Научная статья на тему 'О необходимости государственного регулирования формирования образовательных сред'

О необходимости государственного регулирования формирования образовательных сред Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / LEARNING ENVIRONMENT / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИКО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / PEDAGOGICAL AND ERGONOMIC REQUIREMENTS / TEACHING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Александр Викторович

В статье обосновывается необходимость введения государственного регулирования в области проектирования и создания современных образовательных сред. Важность таких работ определяется, с одной стороны, сложившимся несоответствием условий обучения требованиям сегодняшнего информационного общества, а с другой важностью проблемы, пересмотра устаревших норм и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса и создания благоприятных факторов для повышения его эффективности. Государство в течение ряда последних лет выделяет немалые средства на обновление старых и создание новых материальных средств и условий, необходимых для обучения. Но все эти попытки тщетны, если отсутствует единая федеральная политика в области формирования образовательных сред. Необходима координация научно-исследовательских работ по формированию новых образовательных сред и созданию благоприятных условий для оптимальной организации современного учебно-воспитательного процесса. Эту работу должна осуществлять структура, уполномоченная на этот вид деятельности Министерством образования и науки РФ. Поэтому в статье предлагается создание при одном из федеральных педагогических вузов специального Центра формирования образовательных сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the necessity of state regulation in creating educational environments

The article substantiates the need for the introduction of state regulation in the creation and development of modern educational environments. The importance of such work shall be determined on the one hand by the prevailing mismatch conditions of training demands of today''s information society and on the other hand, the significance of the revision of outdated standards and ways to optimize the educational process and creation of favorable factors to enhance its effectiveness. The government over the last few years allocates funds for renovation of old and creation of new material resources and conditions necessary for learning. But all these attemp ts are futile if there is no uniform federal policy on the formation of educational environments. It is necessary to coordinate scientific research to create new educational environments and to create favorable conditions for the optimal organization of modern educational process. This work should be carried out by a structure authorized for this activity by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Therefore, this article proposes the establishment at one of the special pedagogical universities of the Federal Center for Educational Environment.

Текст научной работы на тему «О необходимости государственного регулирования формирования образовательных сред»

1УДК 338.43 ББК 65.325

О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

А. В. Смирнов

В статье обосновывается необходимость введения государственного регулирования в области проектирования и создания современных образовательных сред. Важность таких работ определяется, с одной стороны, сложившимся несоответствием условий обучения требованиям сегодняшнего информационного общества, а с другой - важностью проблемы пересмотра устаревших норм и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса и создания благоприятных факторов для повышения его эффективности. Государство в течение ряда последних лет выделяет немалые средства на обновление старых и создание новых материальных средств и условий, необходимых для обучения. Но все эти попытки тщетны, если отсутствует единая федеральная политика в области формирования образовательных сред. Необходима координация научно-исследовательских работ по формированию новых образовательных сред и созданию благоприятных условий для оптимальной организации современного учебно-воспитательного процесса. Эту работу должна осуществлять структура, уполномоченная на этот вид деятельности Министерством образования и науки РФ. Поэтому в статье предлагается создание при одном из федеральных педагогических вузов специального Центра формирования образовательных сред.

Ключевые слова: образовательная среда, средства обучения, педагогико-эргономические требования.

ON THE NECESSITY OF STATE REGULATION IN CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

A. V. Smirnov

The article substantiates the need for the introduction of state regulation in the creation and development of modern educational environments. The importance of such work shall be determined on the one hand by the prevailing mismatch conditions of training demands of today's information society and on the other hand, the significance of the revision of outdated standards and ways to optimize the educational process and creation of favorable factors to enhance its effectiveness. The government over the last few years allocates funds for renovation of old and creation of new material resources and conditions necessary for learning. But all these attempts are futile if there is no uniform federal policy on the formation of educational environments. It is necessary to coordinate scientific research to create new educational environments and to create favorable conditions for the optimal organization of modern educational process. This work should be carried out by a structure authorized for this activity by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Therefore, this article proposes the establishment at one of the special pedagogical universities of the Federal Center for Educational Environment.

Keywords: learning environment, teaching resources, pedagogical and ergonomic requirements.

В настоящее время назрела острая необходимость реанимации педагогико-эргоно-мического направления в дидактических исследованиях. Важность таких работ определяется, с одной стороны, сложившимся несоответствием условий обучения требованиям сегодняшнего информационного общества, с другой

- важностью проблемы пересмотра устаревших норм и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса и создания благоприятных факторов для повышения его эффективности.

Не секрет, что в процессе обучения постоянно взаимодействуют четыре основных компонента: 1) учение (деятельность обучаемого);

2) преподавание (деятельность обучающего);

3) содержание обучения (учебные дисциплины);

4) условия обучения (соответствие оснащения учебного процесса педагогико-эргоно-мическим требованиям и нормам охраны здоровья и труда).

Если в советский период времени (то есть в СССР) дидакты и методисты уделяли равное внимание всем четырем компонентам, то в последние годы первые три компонента в своем развитии значительно опережают четвертый, который в свою очередь является полноправной составной частью учебно-воспитательного процесса. Такое положение дел беспокоит как педагогов-теоретиков, так и педагогов-практиков. Последние ощущают это особенно остро.

В понятие условия обучения входит комплекс взаимосвязанных составных частей: а) материальные (помещение, в котором проходят учебные занятия; оборудование рабочих мест обучающего и обучаемых; учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, специализированная мебель, технические средства обучения, включая компьютерную и другую электронную технику и т. п.); б) гигиенические (санитарные условия, температурный, световой и воздушный режим); в) эстетические условия (оформление учебного заведения, предметных кабинетов, актовых и спортивных залов, учебно-информационных сайтов, мультимедийных пособий и др.). Научно исследовано и доказано, что от правильной разработки и создания оптимальных условий обучения зависит результативность всего учебно-воспитательного процесса.

Обеспечение оптимальных условий для повышения эффективности труда обучающего и обучаемых современные дидакты тесно связывают с формированием новой личностно-ориентирован-ной образовательной среды, способной представить обучаемому свободу выбора направленности обучения, со всеми достоинствами самоопределения. Одна из особенностей личностно ориентированной образовательной среды - организация взаимодействующего обучения, обеспечивающего изменение традиционной роли обучающего и обучаемых, что требует организации принципиально новых условий обучения и, как следствие, принципиально новой материально-технической и информационно-дидактической базы обучения.

В обобщенном понимании, образовательная среда - это совокупность окружающих человека материальных и духовных условий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

Новое время диктует новый социальный заказ и связанные с ним новые цели и содержание обучения. Для завершения перестройки всей системы обучения необходимы изменения и в четвертом компоненте - условиях обучения, которые, как уже показано выше, принципиально влияют на современную образовательную систему.

Государство в течение ряда последних лет выделяет немалые средства на обновление старых и создание новых материальных средств и условий, необходимых для обучения. Это и государственные закупки учебного оборудования, и всеобщая информатизация учебных заведений, и строительство новых общеобразовательных школ и многое другое. Но все эти попытки тщетны, если отсутствует единая федеральная политика в области формирования образовательных сред.

Современная дидактика определяет необходимость конструирования новой образовательной среды, обеспечивающей плавный переход к обучению в условиях информационного общества.

Ведущую роль в формировании новой образовательной среды России и создании средств обучения нового поколения для построения этой среды исторически играют ведущие ученые-педагоги. Полагаться в этом деле на административно-технических работников не только неверно, но и губительно.

В настоящее время сложилось так, что работы, связанные с проектированием материально-технической базы новых образовательных сред, выполняются стихийно различными ведомствами и организациями, для которых этот вид деятельности не является основным. Острота этой проблемы проявится при решении вопроса формирования материально-технической базы единого образовательного пространства России, с учетом новых экономических отношений, социогеографических условий и геополитической ситуации.

Вышесказанное указывает на актуальность рассмотрения вопроса о создании при Миноб-рнауки специального Научно-исследовательского центра формирования образовательных сред

(далее - Центра). В функции Центра могут войти вопросы по курированию методических направлений, связанных с созданием новых материально-технических и дидактических средств, необходимых для организации обучения, новых педа-гогико-эргономических правовых и нормативных актов по эксплуатации этих средств и т. п.

Попытки реанимирования педагогико-эрго-номических исследований в настоящее время ведутся стихийно и, к сожалению, лишь на региональных уровнях, со стороны федеральной методической науки официально практически не курируются и не развиваются, что приводит зачастую к абсурдно неправильным решениям.

Особенно остро ощущают это специалисты, контактирующие по роду своей деятельности с работниками образовательных структур: архитекторы и проектировщики учебных зданий, разработчики школьной мебели и оргтехники, предназначенной для учебных заведений, производители учебно-наглядных пособий и учебной техники и др.

Практически разработанные в 1960-1980-х гг. и реанимированные в настоящее время нормы проектирования и эксплуатации средств обучения морально устарели. Налицо сложившееся противоречие между существующими нормативно правовыми документами на разработку средств обучения и требованиями современного учебно-воспитательного процесса, соответствующего нормам современного информационного общества.

Создание Центра призвано уменьшить напряжение в создавшейся ситуации и постепенно полностью разрешить эти противоречия.

В современных условиях не обращать внимание на педагогико-эргономическое направление - значит тормозить развитие российского образования в целом, тормозить развитие российской педагогической науки. Педагогико-эр-гономические исследования - это по сути дела «мостик» между образовательной отраслью и иными производственно-хозяйственными ведомствами, выполняющими заказы по проектированию, строительству, разработке и производству материально-технических средств, необходимых для организации условий обучения.

Создание такого Центра позволит привести работы по формированию современных образовательных сред к соответствию реальным ус-

ловиям и требованиям сегодняшнего и будущего информационного общества.

Центр может вести деятельность, которая обеспечит:

• создание единых требований к составу и качеству материально-технических средств учебного назначения, создаваемых для разнообразных учреждений с различными уровнями образования;

• упорядочение процесса формирования современной материально-технической базы обучения, четкую ориентацию производителей на создание оптимальных по составу и качеству средств обучения, отвечающих требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС);

• разработку педагогических концепций формирования образовательных сред для учебных учреждений различного типа;

• сбор и анализ информации о соответствии уровня оснащенности учебных заведений требованиям ФГОС;

• формирование педагогического заказа на материально-технические средства обучения, с учетом предметно-дидактических и медико-гигиенических требований;

• сертификацию и выработку гигиенических стандартов учебного оборудования (совместно с органами Госстадарта и Санэпидем-надзора);

• организацию методического сопровождения проектных и конструкторских работ (совместно с органами Госстроя и предприятиями учебно-технической промышленности);

• организацию выставок, презентаций, научно-методических семинаров с целью ознакомления преподавателей с перспективными материально-техническими средствами обучения, повышения квалификации педагогических кадров в использовании учебной техники, а также получения экспертных оценок и изучения спроса на новое или проектируемое учебное оборудование;

• взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, имеющим отношение к формированию материально-технической базы образовательной среды России.

Центр может также решать иные задачи, направленные на улучшение условий организации учебно-воспитательного процесса образо-

вательных учреждений и развитие системы образования в целом, в соответствии с целями и задачами, провозглашенными Федеральной программой развития образования в России и новым Законом об образовании в РФ.

Наиболее подготовленными к решению таких современных задач являются научно-педагогические кадры педагогических вузов, например Московского педагогического государственного университета. Продиктовано это несколькими причинами.

1. Прекрасное знание современных потребностей учебных заведений (постоянная научно-педагогическая практика).

2. Постоянный контакт с прогрессивной частью педагогической общественности.

3. Постоянная научно-педагогическая и научно-техническая исследовательская работа.

4. Исторически сложившиеся прогрессивные взгляды научно-педагогических работников.

5. В педагогических университетах работают научно-методические кафедры и методические лаборатории по всем образовательным областям.

Последнее обстоятельство кардинальным образом влияет на целостность и полноту качественного проведения педагогико-эргономиче-ских исследований по формированию единой современной образовательной среды России.

Естественно, координацию научно-исследовательских работ по формированию новых образовательных сред и созданию благоприятных условий для оптимальной организации современного учебно-воспитательного процесса может осуществлять только структура, уполномоченная на этот вид деятельности, - Министерством образования и науки РФ. Поэтому при одном из Федеральных педагогических вузов, например МПГУ, может быть создан такой Центр, учрежденный Минобрнауки РФ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнов, А. В. Социально-экологические проблемы информатизации образования [Текст] / А. В. Смирнов // Наука и школа. 1998. - № 2. - С. 38-43.

2. Смирнов, А. В. Об одном из возможных путей развития Школы XXI века [Текст] / А. В. Смирнов // Наука и школа. - 1999. - № 2. - С. 2-7.

3. Смирнов, А. В. Педагогическая концепция технического оснащения российской школы

в период информатизации общества [Текст] / А. В. Смирнов // Наука и школа. Приложение: Образовательная индустрия. - 1999. -№ 3. - С. 2-29.

4. Смирнов, А. В. О необходимости создания научно-координационного Центра формирования образовательной среды [Текст] / А. В. Смирнов // Наука и школа. Приложение: Образовательная индустрия. - 1999. - № 5. - С. 2-6.

5. Смирнов, А. В. Методический анализ материально-технической базы кабинетов физики средних учебных заведений и педагогических вузов [Текст]: моногр. / А. В. Смирнов.

- М.: Прометей, 2000. - 196 с.

6. Златопольский, Д. М. Основные направления использования информационных технологий в средней школе [Текст] / Д. М. Злато-польский, А. В. Смирнов // Разработка принципов, путей и условий построения единого образовательного пространства Школа-Педвуз / под ред. В. А. Извозчикова. Депонированная рукопись. Рег. № 01200001021 Инв. № 0220.0002672, Минобр РФ, 2000.

7. Смирнов, А. В. Федеральные требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по направлению подготовки дипломированных специалистов [Текст] / А. В. Смирнов // Современная образовательная среда: материалы всерос. конф. - М.: ВВЦ: Наука и Образование, 2001.

8. Смирнов, А. В. Научно-методические основы и организационно-правовая поддержка экспертизы учебной техники [Текст] / А. В. Смирнов // Индустрия образования: сб. ст. Вып. 3. - М.: МГИУ, 2002. - С. 333-341.

9. Назарова, Т. С. Педагогическая концепция формирования материально-технической базы образовательной среды в условиях перехода к рыночной экономике и информационному обществу [Текст] / Т. С. Назарова, А. В. Смирнов // Наука и школа. - 2003. - № 4. - С. 2-10.

10. Смирнов, А. В. Особенности формирования предметной образовательной среды по физике [Текст] / А. В. Смирнов, С. А. Смирнов // Науч. тр. МПГУ. Сер. Естественные науки: сб. ст. - М.: Прометей, 2003. - С. 152-154.

11. Смирнов, А. В. Образовательная среда Школы Будущего [Текст] / А. В. Смирнов, С. А. Смирнов // Школа будущего. - 2008. - № 1.

- С. 122-137.

12. Смирнов, А. В. Образовательная среда и средства обучения физике [Текст]: моногр. / А. В. Смирнов. - М.: Школа Будущего, 2009. - 483 с.

13. Смирнов, А. В. Формирование новой образовательной среды - актуальная проблема современной школы [Текст] / А. В. Смирнов // Школа будущего. - 2012. - № 2. - С. 11-15.

14. Смирнов, А. В. Оценка образовательной среды кабинета физики [Текст] / А. В. Смирнов, А. Г. Восканян, Ю. А. Пушкарева, С. А. Смирнов // Физика в школе. - 2013. - № 3. - С. 63-70.

15. Смирнов, А. В. Роль личности С.Е. Каменец-кого в истории развития образовательной среды и средств обучения физике [Текст] / А. В. Смирнов, С. А. Смирнов // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 188-191.

REFERENCES

1. Smimov A. V. Sotsialno-ekologicheskie prob-lemy informatizatsii obrazovaniya. Nauka i shkola. 1998, No. 2, pp. 38-43.

2. Smirnov A. V. Ob odnom iz vozmozhnykh putey razvitiya Shkoly 21 veka. Nauka i shko-la. 1999, No. 2, pp. 2-7.

3. Smirnov A. V. Pedagogicheskaya kontseptsiya tekhnicheskogo osnashcheniya rossiyskoy shkoly v period informatizatsii obshchestva. Nauka i shkola. Prilozhenie: Obrazovatelnaya industriya. 1999, No. 3, pp. 2-29.

4. Smirnov A. V. O neobkhodimosti sozdaniya nauchno-koordinatsionnogo Tsentra formirova-niya obrazovatelnoy sredy. Nauka i shkola. Prilozhenie: Obrazovatelnaya industriya. 1999, No. 5, pp. 2-6.

5. Smirnov A. V. Metodicheskiy analiz material-no-tekhnicheskoy bazy kabinetov fiziki srednikh uchebnykh zavedeniy i pedagogicheskikh vuzov: monogr. Moscow: Prometey, 2000. 196 p.

6. Zlatopolskiy D. M., Smirnov A. V. Osnovnye napravleniya ispolzovaniya informatsionnykh tekhnologiy v sredney shkole. Razrabotka prin-tsipov, putey i usloviy postroeniya edinogo ob-

razovatelnogo prostranstva Shkola-Pedvuz. Deponirovannaya rukopis. Reg. № 01200001021 Inv. № 0220.0002672, Minobr RF, 2000.

7. Smirnov A. V. Federalnye trebovaniya k materi-alno-tekhnicheskomu obespecheniyu uchebno-go protsessa po napravleniyu podgotovki diplo-mirovannykh spetsialistov. Sovremennaya obrazovatelnaya sreda: materialy vseros. konf. Moscow: VVTs: Nauka i Obrazovanie, 2001.

8. Smirnov A. V. Nauchno-metodicheskie osnovy i organizatsionno-pravovaya podderzhka eksper-tizy uchebnoy tekhniki. Industriya obrazovaniya: sb. st. Iss. 3. Moscow: MGIU, 2002. Pp. 333-341.

9. Nazarova T. S., Smirnov A. V. Pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya materialno-tekhnicheskoy bazy obrazovatelnoy sredy v us-loviyakh perekhoda k rynochnoy ekonomike i informatsionnomu obshchestvu. Nauka i shkola. 2003, No. 4, pp. 2-10.

10. Smirnov A. V., Smirnov S. A. Osobennosti formirovaniya predmetnoy obrazovatelnoy sredy po fizike. Nauch. tr. MPGU. Ser. Estest-vennye nauki: sb. st. Moscow: Prometey, 2003. Pp.152-154.

11. Smirnov A. V., Smirnov S. A. Obrazovatelnaya sreda Shkoly Budushchego. Shkola budush-chego. 2008, No. 1, pp. 122-137.

12. Smirnov A. V. Obrazovatelnaya sreda i sredstva obucheniya fizike: monogr. Moscow: Shkola Budushchego, 2009. 483 s.

13. Smirnov A. V. Formirovanie novoy obrazo-vatelnoy sredy - aktualnaya problema sovre-mennoy shkoly. Shkola budushchego. 2012, № 2, pp. 11-15.

14. Smirnov A. V., Voskanyan A. G., Pushkareva Yu. A., Smirnov S. A. // Otsenka obrazovatelnoy sredy kabineta fiziki. Fizika v shkole. 2013, No. 3, pp. 63-70.

15. Smirnov A. V., Smirnov S. A. Rol lichnosti S. E. Kamenetskogo v istorii razvitiya obrazovatelnoy sredy i sredstv obucheniya fizike. Nauka i shkola. 2013, No. 4, pp. 188-191.

Смирнов Александр Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Smirnov Alexander V., ScD in Education, Professor, Theory and Methods of teaching Physics Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.