3 Бескровный, В. М., Дежина, Н. С., Шахов, В. П. и др. - Использование нефелинового шлама для устройства оснований дорог // Автомобильные дороги. - №5. - М. : Транспорт, 1980.
4 Бескровный, В. М. Применение нефелинового шлама для строительства оснований автомобильных дорог в условиях Сибири : ил РГБ ОД 61:85-5/740.
Материал поступил в редакцию 11.06.17.
Д. Т. Кусайынов, К. Т. Саканов
Автомобиль жолдарын салу кезшде бокситт шламдарды ^олдану
С. ТораЙFыров атындаFы Павлодар мемлекетлк университет^ Павлодар к.
Материал 11.06.17 баспаFа тYстi.
D. T. Kusainov, K. T. Sakanov
Application of bauxite sludge at highway building
S. Toraighyrov Pavlodar State University, Pavlodar.
Material received on 11.06.17.
Осы мацалада автор автомобиль жолдарын салу кезтде 6oKcummi шламдарды крлдану мумктдтне талдау бередi.
In the article the authors give an analysis to possibility of bauxite sludge application at highway building.
УДК 625.7/.8
Д. Ж. Масалимов1, К. Т. Саканов2
'магистрант, 2к.т.н., профессор, Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар e-mail: 1damyar_masalimov@mail.ru
о необходимости изучения влияния температурного
РЕЖИМА НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В настоящей статье авторы дают анализ применения экспериментальных исследований температурных режимов асфальтобетонных покрытий для совершенствования методов оценок прочности конструкций автомобильных дорог.
Ключевые слова: температурный режим, дорожная одежда, экспериментальное исследование.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Автомобильные дороги по праву являются важнейшим составляющим инфраструктуры страны, от эффективного функционирования которых зависят макроэкономические показатели регионов и страны.
Долговечность и качество автомобильных дорог определяются прочностью и надежностью основных элементов конструкции автомобильных дорог.
Невзирая на то, что покрытие из асфальтобетона одно из основных элементов автодорог и исследуется в разных условиях эксплуатации в течение многих лет достаточно многосторонне, до настоящего времени не выработана надежная модель его деформирований и разрушений. Прогнозировать вероятность возникновения трещины в асфальтобетонном покрытии автодорог в связи с воздействием низких температур с достаточной для практического пользования точностью до настоящего времени не представляется возможным.
Характеристики покрытий современных автодорог из асфальтобетона сильно зависят от температурного режима. Температура как основной показатель климатических условий меняется как в суточном, так и в годовом цикле. На сегодняшний день достаточно слабо изучены особенности температурных режимов многослойных нежестких дорожных конструкций (в том числе асфальтобетонных и цементобетонных слоев) в разных территориальных условиях страны и действующие нормативно-технические материалы по оценке их прочности недостаточно отражают влияние температуры на прочность и деформационные характеристики покрытий дорог в разных погодных условиях огромной территории страны.
Трещины в асфальтобетонном покрытии автомобильной дороги в Северных регионах встречаются часто и требуются немалые средства на проведение ремонтных работ. В связи с чем, правильное понимание механизма появления трещин от воздействия низких температур асфальтобетонных покрытий имеет научный и практический интерес.
Идея работы состоит в применении экспериментальных исследований температурных режимов асфальтобетонных покрытий для совершенствований методов оценок прочности конструкций автомобильных дорог.
Целью работы является совершенствование методов оценки прочностей нежестких дорожных одежд при более точном учете температурного режима асфальтобетонной дороги.
Прочность и долговечность автодорог, наряду с транспортными нагрузками, зависят и от воздействий природного и климатического факторов [1-4, 21, 22]. Большое разнообразие природно-климатических и грунтово-гидрологических факторов на огромной территории Казахстана требует дифференциального подхода к проектированию земляных полотен и дорожных одежд в зависимости от конструктивных условий [2].
В настоящее время в Казахстане действует дорожно-климатическое районирование, унаследованное от бывшего Советского Союза (рисунок 1) [1, 3].
Рисунок 1 - Дорожно-климатические зоны
Оно выполнено на основе естественноисторического районирования, которое делило всю территорию бывшего СССР на 5 зон [8], отличающихся особенностями климата, гидрогеологических и геоморфологических условий:
I - зона вечномерзлых грунтов;
II - зона повышенного увлажнения;
III - зона значительного увлажнения в отдельные годы;
IV - зона с недостаточным увлажнения;
V - засушливая зона.
Дорожно-климатические зоны, проходящие по территории Казахстана, извлеченные из рисунка 1, показаны на рисунке 2.
Рисунок 6 - Карта районирования территорий Республики Казахстан по эксплуатационным условиям асфальтобетонного покрытия автодорог
Следует отметить, что граница дорожно-климатических зоны не является
и и / с/ с/
четко ограниченном. В пограничных районах (полоса с примерном ширинои 100-150 км с севера к югу) отдельные участки автомобильных дорог при проектировании относят к определенной дорожно-климатической зоне на основании анализа конкретных местных условий - рельефов, почвы, экспозиций и опыта службы участка дорог в аналогичных условиях. Районирование также не учитывает наличие горных районов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Согласно указанному дорожно-климатическому районированию вся территория Казахстана практически относится к IV и V зонам. При этом соотношение площадей по зонам примерно составляет 50 % на 50 %.
Известно, что существующие положения имеющегося дорожно-климатического районирования не полностью отражают все разнообразие условий на территории республики, что служит основанием для совершенствования действующего дорожно-климатического районирования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ученные-дорожники Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева предложили по этапное и по элементное районирование территории республики по основным показателям дорожных конструкций [2]. К настоящему моменту ими выполнено районирование территории республики по следующим трем основным дорожным показателям [5]:
- расчетная летняя температура асфальтобетонных покрытий;
- расчетная зимняя температура асфальтобетонных покрытий;
- расчетная глубина промерзания грунта.
Они карты имеют существенные отличия для летнего и зимнего периодов. В летний период года изолинии температур имеют субмеридиальные направления (за пределами Приаральского участка Кызылординской области), абсолютные значения температур уменьшаются с запада на восток. А в зимний период, наоборот, абсолютные значения отрицательной температуры растут с запада на восток. По ориентации изолиний выделяются две совершенно разные характерные области: в юго-западной области республики изолинии отрицательной температуры распространяются с северо-запада на юго-восток, а в северо-восточной части их ориентации меняются от субмеридиального до субширотного, принимая даже полузамкнутые конфигурации.
ВЫВОДЫ
В связи с вышеизложенным, необходимо проводить дополнительные исследовательские работы, направленные на совершенствование теории и практики дорожного строительства на основе выполнения новых теоретических, и экспериментальных исследований, анализа и обобщения результатов ранее проведенных работ. Поэтому планируемая в будущем работа также направлена на получение новых данных для дальнейшего совершенствования дорожного строительства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 СН РК 3.03-19-2006. Проектирование дорожных одежд нежесткого типа. -Астана, 2007. - 87 с.
2 Телтаев, Б. Б. Деформации и напряжения в нежестких конструкциях дорожной одежд. - Алматы : КазАТК, 1999. - 217 с.
3 СНиП РК 2.04-01-2001. Строительная климатология. - Астана, 2002. - 114 с.
4 МСН 2.04-01-98. Строительная климатология. - М. : МНТКС,1998. - 113 с.
5 Р РК 218-38-04. Рекомендации по учету районирования территории Казахстана по расчетной глубине промерзания грунтов земляного полотна автомобильных дорог / Б. Б. Телтаев, У. Т. Алипов, С. А. Аблалиев, А. И. Бекбосынов, Д. К. Саканов, - Астана, 2004. - 44 с.
6 СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56 с.
7 Бабков, В. Ф., Андреев, О. В. Проектирование автомобильных дорог. Ч.1.
- М. :Транспорт, 1987. -368 с.
8 Виноградский, А. К. Дорожное районирование. - М. : Транспорт, 1989.
- 95 с.
Материал поступил в редакцию 11.06.17.
Д. Ж. Масалимов, К. Т. Саканов
Автомобиль жолдарын пайдаланудагы температура режимшщ эсерш зерттеу кажеттшт
С. ТораЙFыров атындаFы Павлодар мемлекетлк университет^ Павлодар к.
Материал 11.06.17 баспаFа тYстi.
D. Zh. Masalimov, K. T. Sakanov
About the necessity of studying influence of temperature conditions on highway exploitation
S. Toraighyrov Pavlodar State University, Pavlodar.
Material received on 11.06.17.
Осы мацалада автор автомобиль жолдары конструкциясынъщ бержтшгт багалау эдюн жетiлдiру ушт асфальт-бетондыц жабындыларыныц температуралыц режммте эксперименттж зерттеулердi цолданудыц талдауыш бередi.
In the article the authors analyze the possibility of applying experimental research of asphalt and concrete coating temperature conditions for improving the highway construction durability estimation methods.