Г орюнова С.В.1, Суздалева А.Л.2 ©
1Профессор, д.б.н., Московский городской педагогический университет;
2
профессор, д.б.н., Национальный исследовательский университет «Московский
энергетический институт»
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РЫНКА
ПРЕСНОЙ ВОДЫ
Аннотация
Необходимость формирования рынка ресурсов пресной воды обусловлена их неравномерным распределением между государственными образованиями и острой нехваткой в ряде регионов. Авторами статьи предлагается новая концепция (системно-трансаквальная) развития водного рынка.
Ключевые слова: рынок водных ресурсов, природно-техническая система, межбассейновая переброска вод, виртуальная вода.
Keywords: Water resources market, natural-technical system; inter-water transfer; virtual water.
Дефицит пресной воды становится одним из структурных факторов, воздействующих на мировое экономическое развитие. К середине XXI века в условиях водного дефицита будет жить 40% населения Земли, и, по расчетам специалистов, в 2025-2040 гг. может наступить мировой кризис водопользования. Он неминуемо повлечет за собой крах экономики и сложившейся геополитической системы. Единственный способ избежать кризисных явлений в области водопользования - опережающее формирование цивилизованного рынка ресурсов пресной воды.
Создание рынка ресурсов пресной воды связано с необходимостью решения геополитических и экономических проблем, порожденных острой нехваткой пресной воды в ряде регионов, усугубляющейся стремительным ростом населения и неравномерным распределением между государственными образованиями.
В основу формирования международного рынка пресной воды могут быть положены следующие основные идеи:
• Концепция торговли «виртуальной водой» предложенная Дж. А. Аланом [5, с. 545] и поддерживаемая рядом видных российских экологов [1, с. 44]. Ее суть состоит в минимизации водопотребления в регионах, испытывающих дефицит воды, путем импорта ими «водоемкой продукции» - как сельскохозяйственной, так и промышленной, включая электроэнергию. Предлагается замена поставок воды, как таковой, поставками в такие регионы продукции, изготовление которой требует затраты значительного количества водных ресурсов, из стран, которые подобного дефицита не испытывают.
Идея замены продажи воды поставками водоемкой продукции находит своих сторонников в тех странах, которые рассматривают себя в качестве потенциальных производителей или поставщиков водоемкой продукции. Однако специалисты стран, испытывающих дефицит воды, как правило, придерживаются иной точки зрения: они готовы получать водоемкую продукцию на льготных условиях, предоставляемых организациями, продвигающими данную идею.
Около 70% всей имеющейся в мире пресной воды используется для орошения в сельском хозяйстве, при этом с 1960 г. забор воды для орошения увеличился более чем на 60%. Это и определяет теснейшую связь между рынками чистой воды и продовольствия. Вторая по значимости статья расходов - это промышленное производство (20%).
© Горюнова С.В., Суздалева А.Л., 2015 г.
3
В 2009 г. объем продаваемой виртуальной воды достиг 1625 млрд м /год, что составляет 40% всего объема мирового потребления воды. Преимущественно торговля виртуальной водой затрагивает сферу сельского хозяйства (по данным ЮНЕСКО -80%). За счет торговли виртуальной водой уже сегодня удается сэкономить 6% всей используемой пресной воды. Ведущие страны-экспортеры виртуальной воды - страны Северной Америки, а также Аргентина, Таиланд и Индия; импортеры: Япония, Южная Корея, Китай, Индонезия и Нидерланды [ 6, с. 35].
• Активная скупка и аренда развивающимися странами водоносных земель за границей для производства продовольствия также является составной частью водного рынка. Так, в 2008г. Саудовская Аравия стала импортировать товары, выращенные на арендованных и выкупленных территориях за рубежом.
• Развитие рынка технологий, не требующее физической транспортировки чистой воды. Основные группы таких технологий:
1. Технологии, позволяющие производить большее количество товара при неизменном водозаборе (технологии по повышению водоэффективности, водосбережению, в том числе капельное орошение, обкладка ирригационных каналов водонепроницаемыми материалами и т. д.).
2. Технологии, позволяющие получать больший объем воды из нетрадиционных источников (опреснение воды, водоочистка, конденсат пара, освоение подземных водных горизонтов и т.д.). Особенно популярны данные технологии на Ближнем Востоке, в ЮгоВосточной Азии и в ряде стран Средиземноморья (прежде всего, Испании). Основным разработчиком технологий опреснения сегодня остаются США (главным образом, за счет многолетнего лидирующего положения General Electric).
По прогнозам экспертов организации Global Water Intelligence, к 2016 г. совокупная производительность опреснительных установок в мире достигнет 105 млн м в день. Важную роль в развитии рынка сыграло совершенствование мембранной технологии, которая позволила опреснять воду с меньшими затратами денег (экономия составила до 75%), энергии и добиваться более качественного результата (меньший осадок солей в получаемой воде). Саудовская Аравия (мировой лидер по объемам опресняемой воды) рассматривает опреснение воды как стратегическую отрасль экономики, так как естественных резервуаров питьевой воды практически нет, а использование солнечной энергии позволит сократить затраты на производство 1м3 питьевой воды в 3,6 раза.
3. Технологии инфраструктурного строительства, позволяющие "изменять" водную карту страны или региона за счет возведения дамб, плотин и гидроузлов. Часто именно они являются источниками международных конфликтов. Лидерами такого строительства сегодня выступают Турция и Китай (на первом месте по числу построенных дамб). Самая же крупная система водоснабжения расположена в России.
• Физическая торговля водой в промышленных масштабах (во многом аналогична формам торговли нефтью). Это магистральные трубопроводы и танкерные перевозки, однако пока эти формы торговли неразвиты. При строительстве международных водотоков, помимо экономических, встают вопросы, связанные с реализацией права на воду, национальной безопасностью, экологией, спецификой инвестирования. Сегодня в мире действует всего один международный водопровод - между Малайзией и Сингапуром. Основной недостаток подобных взаимодействий - крайне высокая степень зависимости страны-импортера от экспортеров воды.
Единственной формой торговли водой, представляющей собой полноценный рынок, является торговля бутилированной водой. Но данный рынок имеет свою специфику и не вносит значительного вклада в мировую экономику [ 2, с. 507].
• Формирование водного рынка на основе использования различных инженернотехнических систем, позволяющих целенаправленно управлять распределением пресной воды. Межбассейновое перераспределение вод для покрытия их дефицита практиковалось еще в древнем мире. На современном этапе, по данным Международного комитета по
ирригации и дренажу, функционирует 219 таких систем с объемом межбассейновой переброски вод 597 км3/год. В различных странах разработано еще 79 подобных проектов с общим объемом межбассейновой переброски вод 1089 км /год. Примером
функционирующих инженерно-технических систем по крупномасштабной переброске вод является Олл-Американ-канал (All-American Canal), построенный в 1928-1942 гг. Забор воды (более 20 км /год) производится из р.Колорадо. Длина канала составляет 130 км. Осуществление аналогичных по своим масштабам проектов начато в Канаде и Китае. В условиях глобального перераспределения нормы осадков межбассейновая переброска вод необходима для поддержания существования многих наземных экосистем и экосистем континентальных водных объектов. Создание «объектов межбассейновой переброски вод» -это создание значительного количества новых рабочих мест и возможность освоения новых участков, ранее не пригодных для жизни. Ирригация пустынь и степей создает еще больше рабочих мест и, что не менее важно, способствует решению продовольственной проблемы.
По нашему мнению, основными способами увеличения запасов воды в ближайшем будущем будут опреснение морской воды и межбассейновая переброска вод [ 3, с. 166-170]. В обоих случаях решение проблемы дефицита пресной воды (вода - aqua (латин.)) подразумевает как их транспортировку на значительные расстояния, так и системность их использования. Предлагаемая нами «системно-трансаквальная» концепция подразумевает не продажу воды или водоемкой продукции, а формирование системы рационального водопользования межрегионального масштаба, возникающей в результате создания управляемых природно-технических систем [4, с. 90-96].
На современном этапе человеческая деятельность уже привела к тому, что формирование условий в биосфере происходит под значимым воздействием комплекса техногенных факторов, и их влияние постоянно возрастает. Сейчас глобальная экологическая система Земли представляет собой «биотехносферу». Вернуть ее в прежнее состояние, также как и значимо уменьшить отрицательное воздействие техногенных факторов, практически невозможно. Единственный реальный способ улучшить экологическую ситуацию - это разработать механизмы, способные управлять техногенным воздействием, то есть превратить неуправляемую биотехносферу в управляемую природнотехническую систему глобального масштаба. Развитие международного рынка ресурсов пресных вод позволит создать управляемые природно-технические системы межрегионального масштаба, а при дальнейшем развитии - и континентального уровня.
Литература
1. Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы мира и перспективы водохозяйственного комплекса России. - М.: ООО «Типография ЛЕВКО», 2009. - 88 с.
2. Лихачева А.Б. Проблема пресной воды как структурный фактор мировой экономики /А.Б. Лихачева // Экономический журнал ВШЭ. - 2013. - № 3. - С.497-523
3. Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Техногенез и деградация поверхностных водных объектов. -М.: ООО ИД ЭНЕРГИЯ, 2014. - 456 с.
4. Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Экологические основы формирования международного рынка ресурсов пресной воды // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - 2014, - №4. - С. 85-97.
5. Allan J.A. Virtual water: a strategic resource. Global solutions to regional deficits // Groundwater. -1998. - 36(4). - Р.545-546.
6. The United Nations World Water Development. Report 3 «Water in a changing water». - 2009. - 51 с.