Научная статья на тему 'О необходимости исследования влияния Интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних'

О необходимости исследования влияния Интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
771
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / INTERNET / DEVIANT BEHAVIOR / DELINQUENCY / AGGRESSIVENESS / CHARACTER ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабалин Олег Михайлович

Исследуется влияние интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних, как потенциально опасного социально-психологического фактора делинквентности несовершеннолетних; приводятся мнения ученых, разрабатывающих подобные проблемы, делаются выводы о приоритете негативного влияния интернет пространства на несовершеннолетних и необходимости его дальнейшего исследования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nvestigates the Internet's influence on delinquent behavior of juveniles as potentially dangerous socio-psychological factors of juvenile delinquency, are the opinions of scientists who are developing such problems, make conclusions about the priority of the negative impact of the Internet on minors and the need for its further study.

Текст научной работы на тему «О необходимости исследования влияния Интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних»

УДК 34

Шабалин Олег Михайлович

кандидат психологических наук, доцент кафедры правовых дисциплин

и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: kafedra_43@pspu.ru

О НЕОБХОДИМОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Oleg M. Shabalin

Candidate of Psychological Science, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: kafedra_43@pspu.ru

ON THE NEED FOR INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF THE INTERNET ON THE DELICKVENT BEHAVIOR OF MINORS

Аннотация. Исследуется влияние интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних, как потенциально опасного социально-психологического фактора делинквентности несовершеннолетних; приводятся мнения ученых, разрабатывающих подобные проблемы, делаются выводы о приоритете негативного влияния интернет пространства на несовершеннолетних и необходимости его дальнейшего исследования.

Ключевые слова: Интернет, девиантное поведение, делинквентность, агрессивность, акцентуации характера.

Abstract. Investigates the Internet's influence on delinquent behavior of juveniles as potentially dangerous socio-psychological factors of juvenile delinquency, are the opinions of scientists who are developing such problems, make conclusions about the priority of the negative impact of the Internet on minors and the need for its further study.

© Шабалин О.М., 2017

Keywords: Internet, deviant behavior, delinquency, aggressiveness, character accentuation.

Одним из важнейших факторов формирования личности несовершеннолетних является социальное окружение. Именно система внешних воздействий значимого социального пространства формирует в подростке отношение к окружающему миру, а также разнообразные модели поведения.

Наиболее важными социальными группами являются семья, учебные коллективы и неформальные малые группы. Наряду с этими, значимыми для подростка, социальными группами в последнее время большое внимание уделяется еш^ одной группе социальных воздействий - влиянию средств массовой информации на формирование ценностей, психологических качеств, стереотипов поведения несовершеннолетних. Одно из ведущих мест в этой системе воздействий занимает Интернет.

Можно констатировать, что в последние три-четыре года дети России вступили в этап массового Интернета. По данным опроса, 93 % респондентов пользуются этим каналом коммуникации независимо от места проживания. Они оказывают влияние на оставшуюся в стороне от Интернета часть сверстников. В 1998 году их число не превышало 20 %, в 2005-м - 51,8 % [2].

Существует точка зрения, что средства массовой информации (СМИ) оказывают влияние на формирование делинквентного (правонарушающего) поведения несовершеннолетних. При анализе влияния СМИ на правонарушающее поведение исследователи чаще всего поднимают вопрос о пропаганде СМИ насилия. Из СМИ чаще всего анализу подвергается телевидение (ТВ), как наиболее простой и доступный информативный источник. Связь телевидения в формировании насилия представлена в работах С.Н. Ениколопова, Н.Е. Марковой, К.А. Тарасова, П.С. Самыгина, А.В. Федорова, Н.А. Балакиревой и ряда других авторов [6; 8; 11; 12; 13].

В настоящее время на первый план выходит Интернет как наиболее распространенная сфера социального воздействия. Влияние Интернета на личность подростка имеет свои плюсы и минусы. В век информационных технологий человек, использующий Интернет, значительно быстрее получает доступ к необходимой информации, имеет больше возможностей для анализа той или иной проблемы. А.Е. Войскунский отмечает, что возможностей использования Сети огромное количество [3].

Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, в возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через чаты, форумы и электронную почту. Кого-то привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатные электронные адреса можно зарегистрировать на любые вымышленные фамилию и имя), многие подростки компенсируют в Интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют Сеть как способ самоутверждения.

Во-вторых, Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят иметь, а не то, что им навязывают средства массовой информации, к которым постепенно они теряют доверие. Степень доверия к информации, представленной в Сети, несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Постепенно человек учится работать с информацией, и нельзя недооценивать это умение в современном информационном обществе. Интернет, как и любая технология, должен помогать человеку в преодолении конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры].

Исследование «Фонда развития Интернет», проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой (2014), позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность; также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека [14].

При всем положительном в использовании Интернета может сформироваться интернет-зависимость, которая прежде всего наносит вред личности.

Интернет-зависимость - это форма девиантного поведения, связанная с навязчивым желанием подключиться к Интернету и болезненная

неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но ее статус как психического расстройства формально не установлен и она не включена в классификаторы заболеваний DSM-IV и МКБ-10.

Интернет-зависимость как форма девиантного поведения является формой аддикции, то есть ухода от реальности, значительно сужает и искажает восприятие окружающего мира и, как уже было сказано, наносит вред формированию личности молодого человека. К примеру, В.С. Маслова выявила, что отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости [9].

Автор также отмечает, что интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтного поведения, хронических депрессий, предпочтения виртуального пространства реальной жизни, трудностей адаптации в социуме, потери способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновения чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.

В настоящее время существует множество исследований о влиянии интернета на личность [3; 4; 5; 9; 15], но при этом практически отсутствуют исследования о влиянии Интернета на делинквентность несовершеннолетних. Актуальность таких исследований в настоящее время очень велика.

А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова изучали особенности личности подростков с интернет-зависимостью и пришли к выводу, что среди них преобладают подростки с шизоидной акцентуацией характера [5]. Неожиданным может показаться достаточно большое число лиц с истероидной акцентуацией, которые, по идее, должны стремиться к постоянному нахождению «на виду», где они могли бы проявлять свои демонстративные черты. Подростки с шизоидной акцентуацией характеризуются эмоциональной холодностью, замкнутостью, погруженностью в себя, невозможностью проявлять эмпатию. Слабым звеном их личности является невозможность устанавливать эмоциональные контакты с окружающими.

Относительное преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет-аддиктов, по всей видимости, связано с особенностями деятельности в сети -это определенный уход от реальности, что свойственно шизоидам. Авторы полагают, что это та часть истероидных подростков, чьи потребности фрустрированы в реальном мире, и что они стремятся к реализации своих истероидных черт в виртуальном мире (например, это может быть знакомство

и общение в чатах, которое со стороны истероидов имеет элементы псевдологии). Среди несовершеннолетних правонарушителей шизоидная и истероидная акцентуации характера также играют большую роль.

Связь несовершеннолетних с акцентуациями характера

и делинквентности была выявлена еще А.Е. Личко [7], Ю.М. Антоняном и В.В. Юстицким [1], А.А. Реаном [10].

Эмоциональная холодность и несформированность механизма идентификации не позволяют подросткам поставить себя на место другого человека, сопереживать. Тем самым «другой» зачастую рассматривается данными подростками как средство решения собственных проблем. Несовершеннолетние правонарушители с истероидной акцентуацией характера при определенных условиях выбирают преступление и правонарушение как способ привлечения внимания.

А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова также отмечают, что повышенная склонность к алкоголизации и наркотизации, обнаруженная у интернет-аддиктов, свидетельствует о наличии общих психологических черт у лиц, склонных к разным формам девиантного поведения. Эти и другие исследования позволяют сделать вывод о влиянии Интернета на формирование различных девиаций, том числе и делинквентное поведение.

Список литературы

1. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. - М.: ВНИИ МВД России, 1993. - 120 с.

2. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования / С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков, С.А. Майорова-Щеглова, П.Л. Макеев - M., 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/20132 (дата обращения: 28.09.2017).

3. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ. - Вып. 1. - М.: Смысл, 2002. - С. 82-101.

4. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000. - 431 с.

5. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. -Т. 5. - № 2. - С. 20-27.

6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология, 2001. - № 1. - С. 60-72.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 290 с.

8. Маркова Н.Е. Культуринтервенция (в сокращении). - М.: Квадрат-С, 2001. - 90 с.

9. Маслова В.С. Проблема интернет-зависимости среди молодежи // Культура и образование. - 2015. - № 2. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/02/3307 (дата обращения: 08.10.2017).

10. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 139-144.

11. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 410 с.

12. Тарасов К.А. Воздействие насилия в фильмах: катарсис или мимесис? // Российская наука: «Природой здесь нам суждено...»: сб. науч.-популяр. ст. / под ред. акад. В.П. Скулачева. - М.: Октопус, 2003. - С. 199-255.

13. ФедоровА.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М.: Информация для всех, 2009. - 234 с.

14. Фонд Развития Интернет: [Электронный ресурс]. - URL: www.fid.ru (дата обращения: 02.10.2017).

15. Янг К. Диагноз интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.