И. В. Бормотов,
г. Майкоп
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА «ЛАГОНАКИ»
Курорт «Лагонаки» - исходные данные проекта
При выборе вариантов строительства курортных деревень на Ла-гонакском нагорье в рамках существующего проекта было принято решение остановиться на проектировании и застройке двух совершенно автономных деревень с независимым друг от друга доступом, которые объединены в горнолыжный комплекс.
В проектах обеих деревень предусмотрены собственные нижние станции канатных дорог для быстрого доступа к горнолыжным трассам.
ТЛ ____С _ ____С
В пределах пешей доступности от центральных площадей, на которых расположены деревни, предполагается разместить подъемники, отели, магазины и развлекательные учреждения, а также обеспечить в эти зоны проезд автотранспорта.
Общие данные проекта горнолыжного курорта «Лагонаки»:
- площадь туристской зоны составляет 210 км2;
- горнолыжная зона состоит из 268,5 км горнолыжных склонов и 55 подъемников;
- курорт «Лагонаки» состоит из 2 деревень: «Адыгея» и «Краснодар»;
- по схеме проекта деревня «Краснодар» размещается на левобережной террасе реки Курджипс, ниже слияния её с рекой Молочкой. Она располагается на административной территории Краснодарского края и не входит в состав заповедника. Туда подходит автодорога с поселка Мезмай. Деревня состоит из 3 центров, в которых будут располагаться 3-5-звездочные отели с общим количеством мест 5804;
- по схеме проекта деревня «Адыгея» размещена в районе поляны Яворовой и на левом берегу Армянки. Поделена на две части - восточную и южную. Здесь запланировано построить 14 отелей на 3980 мест;
- горно-рекреационный курорт состоит из 4 пусковых комплексов. В первом комплексе запланировано построить 15 канатных дорог, 52,6 км горнолыжных трасс и 177 отелей. Во втором пусковом комплексе запланировано построить 19 канатных дорог, 73,3 км горнолыжных трасс и 68 отелей. В третьем - 11 канатных дорог, 63,6 км горнолыжных трасс и 204 отеля. В четвертом - 10 канатных дорог и 75 км горнолыжных трасс.
Технико-экономические показатели курорта «Лагонаки»:
- площадь территории под воздушно-лазерное сканирование составляет 908,54 км ;
- пропускная способность курорта 20 000-25 000 чел./ день;
- потенциал создания мест в отелях - 15 000 чел.;
- перепад высот на трассах 1100 - 2500 м;
- площади ОЭЗ - 383,84 км , в том числе в Краснодарском крае -212,73 км2, Республике Адыгея - 171,11 км2.
Основные параметры гостиничной инфраструктуры альпийских деревень курорта
Деревня «Краснодар»
1. Отели - 21 на 5804 места.
2. Апартаменты - 11 на 1472 места.
3. Коттеджи - 237 на 1182 места.
Деревня «Адыгея»
1. Отели - 14 на 3980 мест.
2. Апартаменты -13 на 1308 мест.
3. Коттеджи - 153 на 719 мест.
Итого: 446 на 14 585 мест.
Основными источниками водоснабжения деревень являются подземные (скважинный водозабор). Выпуск очищенных вод канализации планируют осуществлять из деревни «Краснодар» в реку Курджипс, а из деревни «Адыгея» - в реку Армянку, а по ней в реку Белая. В теплоснабжении запланировано использовать природный газ. Электроснабжение курорта «Лагонаки» планируется осуществлять из 2 источников: за счет региональной электросети и электростанций на природном газе.
Предшествующее проекту «Лагонаки» строительство инфраструктуры и предварительные объекты размещения туристов
1 февраля 2012 г. в Доме правительства под председательством Главы Республики Адыгея Аслана Тхакушинова состоялось совещание по вопросам создания круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки».
На совещании были обсуждены вопросы согласования и межевания границ, развития инфраструктуры, определения зон катаний, мест размещения отдыхающих и т. д.
Отмечено, что в Адыгее организована комплексная работа по исполнению поручений Правительства Российской Федерации в вопросах, касающихся создания туристского кластера на Северном Кавказе. За последние 5 лет в инфраструктуру будущих горнолыжных и рекреа-
ционных комплексов уже вложено 1 млрд 109 млн рублей. Реализация данного проекта позволит создать около 20 тысяч новых рабочих мест. Запланирована детальная проработка всех спорных вопросов и проблем, которые должны быть отображены в «Стратегии развития курорта «Лагонаки».
Разработан проект «Туристско-рекреационного комплекса «Хад-жох» с предполагаемым объемом инвестиций 943,1 млн рублей, который по проекту должен размещаться на северной окраине поселка Ка-менномостского. В этом комплексе планируется открыть сеть многоэтажных гостиниц, пункты питания, аквапарк, СПА-объекты, деловые центры и т. д.
Разработан проект круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки», с оборудованием горнолыжных трасс, строительством гондольных, кресельных и бугельно-буксировочных канатных дорог на северных и северо-западных склонах горы Гузерипль, северных склонах горы Оштен, северо-восточных склонов горы Абадзеш для одновременного катания 20-25 тысяч человек, с сетью гостиничных комплексов на 5500 мест, пунктов общественного питания и досуга (деревня «Яворовая поляна» - на 2500 мест, деревня «Курджипс» - 2500 мест, деревня «Цице» - на 500 мест).
Самое интересное, что в этом проекте совершенно отсутствуют одни из самых перспективных территорий Лагонакского нагорья для развития горнолыжного отдыха и спорта. Первое - это район горы Мессо (северный цирк). Второе - это местность западной стороны горы Фишт. Они не озвучиваются в средствах массовой информации. По-видимому, эти незапланированные крупные горнолыжные комплексы на западной стороне Лагонакского нагорья будут строиться как элитарный курорт, и выделены в особую программу развития страны. Туда ведется из поселка Черниговского современная асфальтированная трасса. В черновом варианте проложена гравийная дорога, которая подходит к прекрасным горнолыжным склонам северной экспозиции. Длина горнолыжных трасс на обоих участках составляет 1,5-2,0 км. Это направление обособленного горнолыжного курорта, если его развивать в купе с курортом «Лунная поляна», по многим параметрам превосходит озвученные Лагонакские центры: «Яворова поляна», «Курджипс» и «Цице».
На автотрассу к этому курорту затрачены солидные федеральные финансовые средства. Отмежеваны, выделены и отданы в аренду под будущий горнолыжный курорт на ручье Водопадистый земельные участки альпийских лугов. На одном из арендованных участков активно строится туристский кемпинг. Самое главное, что развития этого горнолыжного центра не касаются проблемы, связанные с территорией
Кавказского государственного заповедника. Территория горнолыжного курорта не входит в заповедник.
По нашему мнению, строительство этого крупного горнолыжного комплекса либо засекречено, либо планируется развивать за счет частных инвесторов из Республики Адыгея. С развитием этого направления на Лагонакском нагорье поток автотранспорта заметно снизит нагрузку на автотрассе Даховская - Лагонаки. Вектор основного потока отдыхающих Кубани может переместиться именно сюда. И этот рекреационный аттрактив может в ближайшее время стать таким же популярным центром Кавказа, как Домбай, Теберда и Архыз.
На наш взгляд, не решенная с ЮНЕСКО проблема развития данного горнолыжного направления может повлечь за собой более серьезную проблему эрозийных процессов, начавшихся вдоль проложенного полотна дороги. Здесь необходимо срочно проводить укрепительные работы по стабилизации грунтов, а затем уже законсервировать территорию будущего курорта до лучших времен. Вот куда необходимо направить энергию «зеленых». Вот куда в первую очередь необходимо планировать привлечение федеральных средств. Когда начнется массовая эрозия почвы, возмущение «зеленых» уже будет не нужно.
Если с развитием горнолыжного курорта под горой Фишт особо сложных проблем с природным резерватом не наблюдается, то в связи с разработкой проекта круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки» возникает ряд проблем, которые, на наш взгляд, должны быть детально проработаны.
В переговорных процессах с заповедником постоянно поднимается вопрос возврата территорий в хозяйственную деятельность для развития туризма, но практических действий так никаких и не сделано. Передача в заповедник территории Лагонакского нагорья правительством Адыгеи осуществлялась на условиях сохранения традиционных форм хозяйствования, то есть развития туризма и развития отгонного скотоводства. Эти условия необходимо соблюдать.
Жители Майкопского района не должны страдать от действий политиков, и это понятно. Около 50% территории района и так находится в особо охраняемых территориях. Теперь жители района в праве требовать компенсацию за то, что у них отобрали возможность развивать отгонное скотоводство на горных пастбищах.
Теперь, когда бывший Президент Республики Адыгея А. А. Джа-римов в своей дальновидной и мудрой политике сохранил в государственной собственности сельхозугодия Лагонакского нагорья, можно вести диалог с заповедником. Если бы было наоборот и земля горных пастбищ разошлась по паевым частным наделам, началась бы торговля
землей, и тогда о горнолыжном курорте точно можно было бы забыть. В этом случае всегда нужно помнить, что алчность человека безгранична, а ресурсы природы Адыгеи ограничены и требуют только государственного регулирования.
Теперь о горнолыжных курортах Северного Кавказа. В Приэльб-русье действуют канатные дороги общей протяженностью 9 км и длиной трасс 35 км. В Домбае - маятниковая канатная дорога и пять кресельных канатных дорог с протяженностью трасс 20 км. В Северной Осетии-Алании на горнолыжном комплексе «Цей» работают семь трасс различной сложности и три трассы протяженностью 3 км. На Красной поляне от горнолыжного комплекса «Альпика-Сервис» оборудовано 14 горнолыжных трасс, общая протяженность которых составляет 26 км, на комплексе «Лаура» работает 14 трасс протяженностью 18 км. Итого - 109 км горнолыжных трасс, которые были созданы на Северном и Западном Кавказе за много лет довольно сильным индустриальным государством СССР и современной олигархией.
В Адыгее только на плато Лагонаки запланировано построить 60 канатных дорог и 279 км горнолыжных трасс. Это на 170 км больше, чем построено за многие годы на всем Северном и Западном Кавказе. Реально ли за короткое время поднять столь мощный курорт «Лагона-ки», почти в три раза превосходящий все горнолыжные курорты Северного Кавказа?
Хотя хорошими темпами создаются новые курорты на Кавказе, такие как «Мамисон» и «Уаллагком» в Северной Осетии, «Архыз» - в Карачаево-Черкесии и «Роза Хутор» на Красной поляне Краснодарского края, сможет ли Россия поднять в Адыгее такой «целинный» гигант, как Лагонаки? Когда окупятся вложенные средства? Будет ли это рентабельно? Может быть, все-таки начать надо с малого.
Несколько слов о самом перспективном планируемом комплексе на плато Лагонаки - деревне «Адыгея». Первоначально этот комплекс носил название «Оштен» и основную горнолыжную нагрузку должна была нести гора Гузерипль, ее восточные склоны. Затем эту территорию обозначили как комплекс «Яворовая поляна» с сохранением тех же нагрузок на гору Гузерипль.
Теперь, когда треть горы Гузерипль сошла в виде селевого потока в реку Тепляк и на неопределенный период замутнила реку Белую, необходимо еще раз вернуться к геологическому исследованию этой части горы на пригодность ее для горнолыжного курорта.
Мне, как руководителю спасотряда, ведшего спасработы осенью 1975 г. по поиску погибших туристов 30-го Всесоюзного маршрута, пришлось детально обследовать восточные склоны горы Гузерипль.
Она состоит из подвижных пород угольного сланца. Ее склоны изрезаны оврагами, глубокими трещинами, наносными террасами, буграми и мочаками. Любая планировка, расчистка горнолыжных трасс, выемка грунта под опоры кресельных дорог может вызвать сильнейший оползень и похоронить развивающийся курорт.
Резюме. Давно пора садится за стол переговоров между заповедником и проектировщиками, а не ждать решения волевого продавлива-ния этой застаревшей проблемы со стороны федеральных властей. Решить всего два вопроса.
Первый вопрос. Определить, какие территории нужно действительно отдать под строгую охрану заповедника, а какие - под развитие горнолыжного курорта. Провести зонирование природоохранного резервата и функциональное районирование мест, максимально пригодных для горнолыжных трасс.
Отойти наконец-то от «гигантомании». Сначала взять, к примеру, комплекс «Оштен». Решить все организационные, финансовые и экологические формальности. Хоть что-то построить, а затем уже решать проблемы второго этапа.
Второй вопрос - это транспортная развязка. Не секрет, что без дороги курорта не построишь. Поэтому крайне важно построить дорогу от перевала Азишского к подножью горы Оштен. Далее закольцевать этот вектор дороги от верховьев реки Курджипс до реки Молочки. Грунтовые дороги здесь существуют десятки лет. По ним пастухи перевозили грузы и товары к своим стойбищам. Эти дороги решат сразу несколько проблем: проблему эрозии поврежденных альпийских лугов, возникшей вследствие долговременного их использования вездеходным транспортом; проблему доставки стройматериалов к строящемуся комплексу (вертолетными доставками не рентабельно); направленный поток экскурсантов по этой дороге решит проблему возникающих автомобильных пробок, получит путь развязки и даст такой колоссальных доход Кавказскому заповеднику, с которым не сравнятся все заповедники России вместе взятые. Дорога будет выгодна всем.
Проблема сохранения природы. Самой серьезной проблемой круглогодичного горноклиматического курорта «Лагонаки» является проблема сохранения экосистемы Лагонакского нагорья. В планируемом проекте, в том варианте, который был представлен на экономических форумах, вызывает особую тревогу непредсказуемость. Совершенно не просчитано, какой вред будет нанесен Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику, в который входит Лагонакское нагорье и на котором запланировано развивать широкомасштабные туристские комплексы.
Понятно всем: что-либо строить без всестороннего изучения района Лагонакского нагорья ни в коем случае недопустимо. Тем более в горной системе подверженного сейсмике до 9 баллов по шкале Рихтера и расширенному карсту, в которой зарождаются основные богатые питьевой водой реки Бзыха, Медвежка, Желобная, Армянка, Тепляк, Курджипс и Цице. В горной системе, пористой как губка, с пещерами, с карстовыми полостями и подземными реками. Если с планированием строительства линейных объектов (бугельные подъемники, канатно-кресельные дороги) еще можно дискутировать, то особенно опасно выносить в район альпийских лугов Лагонакского нагорья объекты капитального строительства для размещения и питания туристов. В то же время мы наблюдаем, с какой легкостью демонстрируются на экономических форумах и выставках макеты канатных дорог и будущих горнолыжных комплексов, расположенных в зоне заповедности.
В настоящее время у экологов особую озабоченность вызывает сохранность хребта Нагой-Чук, северные склоны которого, с цирком Мессо, представляют прекрасные возможности для создания локального горнолыжного комплекса вне территории заповедника. Здесь имеются необходимые инфраструктурные коммуникации (дорога, сетевое электроснабжение, водообеспечение). Газопровод Майкоп - Сочи проходит в 20 км от планируемого горнолыжного центра.
Для размещения жилых корпусов комплекса достаточно мест вне водозабора. Даже возможна система небольших локальных очистных сооружений в местах массового катания с выводом очищенных вод за пределы водозабора. Ведь там все в шаговой доступности.
Аргумент против планирования горнолыжного центра Мессо высказало руководство майкопского водовода. «Там располагается водозабор, всякая хозяйственная деятельность запрещена!» - говорят они. Экологи задают резонный вопрос: «Тогда почему в запретной водоохранной зоне майкопского водозабора разрешено массово вырубать лес и разрушать почву тракторными дорогами?».
Например: в настоящее время на склонах хребта Нагой-Чук развернуты широкомасштабные лесозаготовки. Тракторами изрезаны склоны с уникальными пихтарниками и тисами. Трактора-трелевщики своими гусеницами повреждают трубы майкопского группового водовода. Эти лесоразработки вот уже несколько лет ведутся в строгой водоохранной зоне водозабора Шумик-2, где из родниковой системы по трубам поступает питьевая вода в Майкоп, где администрацией водовода категорически запрещен проход посторонним, сбор грибов и ягод, хозяйничают лесозаготовители у самой границы с заповедником.
Уничтожая лес и родники, руководство водоводом может оставить г. Майкоп без питьевой воды. В 2012 г. обеспечение г. Майкопа питьевой водой было проблематично именно из-за нехватки воды в майкопском групповом водоводе. Именно поэтому вызывают серьезные опасения у экологов в сохранении природы всего Лагонакского нагорья.
Особенно их волнует планирование деревни «Цице». Да, бесспорно, долина реки Цице от озера Оштен до начала Второго цицинского каньона имеет прекрасные природные возможности для массовых катаний на горных лыжах. А с другой стороны - река Цице составляет основной дебет, запаковывается в трубы майкопского группового водопровода и подается в г. Майкоп как прекрасная питьевая вода.
Готовы ли сегодня жители г. Майкопа отказаться от прекрасной чистой горной воды ради планируемого курорта и перейти на автономное водообеспечение за счет артезианских скважин, пока не известно. Нет расчетов и материалов изысканий. Не озвучивались в прессе стратегические направления обеспечения водой г. Майкопа только за счет артезианских скважин. Может быть, эти действия давно согласованы в КМРА, чтобы не содержать в эксплуатации очень дорогой для бюджета республики майкопский групповой водовод? Может быть, поэтому и планируется развивать горнолыжный комплекс по всей высокогорной части реки Цице и вопрос качества воды не становится главным? Воды очистных сооружений, попадая в трубы питьевого водовода, приходят в квартиры горожан вместе с проблемой сохранения природы также должна рассматриваться проблема сбора и утилизации бытового мусора. Повсюду в Майкопском районе возникают стихийные свалки, с увеличением потока туристов они увеличатся. Поэтому проект развития Лагонакского нагорья должен содержать как минимум два завода по переработке бытовых отходов. И поиск места для складирования отходов и строительства заводов по переработке мусора должен идти параллельно с поиском мест для горнолыжных центров.
Резюме. В настоящее время около десятка природоохранных организаций Адыгеи, правоохранительные и надзорные учреждения не в состоянии сегодня выполнять свои функциональные обязанности даже по сохранности особой природоохранной зоны майкопского водозабора, основных зон массового отдыха в Майкопском районе, а тут предполагается строить крупные комплексы в местах, где зарождаются основные реки Адыгеи. Справятся ли с задачей охраны природы местные организации при развернутом строительстве на высокогорном плато Лагонаки, трудно сказать. На наш взгляд, здесь должна быть разработана четкая система мониторинга и защиты природы Лагонакского наго-
рья. Должен быть создан единый «орган», ведающий охраной окружающей среды. А то ведь у «семи нянек»...
Должны также помнить, что Адыгея с разрушенными дольменами, разграбленными курганами, разбитыми аммонитами, вырубленными лесами, высушенными родниками, замусоренными туристскими стоянками и пещерами никому будет не нужна.
Проблема «гигантомании». В 2003 г. Кабинетом министров Республики Адыгея планировалось строительство крупномасштабных комплексов по Программе развития Республики Адыгея.
Этот поверхностный подход планирования строительства, по-видимому, прогрессирует и у современных проектировщиков, не изучивших основ горно-рекреационного природопользования.
Мы наблюдаем второй, более яркий всплеск «гигантомании», планирования строительства «супергигантов» КМРА в Майкопском районе. Так, запроектированы в поселке Каменномостском суперкрупные комплексы (по данным прессы, на 8 тыс. мест размещения). Гостиничные небоскребы в Хаджохе с аквапарками и водными стадионами, обслужить которые не хватит населения и двух таких крупных поселков, как Каменномостский.
Нет расчетов по их рентабельности и тому, когда они окупятся. Нет проектных данных, чем занять такое огромное количество отдыхающих. Куда водить, возить и что показывать. Неужели во всей Республике Адыгея нет специалистов, способных сделать элементарные расчеты. Какие затраты потребуются для возведения такого «гиганта» и что для его успешного функционирования потребуется?
Кроме этих проблем не решена проблема качественной воды. Хотя правительство Республики Адыгея ее успешно решает. В поселке Каменномостском местная радиоактивная вода по альфа-излучению урана превышает в 17 раз и более предельно допустимые нормы, установленные для человека.
Проблема воды не решена ни в одном из запланированных горнолыжных комплексов. Надеяться на поверхностные источники питьевой воды сегодня не приходится. Река Белая замутнена. Реки Армянка, Бзыха, Цице, Курджипс в верховье с очень незначительным дебетом питьевой воды. Необходимо проводить бурение и глубокую разведку на добычу питьевой воды из недр для крупных горнолыжных комплексов. Эти данные должны лечь в основу любого проектирования современных «гигантов» гор.
Во всем мире в горных курортах Испании, Италии, Австрии, Германии и Швейцарии не строят многоэтажные гиганты. Там уютные, разбросанные по террасам и долинам, прекрасно вписывающиеся в природный ландшафт небольшие гостиницы.
Да, есть пример, когда были допущены ошибки в планировании центров отдыха за рубежом. Построили такие крупные центры, как «Лас-Вегас» и «Атлантик-Сити», но, столкнувшись с проблемой загрузки и занятости отдыхающих, переориентировались, сделали их всемирными игровыми центрами.
Два объекта Республики Адыгея из проектов-«гигантов» уже отшумели на страницах прессы и затихли.
Первый - это дорога к Черному морю через приют «Фишт», то есть через те высоты, по которым даже построенная дорога могла бы действовать всего три-четыре месяца в году. Рядом, всего в 20 км западнее, в параллельном исполнении эта же дорога, проложенная к морю по Майкопскому и Апшеронскому районам, может работать круглый год. Тем более что она в черновом варианте работает с 1942 г.
Второй объект - это гигантский аэродром гражданской авиации в Майкопе при населении города 180 тысяч человек. При существующих трех крупнейших аэродромах на Кавказе (Кавминводы, Адлер и Краснодар) планировали построить еще один. Имелись ли у проектировщиков расчеты о потоке возможных авиаперевозок, рентабельности нового аэропорта и о причинах, по которым три кавказских воздушных гиганта не справляются с пассажироперевозками, трудно сказать. Но с приватизацией аэродромных земель перспектива создания аэропорта для развития туристской отрасли, либо откладывается, либо и не планировалась. На очереди у наших политиков туристские «гиганты» покрупнее, на которые планируется привлечение солидных федеральных средств.
Резюме. Не лучше ли остановиться всего на двух реальных и не очень крупных объектах, которые действительно можно будет построить в ближайшие десять лет и которые станут ведущим локомотивом туризма Адыгеи.
Проблема кадров. Планируется создать и подготовить 20 тысяч новых рабочих мест и профессий для сферы обслуживания планируемого горнолыжного комплекса «Лагонаки». На наш взгляд, прежде чем озвучивать эту цифру в средствах массовых информаций, надо изучить демографические условия и возможности горной долины. Например: в поселке Гузерипль проживают около 100 человек, в с. Хамышки 819 чел., в ст. Даховской - 1.436 чел., в пос. Каменномостском -7734 чел., в пос. Победа - 172 чел., в х. Веселый - 61 чел., в ст. Абад-зехская - 3840 чел., в пос. Первомайский - 1.342 чел., в х. Веселый -310 чел., в ст. Севастопольская - 632 чел., в ст. Новосвободная -647 чел., в пос. Усть-Сахрай - 311 чел., в с. Новопрохладное - 195 чел., в п. Меркулаевка - 84 чел. Население максимально приближенных на-
селенных пунктов к горнолыжному комплексу составляет 17 683 человека. Если отсюда вычесть пенсионеров, детей и занятых в других сферах производства, тогда возникает необходимость привоза трудовых кадров из г. Майкопа. А это вахтенный метод работы. С ним опять же возникают вопросы рентабельности комплекса.
Для того чтобы такой комплекс развивать, необходимо уже сегодня планировать постройку новых населенных пунктов в высокогорье. Основная цель таких поселков - это размещение строителей, складирование стройматериалов, размещение спецтранспорта и механизмов для крупных строек, а затем, после отбытия строителей, заселение данных селений специалистами в области обслуживания туристов и отдыхающих.
Местами таких пунктов могут быть поляны Грушевая, Железня-кова, Передерева, Партизанская, Иванова, Камышанова и др. А с открытием новых населенных пунктов возникает масса социальных и инфраструктурных проблем. Продумывались ли эти направления проектировщиками? Просчитывалось ли, какие необходимо привлечь федеральные финансовые средства для подводки дорог, электролиний, водоснабжения, газификации к новым населенным пунктам? Сколько средств нужно для постройки школ, больниц, детских садов и т. д.?
Для горнолыжного комплекса, конечно, нужны специалисты, и их за один день нигде не возьмешь. Поэтому систему подготовки туристских кадров надо уже создавать сегодня.
В настоящее время современный коммерческий туризм Адыгеи задыхается от отсутствия кадров в обслуживающем туристов секторе. Сегодня Адыгея не в состоянии обеспечить экскурсоводами, инструкторами, барменами, гостиничными менеджерами существующий туристский сектор экономики. И к решению данной проблемы пока еще не приступали.
Например: в Приэльбрусье этим вопросом занимаются давно. Там с детского возраста в детских горнолыжных школах готовят инструкторов горнолыжного спорта, гидов-проводников, изучают иностранные языки. Имеются государственные программы подготовки таких кадров, проводится учет специалистов, организуются их сертификация и повышение квалификации.
В советский период был в Адыгее положительный пример подготовки кадров для туризма, где на факультете общественных профессий пединститута ежегодно готовили 100 инструкторов планового туризма, а их все равно не хватало.
В Европе в туристских вузах студенты получают не только высшее образование, но такие профессии, как администратор гостиницы, бармен, экскурсовод, гид-проводник. При этом на летних каникулах
проходят практику в обслуживании отдыхающих в лучших центрах отдыха мира. На наш взгляд, именно такую систему подготовки туристских кадров необходимо внедрять в Адыгейский госуниверситет и Майкопский государственный технологический университет. Но этот концептуальный подход к подготовке кадров для горнолыжного комплекса Адыгеи необходимо уже сегодня прорабатывать.
Самая важная профессия в активных видах туризма - это инструктор, гид или проводник. В ходе реформ она выпала из перечня профессий Минтруда России. За 20 лет реформ в Адыгее к проблеме восстановления специальности так и не приступали. Необходимо разработать классификационные и профессиональные требования к специальности, перечень необходимых нормативных документов для утверждения специальности, создание учебных документов по профессиональной подготовке инструкторов, утверждение специальности инструктора по туризму в Минтруде России и внесение ее в реестр профессиональных стандартов.
Резюме. Без создания четкой, отлаженной системы четырехуровневой подготовки, повышения квалификации и переподготовки туристских кадров для сферы туризма невозможно развивать туризм.
Проблема инфраструктуры. Необходимость подвода автомобильных дорог к Лагонакскому нагорью очевидна. Огромный поток отдыхающих, прибывших на новогодние каникулы 2012 г., создал пробку из легковых автомобилей от станицы Даховской до турбазы «Лаго-На-ки» длинною в 37 км. Здесь необходима минимум четырехполосная современная автотрасса от Майкопа до турбазы «Лаго-Наки».
Он показал, что Адыгея совершенно не готова обслужить такое количество отдыхающих. Не может создать элементарные условия для придорожного отдыха (парковки, туалеты, кафе). И эта проблема нигде не обозначена для решения. Не рассматривается в сценариях развития инфраструктуры горнолыжного комплекса, а пущена на самотек. Однако почти все земельные участки вдоль автотрасс имеют собственников или арендаторов, которые не спешат развивать данный сервис услуг, стремятся перепродать данные участки с выгодой.
А туристы привезли в Адыгею большие деньги, чтобы их потратить. Для нескольких тысяч отдыхающих в Адыгее, застрявших в пробке, был испорчен праздник. Очень мало разъездов, парковок, пунктов питания, туалетов, бензозаправок, автосервиса, а об экскурсионном обслуживании этого огромного потока или проводничестве и говорить не приходится. А для экскурсионных автобусов дорога вообще закрыта, и эту проблему никак не могут решить уже много лет, хотя вереница автобусов на Лагонаки постоянно идет.
Проектировщики планируют привлечь на круглогодичный курорт Лагонаки 20-28 тысяч отдыхающих ежедневно. Допустим, что их удалось привлечь через туристские фирмы по туристским путевкам. Но надо помнить и о самодеятельных туристах, которые путешествуют и отдыхают, где и когда им вздумается. Они тоже приезжают отдыхать на курорт на один-два дня. При популярности курорта их число тоже может вырасти до 20 тысяч (если реально, то, конечно, меньше). Что с ними делать? Берут ли их проектировщики в расчет? Если умножить 40 тыс. (максимальная цифра) ежедневно отдыхающих в Адыгее на количество дней в году, то получим 14 млн 600 тыс. человек. Готова ли Адыгея принять и качественно обслужить такое количество туристов в год? Ну, пусть не такое, но какая-то реальная просчитанная цифра все-таки должна быть. Какие нагрузки на природу рассчитаны? Какие экологические последствия ожидают проектировщики?
Проблема транспортной разводки в горах очень серьезна, но она нигде не озвучивается, не просчитывается и не планируется. Непонятно почему? Ведь это основа основ планируемого горнолыжного курорта. Уже сегодня необходимо расширять автотрассу Даховская - Лагонаки. Спроектировать от нее ряд кольцевых и радиальных (тупиковых) дорог, съездов, стоянок, разбивающих основной поток отдыхающих.
Планировать, как развернуть, рассредоточить все нарастающий поток отдыхающих устремленный на Лагонаки. Продумать в планах закольцовку дороги: во-первых, перевал Азишский - река Молочка -Мезмай - Темнолесская - Даховская, во-вторых, перевал Азишский -хребет Каменное Море - перевал Узуруб - река Армянка - поселок Гузерипль, в-третьих, «Нулевой пикет» - поляна Железнякова - поляна Передерева - поляна Колхозная - Хамышки. В вездеходном варианте эти дороги, кроме перевала Узуруб, существует много лет. Кроме этого также необходимо рассмотреть и спланировать транспортную сеть предгорной полосы истоков реки Хакодзь, Пятигорской поляны и северных склонов Лагонакского хребта от Ивановой поляны до Гуамки.
В рамках развития горнолыжного курорта необходимо перепроектировать и построить дорогу, пригодную для перевозки туристов из поселка Гузерипль на Яворовую поляну. В современном состоянии по снежным заносам, гололеду и крутизне подъемов только вездеходный транспорт рискнет подняться к запланированному горнолыжному комплексу. Автобусы с туристами и экскурсантами и близко не приблизятся к нему в условиях зимы. Отсюда вывод - построенная новая дорога для перевозки туристов к горнолыжному комплексу «Яворовая поляна» совершенно непригодна.
Инфраструктурные проблемы по электрификации, газификации, водоснабжения и связи Лагонакского нагорья еще впереди, хотя о них тоже можно говорить.
Да и само место, выбранное проектировщиками для строительства мест размещения туристов будущего горнолыжного комплекса «Яворо-вая поляна», совершенно не подходит. Во-первых, здесь очень сильная ветровая нагрузка. Во-вторых, горы Западного Кавказа подвержены опасности землетрясения до 9 баллов по шкале Рихтера. В-третьих, на Яворовой поляне неустойчивые оползневые грунты. В-четвертых, отсутствует стабильный и достаточный источник воды для крупного жилого комплекса. Он имеется только на слиянии двух истоков реки Армянки (бывший туристский приют «Армянский». Это в 2 км западнее Яворовой поляны, там, где первоначально планировался горнолыжный комплекс). В-пятых, склоны для катаний южной экспозиции и подвержены сильному таянию снега. Надежда на использование искусственного снега требует также больших запасов воды, которых здесь в наличии просто нет. И эта проблема не изучена как на возможность технического применении установок искусственного снега, их экологично-сти, так и на рентабельность. В-шестых, Яворовая поляна располагается в зоне буферной приграничной территории Кавказского заповедника. Если по новому федеральному законодательству разрешено вести кап-строительство в зоне заповедности, тогда его надо вести в долине реки Армянки, где имеются вода и прекрасные трассы для горных лыж, а не тратить средства на рекламу непригодных для горнолыжного комплекса мест.
Резюме. Проблема разгрузки потока автомобилей на горной трассе Даховская - Лагонаки с каждым годом будет возрастать. О ней надо было думать еще вчера.
Проблема досуга туристов. Всем понятна аксиома, что поток туристов зависит от привлекательности горного района и его рекламы. Поток туристов с каждым годом увеличивается. Рекламные проспекты Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам продолжают активно звать гостей. А куда звать? Что показывать?
За двадцать лет коммерческого развития туризма оборудованы только три объекта показа: Хаджохская теснина, водопады Руфабго и Азишская пещера. Остальная часть интереснейших аттрактивов горной Адыгеи совершенно неизвестна туристам, и работа по учету, обозначению, освоению совершенно не ведется.
Чтобы туристам сходить и осмотреть пещеры Уна-Коза, водопады реки Сюк, Сахрая или Фарса, приходится каждый раз быть первопроходцами и первооткрывателями новых «земель». Не оборудуются тури-
стские тропы, не ставятся указатели к интересным объектам, не подготавливается экскурсионная и путевая информация для туристов. И самое главное - после 20 лет активных разговоров о развитии туризма и траты солидных бюджетных средств на туризм так и не появилась ни одна туристская оборудованная по всем правилам тропа.
Даже в появившихся кратких путеводителях нет информации, к примеру, о пещерах Аминовского ущелья, о том, как к ним добраться, где разыскать тропу. Так что пока для туристов Адыгея - глухой, нехоженый таежный район. В этом направлении развития туризма - непочатый край работы. Весь зарубежный опыт развития туризма говорит о том, что первично это учет, оборудование аттрактивов и подходов к ним. А строительство гостиниц - это уже вторично.
В Адыгее изобрели новый, совершенно уникальный метод развития туризма. Запланировали строить гигантские комплексы, совершенно не зная местных аттрактивов и не имея тропиночной сети к ним. Надо также знать проектировщикам, что горная Адыгея очень мала. А если вычесть из ее территорий заповедные площади, то о гигантах туристской индустрии можно забыть.
Резюме. По нашему мнению, необходимо в срочном порядке приступить к изучению, учету и оборудованию троп к туристским достопримечательностям, ежегодно планировать на эти мероприятия бюджетные средства.
Например: в горной Швейцарии, Австрии, Италии и Германии нет ни одной горной долины, в которой бы не было информационного туристского центра, целой сети туристских оборудованных маршрутов и объектов. Даже в самых отдаленных горных деревнях под навесом стоят включенные компьютеры, где можно получить исчерпывающую информацию о туризме. В любой германской кирхе в горах при входе в нее вы получите в первую очередь информацию о достопримечательностях этой местности, а уже потом о боге. Именно такую модель оборудования горных троп, на наш взгляд, необходимо проектировать в долине реки Белой.
Проблема отсутствия нормативно-правовой базы в сфере туризма Республики Адыгея. В Адыгее сложилась совершенно бессистемная, спонтанная и стихийная форма развития туризма. Но все же туризм даже при таких условиях развивается. Населению горного района предоставлена в этом приоритетном направлении экономики Адыгеи «игра без правил». Строятся всевозможные гостевые дома, усадьбы и гостиницы в Майкопском районе без изучения требований к стандартам комфортности. Проблема слабой информированности,
туристской просвещенности населения района в этом направлении, снабжения его необходимой информацией по развитию сферы услуг стоит наиболее остро.
Населением организовываются прокаты санок для катания на снежных склонах, квадрациклов, коней, снегоходов, рафтов. Травматизм с каждым годом катастрофически растет. Автотранспорт скорой помощи поселка Каменномостского не успевает доставлять травмированных в больницы, с саночных трасс на Лагонаках. Каждый год увеличивается счет погибших от услуг туризма. И это все потому, что никаких правил нет, никто ни с кого ни за что не спрашивает. Нет службы, которая в горах отслеживала бы безопасность предоставляемых услуг (оборудован-ность горных троп, надежность страховочных перил, опыт участников сплава для прохождения категорийных порогов и т. д.)
Казалось бы, чего проще создать или пролонгировать существовавшую при СССР нормативную основу развития туризма в Республике Адыгея, то есть утвердить «правила игры». Принять серию нормативно-правовых актов по развитию туризма, обозначить перспективный устойчивый путь развития туризма. Сегодня организация системного развития туризма просто необходима. Хотя бы исследовать туристские ресурсы горного района, узнать, чем мы богаты, сколько у нас водопадов, каньонов, пещер, мест, пригодных для развития горнолыжных катаний, наметить путь их развития.
Затем на этой основе уже создать «Концепцию» и «Стратегию» развития туризма Республики Адыгея. В качестве механизмов выполнения «Стратегии» должны быть созданы целевые программы, в которых необходимо обозначить пути решения возникших проблем (программы развития сельского туризма, подготовки туристских кадров, развития экскурсионных объектов, туристских маршрутов, сувенирного производства и т. д.).
Если не хватает квалификации у чиновников создать такую систему, то ее необходимо просто продублировать. Перенести на условия Адыгеи опыт других субъектов Российской Федерации или обратиться к ученым Адыгеи. У нас есть прекрасные доктора и кандидаты наук, которые защитили научные диссертации по проблемам развития туризма в Республике Адыгея. Несколько сотен научных работ опубликовано в научных журналах университетов по вопросам экономики туризма, экологии и охраны окружающей среды. Правительству Республики Адыгея необходимо воспользоваться этим огромным научным потенциалом.
Резюме. Создание нормативно-правовой базы для развития сферы туризма, прежде всего, нужно для того, чтобы снизить планку высокого
травматизма обслуживаемых туристов, улучшить качество обслуживания, внести хоть какую-то ясность для субъектов туристского рынка Адыгеи, по какому пути будет развиваться туризм Адыгеи, что ждать от него в будущем.
Проблема «журавля в небе». О развитии Лагонакского нагорья активные разговоры идут с 1973 г., то усиливаясь, то надолго затихая. Новая вспышка оживленных разговоров и обсуждений в прессе пришлась на зимние месяцы 2012 г., связанные с приездом на плато Лагонаки Президента России. К планированию горнолыжных комплексов на плато Лаго-наки приглашали итальянцев, французов, немцев и даже японцев.
Первые серьезные исследования были сделаны специалистом по планированию горнолыжных комплексов СССР А. А. Малеиновым, краснодарским инженером Тепфером и ученым С. П. Лозовым.
Второй попыткой, обосновывающей возможность развития Лаго-накского нагорья, стала научная работа И. В. Бормотова, изданная в 2-томной монографии «Адыгея туристская» и «Лагонакское нагорье -стратегия развития». Развитию туризма в Майкопском районе посвящен ряд научных работ И. В. Бормотова, объединенных в книгу «Туризм Адыгеи: проблемы и перспективы».
Сегодня можно уверенно сказать, что специалистов по планированию крупных горнолыжных комплексов у нас в Адыгее нет. Может быть, они есть в России. Если их нет в России, так надо заказать их за рубежом. Пусть такие специалисты один раз спроектируют наш Лаго-накский курорт, а мы уже будем его развивать.
Развитие Лагонакского нагорья - это как раз тот самый «журавль в небе», о котором много лет все говорят, но никто не представляет, как он выглядит или хотя бы как может выглядеть. Разговоры и нарисованные на бумаге рисунки курорта и многокилометровый клубок горнолыжных трасс без серьезного исследования останутся только разговорами. К сожалению, мы сегодня видим, как без детального многолетнего исследования снегозалегания рисуется сеть подъемников в тех местах, где не всегда даже зимой бывает снег. Привязывают многоэтажные проекты без исследований геологии на закарстованных ландшафтах и оползневых участках местности Лагонакского нагорья.
В погоне за «журавлем» совершенно забыта «синица». «Синица» - это те традиционно сложившиеся виды рекреации в Адыгее и то, что мы можем рационально развивать здесь, в долине реки Белой, в любое время года.
Первое - это уже разведанные минеральные ресурсы Адыгеи. По своим запасам они не уступают ресурсам Кавминвод, Горячего ключа и
Мацесты. При обдуманном деловом подходе к этому направлению город Майкоп может в ближайшие 20 лет стать еще одним знаменитым курортом Северного Кавказа. Здесь есть все: инфраструктура, кадры и ресурсы. Только нужно сегодня создать экономическое обоснование, расчет, «Концепцию» и «Стратегию» развития курортного дела и подготовить целый ряд реальных инвестиционных площадок, проектов и предложений. Второе - экскурсионный туризм. Поток туристов в Адыгею уже не остановить. Теперь главная проблема, чем их занять. Здесь необходимо срочно создавать целую серию объектов показа, тем более, что таких мест в Майкопском районе множество. Третье - маршруты выходного дня и программы отдыха для туристов.
Построилось много частных гостевых домов и мини-гостиниц, а программ отдыха нет. Экскурсионного информационного материала для составления экскурсий очень мало. И такая литература не запланирована к изданию и распространению среди субъектов туристского рынка. Возникла проблема создания сети коротких маршрутов к достопримечательностям поселка Каменномостского, станицы Даховской, сел Хамышки и Новопрохладного, чтобы отдыхающие могли путешествовать пешком, на конях, на джипах, на квадрациклах и рафтах. Но и эта проблема не решается. Маршруты не разрабатываются, не маркируются, не оборудуются. Четвертое - детский отдых.
В настоящее время большой туризм выжил и развился в основном за счет обслуживания детских оздоровительных лагерей. Но это в основном не специализированные, а приспособленные под прием детей туристские учреждения. В Адыгее есть возможности открыть детские оздоровительные центры, как в пригороде г. Майкопа, так и горные -Хамышки, Новопрохладное, Новосвободная и Дагестанская. Создать крупные детские оздоровительные центры, такие как «Орленок» в Краснодарском крае и «Артек» в Крыму. От этого центра могут действовать в различных горных зонах небольшие филиалы (приюты, горные хижины, туристские стоянки, учебные полигоны и т. д.). Пятое - туризм в степной зоне.
В первую очередь - обоснование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию «кабацкого центра» в пригороде Краснодара и Адыгейска. По типу ростовского кабацкого центра «Лебердон» и австрийского кабацкого центра «Венский лес». В этом центре кроме ресторанных, ночных развлекательных и торгово-рыночных организаций, можно развивать все виды водномоторных развлечений на судах маломерного флота, рыбалку, охоту и водный туризм. Во вторую очередь исследовать все возможные ресурсы для развития степного туризма (озера, реки, родники, источники, исторические места). В третью оче-
редь - создать глобальный придорожный рынок Адыгеи на самом главном «туристском южном коридоре» страны Краснодар - Джубга, где сосредоточить все для обслуживания туристского потока, особенно пункты питания, санитарно-гигиенического обслуживания и автосервиса для туристов.
В четвертую очередь создать информационное обслуживание потока туристов, проезжающих через Адыгею. Они должны знать о природном богатстве Адыгеи. Даже если от этого многомиллионного потока туристов, спешащих на Черное море, свернет или заедет в Адыгею после отдыха один процент, то будет достаточно хлопот, чтобы их обслужить. Пока что Адыгея к этому не готова и никаких целенаправленных действий для обслуживания крупного потока туристов, едущих к морю, не предпринимает. В этом направлении необходимо создать целую серию путеводителей как по окрестностям горных селений, так и непосредственно от фирм, предоставляющих услуги активного туризма.
Резюме. В любом случае, даже при самых положительных тенденциях развития Лагонакского нагорья, какие-либо более или менее серьезные финансовые подвижки могут начаться не ранее 2015-2016 гг. Бюджет России в создании горнолыжных курортов сегодня направлен на финансирование в первую очередь зимней Олимпиады 2014 г. Поэтому в развитии туризма Адыгеи, на наш взгляд, надо обратить особое внимание на «синицу», то есть на те направления, которые совсем рядом и совершенно не освоены. Это те малые экскурсионные объекты, которые расположены вдоль основных трасс Майкопского района. Вдоль этих трасс необходимо создать целую серию кемпингов, кафе, экскурсионных бюро, центров проводничества, пунктов проката лошадей, квадрациклов, велосипедов, объектов анимации и мультипликации.