах. Многие государства на протяжении более, чем тридцати лет снижают уровень затрат на закупки энергоносителей, внедряют энергосберегающие мероприятия.

Европейские страны и США продолжают и сейчас целенаправленно реализовывать

Из данных, представленных в таблице 3 видно, что потенциал энергосбережения в строительном комплексе очень высок. Однако анализ потенциала энергосбережения в России свидетельствует о том, что более 30% потенциала экономии энергии сосредоточено в коммунальных инженерных системах, до 70% - в зданиях и

энергосберегающую политику. Обусловлено это ростом спроса на энергию за счет роста экономики, повышением благосостояния населения этих государств, нестабильностью цен на нефть и другие энергетические ресурсы, отказом от атомной энергетики, изменением климата на планете. Также в Европе и США продолжают активно возводить энергоэффективные, пассивные и активные здания.

В строительном комплексе энергетические ресурсы потребляются при производстве и изготовлении строительных материалов, их последующей перевозке, в процессе возведения объектов, при эксплуатации объектов и во время реконструкции или сноса зданий и сооружений. При сравнении этих видов потребления энергии выявлено, что наибольшее количество энергии потребляется при эксплуатации объектов недвижимости (таблица 3) [7].

сооружениях. Например, в многоквартирных домах в 3,5 раза выше, чем в странах со схожим климатом потребление энергии и тепла [8].

Взвешенная политика в области повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций была нарушена, когда в 1995 г. вступили в силу изменения к СНиП 11-3-79*, согласно которым резко

Таблица 3

Потребление энергии в строительном комплексе России в конце 90-х годов

Виды потребления энергии %

Эксплуатация объектов недвижимости 90

Потребление энергии при производстве строительных материалов и изделий 8

Потребление энергии при перевозке материалов и строительстве объектов 2

повысились требуемые значения приведенного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций. С 2000 г. величина требуемого сопротивления теплопередаче была повышена более чем в 3 раза. Такое решение в инженерной практике решение не было обеспечено проектными решениями ограждающих конструкций с необходимым уровнем теплозащиты [9].

Однако, опираясь на зарубежный опыт, а также ужесточив нормативы теплозащиты, можно

Таблица 4

добиться эффективного сокращения

теплопотребления на отопление зданий путем устройства дополнительной теплоизоляции ограждений как эксплуатируемых зданий, так и вновь строящихся. За счет внедрения новых нормативных значений термических сопротивлений ограждающих конструкций зданий дополнительная потребность в топливно-энергетических ресурсах может быть значительно снижена (таблица 4) [10].

Период, годы Стены, м 2 С/Вт Окна, м 2 С/Вт

1982 1 0,38

1986 1 0,42

1995-2000 1,8 0,5

после 2002 3,13 0,54

С 01.10.2010 3,5 0,8

С 01.10.2016 4,0 1,0

Невозможность варьирования

теплозащитными качествами отдельных элементов оболочки здания и отсутствие комплексных критериев не позволяет хотя бы косвенно оценить конечный результат. Поэтому в 2003 г. вышла новая редакция СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [11], которая была в дальнейшем подвержена актуализации - Свод правил СП 50.13330.2012 от 30 июня 2012 г. [12] где для зданий установлены три нормируемых показателя тепловой защиты:

- санитарно-гигиенический показатель, определяющий перепад между температурой внутреннего воздуха и температурами поверхностей ограждающих конструкций, в том числе и стен;

- приведенное сопротивление теплопередаче отдельных элементов ограждающих конструкций здания, в том числе и наружных стен;

- удельный расход тепловой энергии на отопление здания, позволяющий варьировать величинами теплозащитных свойств ограждающих конструкций зданий, в том числе и стен.

Для обеспечения наружными стенами первого, санитарно-гигиенического, показателя необходимо, чтобы нормируемый температурный перепад А(н , между температурой внутреннего воздуха ^ и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции, °С, принимался по СП 50.13330.2012.

Для обеспечения наружными стенами второго показателя необходимо, чтобы приведенное сопротивление теплопередаче стены ЕО^ , м2-°С/Вт,

ГьНОрМ

было не менее нормируемого значения Ко , м2-°С/Вт, т. е. Я"р >ВН0орм [12].

Для третьего показателя, отвечающего условиям энергосбережения, необходимо, чтобы удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, отнесенный к 1 м2 площади или

к 1 м3объема здания, црт, Вт /(м3-°С) должен быть

„тр

меньше или равен нормируемому значению, Цот Вт /(м3-°С).

Значения цТ устанавливаются СП 50.13330.2012 [12] для разных видов зданий в зависимости от их назначения, этажности и объема.

Требования теплозащиты для зданий считаются выполненными, если соблюдаются требуемые условия по первому и второму или по второму и третьему показателям одновременно при соблюдении определенной величины первого показателя.

Достижение третьего показателя без значительного повышения приведенного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций может быть выполнено за счет внедрения современных инженерных систем и оборудования для поддержания микроклимата или рациональных объемно-планировочных решений. Выбор оптимальных по теплозащите объемно-планировочных решений возможен только при проектировании новых зданий. Поэтому для эксплуатируемых зданий, у которых наружные ограждающие конструкции запроектированы по ранее действующим нормативам, как правило, необходимо обеспечивать соблюдение требований в основном по первому и второму показателям.

Расход тепловой энергии также зависит от компактности здания, характеризуемой показателем компактности Кк0Мп, определяемым по СП 50.13330.2012 как отношение общей суммы площадей (по внутреннему обмеру) всех наружных

ограждений теплозащитной оболочки здания, м к отапливаемому объему здания, ограниченному внутренними поверхностями наружных ограждений,

Асум

К =

К.

где Кк< здания, м-1 .

(1)

коэффициент компактности

АНум - сумма площадей (по внутреннему обмеру всех наружных ограждений теплозащитной оболочки здания, м2[12].

Чем ниже коэффициент компактности, тем энергоэффективным считается здание.

Кроме рассмотренных выше трех нормируемых показателей, к ограждающим конструкциям предъявляют требование по температурам внутренней поверхности стены в зоне теплопроводных включений (места опоры железобетонных плит, ригелей, жестких связей облегченной кладки и т.п.), на углах и оконных откосах, во избежание эффекта мостиков холода.

В новой редакции СП 50.13330.2012 также как и в СНиП 23-02-2003 предложено использовать для нормирования теплозащиты оболочки здания комплексный показатель. Новое комплексное требование к теплозащите здания - удельная теплозащитная характеристика здания коб, Вт/(м3°С) позволяет ужесточить требования к теплозащите наружной оболочки и одновременно учесть энергетическую оптимальность плана.

ко6 =

=7~ х < (п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

яп

-) = К • К

I ' комп (

общ

(2)

(3)

где Я"

приведенное сопротивление

теплопередаче 1-го фрагмента теплозащитной оболочки здания, м2-°С/Вт.

АфЛ - площадь соответствующего фрагмента теплозащитной оболочки здания, м2;

Уот - отапливаемый объем здания, м3; п^ - коэффициент учитывающий отличие внутренней или наружной температуры у конструкции от принятых в расчете ГСОП;

Кобщ - общий коэффициент теплопередачи здания, Вт/(м2°С), определяемый по формуле

коб =

1

А°ум

X, (п,

ЯП

(4)

Учет данного комплексного требования, в совокупности с поэлементным нормированием и

нормированием по экономическим показателям теплозащиты ограждающих конструкций, позволит существенно повысить энергоэффективность проектируемых зданий.

Повысить энергоэффективность жилищного фонда возможно за счет проведения комплексного капитального ремонта с реализацией энергосберегающих мероприятий. При этом оснащение зданий и квартир приборами учета является первоочередной задачей в масштабах всей страны. По итогам 2015 года обеспеченность многоквартирных домов России общедомовыми приборами учета электрической энергии - 60%, оснащённость индивидуальными приборами учёта -95%, общедомовыми приборами учета холодной воды - 45%, индивидуальными - 60%.

Основная проблема заключается в том, что в прошлые годы возводились здания без учета энергосберегающих мероприятий, что привело к несоответствию энергетических характеристик существующей застройки современным стандартам. В то же время современные строящиеся здания удовлетворяют новым нормативам по энергосбережению и теплозащите.

Мировой опыт показал, что передовые страны, которые достигли существенного прогресса в области ресурсосбережения, имели законодательную, правовую, финансовую поддержку со стороны парламентов, конгрессов и других законодательных и правительственных органов. В этих странах были приняты специальные законы об энергосбережении и финансируемые государственные программы по энергосбережению, что позволило снизить расход тепловой энергии на эксплуатацию зданий до уровня 20-22%, в то время как в нашей расходуется на эти цели около 34% произведенной тепловой энергии [13].

Основополагающим нормативным

правовым актом, регулирующим отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время в нашей стране является Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 261-ФЗ). В рамках Закона № 261-ФЗ разработаны и приняты нормативно-правовые акты, содействующие формированию эффективной системы

государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Законодательство об

энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Российской Федерации включает в себя законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Исходя из части 2 статьи 11 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической

м

эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:

1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации [14].

Правительство РФ приняло Федеральный закон от 28.12.2013 №399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для более детальной регламентации энергетического обследования. Принятие Закона позволило повысить ответственность саморегулируемых организаций в сфере энергосбережения, за счет ужесточения контроля за результатами энергетических обследований, которые оформляются в виде технического отчета по результатам [11]. Отчет содержит описание здания, теплотехнические характеристики конструктивных элементов здания и их износ, расчетные данные о потреблении энергоресурсов и воды. В отчете приводится сравнение нормативных параметров из СНиПов и фактическое потребление по приборам учета и

расчетных (проектных) данных по

теплоэнергетическим показателям здания.

Положительно повлияла на формирование энергосберегающей политики в государстве принятая в 2010 году государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которая включала в себя подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде». Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно целевым показателям программы, позволяет достичь к 2021 году годовой экономии первичной энергии в объеме 17,04 млн т у. т., суммарной экономии первичной энергии в объеме 97,83 млн т у. т. за весь срок реализации программы [1].

С принятием 261-ФЗ, редакции подверглись существующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Изменения коснулись

Градостроительного Кодекса, в который внесены поправки, регламентирующие отношения в сфере энергосбережения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов строительства. Основные изменения, которые оказали наиболее существенное влияние мероприятия, оказывающие воздействие на формирование энергосберегающей политики отражены в таблице 4. Как видно из данных таблицы 4, требования по соблюдению энергетической эффективности включены в состав проектной документации. Требования по соблюдению норм энергетической эффективности жестко контролируются органами государственного строительного надзора. Акцент сделан на необходимости оснащенности приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных домов и объектов капитального строительства.

Принятие данных документов позволило сформировать целостную систему правовых, административных и экономических мер, которые стимулируют эффективное использование энергии.

Таблица 4

Поправки в ГК РФ, внесенные в соответствии с 261-ФЗ

Номер статьи Содержание

Статья 48 В состав проектной документации объектов капитального строительства наряду с существовавшими ранее разделами включен перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности приборами учета энергетических ресурсов.

Статья 54 Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и строительных материалов при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета энергетических ресурсов.

Продолжение табл. 4

Статья 55 Указан перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Он дополнен документом, подтверждающим соответствие параметров объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета энергетических ресурсов. Также необходимо заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. В документе должна содержаться информация о нормативных и фактических значениях показателей энергетической эффективности. Для многоквартирного дома должна быть указана информация о классе энергетической эффективности.

Статья 56 В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участков должен содержаться перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета энергетических ресурсов, а также акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления акта.

Статья 57 Органы местного самоуправления бесплатно предоставляют сведения о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета энергетических ресурсов, о классе энергетической эффективности многоквартирных домов в органы государственной власти для осуществления ими государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении.

Следует отметить, что переход на более жесткие новые нормативы потребует значительных затрат, но и экономическая мотивация такого решительного шага убедительна: эффективность вложений в энергосбережение в 4-5 раз выше, чем в разработку новых месторождений топливно-энергетических ресурсов. Проблема такого перехода многоотраслевая, и для ее решения в дальнейшем целесообразно разработать специальную целевую программу реализации энергосберегающей политики.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №2446-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

2. Плешивцев, В.Г. Закон «Об энергосбережении в г. Москве» [текст] [Электронный ресурс]. / В.Г. Плешивцев // АВОК. -2006. - № 4 .- Режим доступа:

3. Бутовский, И.Н. Совершенствование конструктивных решений теплозащиты наружных стен зданий [текст] / Бутовский И.Н., Худошина О.В. //Обзор. - М.: ВНИИНТПИ.- 1990.- 66 с.

4. Табунщиков, Ю.А. Энергоэффективные здания и инновационные инженерные системы [текст] / Ю.А. Табунщиков. - АВОК, 2014. - № 1 -125 с.

5. Бадьин, Г.М. Строительство и реконструкция малоэтажного энерго- эффективного дома [текст] / Г.М. Бадьин - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 432 с.

6. Вольфганг, Файст. Основные положения по проектированию пассивных домов [текст] / Ф. Фольфганг - М: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010. - 144 с.

7.

Дмитриев, А.Н. Управление энергосберегающими инновациями [текст] / А.Н. Дмитриев - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 320 с.

8.

Башмаков, И.А. Потенциал энергосбережения в Рос сии. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. / И. А. Башмаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gisee.ru/articles/smi/1078/.

9.

Гагарин, В.Г. Российская актуализированная

редакция СНиП «Тепловая защита зданий». Нормирование и расчет теплозащиты и потребления энергии на отопление и вентиляцию [текст]/В.Г. Гагарин, Н.П. Умнякова // Проблемы экологической безопасности и энергосбережения в строительстве и ЖКХ: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Москва-Кавала, 2014. - С. 94-107.

10. Дмитриев, А.Н. Энергосбережение в реконструируемых зданиях: научное издание [текст] / А.Н. Дмитриев, П.В. Монастырев, С.Б. Сборщиков. - М.: Изд-во АСВ, 2008. - 208 с.

11. СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

12. Свод правил СП 50.13330.2012 «СНиП 2302-2003. Тепловая защита зданий».

13. Богословский, В.Н. Три аспекта создания здания с эффективным использованием энергии

[текст] / В.Н. Богословский // Журнал АВОК, С.Петербург. - 1998. - № 7. - С. 5 - 12.

14. СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».

ABOUT THE NECESSITY OF MODERN ENERGY SAVING REGULATORY POLICIES IN

THE BUILDING COMPLEX

Summary. The article analyzes the energy-saving trends in Russia. Identified global trends in the development of energy saving policy, the basic concept of the world's energy-efficient construction. Considered legal and regulatory framework of national energy saving policy in the building complex. Revealed the fundamental legal acts regulating relations in the sphere of energy saving and energy efficiency. It confirmed the need for regulatory impact from the government policy on energy-saving in the construction industry.

Keywords: energy efficiency, energy saving, energy saving potential, the building complex, normative regulation of energy saving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.