УДК 342.92 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10307
0 НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Владимир Михайлович РЕДКОУС,
доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН, профессор Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы изменения в законодательстве об органах государственной безопасности (органах федеральной службы безопасности и органах внешней разведки), регулирующие отдельные вопросы, связанные с назначением руководителей органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки, а также с конкретизацией требований, предъявляемых к военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим или работникам органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, служебные отношения, трудовые отношения, иностранное гражданство (подданство), вид на жительство, федеральные органы исполнительной власти.
ON SOME ISSUES OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF SERVICE AND LABOR RELATIONS IN THE SYSTEM OF STATE SECURITY BODIES
Vladimir Mikhailovich REDKOUS, D.Sc. in law, Professor, D.Sc. in law, Professor, Leading researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process of the Institute of the State and Law, Russian Academy of Science, Professor, Academy of the MIA of Russia E-mail: [email protected]
Annotation. The article analyzes changes in the legislation on state security bodies (federal security service bodies and foreign intelligence bodies), regulating certain issues related to the appointment of heads of federal security service bodies and foreign intelligence bodies, as well as specifying the requirements for servicemen, federal state civil servants or employees of the federal security service and foreign intelligence agencies.
Key words: National security; state security; bodies of the federal security service; foreign intelligence agencies; military personnel; federal government civil servants; workers; service relations; labor Relations; foreign citizenship (citizenship); residence; federal executive authorities.
Совершенствование управления в правоохранительных органах и в органах государственной безопасности является важной государственной задачей, которая может быть решена только при соответствующем правовом обеспечении. Конституционное развитие Российской Федерации, направленность кото-
рого на ближайшее время во многом определяется изменениями, внесенными в Конституцию РФ1 Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»2, во многом связано с совершенствованием
№ 5/2020
общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности. Большое значение имеют внесенные дополнения в ст. 67 Конституции РФ в виде ч. 2.1, что «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». На развитие законодательства в области безопасности и правоприменительной практики заметное влияние оказывает ст. 79.1 Конституции РФ, где сказано, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации ».
В настоящее время на конституционном уровне регулируются вопросы с назначением руководителей федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности. Это связано с конституционно-закрепленными требованиями, что «руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» (ч. 5. ст. 78 Конституции РФ); Президент РФ «назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности» (п. «д.1» ст. 83 Конституции РФ).
Важным конституционным положениям является норма о том, что к ведению Российской Федерации в настоящее время относится и «ус-
тановление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» («т» ст. 71 Конституции РФ).
С учетом вышеназванных положений Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № Збб-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и статьи 12 и 17 Федерального закона «О внешней разведке»»3 внес изменения в ст. 1 и 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»4, касающиеся порядка назначения руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, управления федеральной службой безопасности (ч. 3, 4 и 5 ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ), а также требований, предъявляемых к военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим или работникам органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ). Аналогичные изменения внесены в ст. 12 и 17 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»5.
Непосредственно с совершенствованием правового регулирования служебных и трудовых отношений в органах государственной безопасности связаны изменения, касающиеся требований, предъявляемых к военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим или работникам органов федеральной службы безопасности и сотрудникам органа внешней разведки.
Так, ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» закрепляет, что «военнослужащим6, федеральным государственным гражданским служащим7 или работником8 органов федеральной службы безопасности может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное прожи-
№ 5/2020
вание гражданина РФ на территории иностранного государства (если в соответствии с решением руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности), способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов федеральной службы безопасности, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами».
Часть 2 ст. 17 Федерального закона «О внешней разведке» закрепляет, что «сотрудником органа внешней разведки РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (если иное не обусловлено решением задач разведывательной деятельности), способный по своим личным и профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности».
Налицо некоторые различия в подходах к закреплению конституционных требований в федеральных законах о названных органах государственной безопасности, вызванные особенностями классификации сотрудников, отнесения граждан к определенной категории, установленной законодательством, и самого определения понятия «сотрудник» соответственно в органах федеральной службы безопасности9 и органах внешней разведки10.
Также, по мнению автора, в одном законодательном акте при общем предмете правового регулирования наблюдаются различия в перечне требований, предъявляемых к сотрудникам рассматриваемых органов безопасности. Исходя из анализа содержания вышеназванных статей федеральных законов, следует, что сотрудники органов федеральной службы безопасности должны быть способными исполнять возложенные на них обязанности и по психологическим качествам, а вот для сотрудников органов внешней разведки такой критерий оказался лишним или неуместным.
Необъяснимо, но Федеральный закон «О внешней разведке» вообще не содержит упоми-
нания о каких-либо квалификационных требованиях к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внешней разведки, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливались бы соответствующими руководителями органов внешней разведки, что явно не соответствует современным общим тенденциям правового регулирования государственно-служебных отношений во всех без исключения органах государственной власти.
По мнению автора, в данных вопросах необходимо добиваться четкой реализации одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»11, каким является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2 СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
3 Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 9 ноября 2020 г. № 0001202011090009.
4 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
5 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
6 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
7 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.
9 В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» сотрудниками органов федеральной службы безопасности являются военнослужащие органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих.
10 В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О внешней разведке» сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.
11 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
№ 5/2020