Т. М. Баканова
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ
Работа представлена кафедрой государственного и международного права.
Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент А. П. Козлов
Статья посвящена изучению конституционно-правового статуса беженцев в Российской Федерации. Исследуются права данной категории населения, гарантированные международными и российскими нормативно-правовыми актами. Определенное внимание уделяется правам беженцев на медицинскую помощь и образование. Исследуются основные причины проблем, с которыми сталкиваются иммигранты при обустройстве, а также формулируются основные выводы, рекомендации и предложения.
The article is devoted to the study of refugees' constitutional status in Russian Federation. It pays special attention to the rights granted to this population category by international and Russian laws. Refugees' rights to medical care and education are scrutinized in the article. Major problems encountered by refugees during the adaptation period are investigated. Some solutions, recommendations and suggestions are provided.
Массовые потоки беженцев и других мигрантов превратились в одну из сложнейших проблем современного мира. Общее количество беженцев достигло угрожа-ющей цифры - оно составило около 8,4 миллиона человек1. Главными причинами вынужденной миграции, помимо вооруженных конфликтов, является политика дискриминации, иностранного вмешательства, преследования, в результате которых создается угроза жизни и свободе человека в стране проживания.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О беженцах»2 беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожи-
тельства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конституционно-правовой статус беженца складывается из статуса иностранца или лица без гражданства и специального статуса, предоставляемого им российским законодательством.
Права данной категории населения, в зависимости от их содержания, можно подразделить на четыре группы:
1. Права, связанные с его личностью как человека (право на жизнь, честь, право на имя и другие).
2. Права, предоставляемые наравне с гражданами Российской Федерации (на медицинскую и лекарственную помощь, право на начальное образование, право на трудоустройство и социальное обеспечение, право работы по найму).
3. Права, предоставляемые иностранным гражданам в Российской Федерации (право на приобретение движимого и недвижимого имущества, право на свободу передвижения).
4. Дополнительные права, предоставляемые Федеральным законом Российской Федерации «О беженцах» с целью наиболь-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
шей социальной защиты их статуса (право иа получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания, право на получение единовременного денежного пособия, право на получение проездного документа для выезда за пределы Российской Федерации и др.).
В настоящей статье рассмотрены конституционные права беженцев на оказание медицинской помощи и трудоустройство.
Правом на оказание медицинской помощи беженцы могут пользоваться наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона «О беженцах»). Лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации, пользуются правом на указанную помощь в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минздрав-медпрома РФ, Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ от 7 февраля 1995 г. № 26/14/30 «О порядке организации медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации».
Указанным Положением предусмотрен объем оказания медико-санитарной помощи иммигрантам, в том числе оказание первой медицинской помощи при острых внезапных состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного и окружающих, несчастных случаях, отравлениях и травмах, родах и острых состояниях в период беременности.
Дорогостоящие виды медицинской помощи, подлежащие финансированию из республиканского бюджета Российской Федерации, предоставляются беженцам только при наличии предварительной оплаты.
Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов, получивших в установленном порядке статус беженца, оказываются органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпидслужбы Российской Федерации в соответствии с Федеральной миграционной программой и
в пределах бюджетных средств, выделенных для ее реализации.
Право на образование признается Всеобщей декларацией прав человека и иными международно-правовыми актами, а также Конституцией Российской Федерации (ст. 43), Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
В соответствии с п. 2. 4 Письма Минобразования РФ от 30.03.1994 № 212/19-12 «О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации»3 в первую очередь в детские учреждения принимаются дети беженцев.
Для детей из особо нуждающихся семей беженцев предусмотрена организация бесплатного питания (обеды и завтраки) в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, молочных кухнях4.
По данным мониторинга Департамента образования и окружных управлений города Москвы, в столичных школах обучаются не менее 37 тыс. детей, прибывших из регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом значительную долю среди них состав -ляют дети беженцев, вынужденных переселенцев и ищущих убежище лиц. По мнению Ю. А. Горячева, заместителя руководителя Департамента образования города Москвы, особую трудность в обеспечении образовательного процесса для детей мигрантов представляет значительное увеличение среди них лиц, не владеющих русским языком и отстающих в обучении из-за позднего поступления в школу5.
К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация учащихся к новой культуре, традициям и обычаям, новым отношениям в коллективе. Между тем проблема интеграции детей из семей мигрантов в первую очередь средствами образования приобретает особое значение, поскольку это то поколение мигрантов, которое дол-
жно быстро адаптироваться в российском обществе.
В соответствии с Рекомендациями по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации6, чтобы помочь этим детям быстро приспособиться к учебе в русской школе, начинать необходимо с предварительного изучения способностей и возможностей обучающихся. Институтам повышения квалификации необходимо организовать курсы переподготовки учителей для работы с детьми, слабо или не владеющими русским языком, и разработать пособия для учителей, работающих с такими детьми. Целесообразно объединить детей в одну или несколько групп и выделить часы на отдельные занятия по отдельным предметам, предусмотрев при этом дополнительное финансирование.
Представляется необходимым обучение основам русского языка, знакомство с российскими традициями и в целом социокультурная адаптация не только детей, но и взрослых мигрантов. В настоящее время данная проблема разрешается при участии международных организаций и общественных объединений Российской Федерации.
Однако краеугольным камнем для беженцев и лиц, ищущих убежища, является невозможность воспользоваться предоставленными правами из-за отсутствия экономических и социальных гарантий, закрепленных в законодательстве прав, а также вследствие искусственно создаваемых барьеров. Реализация того или иного права тесно связана с наличием у вынужденного мигранта регистрации по месту жительства или месту пребывания. Тем не менее факт регистрации или ее отсутствия не должен порождать для
человека ограничения каких-либо его прав, вследствие чего его социальное положение становится более уязвимом.
Нельзя не согласится и с Т. М. Регент, считающей, что значительное влияние на вопросы расселения и обустройства беженцев имеют следующие социально-экономические факторы:
• сложная ситуация на рынке труда, его высокая стоимость, отсутствие разработанной системы социальной поддержки;
• средства ФМС России не позволяют в полной мере решить вопросы обустройства и социальной помощи;
• субъекты Российской Федерации не готовы к приему беженцев и иных вынужденных мигрантов;
• программы профессиональной переподготовки, используемые в рамках учреждений службы занятости и высшего образования, ориентированы на лиц, имеющих достаточно высокий уровень образования7.
Объявление страны социально ориентированной (ст. 7 Конституции России) является шагом вперед в развитии государственности. Но, как показывает практика, при реализации декларировании международными и внутригосударственными актами социально-экономических прав, свобод и интересов лиц возникают затруднения.
Представляется необходимым выработать механизм оказания целевой и иной помощи вынужденным мигрантам, четко разграничить законодательство и практику его применения. Для этого целесообразно разработать программы и механизм их реализации, обеспечив соответствующим финансированием в области здравоохранения, образования, трудоустройства на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статистический сборник за 2005. УВКБ ООН. Женева, 2006. С. 4.
2 Статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О беженцах» в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЭ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
3 ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2001. № 17. С. 100.
4 В соответствии с Федеральной целевой программой «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», п. 4 раздела IV Президентской программы «Дети России», Письмом ФМС РФ от 26.09.1997 № 2737 «Об организации для детей из особо нуждающихся семей беженцев и вынужденных переселенцев бесплатного питания (обеды и завтраки) в учреждениях общего и начального профессионального образования».
5 Горячев Ю. А. Образование детей мигрантов в г. Москве // Убежище. Июль-сентябрь 2004. № 2. С. 6.
6 Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.05.1999 № 682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» // Вестник образования. 1999. № 9.
7 Регент Т. М. Обустройство беженцев их третьих стран // Российское государство - переселенцам и беженцам. М., 1998. С. 63.