Научная статья на тему 'О нем невозможно говорить в прошедшем времени к юбилею Марка Вениаминовича Фишмана'

О нем невозможно говорить в прошедшем времени к юбилею Марка Вениаминовича Фишмана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нем невозможно говорить в прошедшем времени к юбилею Марка Вениаминовича Фишмана»

“О НЕМ НЕВОЗМОЖНО ЕОВОРИТЬ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ"

К ЮБИЛЕЮ МАРКА ВЕНИАМИНОВИЧА ФИШМАНА

14 октября в нашем институте вспоминали бывшего директора Института геологии, до последнего дня остававшегося сотрудником института, Марка Вениаминовича Фишмана. Это был день его рождения, и в нынешнем году ему исполнилось бы 85 лет. Этот день отметили торжественным открытием мемориальной доски, увековечившей память М. В. Фишмана. В Институте геологии собрались родные, друзья, коллеги, все, кому дорога память об этом замечательном человеке.

М. В. Фишман, уроженец Симферополя, свою жизнь связал с севером Урала, с Республикой Коми. Ветеран Великой Отечественной войны, завершив учебу в Новочеркасском политехническом институте, прерванную этой войной, он приехал в Сыктывкар вслед за своей возлюбленной, сокурсницей, Ниной Николаевной Кузькоковой, любовь к которой со студенческой скамьи он пронес через всю жизнь.

Доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Коми АССР и Российской Федерации, лауреат Еосударственной премии Республики Коми, Марк Вениами-

нович Фишман был одним из крупных организаторов академической геологии в нашей республике. Он внес крупный вклад в изучение геологии, магматизма, металлогении севера Урала и северо-востока европейской части России.

М. В. Фишман всегда был членом ученого совета ИЕ, членом Президиума Коми научного центра, работал в диссертационных советах по защите кандидатских и докторских диссертаций, руководил работой аспирантов и соискателей. Многие годы он избирался членом президиума Всесоюзного минералогического общества, членом научного совета по геологии Межведомственного координационного совета АН СССР, членом Межведомственного Уральского координационного совета по геологии и полезным ископаемым.

На открытии меморильной доски выступили директор Института геологии академик Н. П. Юшкин, председатель Президиума Коми НЦ УрО РАН академик М. П. Рощевский, глава администрации Сыктывкара С. М. Катунин, член Еоссовета Республики Коми А. С. Безносиков, советник Елавы РК по науке Д. В. Милохин, директор ООО “Ко-мигеология" В. А. Илларионов, член Союза художников РК скульптор В. А. Рохин, выполнивший мемориальную

доску. Еоворили о том, как преданно служил М. В. Фишман выбранному делу — науке, геологии.

A. С. Безносиков в своем выступлении отметил, что открытие мемориальной доски — важное событие для тех, кто всегда чтил и будет чтить вклад, который вносит наука в развитие республики. От имени присутствующих поблагодарил Н. П. Юшкина за бережное отношение к памяти Марка Вениаминовича.

Еоворя об открытии памятной доски, как о знаменательном событии, подчеркивающем, что в нашем городе помнят и чтят память таких уважаемых людей, как М. В. Фишман, С. М. Кату-нин выразил огромную благодарность энтузиастам и всем, кто собрал средства и сделал этот подарок городу.

B. А. Илларионов в своем выступлении сказал: “... для нас Марк Вениаминович Фишман при жизни, да и после, всегда был образцом. Авторитетом. Его жизненная позиция всегда нас поражала и заражала. У него был высокий профессионализм. Я рад появлению доски на стене Института геологии. Здесь будут проходить молодые специалисты, и они будут читать имена тех, кто стоял у истоков геологических изысканий... А в памяти у нас он остается и будет оставаться, во всяком случае, всю нашу жизнь".

На открытии мемориальной доски

З**?

г» октябрь, 2004 г., № 10

На расширенном заседании ученого совета

После открытия мемориала состоялось расширенное заседание ученого совета Института геологии, посвященное 85-летию со дня рождения М. В. Фишмана.

Академик Н. П. Юшкин в своем докладе отметил, что М. В. Фишман являлся одним из организаторов академической геологической науки в Республике Коми, известным ученым в области магматизма и металлогении севера Урала. На протяжении 24 лет (1961—1985) он хранил и утверждал лучшие традиции, заложенные его предшественниками — профессором А. А. Черновым и д. г.-м. н. Ю. П. Ивенсеном. Большой объем научноорганизационных работ был связан с созданием и руководством целого ряда лабораторий: минералогии и шлихового анализа, петрографии и рудных полезных ископаемых, ядерной геохронологии. Он явился инициатором, создателем и научным руководителем прекрасного геологического музея им. А. А. Чернова, известного своими великолепными экспозициями не только в Республике Коми, но и в Российской Федерации. М. В. Фишман провел более 30 экспедиционных полевых сезонов в труднодоступных горных районах Приполярного и Полярного Урала, на Пай-Хое, Новой Земле и на Северном Тимане. Им установлена золотоносность Ко-жимского района Приполярного Урала, дан прогноз на проявление ряда

редких и редкоземельных элементов. Он участвовал в открытии Пайхой-Южно-Новоземельской флюоритоносной провинции. М. В. Фишман является автором около 200 опубликованных работ, в том числе 6 монографий. Под научной редакцией ученого опубликовано около 30 сборников трудов и монографий геологов института.

Профессор Л. В. Махлаев дал обзор научных исследований М. В. Фишмана, посвященных изучению грани-тоидного магматизма севера Урала. В 1971 г. М. В. Фишман защитил в Институте геологии и геохимии Уральского филиала АН СССР докторскую диссертацию на тему “Еранитоиды приосевой зоны Приполярного Урала в связи с проблемой эволюции магматизма подвижных поясов земной коры”. Еранитоиды осевой зоны Приполярного Урала были им расчленены на комплексы, связанные с позднепро-терозойско-кембрийским и ордовикско-триасовым мегациклами, показано ведущее металлогеническое значение позднепалеозойских интрузий. Впервые для севера Урала датированы основные этапы тектонических и метаморфических процессов. Он участвовал в выделении, описании и корреляции магматических комплексов, многие из которых выдержали испытание временем и подтверждаются его последователями (например, сальнерско-маньхамбовский комплекс и др.).

Теоретические представления, полученные в результате изучения магматизма на севере Урала, позволили М. В. Фишману дать ряд рекомендаций по поиску полезных ископаемых региона.

Ведущий научный сотрудник института Е. П. Калинин в своем докладе проанализировал работы М. В. Фишмана, посвященные истории геологических исследований в Республике Коми. Из общего количества опубликованных работ более 1/з полностью или частично было посвящено различным аспектам истории геологических исследований в регионе. Во-первых, несомненной удачей М. В. Фишмана и вдохновителя этого исследования академика Н. П. Юшки-на явился выход в свет монографии “Люди науки” (Сыктывкар, 1997), освещающей деятельность геологов института и их предшественников за период с 1939 по 1995 год. В одной из последних работ М. В., “Экспедиционные исследования Института геологии Коми НЦ УрО РАН” (Сыктывкар, 2000), дается анализ основных научных результатов и краткий обзор изученности территории. Ученый является также соавтором целого ряда изданных геологических карт и карт полезных ископаемых Коми АССР, Республики Коми и севера Урала (1953, 1964, 1977, 1997). Большой вклад внес М. В. в подготовку и издание уникального 8-томного труда ‘Теологическая изученность СССР. Том 5. Коми АССР”. Здесь он выступает как ответственный редактор семи выпусков (кроме первого), а также как автор разделов по вопросам минералогии, петрографии и геохимии. В целом ряде публикаций (“Энциклопедия Республики Коми”, “Вестник Института геологии” и др.) М. В. описывает персоналии великих естествоиспытателей прошлого, а также своих современников, внесших достойный вклад в историю геологических исследований на европейском северо-востоке России. Вот их имена: А. А. Кейзерлинг, Э. К. Еофман, И. И. Лепехин, А. П. Павлов, А. А. Чернов, В. А. Варсанофьева, К. Е. Войновский-Кригер, П. П. Вавилов, И. Б. Еранович, В. А. Дедеев, В. Н. Охотников, В. Н. Чалышев, Б. А. Еол-дин. И, наконец, последним и любимым детищем М. В. явился научный геологический музей им. А. А. Чер-

нова. Елавное своеобразие музея состоит в том, что он является “визитной карточкой” природных богатств именно того региона, где он сформирован, т. е. территории Республики Коми и ее ближайшего окружения. Марк Вениаминович написал более 10 брошюр о деятельности музея. В них он дает описание каждого отдела музея и приводит кадастр дофанеро-зойских магматических комплексов Тимана и севера Урала.

Академик М. П. Рощевский в своем кратком выступлении отметил большую роль М. В. Фишмана в научноорганизационной деятельности не только Института геологии, но и всего Коми научного центра. Отметил также, что он являлся настоящим и даже жестким редактором научных публикаций, активным сторонником различных точных инструментальных исследований, организатором новой приборной базы института, принципиальным и после-

довательным ученым в отстаивании интересов научного коллектива. При этом Марк Вениаминович оставался хорошим семьянином, любителем острой шутки, интересным собеседником и вообще коммуникабельным во всех сферах человеческого общения. Его жизнь является примером для нашей молодежи, избравшей трудный путь на тропе науки.

Д. г.-м. н. Н. Брянчанинова, к. г.-м. н. Е. Калинин

МОЙ МУДРЫЙ НАСТАВНИК

Фишман и Голдин, выбор маршрута. 1968 г. Фото М. В. Фишмана

Наше знакомство с Марком Вениаминовичем началось в феврале 1967 года, когда я устраивался на работу в Институт геологии. Марк Вениаминович в то далекое время был директором института, а также заведовал лабораторией абсолютного возраста. Он с таким увлечением рассказывал мне про институт, лабораторию и экспедиции, что я не стал раздумывать и сразу подал заявление о поступлении на работу в лабораторию абсолютного возраста. С тех пор и до самой кончины Марк Вениаминович был для меня авторитетом по самым разным житейским вопросам. На любой вопрос я всегда получал ясный и убедительный ответ, причем советчик он был отличный. За свою многолетнюю работу с Марком Вениаминовичем я убеждался неоднократно еще в одной человеческой черте, которая, увы, в нашем мире встречается далеко не всегда. Он никогда не раздавал пустых обещаний, а если сказал “да”, то это “да” всегда воплощалось в конкретное дело. За всю жизнь я не помню ни одного

случая, чтобы Марк Вениаминович пообещал и не выполнил своего обещания.

В 1967 г. М. В.

Фишман сказал, что он записал меня в свой отряд и что в первых числах июля мы поедем на Урал.

Начальником отряда был назначен Борис Алексеевич Голдин.

И вот первый вылет в горы. Летели на АН-2 с сыном Марка Вениаминовича, Александром Марковичем. Летим невысоко, и как раз восходит солнце из-за гор. Красота эта до сих пор у меня в памяти. Садимся на Пелинги-чее, быстро разгружаемся, и самолет улетает обратно. Мы укладываем снаряжение в одну кучу и ставим палатку, чтобы в случае дождя не промочить его. Только решили попить чайку, вдруг подъезжает машина, а в ней толпа бородатых мужиков, которые решили удрать с работы на большую землю, но на самолет они опоздали... Узнав, что вечером будет еще один рейс, они решили ждать, и нам вместо чаю пришлось целый день охранять груз, пока не прилетели

остальные. На другой день прилетел МИ-4 и мы втроем: Марк Вениаминович, Коля Калмыков и я улетели на р. Парнокаю, а остальные члены отряда должны были пригнать шесть лошадей. Так начались мои полевые будни.

Сколько хороших советов во время экспедиции я получил от Марка Вениаминовича, например, как ловить рыбу в этих горных речках, из какого дерева и как при помощи одного топора сделать весло, как правильно запрягать лошадь и вкусно приготовить обед на костре. До сих пор помню, что Марку Вениаминовичу больше всего нравилось как я готовил оладьи, он даже несколько раз запечатлел их на цветные слайды. А вечером, после сытного ужина, мы обычно сидели около костра, и Марк Вениаминович не спеша рассказывал свои истории, которых он знал великое множество. В моей памяти Марк Вениаминович остался человеком умным, чутким и мудрым, от которого я очень многому научился за долгие годы совместной работы.

Г Есев

Есев с Диком на р. М. Паток. Фото М. В. Фишмана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.