Научная статья на тему 'О необходимости и возможности контроля в муниципальной сфере'

О необходимости и возможности контроля в муниципальной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости и возможности контроля в муниципальной сфере»

2011

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

реагировать на факты нарушения экологического законодательства, обеспечить благоприятное состояние окружающей среды, стабилизировать обстановку и рациональное использование природных объектов.

Ю.С. Яични*ова*

О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Наличие конституционной нормы о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, порождает споры о возможности осуществления контроля со стороны государства за муниципальными органами. В связи с этим представляется справедливым мнение Е.С. Шугриной, что муниципальные образования не могут существовать независимо от государства, находясь на его территории и руководствуясь издаваемыми им нормативными правовыми актами. Органы местного самоуправления и муниципальные должностные лица осуществляют свою деятельность в рамках единой государственной политики, в рамках закона1.

Государственный контроль муниципальной деятельности призван обеспечить выполнение законов, соблюдение общегосударственных интересов. Однако, государственный контроль преследует и другую цель - он является средством гарантии прав органов местного самоуправления.

Одним из направлений в данной сфере является административный контроль за законностью муниципальных правовых актов, который осуществляется органами юстиции, в частности, при регистрации уставов муниципальных образований. В процессе этой деятельности органами юстиции нередко выявляются серьезные проблемы в муниципальном правотворчестве, свидетельствующие о многочисленных нарушениях федерального и регионального законодательства. В подобных случаях следуют отказы в государственной регистрации уставов, что побуждает представительные органы местного самоуправления вносить серьезные коррективы в названные правовые акты.

В отношении других муниципальных правовых актов контрольные функции органами юстиции осуществляются в ходе ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, что статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 возложено на субъекты Федерации.

Консультант правового управления Государственного Собрания Республики Марий Эл.

1 Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. - М.: Новая юстиция, 2007. - С. 41.

2 СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822 (в ред. ФЗ РФ от 8 нояб. 2007 г. № 260-ФЗ).

263

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

Не могут оставаться бесконтрольными финансовые аспекты деятельности муниципальных образований. Самостоятельное управление местными финансами в них, в том числе формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов, установление местных налогов, корреспондируют с закрепленным в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 принципом самостоятельности бюджетов, обозначающим право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Вместе с тем, представляется очевидной необходимость проверок для выявления и устранения нарушений в этой сфере деятельности муниципальных образований. К органам, осуществляющим финансовый контроль, отнесены Счетная палата РФ, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и др. Государственному и муниципальному контролю посвящены нормы главы 26 Бюджетного кодекса.

Основными формами финансового контроля являются ревизии, проверки, надзор. Серьезные нарушения в бюджетно-финансовой сфере (возникновение просроченной задолженности по исполнению своих долговых обязательств, превышающих 30 % собственных доходов муниципальных образований) могут привести к решительным мерам со стороны государства. Статья 75 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность введения в муниципальном образовании временной финансовой администрации сроком на один год.

Перечисленные формы государственного контроля над муниципальной деятельностью не являются исчерпывающими, однако, представляется, что помимо государства не менее эффективно контрольные функции могут осуществлять и другие субъекты. В связи с этим следует выделить общественный контроль.

Эффективность многих мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях, напрямую зависит от заинтересованности и участия в них населения. Актуальным становится вовлечение населения в осуществление общественного контроля. К этой деятельности могут быть привлечены также различные общественные объединения, отдельные граждане, территориальные сообщества. Основными формами такого контроля Е.А. Незнамова называет: голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления; правотворческую инициативу граждан; публичные слушания; собрания, конференции граждан; опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и др.2

Не со всем из перечисленного можно согласиться. Например, голосование по отзыву депутата или другого выборного лица местного уровня, на наш взгляд, является механизмом ответственности за их противоправные решения, действия или бездействия, которые стали известными населению в результате

1 СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 4339.

2 Незнамова Е.А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - С. 178.

264

2011

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

осуществления общественного контроля. Подобный вывод напрашивается и в отношении правотворческой инициативы граждан. Наступление понимания у представителей населения о необходимости внесения проекта правового акта в порядке правотворческой инициативы в муниципальные органы является следствием выявления каких-то правовых пробелов, препятствующих нормальному жизнеобеспечению муниципальных образований. Первичным, по нашему мнению, является общественный контроль, который способствует дальнейшему обсуждению выявленных недостатков и нарушений на собраниях, конференциях граждан, их обращениям в органы местного самоуправления, инициированию отзыва и т. п.

Вместе с тем, общественный контроль, на наш взгляд, является необходимым элементом, дополняющим контроль государства за органами местного самоуправления.

С.М. Смышляев

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Информационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия государства и гражданского общества. По мере развития и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям общества.

В связи с этим направления реализации государственной политики в области развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий должны определяться в соответствии с текущими приоритетами и задачами развития страны.

В Российской Федерации и Республике Марий Эл утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

Соискатель кафедры правовой информатики Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.