28
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 28–32.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 3 (99). Pp. 28-32.
Научная статья
УДК 349.6
EDN: RWZIWW
О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Андрей Николаевич Обухов
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (право граждан на экологическую информацию). Анализируются конститу-ционные положения о праве граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также иное законодательство, регламентирующее право граждан на экологическую информацию.
Обращается внимание на признак «достоверности» информации, формулируются его критерии. Автор выявляет правовые коллизии между конституционным и законодательным регулированием права
на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Ключевые слова: право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право
граждан на экологическую информацию, экологическая информация
Для цитирования: Обухов А. Н. О некоторых законодательных проблемах регламентации
права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды // Вестник Прикамского
социального института. 2024. № 3 (99). C. 28–32. EDN: RWZIWW.
Original article
ON SOME LEGISLATIVE PROBLEMS REGULATING THE RIGHT
OF CITIZENS TO RELIABLE INFORMATION ABOUT
THE STATE OF THE ENVIRONMENT
Andrei N. Obuhov
Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, [email protected] Abstract. The article examines the right of citizens to reliable information about the state of the environment (the right of citizens to environmental information). The constitutional provisions on the right of citizens to reliable information about the state of the environment, as well as other legislation regulating the right of citizens to environmental information are analyzed. Attention is drawn to the sign of “reliability”
of information, its criteria are formulated. The author identifies legal conflicts between constitutional and legislative regulation of the right to reliable information about the state of the environment.
Keywords: the right to reliable information about the state of the environment, the right of citizens to environmental information, environmental information
For citation: Obuhov A. N. On some legislative problems of regulating the right of citizens to reliable information about the state of the environment. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 3 (99), pp. 28-32. (In Russ.). EDN: RWZIWW.
© Обухов А. Н., 2024
А. Н. ОБУХОВ
29
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды предусмотрено
ст. 42 Конституции Российской Федерации1. Таким образом, данное право является состав-ной частью конституционно-правового статуса личности, то есть относится к основным пра-вам и свободам человека и гражданина. Можно сказать, что рассматриваемое право, наряду с
правом на благоприятную окружающую среду и правом на возмещение ущерба, причинен-ного здоровью личности или ее имуществу экологическим правонарушением, составляет ос-нову эколого-правового статуса личности. В экологическом праве право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды иначе принято называть правом на экологическую информацию.
М. С. Савченко и Д. В. Грицай, анализируя эволюцию конституционного права граждан
на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, отметили, что «…ни в одной
из Конституций СССР и РСФСР не было закреплено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды» [1, с. 64]. И главным стимулом для разработчиков
Конституции Российской Федерации в данном контексте стала авария на Чернобыльской
АЭС, по мнению авторов, «регулирование этого вопроса являлось следствием ужасной тра-гедии мирового масштаба» [1, с. 64].
Очевидно, идея конституционного закрепления права на экологическую информацию
заключается в том, что от степени информированности граждан о состоянии окружающей
среды зависит, во-первых, безопасность граждан в связи с неблагоприятной экологической
обстановкой, во-вторых, сохранность окружающей природной среды от негативного воздействия граждан на нее. Согласимся с исследователями, которые подчеркивают, что «полнота и
своевременность информации – два неотделимых от достоверной информации элемента» [2, с. 28]. Иными словами, право на экологическую информацию, с точки зрения своего содер-жания, предполагает обязанность государства полно и своевременно информировать граждан о состоянии окружающей среды. Реализация права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды укрепляет демократизм в обществе, а также служит повышению
доверия граждан к государству и его институтам. Присоединяемся к мнению И. А. Алеш-ковой, которая утверждает: «…при обеспечении биологической безопасности существует
неразрывная связанность между элементами: правовая осведомленность, достоверность информации и безопасность» [3, с. 38].
Помимо этого, право на экологическую информацию необходимо рассматривать и как
составляющую конституционного права на информацию, которое закреплено в ч. 4 ст. 29
Конституции РФ. Право на информацию в свое время концептуализировал В. Н. Монахов, который сформулировал теорию информационного обслуживания граждан. В рамках этой
теории он выделил две основные группы информационных полномочий граждан: «…общее
право гражданина на получение и использование информации, необходимой для его социально полезной и не противоречащей закону деятельности (право на информацию) и общее
право граждан на охрану информации о своей жизнедеятельности… (право на охрану информации)» [4, с. 10]. Очевидно, что право на экологическую информацию относится к пер-вой группе сформулированных В. Н. Монаховым информационных полномочий.
Конституционное положение о праве на экологическую информацию раскрывается и в
иных нормативно-правовых актах. В первую очередь право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды регламентируется п. 2 ст. 11 федерального закона
«Об охране окружающей среды», где сказано, что граждане имеют право «направлять обра-щения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организа-1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобренными в ходе общерос. голосова-ния 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 27. Ст. 4196.
30
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ции и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации
о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране»1. Из этого
нормативного текста видно, что федеральный закон «Об охране окружающей среды» кон-кретизирует конституционное положение, но, по сути, сужает право на экологическую информацию, сформулированное в ст. 42 Конституции РФ, поскольку федеральный закон, в
отличие от Конституции, управомочивает граждан обращаться в органы власти за экологической информацией только в местах их проживания. Отсюда следует, что п. 2 ст. 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» входит в противоречие с Конституцией РФ
и не соответствует такому свойству Конституции, как ее прямое действие. Однако, на наш
взгляд, конституционная практика давно продемонстрировала, что прямое действие Основ-ного закона – это правовая утопия. Конституция содержит немало норм, которые не приме-няются прямо, а конкретизируются в законодательстве с существенными оговорками и ню-ансами. В качестве примеров вышеуказанного тезиса можно привести конституционное право на жизнь или конституционное право на жилище, которые, безусловно, нельзя толковать
буквально и расширительно.
Еще одно противоречие ст. 42 Конституции РФ и п. 2 ст. 11 федерального закона «Об
охране окружающей среды» состоит в том, что право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды в конституционном изложении – это право «каждого», а в изложении федерального закона «Об охране окружающей среды» это право «граждан».
В п. 3 ст. 4.3 федерального закона «Об охране окружающей среды» указывается, что
органы государственной власти и местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими
организации размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет и с использованием федеральной государственной информационной системы
состояния окружающей среды информацию о состоянии окружающей среды (экологическую
информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные): 1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение
атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв; 2) о радиационной обста-новке; 3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбро-сов загрязняющих веществ; 4) об обращении с отходами производства и потребления; 5) о
мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; 6) о состоянии
многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деграда-ции вечномерзлых грунтов; 7) иные сведения.
Кроме того, в п. 1 ст. 4.3 этого же закона уточняется, что информация о состоянии
окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной и к ней не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством
Российской Федерации к государственной тайне. Однако если обратиться к ст. 7 закона РФ «О государственной тайне», то можно обнаружить, что не подлежат отнесению к
государственной тайне и засекречиванию сведения, составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию)2. Налицо противоречие между
двумя законами. На наш взгляд, норма п. 1 ст. 4.3 федерального закона «Об охране окружающей среды» представляется некорректной в той части, где допускает отнесение к государственной тайне определенной экологической информации, поскольку сам специаль-ный закон о государственной тайне запрещает отнесение экологической информации к
1 Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 8 авг. 2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2002. № 2. Ст. 133.
2 О государственной тайне : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 8 авг. 2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997.
№ 41. Ст. 8220-8235.
А. Н. ОБУХОВ
31
сведениям, составляющим государственную тайну. Более того, в ст. 5 закона «О государственной тайне» приводится перечень сведений, составляющих государственную тайну.
К таковым относятся сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контр-разведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также в области противодей-ствия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято реше-ние о применении мер государственной защиты. Как можно убедиться, экологическая
информация в данный перечень не входит. В этом отношении согласимся с позицией
И. А. Игнатьевой: «…очень спорным предстает то, что законодательный акт, принятый в
целях охраны окружающей среды, не учел уже закрепленные в смежном законодательстве правила об исключении сведений о состоянии окружающей среды из видов информации, относимых к информации ограниченного доступа. …Полагаем, недостаточно проду-манная формулировка может послужить обоснованием для реальных ограничений там, где они изначально не предполагались» [5, с. 10].
Помимо прочего, показательно, что сведения, представляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическая информация), не могут быть отнесены к коммерческой тайне в соответствии со ст. 5 федерального закона «О коммерческой тайне»1.
Обращает на себя внимание ст. 8 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где закрепляется право граждан (физиче-ских лиц) и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых
формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных
действующим законодательством. Там же закреплено, что решения и действия (бездейст-вие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объе-динений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть об-жалованы в вышестоящем органе или вышестоящему должностному лицу либо в суде, а
убытки, причиненные вследствие предоставления органами государственной власти
недостоверной или несвоевременной информации, должны быть возмещены в соответствии с гражданским законодательством2.
Таким образом, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды –
это конституционное право, образующее конституционно-правовой и эколого-правовой статус личности. От реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей
среды зависит формирование гражданского общества и демократизма в нем. Открытость государства с точки зрения экологической информации способствует росту доверия между
обществом и государством. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей
среды подробно регламентировано на законодательном уровне. Вместе с тем в законодательстве наблюдаются коллизии норм о праве на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Список источников
1. Савченко М. С., Грицай Д. В. Эволюция понятия конституционного права граждан Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды // Юридический вест-ник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 33, № 1. С. 61–67.
2. Гончаров В. В., Соколова Д. О., Щеголев И. Б. Конституционное право граждан России на
достоверную информацию о состоянии окружающей среды: современные проблемы реализации и
защиты // Экологическое право. 2020. № 6. С. 26–29.
1 О коммерческой тайне : федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 8 авг. 2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004.
№ 32. Ст. 3283.
2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 8 авг. 2024 г.) //
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.
32
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
3. Алешкова И. А. Взаимосвязь права на биологическую безопасность и права на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды как фактор формирования доверия в обществе // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 11. С. 37–41.
4. Монахов В. Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан
в СССР (конституционный аспект) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. 18 с.
5. Игнатьева И. А. Проблемы правового определения экологической информации // Экологическое право. 2023. № 3. С. 7–12.
References
1. Savchenko M. S., Gritsay D. V. Evolyutsiya ponyatiya konstitutsionnogo prava grazhdan Rossiy-skoy Federatsii na dostovernuyu informatsiyu o sostoyanii okruzhayushchey sredy [Evolution of the concept of the constitutional right of citizens of the Russian Federation to reliable information about the state of the environment]. Law Нerald of Dagestan State University, 2020, vol. 33, no. 1, pp. 61-67. (In Russ.).
2. Goncharov V. V., Sokolova D. O., Schegolev I. B. Konstitutsionnoe pravo grazhdan Rossii na dostovernuyu informatsiyu o sostoyanii okruzhayushchey sredy: sovremennye problemy realizatsii i zashchity
[The constitutional right of Russian citizens to reliable information on the state of the environment: Modern issues of realization and protection]. Environmental Law, 2020, no. 6, pp. 26-29. (In Russ.).
3. Aleshkova I. A. Vzaimosvyaz’ prava na biologicheskuyu bezopasnost’ i prava na dostovernuyu informatsiyu o sostoyanii okruzhayushchey sredy kak faktor formirovaniya doveriya v obshchestve [The inter-relation between the right to biological security and the right to reliable information on the condition of the environment as a factor of the establishment of trust in the society]. Constitutional and Municipal Law, 2023, no. 11, pp. 37-41. (In Russ.).
4. Monakhov V. N. Gosudarstvenno-pravovye voprosy informatsionnogo obsluzhivaniya grazhdan v SSSR (konstitutsionnyy aspekt) [State-legal issues of information services for citizens in the USSR (constitutional aspect)]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1983, 18 p.
5. Ignatyeva I. A. Problemy pravovogo opredeleniya ekologicheskoy informatsii [Problems of the legal definition of environmental information]. Environmental Law, 2023, no. 3, pp. 7-12. (In Russ.).
Информация об авторах
А. Н. Обухов – преподаватель-методист отделения заочного обучения
Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний.
Information about the authors
A. N. Obuhov – Teacher-Methodologist of the Correspondence Education Department, Perm Institute of the FPS of Russia.
Статья поступила в редакцию 01.11.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 19.11.2024.
The article was submitted 01.11.2024; approved after reviewing 18.11.2024; accepted for publication 19.11.2024.