Научная статья на тему 'О некоторых вопросах уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации'

О некоторых вопросах уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плехова О. А.

В статье рассматриваются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц совершивших коррупционные преступления по статьям Уголовного кодекса 1996 г. по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации»

Таким образом, можно констатировать, что в рамках Содружества создана действенная правовая база, обеспечивающая дальнейшее развитие институтов СНГ. Об этом свидетельствуют конкретные практические результаты в сфере обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве. Тем не менее, отметим, что принимаемые в государствах-участниках СНГ меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы. В результате увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы. Сложившаяся обстановка настоятельно диктует необходимость принятия соответствующих межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с преступностью.

Список литературы:

1. Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.evrazes.com.

2. Заседание Совета руководителей центральных банков государств Евразийского экономического сообщества // Экономическая газета. - 2007. - № 6.

3. Решение Совета глав государств СНГ от 10 декабря 2010 г. «О межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 гг.» [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. - Режим доступа: http://cis.minsk.by.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Плехова О.А.*

Ворошиловской филиал Ростовской областной коллегии адвокатов, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц совершивших коррупционные преступления по статьям Уголовного кодекса 1996 г. по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

* Адвокат, кандидат юридических наук, доцент.

Ответственность за совершение должностных преступлений содержится в главе 30 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и включает в себя 15 специальных составов преступлений.

Эти преступления в условиях совершенствования деятельности госаппарата представляют особою значимость.

УК России 1996 г изменил регламентацию должностных преступлений. Признав различие между преступлениями должностных лиц, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Объектом должностных преступлений является основанная на законе деятельность в государственно властных отношениях государственных органов, органов местного самоуправления, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ по выполнению стоящих перед ними задач, а также их авторитет.

Непосредственным объектом является основанная на законе и других нормативно-правовых актах деятельность соответствующего звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или же муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Дополнительным непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются охраняемые законом интересы граждан общества и государства, а также авторитет государственных и муниципальных органов.

Существенно новым, по сравнению с УК РСФСР, является признание в качестве должностных - лиц, осуществляющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Правильнее говорить о том, что объектом преступлений, совершенных воинскими должностными лицами, является нарушение уставных правил, регламентирующих порядок взаимоотношений между начальником и подчиненным в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Исходя из нечеткой законодательной формулировки, большинство злоупотреблений должностными полномочиями могут быть совершены путем активных действий. В таком случае встает вопрос: как квалифицировать умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей.Для устранения данных противоречий, целесообразно ст.285 УК дополнить указанием на умышленное неисполнение должностным лицом своих должностных обязанностей и изложить её в следующей редакции: «Злоупотребление должностными полномочиями».

«Использование должностным лицом своих служебных прав, а также не исполнение возложенных на него служебных обязанностей совершенное вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное

нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства» [1, с. 188].

При квалификации большинства должностных преступлений требуется точно определить, соответствовали ли действия виновного предоставленной ему компетенции или выходили за рамки ее использовало, что вызывает необходимость обратиться к нормам, регламентирующим такую компетенцию. Изучение уголовных дел по обвинению в совершении злоупотребления и превышения должностных полномочий должностных, показало, что в 10 % случаев они совершаются группой лиц по предварительному сговору. Поэтому, целесообразно выделить, в качестве квалифицирующего признака, таких преступлений - совершенные «группой лиц по предварительному сговору».

Определение должностного лица целесообразно дать в специальной статье Общей части УК и изложить ее в следующей редакции: «Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также лиц, выполняющих соответствующие функции в коммерческих и иных организациях от имени государства или муниципального органа и находящиеся на государственной или муниципальной службе».

В связи с особенностями правового положения военных должностных лиц по сравнению с государственными должностными лицами правильнее было бы выделить в главе 33 «Преступления против военной службы» в качестве самостоятельных составов преступлений, злоупотребление и превышение должностных полномочий, совершенные военными должностными лицами (ст. 333.1 и 333.2 УК РФ).

При этом в примечании к ст. 331.1УК дать определение военного должностного лица, изложив его в следующей редакции: «Военными должностными лицами признаются военнослужащие или граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции начальника либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, организациях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Федеральный закон от 27.07.04 г. с изм. и доп. от 28.12.2010г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [2], разграничил понятия государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 1 Закона) и понятия должностей государственной гражданский службы Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 6-8 Закона).

В связи с этим, необходимо согласиться с авторам предлагающими внести изменения в квалифицированные составы должностных преступлений указав - «То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также высшую, главную или ведущую должность государственной гражданской службы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации» [3, с. 9].

При квалификации преступлений особое значение имеет разграничение специальные составов должностных преступлений, как между собой, так и со смежными составами. При квалификации преступлений по статьям, предусмотренным главой 30 УК РФ, ст. 285 УК РФ следует рассматривать по отношению к другим статьям как общую, поэтому по правилам конкуренции норм (ст. 17 УК) квалифицировать такие деяния необходимо только по специальной статье. При совершении двух и более преступлений, предусмотренных разными главами Уголовного кодекса, квалификация производится по правилам реальной совокупности.

Уголовное законодательство стран Европы и США неоднозначно регулирует ответственность должностных лиц за совершение должностных преступлений. В одних странах существуют как общие нормы, содержащие описание рассматриваемых преступлений, так и отдельные их виды. В других странах общие нормы вообще отсутствуют, а уголовное законодательство ограничивается лишь перечислением отдельных видов этих преступлений.

Наибольшее сходство в регламентации злоупотребления и превышения должностными полномочиями Уголовный кодекс России имеет с уголовным законодательством стран СНГ.

Представляется возможной рецепция некоторых законодательных положений, содержащихся в уголовном законодательстве некоторых стран, например:

- регламентация состава бездействия власти, которое содержится в УК Республики Беларусь - умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам;

- выделение корыстной или иной личной заинтересованности в качестве квалифицирующего признака злоупотребления должностными полномочиями совершения преступления;

- дополнение такими квалифицирующими признаками при превышении должностных полномочий, как «применение пыток или действий, унижающих достоинство потерпевшего»;

- выделение в качестве самостоятельного состава преступления «злоупотребление или превышение власти, совершенное военным должностным лицом», которое содержится в соответствующих главах о преступлениях против военной службы.

Сделанный нами небольшой анализ, позволяет сделать вывод, УК 1996 г., в регламентации должностных преступлений аккумулировал в себе все те положительные моменты которые были накоплены предыдущими научными знаниями и является надежной платформой для дальнейшего развития уголовного права.

Список литературы:

1. Плехова О.А. Уголовная ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий: дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2006.

2. ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - 31 июля.

3. Хачатурян М.Н. Специальный субъект с признаками государственного должностного лица и государственного гражданского служащего: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2005.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

© Поселягин С.В.

Институт экономики, управления и права, г. Казань

В статье рассмотрены задачи следственных изоляторов, анализируются условия содержания в следственных изоляторах. Автор предлагает конкретные мероприятия, которые позволят улучшить содержание подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

В планах по реформированию уголовно исполнительной системы в сторону повышения эффективности работы учреждений до уровня европейских стандартов, в том числе гуманизации условий содержания, неоправданно забытыми оказались следственные изоляторы. Так в концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федирации до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р г. Москва) [1] основной упор делается лишь на техническое оснащение следственных изоляторов. Хотя именно заключение в следственный изолятор несет в себе наиболее спорное правовое ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.