Научная статья на тему 'О некоторых вопросах совершенствования законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве'

О некоторых вопросах совершенствования законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калмурзаева Майра Еcенбековна

В настоящей статье автор рассматривает некоторые вопросы исполнительного производства в Республике Казахстан. Предлагает совершенствовать законодательство в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах совершенствования законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве»

Калмурзаева Майра Еcенбековна,

государственный судебный исполнитель Департамента по исполнению судебных актов г. Астаны

о некоторых вопросах совершенствования законодательства республики Казахстан об исполнительном производстве

в настоящее время существует проблема эффективности реализации имущества, изъятого в рамках исполнительного производства. в связи с чем, нарушаются права и законные интересы взыскателей, а цели исполнительного производства не могут быть достигнуты.

Налицо недопустимая ситуация, при которой ликвидное имущество реализуется по заниженным ценам лицам, аффилированным с недобросовестными сторонами исполнительного производства либо с судебными исполнителями. Система оценки и реализации имущества является наиболее коррупциогенной сферой в исполнительном производстве. вместе с тем, низко ликвидное имущество не может быть реализовано и, как правило, в соответствии с пунктом 5 статьи 77 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» подлежит возврату должнику после проведения всех процедур, предусмотренных законом, что влечет возникновение значительных необоснованных затрат для бюджета [1].

Существенной проблемой механизма реализации имущества является злоупотребление процедурой исполнительного производства при прохождении процедур реализации имущества для передачи их конкретному субъекту для последующей реализации на рыночных условиях третьим лицам.

Причинами такого положения дел являются следующие:

- вовлечение в процесс оценки и реализации имущества должников большого количества субъектов (судебный исполнитель, оценщик, хранитель имущества, сотрудники Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан, специализированные организации, реализующие имущество и

т.д.);

- недостатки правового регулирования в сфере оценки и реализации имущества в исполни-

тельном производстве, установление порядка оценки и реализации имущества ведомственными нормативными актами при условии наличия пробелов в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;

- отсутствие прозрачной системы реализации имущества в рамках исполнительного производства, обеспечивающей участие в реализации широкого круга заинтересованных лиц, формирование реальной рыночной цены имущества;

- отсутствие эффективной системы информирования заинтересованных лиц о процедурах реализации имущества, крайне низкая степень информатизации процессов реализации имущества.

Для решения указанных проблем необходимы создание принципиально нового механизма реализации имущества в порядке исполнительного производства, закрепление электронных торгов в качестве основного способа реализации имущества, обеспечение формирования рыночной цены изъятого имущества, эффективная и своевременная реализация имущества, дифференциация способов реализации по видам имущества, устранение коррупционных проявлений при реализации имущества.

Необходимо в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» закрепить общие нормы о реализации имущества должников, положения о регулировании торгов, специальные нормы о регулировании порядка проведения электронных торгов.

Реализация имущества должника, в том числе имущественных прав, должна осуществляться исключительно способами предусмотренными законом. По общему правилу, реализация имущества должников должна осуществляться путем его продажи на открытых электронных торгах в сети Интернет, проводимых в форме аукциона. Для повышения уровня реализации повторные торги должны осуществляться в фор-

Правоприменительная практика

ме электронного аукциона на понижение с установлением минимальной цены реализации имущества.

Реализация имущества может осуществляться без проведения электронных торгов в отношении: 1) скоропортящегося имущества; 2) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг; 3) малоценного имущества.

К категории малоценного имущества можно отнести вещи, оценочная стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяется путем уменьшения их балансовой (восстановительной) стоимости на величину начисленного износа, за исключением скоропортящегося имущества, недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую и художественную ценность.

Реализация указанного выше имущества должна осуществляться в следующем порядке:

в отношении скоропортящегося имущества -публичное предложение;

в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг - торги организатора торговли на рынке ценных бумаг;

в отношении малоценного имущества - публичное предложение, а в случае, если имущество не было реализовано в течение срока принятия предложения, - повторное публичное предложение по цене на пятнадцать процентов ниже цены первоначального предложения.

Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг должны осуществляться в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

Кроме того, принятие в силу Закона Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-1У «О медиации» влечет необходимость совершенствования законодательства об исполнительном производстве в сфере альтернативного урегулирования разногласий путем обращения сторон исполнительного производства к процедуре медиации.

Указанный Закон не регулирует вопросы медиации в рамках исполнительного производства, поскольку в исполнительном производстве отсутствует спор, который уже был разрешен судебным решением, вступившим в законную силу. Однако в исполнительном производстве часто существуют разногласия между сторонами. В этой связи, примирительный потенциал медиации в исполнительном производстве востребован при проведении переговоров между должником и кредитором.

Медиативные процедуры в исполнительном производстве не призваны стать альтернативой деятельности судебного исполнителя, а направлены на обеспечение дополнительных возможностей для урегулирования разногласий. Обращение сторон исполнительного производства к медиатору должно приостанавливать исполнительное производство судом на определенный законом срок, но не его прекращение.

Как отмечено в Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. стратегия «Казахстан-2050» «Новый политический курс состоявшегося государства» важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией Республики Казахстан. Для этого необходимо упростить процесс отправления правосудия, избавить его от излишних бюрократических процедур. При активном внедрении новых информационных технологий сделать это несложно. В то же время в целях разгрузки судов следует продолжить развитие институтов внесудебного урегулирования споров. Нужно предусмотреть такой механизм, при котором разрешение споров по незначительным вопросам будет проводиться во внесудебном порядке [2].

таким образом, наличие рассмотренных выше недостатков исполнительного производства обращает внимание на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере. Во-первых, полагаем, что сообщение о проведении торгов подлежит размещению на едином интернет - ресурсе о реализации имущества должников в сети Интернет не менее чем за десять дней до даты проведения торгов. Сообщение о результатах торгов, а также вся информация о ходе торгов и иная информация, подлежащая опубликованию, должны размещаться на едином интернет - ресурсе о реализации имущества должников. Электронные торги должны проводиться в соответствии с общими положениями законодательства о проведении торгов с учетом особенностей, установленных специальными нормами законодательства об исполнительном производстве. Во-вторых, в целях реализации норм Закона «О медиации» предлагается внести соответствующие изменения в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», регулирующие вопросы правового значения обращения к процедуре медиации в исполнительном производстве, статуса медиатора, соотношения процедур медиации и исполнительного производства.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года N° 261-1У «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

2. http://www.akorda.kz. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева А.Н. народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Осы мащалада автор Казащстан Республикасындагы атщарушылыщ ic ЖYргiзуiнiц кейбгр мэселелерт щарастырады. Осы саладагы зацнаманы жетiлдiруiн усынады. Tymh свздер: атщарушылыщ ic ЖYргiзу, мYлiктi ащшага айналдыру

В настоящей статье автор рассматривает некоторые вопросы исполнительного производства в Республике Казахстан. Предлагает совершенствовать законодательство в данной сфере. Ключевые слова: исполнительное производство, реализация имущества.

In the real article an author examines some questions of executive production ofRepublic ofKazakhstan. Suggests to perfect a legislation in this sphere.

Keywords: executive production, property realization.

Майра Есенбеккызы ^алмырзаева,

Астана Сот актiлердi орындау бойынша департаментшщ мемлекетпк сот орындаушысы

Аткарушылык; ic ЖYргiзу туралы ^азакстан Республикасынын заннамасын жетшдiрудiн кейбiр мэcелелерi туралы

Калмурзаева Майра Есенбековна,

государственный судебный исполнитель Департамента по исполнению судебных актов г. Астаны

О некоторых вопросах совершенствования законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве

Kalmurzayeva Maira Esenbekovna,

state judicial performer of the Department on performance of judicial acts of Astana

About some questions of perfection of legislation of the Republic of Kazakhstan about executive production

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.