Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 13. Вып. 1 • 2016
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 13, Ausgb. 1.
Система координат
Coordinate System / Koordinatensystem
УДК 179.8 (33)
Лагунов А.А.
О некоторых заблуждениях современного экономизма
Лагунов Алексей Александрович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8498-6449
E-mail: [email protected]; [email protected]
В статье рассматривается ряд устойчивых заблуждений, свойственных современным общественно-политическим теориям, рассматривающим способ хозяйствования в качестве базиса социальной жизни, обусловливающего качествования творческой деятельности человека, и делается вывод о необоснованности таких представлений.
Ключевые слова: экономизм; экономические законы; инфляция; собственность; личность; научно-технический прогресс; устойчивые заблуждения.
Казалось бы, простая и не нуждающаяся в особых разъяснениях мысль: способ хозяйствования (экономика) обусловливается тем или иным образом жизни (в свою очередь определяющимся множеством факторов — исторических, социокультурных, географических и пр.) народов, но не наоборот (во всяком случае, связь здесь как минимум должна быть обоюдосторонней). Однако современное экономическое сообщество (в своем большинстве) стремится убедить нас в том, что способ хозяйствования является доминантой всей остальной социальной жизни, некритично повторяя философские обобщения марксизма и позитивизма. При этом общественные реалии, не укладывающиеся в рамки общепризнанных экономических штампов, в расчет не берутся, во всяком случае, игнорируются.
Возьмем, к примеру, известный по учебникам экономической теории график зависимости «пушки — масло»: чем больше мы производим пушек, тем меньше едим масла, и наоборот. Но ведь все это будет верным, если абстрагироваться от роста производства валового продукта, а при современной технологизации это просто невозможно. И почему сейчас российские политики уделяют повышенное внимание ВПК, справедливо считая, что его развитие обернется созданием новых рабочих мест, формированием сопутствующих производств и, соответственно, увеличением количества съеденного нами масла?
Или еще более показательный пример: «закон» зависимости спроса и предложения (в долгосрочной перспективе). Мол, вслед за увеличением первого растет и второе. Возникает вопрос: откуда же тогда берется инфляция? Всем знакомое явление, в связи с которым нередки у нас утверждения о том, что любое экономическое изменение, способствующее повышению благосостояния народа, даже рост производительности труда, одновременно приводит и к инфляции — при индексации пенсий тут же, как по команде, подскакивают цены. Но, по логике «закона», это должно происходить недолго, ведь старательные предприниматели просто обязаны увеличить производство и насытить рынок требуемыми товарами, на которые, учитывая необъятность российского ресурсного рынка и технологизацию производственного процесса, цены будут даже падать (во всяком случае, вырастут незначительно относительно первоначальной отметки; однако видели ли мы когда-нибудь, чтобы цены у нас падали и сдавали однажды «завоеванные» ими позиции?). Тогда можно еще денег напечатать, снова рост производства и предложения — красота, идиллия! Преумножай печатные станки, и никаких забот, светлое будущее само свалится на голову. Однако не происходит. По довольно банальной причине, не объективной (нет никаких объективных причин для повышения цен в этом случае, в них уже заложены и затраты, и прибыль производителей и торговцев), а сугубо субъективной: жадность (так сказать, нравственный — или же безнравственный? — непремен-
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 13. Вып. 1 • 2016 Система координат
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Coordinate System
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 13, Ausgb. 1. Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
ный аспект экономической жизни). Зачем хлопотать об увеличении производств, ведь можно просто цену на товар накинуть? И в соответствии с этим «законом жадности» цена товара будет определяться не затратами на его производство и продвижения на рынок, а той гранью, за которой люди за него платить уже не будут. Можно на это возразить — «конкуренция», однако это возражение легко отводится: «монополизм или сговор». Еще когда средства коммуникации находились в зачаточном состоянии, торговцы умели договариваться, а уж при современных технологиях...
Но и жадность продавцов имеет свои пределы, а устанавливаем их. мы, покупатели. Это достаточно давно сформулированный тезис, в отношении которого у многих современных экономистов наблюдается своего рода амнезия (он не укладывается в общую схему, а посему, по «методу Прокруста», должен быть отсекаем, игнорируем). В условиях, когда государством ценообразование практически не регулируется, а производство не развито, повышение спроса приводит не к росту предложения, а к взвинчиванию цен продавцами, ограничивают которое лишь наши финансовые возможности. Еще в XIX в. профессор Симон Паттен писал:
«Действительная граница повышения цен определяется покупателями, а не продавцами. Цены перестают повышаться тогда, когда дальнейшее их повышение быстро заставило бы упасть спрос со стороны публики. Поэтому крайний предел повышения цен одинаков как при наступательной конкуренции, так и при разумной монополии. Цена устанавливается теми покупателями, которые, если бы они перестали покупать, уменьшили бы чистый доход продавца» (цит. по [Уорд 2002, с. 289—290]).
Но перестать покупать можно все, кроме вещей первой необходимости, прежде всего — продуктов питания. И удар со стороны современных российских торговцев по пенсионерам, кроме еды уже ничего и не имеющим возможности купить, как минимум неэтичен, и от этого зла государство обязано ограничивать не только стариков, но и молодых, и людей среднего возраста.
Мы никак не хотим признать очевидную истину: инфляция — не следствие экономической детерминации, а, в первую очередь, результат девиации человеческой нравственности:
«.никто не говорит и, очевидно, не понимает, что "инфляция" это, прежде всего, состояние духовное, психологическое, форма сознания. Весь мир стал "инфляцией": слов, переживаний, самого отношения к жизни. Инфляция — это состояние лягушки, начинающей пыжиться. Когда про уборщика в большом магазине говорят (вчера по телевизору): "maintenance engineer" ["инженер по обслуживанию"] — это "инфляция". И когда сам воздух, которым мы дышим, наполнен, становится инфляцией, то — жизнь разрушается. Если все неправда, все бесконечно раздуто, преувеличено, искажено — то почему в чем бы то ни было соблюдать меру? Почему накидывать на цену три цента, когда можно накинуть сразу доллар — и пройдет. И потому начинать нужно не с экономической, а с духовной борьбы с инфляцией как состоянием души и сознания.» [Шмеман 2007, с. 190—191].
Перелистывая подборку высококвалифицированных экономических аналитиков современности на какую-нибудь тему, мы столкнемся с поразительным разнобоем мнений, с неописуемой палитрой личностных отношений, не имеющих никакого касательства к объективным законам. Кризисные состояния не прогнозируются, сваливаясь неожиданно нам на голову, но зато потом, «постфактум», если выясняется, что кто-то заранее попал «пальцем в небо», то он признается великим экономистом, но ненадолго, ровно до тех пор, пока не возникнет очередное жизненное недоразумение, которое случайно сумеет предсказать уже другой. И бег по кругу продолжается: пишутся диссертации, монографии, старательно переводятся тонны бумаги, и, как итог, — совершеннейшее незнание и полнейшая растерянность перед следующим производственным или же финансовым кризисом. А какой-нибудь совсем необразованный торговец стоит на рынке (базаре), договаривается с соседом и невдомек ему никакая наука. И именно он, а также, как выяснено, финансовые возможности покупателей, а не законы экономических властителей наших умов, делают «реальную экономику», вполне реально вовлекая в ее область то, что ей никогда не принадлежало — общественную нравственность, политику, культуру, душу человеческую, в конце концов, ставящуюся в почетный караул одновременно Мамоне и Золотому Тельцу ценой ее гибели. И это вполне закономерно, ведь, как писал когда-то В.Г. Белинский,
«.торгаш есть существо, по натуре своей пошлое, дрянное, низкое и презренное. Торгаш — существо, цель жизни которого — нажива, поставить пределы этой наживе невозможно. Она, как морская вода: не удовлетворяет жажды, а только сильнее раздражает ее» (цит. по [Сухов 2005, c. 128]).
Нужно очень крепко подумать, прежде чем доверять ему основания социальной жизни.
Отдельный разговор — о меценатстве олигархствующих субъектов. Любят вспоминать при этом о дореволюционных российских богачах, напрочь забывая о том, что богачи эти были людьми религиозными, понимали, что с христианской точки зрения «священной частной собственности» быть попросту не может, поскольку все дано человеку лишь во временное пользование с тем, чтобы он справедливо распределял блага, данные Богом, между всеми людьми. Боролись дореволюци-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Coordinate System
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 13., Ausgb. 1. Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
онные купцы и промышленники, когда с успехом, а когда и нет, с собственной жадностью, страшились наказания, и меценатствовали скорее по той же причине — для спасения своей же души, чем из врожденного чувства человеколюбия.
Крупнейшие российские меценаты — купцы и предприниматели, слева направо: Гаврила Гаврилович Солодовников (1826—1901, купец, домовладелец, мультимиллионер, филантроп, отдавший на благотворительность более 20 млн рублей, на которые были построены театр на Б. Дмитровке, клиника при медицинском факультете МГУ, ряд домов для бедных в Москве, сиротский приют, несколько училищ в четырех губерниях России); Павел Михайлович Третьяков (1832—1898, один из братьев-основателей Третьяковской галереи); Савва Иванович Мамонтов (1841—1918, из купеческой семьи, промышленник-транспортник, финансово и организационно поддерживал театральное и художественное творчество); Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929, владелец кожевенных заводов; в 1913 подарил свой Театральный музей Академии наук); Христофор Семенович Леденцов (1842—1907, купец I гильдии, финансово поддерживал естественнонаучные исследования, личный капитал завещал на создание «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений»)
А теперь? Теперь «для души» покупаются яхты и футбольные клубы, и ждать особенной благотворительности от богатеев нелепо. Вся их тяга к искусству ограничивается коллекционированием (по сути — одним из способов сохранения «нажитого непосильным трудом»), а к народу — усилением личной охраны и переводом собственных благ и состояний в безопасные закордонные места.
Мы старательно зубрим «Экономикс», вспомнили подзабытый «Капитал», пытаемся построить общество «светлого капиталистического будущего», однако резонна кардинальная постановка вопроса: а существует ли сегодня тот капитализм, о котором писали А. Смит, К. Маркс и другие классики экономической теории? Формула «деньги — товар — день-ги-штрих» работает уже с большой натяжкой. В «постиндустриальном» обществе товаром все чаще становится услуга, а основной услугой — услуга давать деньги в рост, т.е. ростовщичество. Настает пора сделать классической формулу «деньги — деньги...». И как-то бледно смотрятся попытки экономических аналитиков хотя бы теоретически преодолеть растущий финансовый кризис, являющийся ничем иным, как распадом всей капиталистической системы, формы хозяйствования, выработанной в определенных социально-исторических условиях (вспомним «дух капитализма» М. Вебера) и совсем неподходящей для современных условий глобализации, в которых зачастую парадоксально проявляются национальный и этнический образы экономических отношений (см. [Бакланов и др. 2010, с. 408]).
И распад этот начался не вчера, а тогда, когда услуга процентщика сделалась незазорной, когда стали вбивать в наши головы мысль о том, что и производство открыть, и дом купить, и вообще жить невозможно без кредита. Вот и надули «мыльный пузырь», который закономерно и громко лопнул, показав нам масштабы всеобщего надувательства.
Иисус изгоняет ростовщи- Ростовщик. Художник Гер- Ростовщики. Гравюра Томаса Роуландсона. Ростовщик. Художник Николай Гу-ков из храма. Гравюра Из- рит Доу. 1664 1784 ставович Шильдер. Фрагмент. 1859
раэля ван Мекенема Старшего. 1460-е гг.
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Coordinate System
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 13, Ausgb. 1. Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
Крах банка.
Художник Владимир Егорович Маковский. 1881
Паника на Уолл-Стрит во время банковского кризиса в США. Фото 1929 г.
Ричард Фалд после краха возглавляемого им банка Lehman Brothers в 2008 г. На плакатах написано: «Позор!» и «Кэп (максимальная процентная ставка) жадность». Фото ©Daily News с сайта http://www.nydailynews.com/news/money/villain -pols-ceo-lehman-brothers-article-1.299291
Рынок, отпущенный «на свободу», в условиях замены религиозного чувства прогрессирующим культом индивидуализма, жадности и потребительства превращается в вакханалию, грозящую основаниям общественности. Во все времена государства и церкви посильно регулировали человеческую тягу к обогащению любыми способами, сегодня же нас пытаются убедить в неэффективности этих регуляторов для экономической жизни. И даже лучшими политиками и управленцами стали считать предпринимателей, что есть досадное недоразумение: не станет богатей заботиться в высоком начальственном кресле о благе общества, скорее он позаботится о своем (как и во всяком правиле здесь, конечно, есть исключения, но их так мало в наши дни).
Мы же ломаем копья в словесных баталиях, пытаясь выяснить, почему не получается у нас в России с экономикой — ни за 500 дней, ни за четверть века. Не поселяется в ней «невидимая рука» и не приживаются экономические небылицы. Натура не та. Реформаторы на народ жалуются, народ реформаторами недоволен. Вспоминается бессмертная фраза «вождя»: «.страшно далеки они от народа».
«Я тебе книжки ихние покажу: все у них потому, что "среда заела", — и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути!» [Достоевский 1973, c. 196—197].
Эта характеристика Ф.М. Достоевского, данная «социалистам» всех мастей — и левым, и правым, и либералам, и коммунистам — весьма подходит и «экономистам», не ученым соответствующей отрасли знаний, конечно, а тем идеологам, которые полагают экономическую жизнь основой для всех других проявлений человека.
Как представляется, первичной аксиомой, а на деле — смысловым искажением понимания экономической жизни у социалистов-экономистов была эгоистическая интерпретация собственности. Ж.-Ж. Руссо писал, что последняя возникла (точнее, возникла как основа гражданского общества) тогда, когда один хитрец огородил кусок земли и сказал: «Это мое!» [Руссо 1998, с. 74], все же остальные были настолько глупы, что поверили в это. Конечно, здесь допускается упрощение, человек — личность, и сфера приватного для него необходима. Жилище, земельный участок, вообще, всякое движимое и недвижимое имущество, обеспечивающее комфорт и семейную уединенность, важны для духовного покоя, ведь человек — общественное, а не стадное существо. Но вот предъявлять частнособственнические претензии в отношении лесов, долов, озер, скважин, заводов и пароходов — уже перебор. В особенности это относится к природным благам, которые даны нам Богом в пользование без всяких «экономических условий». И все конституции декларируют общую, т. е. ничью собственность на леса, недра, воды и т. д., но только декларациями практически все и заканчивается. Явный или же глубоко законспирированный собственник есть у всего. Даже у личности, причем всякой, вне зависимости от ее регалий и общественного положения. А в этом уже правды не может быть вовсе, ведь мы реально не во власти кого бы то ни было, за исключением Бога. Разумеется, мы можем принимать какие-то условия и повинности в обмен, скажем, на защиту от местного бандита или иноземного супостата. Но кто, где и когда взялся бы защитить нас от олигархического произвола? Понятно, мы сами должны что-то делать, но в условиях современного «беспредела» экономизма все разговоры о
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Coordinate System
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 13, Ausgb. 1. Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
гражданском обществе — не более чем словесная эквилибристика. Без поддержки государства — не вообще, а конкретно, в лице определенной политической власти, ограничивающей аппетиты «денежных мешков», невозможно построение никакого общества, за исключением разве что «нео-рабовладельческого», при котором все, кроме самого олигарха, находятся в рабской зависимости от его капитала и управляющих им структур.
Почему? Да все очень просто. Ущербен богатый человек, и морально, и умственно, несмотря на то, что считает себя представителем интеллектуальной элиты («Если такой умный, почему еще не богатый?»). Не видит он ничего, кроме денег, страстно желая их преумножения, на которое тратит все свое драгоценное в самом прямом смысле этого слова время. Поэтому на него нужно воздействовать, а уважает он только силу, и эта сила должна персонифицироваться в государстве. В ранней Античности ясно понимали важность этого механизма воздействия, осознавали также то, что власть должна стоять в стороне от денежных отношений, потому и не платили ее представителям. Ведь власть — не повод для заработка, а долг всякого гражданина, и богатого, и бедного. Видимо, по этой причине и не было прочной связки государства с «бизнесом», но, к сожалению, только в ранней Античности, позже такая связь начала устанавливаться и крепнуть.
А с ростом городов вообще все перевернулось с ног на голову. Порой кажется, что города, начиная с индустриальной эпохи, превратились в монстров, отбирающих у людей души: богатые добровольно отдали свои Мамоне, бедные за бесценок продают богатым. И над всем этим безраздельно господствует Экономизм.
М. Чюрленис. Демон. 1909 С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы. 1967
Быть может, именно потому многие русские мыслители (в частности, А.С. Хомяков, В.В. Зеньковский, экономисты-народники) ратовали за возрождение христианских сельскохозяйственных общин. Ведь человеку вполне по силам самому прокормить и себя, и ближних, при этом и времени для духовной деятельности будет достаточно, если, конечно, умерять свои потребительские запросы.
В обществе же ничем не ограниченного потребления с необходимостью возникает проблема, которую вслед за Н.А. Бердяевым можно характеризовать как важнейшую для всех времен и народов — проблема справедливого распределения:
«Социальный вопрос делается прежде всего вопросом распределения, т.е. вопросом не экономическим только, но и моральным. Состояние современного мира прежде всего требует революции духовной и моральной, революции во имя человека, во имя личности, во имя всякой личности. Эта революция должна восстановить иерархию ценностей, которая совершенно нарушена, поставить ценность человеческой личности выше идолов и кумиров производства, техники, государства, расы и национальности, коллектива» [Бердяев 2005, c. 517].
Несомненно верным является то, что вопрос распределения относится не только к сфере экономики, поскольку в ней он решился бы в крайних формах диалектики раба и господина. Прежде всего, это вопрос моральный. Даже можно сказать — религиозно-нравственный, поскольку, несмотря на многочисленные попытки, светские философы так и не смогли вывести и обосновать мораль автономную, все их старания приводили только к этическому релятивизму, разрушающему и личность, и общественность. Значит, без религиозного возрождения, без реанимации нравственности мы не вправе мыслить о каком бы то ни было справедливом общественном, в том числе и экономическом, распределении. Но как это можно сделать? Вопрос, в молодости сформулированный В.С. Соловьевым, убежденным в том, что состояние человечества не такое, каким должно быть, а значит, требует изменения и преобразования, остается актуальным и сегодня: «... где средства ?» [Лосев 2009, c. 554].
Научно-технический прогресс, разумеется, имеет не только деструктивное значение, он — наш шанс на духовное возрождение, поскольку предоставляет возможность высвобождения времени для самосовершенствования, даже при условии трудовой деятельности в сельскохозяйственной общине — напротив, смена физического и умственного трудов будет толь-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Coordinate System
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 13, Ausgb. 1. Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
ко способствовать становлению духовного человека. Конечно, все это звучит несколько утопично, но где же еще тогда искать выход? Или же его искать не нужно? Наши бабушки и дедушки, воспитанные в религиозной атмосфере и часто совсем безграмотные, считали, что в этой жизни лучше помучиться. Но как же тогда противостоять злу? И нужно ли? Однако ненасилие, действительно свойственное христианству, отнюдь не является бездейственным, непротивленческим пацифизмом [Нижников 2011/ с. 31]. Вспоминается притча. Монах переходит через реку по мосту, а встречный ему бродяга, желая проверить действенность заповедей, бьет его по правой щеке. Монах, как должно, подставляет ему левую. Увлеченный процессом бродяга повторяет свой эксперимент, но результат получает уже другой: дюжий монах берет его в охапку и бросает в воду, при этом наставительно замечая: «Сын мой, в Писании сказано, что когда тебя бьют по правой щеке, следует подставить другую, но там нигде не сказано, что после этого тебя будут бить и по левой щеке!».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности //
Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. С. 396—408.
2. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Эксмо; СПб.:
Мидгард, 2005. С. 479 — 540.
3. Глазков А.П. Эсхатологическая историософия и ее онто-феноменологическое измерение: Монография. М.:
ИНФРА-М, 2015.
4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / / Полное собрание сочинений. Т. 6. Л.: Наука, 1973.
5. Лагунов А.А. Нравственность и правосознание в контексте русской религиозной философии / / Вестник
Северо-Кавказского федерального университета. 2007. № 1. С. 86 — 89.
6. Лагунов А.А. Русская религиозная философия в контексте социальных реалий современного мира: Моно-
графия. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
7. Лагунов А.А., Смирнов А.Ю. Определение этноментальных характеристик российского правосознания как
актуальная проблема социальной философии / / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011. № 2. С. 184 — 187.
8. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2009.
9. Нижников С.А. О допустимости силы: проблема моральной политики в отечественной мысли / / Вестник
РУДН. Серия Философия. 2011. № 4. С. 30—40.
10. Нижников С.А., Гребешев И.В. Генезис и развитие метафизической мысли в России: Монография. М.: Ру-
ниверс, 2016.
11. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми / / Руссо Ж-Ж. Об
общественном договоре. Трактаты М.: КАНОН-Пресс, 1998. С. 32 — 99.
12. Сухов А.Д. Материалистическая традиция в русской философии. М.: ИФ РАН, 2005.
13. Тынянова О.Н. В поисках смысла концепта «политическая глобализация» / / Ценности и смыслы. 2011.
№ 1. С. 5 — 17.
14. Тынянова О.Н. О причинах, мифологическом мышлении и поисках безопасности / / Пространство и Вре-
мя. 2012. № 1. С. 9 — 10.
15. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. СПб.: Питер, 2002.
16. Шмеман А. Дневники. 1973 —1983. М.: Русский путь, 2007.
17. Clements M.T. "Self-Interest vs. Greed and the Limitations of the Invisible Hand." American Journal of Economics and
Sociology 72.4 (2013): 949 — 965.
18. Lebaron F. "Pierre Bourdieu: Economic Models against Economism." Theory and Society 32.5-6 (2003): 551 — 565.
19. Norgaard R. "The Church of Economism and Its Discontents." Great Transition Initiative. Great Transition Initiative,
Boston, MA, Dec. 2015. Web. <http://www.greattransition.org/images/pdf/Norgaard-The-Church-of-Economism-and-Its-Discontents.pdf>.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Лагунов, А. А. О некоторых заблуждениях современного экономизма [Электронный ресурс] / А.А. Лагунов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2016. — Т. 13. — Вып. 1. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.11.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Coordinate System
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 13, Ausgb. 1. Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
ON SOME FALLACIES OF MODERN ECONOMISM
Alexey A. Lagunov, D.Phil. (Social Philosophy), Professor, Professor at the Chair of Social Philosophy and Ethnology, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8498-6449
E-mail: [email protected]; [email protected]
Myths and misconceptions of modern economic (liberal) theory, as well as their causes have become the focus of attention of foreign and Russian scholars since the global crisis of 2008.
The subject matter of my article is axiological basis of modern economism. Using social-philosophical and axiological analysis in the framework of civilizational approach, I attempted to prove the difficulty of using socio-philosophical concepts, which have become almost axiomatic attitudes, according to which economic relations should be seen as a basis, causing the diversity of socio-cultural manifestations. Such representations, clearly pronounced in modern economism, as well as attitude 'greed is good,' led to a significant deviation in the society, the normal development of which involves determinacy of methods of managing by worldview concepts inherent in particular society.
In order to justify this position, I analyze the situation that are understood as immutable laws in economic theory (on the inverse dependence of the volume of military products and consumer goods, on the correlation between consumer demand and commodity supply, on pricing), and make an attempt to substantiate the discrepancy between the real economic processes of modernity and the conclusions of these laws. To achieve this goal I have also used the method of philosophical generalizations about the effects of inflation, I think it right to their consideration more broadly, as a necessary consequence of the definition of our spiritual state, the result of distortion of morality and our attitude toward life.
I conclude that unpredictability of crisis conditions of the modern economy is due to, primarily, insufficient considering multifac-tor causes its social life, which has a significant effect of particular culture, morality, religion, and worldview in general. At the same time, I believe it is wrongfully to consider both scientific and technological progress and globalization processes only as destructive to the social life, and, consequently, for the system of economic management, because they are our chance for a spiritual rebirth and personal self-improvement.
Keywords: economism; economic laws; inflation; property; personality; scientific and technical progress; solid fallacies.
References:
1. Baklanov I.S., Dushina T.V., Mikeeva O.A. "Homo Ethnicus: Problem of the Ethnic Identity." Problems of Social The-
ory 4 (2010): 396-408. (In Russian).
2. Berdyaev N.A. "The Destiny of Man in the Modern World." Russian Idea. Moscow and St. Petersburg: Eksmo Pub-
lisher, Midgard Publisher, 2005, pp. 479 — 540. (In Russian).
3. Clements M.T. "Self-Interest vs. Greed and the Limitations of the Invisible Hand." American Journal of Economics and
Sociology 72.4 (2013): 949 — 965.
4. Dostoevsky F. Complete Writings. Volume 6: Crime and Punishment. Leningrad: Nauka Publisher, 1973. (In Russian).
5. Glazkov A.P. The Eschatological Historiosophy and Its Onto-Phenomenological Dimension. Moscow. INFRA-M Publish-
er, 2015. (In Russian).
6. Lagunov A.A. "Morality and Legal Consciousness in the Context of Russian Religious Philosophy." Herald of the
North Caucasus Federal University 1 (2007): 86 — 89. (In Russian).
7. Lagunov A.A. Russian Religious Philosophy in Context of Social Realities of the Modern World. Stavropol: Northern
Caucasus State Technical University Publisher, 2007. (In Russian).
8. Lagunov AA, Smirnov A.Yu. "Defining Characteristics Russian Ethno-Mental Legal Consciousness as the Actual
Problem of Social Philosophy." Herald of the North Caucasus Federal University 2 (2011): 184 — 187. (In Russian).
9. Lebaron F. "Pierre Bourdieu: Economic Models against Economism." Theory and Society 32.5-6 (2003): 551 — 565.
10. Losev A.F. Vladimir Solovyev and His Time. Moscow: Molodaya gvardiya Publisher, 2009. (In Russian).
11. Nizhnikov S.A. "On the Admissibility of Force: Problem of Moral Policy in Domestic Thought." Bulletin of Peoples'
Friendship University of Russia. Series Philosophy 4 (2011): 30—40. (In Russian).
12. Nizhnikov S.A., Grebeshev I.V. Genesis and Development of Metaphysical Thought in Russia. Moscow: Runivers Pub-
lisher, 2016. (In Russian).
13. Norgaard R. "The Church of Economism and Its Discontents." Great Transition Initiative. Great Transition Initiative,
Boston, MA, Dec. 2015. Web. <http://www.greattransition.org/images/pdf/Norgaard-The-Church-of-Economism-and-Its-Discontents.pdf>.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 13, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 13, Ausgb. 1.
Coordinate System Koordinatensystem
Лагунов А.А. О некоторых заблуждениях современного экономизма
14. Rousseau J.-J. "Discourse on the Origin and Basis of Inequality among Men." The Social Contract. Treatises. Moscow:
Canon-Press Publisher, 1998, pp. 32 — 99. (In Russian).
15. Schmemann A. The Journals of Father Alexander Schmemann 1973-1983. Moscow: Russkiy put, 2007. (In Russian).
16. Sukhov A.D. Materialist Tradition in Russian Philosophy. Moscow: RAS Institute of Philosophy Publisher, 2005. (In
Russian).
17. Tynyanova O.N. "In Search of the Meaning of 'Political Globalization' Concept." Values and Meanings 1 (2011): 5 —
17. (In Russian).
18. Tynyanova O.N. "On the Causes, Mythological Thinking, and Searching for Security." Space and Time 1 (2012): 9 —
10. (In Russian).
19. Ward L.F. The Psychic Factors of Civilization. St. Petersburg: Piter Publisher, 2002. (In Russian).
Cite MLA 7:
Lagunov, A. A. "On Some Fallacies of Modern Economism." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 13.1 (2016). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.11>. (In Russian).