Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / STATE SECURITY / INTERNAL AFFAIRS BODIES (POLICE) / AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / FEDERAL GOVERNMENT CIVIL SERVANT / SERVICE RELATIONS / LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Редкоус Владимир Михайлович

В статье проанализированы нормы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующие принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, а также выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Редкоус Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF SERVICE AND LABOR RELATIONS IN THE SYSTEM OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article analyzes the norms of the Federal Law «On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» regulating the adoption of the code of ethics and official conduct of employees of the internal affairs bodies, and also developed proposals for improving the legal regulation of official and labor relations in the system of the Ministry of internal affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Актуальные вопросы современного права

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10173 ORCID: 0000-0002-2585-6388

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье проанализированы нормы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующие принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, а также выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе МВД России.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, общественный порядок, общественная безопасность, государственная безопасность, органы внутренних дел (полиции), сотрудник органов внутренних дел, федеральный государственный гражданский служащий, служебные отношения, трудовые отношения.

Владимир Михайлович РЕДКОУС, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН, профессор Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор E-mail: rwmmos@rambler.ru

Annotation. The article analyzes the norms of the Federal Law «On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» regulating the adoption of the code of ethics and official conduct of employees of the internal affairs bodies, and also developed proposals for improving the legal regulation of official and labor relations in the system of the Ministry of internal affairs of Russia.

Keywords: administrative and legal regulation, public order, public safety, state security, internal affairs bodies (police), an employee of the internal affairs bodies, federal government civil servant, service relations, labor relations.

Правовое регулирование служебной деятельности в системе органов внутренних дел требует учета в правотворчестве и правоприменении всех известных современному обществу регуляторов общественных отношений — как правовых, так и неправовых.

Одной из современных тенденций развития правовой основы регламентации служебных отношений как в системе государственной службы в целом, так и в системе органов внутренних дел является возрастание роли этических норм, основанных на представлениях о морали и нравственности. При этом можно говорить не просто о взаимодействии данных видов норм, а

о проникновении этических норм в механизм правового регулирования служебных отношений в органах внутренних дел.

Соответствующие кодексы этики придают им характер правовых, за их нарушение предусматривается не только моральное осуждение, порицание, осуществляемые в определенных организационных формах, но и в предусмотренных законодательством случаях наступление юридической ответственности, и прежде всего дисциплинарной.

Вопросы влияния этических норм на государственно-служебные отношения и их правовое регулирование затрагивали Ю.В. Ирхин,

№ 4/2020

А.Г. Николаев, A.B. Оболонский, Е.В. Полозков, O.E. Финогентова и иные ученые1, однако весь комплекс проблем в данной области еще не скоро получит однозначное решение.

Усложнение задач, решаемых сотрудниками органов внутренних дел в современных условиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, возрастающий объем требований, предъявляемых к их служебному поведению, с неизбежностью влекут за собой усиление учета и применения норм этики в регулировании служебных отношений.

Например, в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф32, в ч. 4 ст. 13, устанавливающей требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, говорится, что «иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут содержаться в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел».

B настоящее время в системе органов внутренних дел действуют:

■ Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 4603);

■ Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 22 июля 2011 г. № 8 74).

Следует отметить, что у законодателя наблюдается различный подход к определению роли и места учета этических норм в регулировании служебных отношений.

Буквальный анализ ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 показывает, что не все этические нормы, определяющие служебное поведение сотрудников органов внутренних дел, должны быть именно в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, они могут находиться и в иных принятых в установленном порядке актах.

Такой подход законодателя создает иллюзию существования основных и неосновных

норм этики служебного поведения, либо обязательных к соблюдению, или не слишком обязательных, что может в случае наступления спорной ситуации, когда потребуется оценка поведения сотрудника, повлечь неблагоприятные либо для сотрудника, либо для органов внутренних дел последствия.

Можно также подумать, что речь идет об иных требованиях к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, не вошедших в уже принятые законодательные и подзаконные нормативные правовые акты. Создается иллюзия того, что этические нормы относятся к неким иным требованиям к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, что также, по нашему мнению, не совсем корректно.

Кроме того, исходя из анализа содержания названного положения речь идет только о возможности принятия в системе МВД России Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, хотя практика принятия подобных документов уже стала общепризнанной. Поэтому такой подход законодателя, реализованный им при формулировании ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3, все-таки нельзя признать достаточно удачным.

Нормы этики оказывали, оказывают и будут оказывать сильное воздействие на формирование всего объема, всего перечня требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних, так как правомерность поведения сотрудника — результат осознанного исполнения и соблюдения им требований как правовых норм, так и норм этики.

Не способствует единству правового регулирования в деятельности органов внутренних дел и то обстоятельство, что для каждой категории лиц, осуществляющих служебную деятельность (для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, для федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации), приняты соответствующие кодексы этики и служебного поведения, о которых мы уже ранее говорили.

Получается, что формально на работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность на основе Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-Ф35, положения названных кодексов этики и служебного поведения не распространяют-

№ 4/2020

ся, что также нельзя признать удачным решением в свете того, что в современных условиях ко всем гражданам, занятым в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, предъявляются повышенные требования к личным и деловым качествам, а также и к служебному поведению, и к поведению во внеслужебной обстановке.

Вполне удачным можно признать опыт правового регулирования однотипных отношений в области обеспечения государственной безопасности.

Так, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ6 в абз. 3 ст. 16.1 содержит положение, что «сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности обязаны соблюдать кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. За нарушение положений указанного кодекса сотрудники органов федеральной службы безопасности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В статье 16 названного Федерального закона сказано, что «органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками (далее также — военнослужащие и гражданский персонал).

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности».

В этих положениях речь идет об обязанности сотрудников органов безопасности соблюдать

кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности, за несоблюдение которого наступает ответственность.

И еще следует отметить как положительный момент то, что в данном Федеральном законе более конкретно определена категория сотрудников органов федеральной службы безопасности, что в ряде случаев упрощает правовое регулирования и избавляет от излишней нормативной массы документов, оптимизируя деятельность кадровых и юридических подразделений, а также принятие решений руководителями.

Этот подход можно использовать и в системе органов внутренних дел, что позволит оптимизировать правовое регулирование как служебных, так и трудовых отношений их сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников.

1 См.: Ирхин Ю.В. Этические кодексы в современной государственной службе // Социология власти. 2011. № 4. С. 13—24;

Малиновский A.A. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал рос. права. 2008. № 4 (136). С. 39—44;

Николаев А.Г. Дисциплинарная ответственность за аморальные проступки // Закон и право. 2018. № 3. С. 169—172;

Оболонский A.B. Этика и ответственность в публичной службе / / Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 7—32; и др.

2 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.

3 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 26.06.2020 г. № 460 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_356797/

4 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 22.07.2011 г. № 87 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_356797/

5 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

6 Там же. 1995. № 15. Ст. 1269.

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.