Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ACCIDENT / TRAINING CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / CRIME PREVENTION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Агафонов Валентин Александрович

В статье рассматриваются правовые аспекты, связанные с расследованием и учётом несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Анализируются законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты России в этой области. Акцентируется внимание на порядке расследования и учете такого рода несчастных случаев. Отмечается важная роль профилактики правонарушений, связанных с травматизмом и иными несчастными случаями в образовательных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Агафонов Валентин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF INVESTIGATING AND RECORDING ACCIDENTS WITH STUDENTS DURING THEIR STAY IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the legal aspects of the investigation and registration of accidents with students during their stay in the organization carrying out educational activities. The legislation and sub-legal regulatory acts of Russia in this area are analyzed. Attention is focused on the order of investigation and registration of such accidents. The important role of the prevention of offenses related to injuries and other accidents in educational institutions is also noted

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

АГАФОНОВ Валентин Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры права и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета

e-mail: centre.pol@yandex.ru

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты, связанные с расследованием и учётом несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Анализируются законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты России в этой области. Акцентируется внимание на порядке расследования и учете такого рода несчастных случаев. Отмечается важная роль профилактики правонарушений, связанных с травматизмом и иными несчастными случаями в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: несчастный случай, условия обучения, учебно-воспитательный процесс, профилактика правонарушений, образовательная деятельность, образовательное право.

AGAFONOV Valentin Alexandrovich,

PhD in Law,

associate Professor of the Department of Law and Methods of Teaching him at the Ural State Pedagogical University

ON SOME ISSUES OF INVESTIGATING AND RECORDING ACCIDENTS WITH STUDENTS DURING THEIR STAY IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Annotation. The article discusses the legal aspects of the investigation and registration of accidents with students during their stay in the organization carrying out educational activities. The legislation and sub-legal regulatory acts of Russia in this area are analyzed. Attention is focused on the order of investigation and registration of such accidents. The important role of the prevention of offenses related to injuries and other accidents in educational institutions is also noted.

Key words: accident, training conditions, educational process, crime prevention, educational activities, Educational Law.

Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] закреплено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно ст. 41 данного Закона основные задачи образовательной организации в части создания безопасных условий включают в себя: - пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических, в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также диспансеризации;

- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

ного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

- профилактику и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств.

Рассмотрим одну из основных задач образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности.

Несчастный случай с обучающимся во время пребывания его в организации, осуществляющей образовательную деятельность, характеризуется внезапностью его наступления в результате кратковременного внешнего воздействия вредоносного фактора на организм человека. Поэтому установление факта наличия несчастного случая не представляет значительной трудности и включает в себя последовательную цепь стадий.

К сожалению, в Законе об образовании не содержится положение о порядке расследования и учете несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ст. 41 лишь указано, что расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1].

Порядок расследования и учет несчастных случаев с обучающимися регулируются подзаконным нормативным правовым актом: приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (далее -Порядок расследования) [2].

Изучение соответствующего нормативного правового акта позволило нам выделить следующие стадии расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1) установление несчастного случая; 2) создание руководителем организации комиссии по расследованию несчастного случая; 3) расследование несчастного случая; 4) состав-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

ление акта о несчастном случае; 5) учет несчастного случая.

Согласно п. 7 Порядка расследования руководитель организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая обязан:

1) проинформировать о несчастном случае с обучающимся учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего;

2) запросить в медицинской организации медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести или заключение о причине смерти;

3) при групповом несчастном случае (с двумя обучающимися или более независимо от степени тяжести полученных повреждений здоровья), несчастном случае, в результате которого обучающийся получил тяжелые повреждения здоровья, или несчастном случае со смертельным исходом руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязан в течение суток с момента, как стало известно о происшедшем соответствующем несчастном случае, направить сообщение о несчастном случае по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи:

а) в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ;

б) родителям или законным представителям пострадавшего;

в) учредителю;

г) в соответствующий выборный орган первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иной представительный орган обучающихся образовательной организации.

О случаях острого отравления руководитель (его представитель), кроме того, сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В извещении указываются фамилия, имя, отчество, год рождения пострадавшего, дата, время, место несчастного случая, проводимое учебное занятие (мероприятие) и краткое описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, классификация несчастного случая, характер полученных повреждений здоровья.

Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья и степени их тяжести в результате несчастного случая с обу-

чающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдает медицинская организация.

Данное заключение выдается по запросу организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организацией, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший - обучающийся в результате несчастного случая во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, незамедлительно после поступления запроса.

Степень тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях определяется в соответствии со Схемой к приказу № 160 Минздравсо-цразвития России от 24 февраля 2005 г. «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» [3].

Расследование несчастного случая - это выяснение обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, установление причин, его вызвавших, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, и разработка мер по его предупреждению.

Расследованию и учету в соответствии с указанным Порядком расследования подлежат несчастные случаи, происшедшие с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это основное условие для расследования несчастных случаев с обучающимися и оформления акта по форме Н-2.

Порядком расследования и учета несчастных случаев установлен перечень, в соответствии с которым расследуются и подлежат учету как несчастные случаи:

- в результате которых обучающимися были получены повреждение здоровья (телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в том числе в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов) либо повлекших смерть обучающегося. Обучающийся в результате несчастного случая утратил временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как след-

ствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, либо наступила смерть обучающегося, если они произошли:

а) во время учебных занятий и мероприятий, связанных с освоением образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории и объектах организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и за ее пределами, в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также до начала и после окончания учебных занятий (мероприятий), время которых определены правилами внутреннего распорядка обучающихся, графиком работы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иными локальными нормативными актами;

б) во время учебных занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

в) при проведении внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

г) при прохождении обучающимися организации, осуществляющей образовательную деятельность, учебной или производственной практики (далее - практика), сельскохозяйственных работ, общественно полезного труда на выделенных для этих целей участках организации и выполнении работы под руководством и контролем полномочных представителей организации, осуществляющей образовательную деятельность;

д) при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

е) при организованном по распорядительному акту руководителя (его заместителя) организации, осуществляющей образовательную деятельность, следовании обучающихся к месту проведения учебных занятий или мероприятий и обратно на транспортном средстве, предоставленном руководителем (его представителем) организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественном или служебном транспорте, или пешком;

ж) при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом организации, осуществляющей образовательную дея-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

тельность, или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах данной организации, в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств, либо при выполнении работ по ликвидации их последствий.

Для того чтобы правильно квалифицировать несчастный случай, нужно учесть все вышеперечисленные условия, включая исполнение обязанностей обучающегося, время, место происшествия, и делать выводы о том, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с образовательной деятельностью, объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением обязанностей.

Под исполнением обязанностей обучающихся в данном случае понимается круг их обязанностей, определённый ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, получив заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего - легкая, назначает комиссию по расследованию несчастного случая в следующем составе: председатель комиссии - руководитель (или лицо, его замещающее) организации; члены комиссии: специалист по охране труда или лицо, на которое руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, возложены обязанности специалиста по охране труда; представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иного представительного органа обучающихся образовательной организации.

Комиссия в течение трех календарных дней с момента происшествия выясняет обстоятельства и причины возникновения несчастного случая.

Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, получив заключение из медицинской организации о характере и тяжести повреждения у пострадавшего - тяжелый несчастный случай либо несчастный случай со смертельным исходом или групповой несчастный случай, сообщает об этом учредителю. Учредителем незамедлительно создается комиссия по расследованию несчастного случая.

Комиссию возглавляет руководитель Учредителя или уполномоченное им лицо.

В состав комиссии включаются представители организации, осуществляющей образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

тельную деятельность, в которой произошел несчастный случай, а также выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иного представительного органа обучающихся образовательной организации.

В состав комиссии могут быть по согласованию включены представители Министерства образования и науки РФ, Профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

Расследование проводится комиссией в течение 15 календарных дней с момента происшествия. Комиссия составляет акт по форме Н-2 и акт специального расследования по установленной форме.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок расследования несчастного случая с обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть продлен распорядительным актом руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, или Учредителем, утвердившим состав комиссии, с учетом изложенных председателем комиссии причин продления, до 30 календарных дней.

Важно отметить, что несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, или в результате которого утрата здоровья у обучающегося наступила не сразу, расследуется комиссией по расследованию несчастного случая по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), родителей (законного представителя) несовершеннолетнего пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Лица, на которых было непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на занятии (мероприятии), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Каждый совершеннолетний пострадавший (его законный представитель или иное доверенное лицо), родитель несовершеннолетнего пострадавшего имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования несчастного случая.

При расследовании несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения

требований охраны труда, получает необходимую информацию от руководителя образовательного учреждения и по возможности объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях образовательное учреждение за счет собственных средств обеспечивает: выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение специалистов-экспертов; фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем; предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая. Комиссия при определении причин несчастного случая и вида происшествия руководствуется классификатором причин несчастных случаев и видов происшествий, утвержденных приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21.02.2005 г. № 21 «О порядке представления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма» [4].

Приведем примеры определения причины несчастного случая.

Если несчастный случай произошел в результате нарушения дисциплины обучающимся, то согласно ст. 48 3акона РФ «Об образовании» [1] причина несчастного случая - должностным лицом образовательного учреждения не созданы условия, необходимые для соблюдения дисциплины учебы, труда и отдыха обучающихся.

Второй пример. Заключение о том, что причиной несчастного случая была «невнимательность пострадавшего», можно признать простой отпиской. Понятие невнимательность относится к свойствам личности. Нужно знать критерии, по которым можно определить невнимательность человека, и едва ли по одному несчастному случаю можно диагностировать это свойство.

Если принять, что невнимательность - это нарушение психического процесса в сфере внимания, но и в этом случае из данного заключения трудно извлечь пользу. На основе психических причин трудно найти пути предупреждения несчастных случаев. При таком расследовании несчастного случая истинные причины остаются нераскрытыми.

Отметим, что руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязан создавать здоровые и безопасные условия труда для обучающихся. Согласно ст. 209 и 212 Трудового кодекса РФ [5], а также приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» [6] в образовательной организации разрабатывается и утверждается Положение о системе управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ предусматривается и документально оформляется в соответствии со штатным расписанием организации распределение обязанностей сотрудников в сфере охраны труда.

Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - неотъемлемая часть общей системы управления организацией [7].

Комиссия при определении лиц, допустивших нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов, явившихся причинами несчастного случая, руководствуется СУОТ организации.

При установлении вины работника образовательного учреждения в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, что привело к несчастному случаю, руководитель организации вправе применить к нему дисциплинарное взыскание - замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ) [5].

Если обучающийся получил травму на учебных занятиях (мероприятиях), то он или родители вправе обратиться в суд с требованием о возмещении расходов, вызванных повреждением здоровья, на лечение, дополнительное питание и т.д. на основании ст. 1084 и 1087 ГК РФ [8].

Следует отметить, что Порядком расследования не предусмотрено определять степень вины обучающегося.

Все выводы, к которым приходит комиссия в ходе расследования, оформляется документально, т.е. с помощью специального акта формы Н-2.

Акт о расследовании несчастного случая с обучающимся составляется в трех экземплярах и не позднее трех рабочих дней после завершения расследования утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, и заверяется печатью данной организации (при наличии). Один экземпляр акта о расследовании несчастного случая с обучающимся выдается совершеннолетнему пострадавшему (его законному представителю

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

или иному доверенному лицу), родителям (законному представителю) несовершеннолетнего пострадавшего.

Информация о несчастном случае регистрируется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимися.

Следует отметить, что согласно настоящему Порядку расследования и по решению комиссии, созданной по расследованию несчастных случаев, в соответствии с квалификацией несчастного случая в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с образовательной деятельностью:

- несчастный случай, повлекший смерть обучающегося вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденного медицинскими организациями и следственными органами;

- несчастный случай, повлекший смерть обучающегося, единственной причиной которой (по заключению медицинской организации) явилось алкогольное, наркотическое или токсическое отравление обучающегося;

- несчастный случай, происшедший при совершении обучающимся действий, квалифицированных правоохранительными органами как преступление.

В акте формы Н- 2 о расследовании несчастного случая указывается, что данный случай не связан с образовательной деятельностью.

Руководитель образовательной организации ведет учет несчастных случаев, разрабатывает и реализовывает мероприятия по их предупреждению. Учет и принятие мер фиксируются им в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимися.

Несчастные случаи, квалифицированные комиссией как не связанные с образовательной деятельностью, также фиксируются в журнале регистрации.

Разногласия, возникшие между совершеннолетним пострадавшим (его законным представителем или иным доверенным лицом), родителем (законным представителем) несовершеннолетнего пострадавшего и комиссией, созданной по расследованию несчастных случаев в соответствии с квалификацией несчастного случая по итогам расследования несчастного случая с обучающимся, а также в случае отказа руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводить расследование несчастного случая с обучающимся во время его пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, рассматриваются в судебном порядке.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса, а также выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастные случаи, осуществляют вышестоящие органы управления образованием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательство Российской Федерации в полной мере обеспечивает защиту прав учащихся при несчастных случаях в образовательных учреждениях. Сложившаяся практика в части прокурорского надзора в этой области подтверждает этот факт [9, с. 12 - 15; 10, с. 49 - 55].

В завершение отметим, что руководитель учебного учреждения обязан обеспечить проведение анализа причин несчастных случаев, происшедших во время учебного процесса, рассмотрение их в коллективах преподавателей, учителей и обучающихся, разработку и осуществление мероприятий по профилактике травматизма и предупреждению других несчастных случаев [11, с. 106 - 109].

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53, ст. 7598.

[2] Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» // Росс. газ. 2017. 3 окт.

[3] Приказ Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» // Росс. газ. 2005. 14 апр.

[4] Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 21.02.2005 г. № 21 «О порядке представления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма» // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.12.2018).

[5] Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. № 1, ст. 3.

[6] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» // Росс. газ. 2016. 10 нояб.

[7] Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № 12-1077 «О направлении рекомендаций» // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.12.2018).

[8] Гражданский кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. № 5, ст. 410.

[9] Докучаева Е.Н. Защита прав учащихся при несчастных случаях в образовательных учреждениях // Законность. - 2016. - № 8 (982). - С. 12 - 15.

[10] Докучаева Е.Н. К вопросу защиты прав учащихся при несчастных случаях в образовательных учреждениях / / Актуальные проблемы современного законодательства: материалы IV Всеросс. межвуз. науч.-практ. конф.: в 2 т. / отв. ред. А.Г. Забелин. - М.: МФЮА, 2016. - С. 49 -55.

[11] Соломин В.П., Сморгунова В.Ю. Вопросы профилактики несчастных случаев с детьми и подростками в образовательных учреждениях // Вестник Орловского гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (38). - С. 106 - 109.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2012. № 53, st. 7598.

[2] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.06.2017 g. № 602 «Ob utverzhdenii Poryadka rassledovaniya i ucheta neschastnyh sluchaev s obuchayushchimisya vo vremya prebyvaniya v organizacii, osushchestvlyayushchej obrazovatel'nuyu deyatel'nost'» // Ross. gaz. 2017. 3 okt.

[3] Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 24 fevralya 2005 g. № 160 «Ob opredelenii stepeni tyazhesti povrezhdeniya zdorov'ya pri neschastnyh sluchayah na proizvodstve» // Ross. gaz. 2005. 14 apr.

[4] Prikaz Federal'noj sluzhby po trudu i zanyatosti ot 21.02.2005 g. № 21 «O poryadke predstavleniya operativnyh i analiticheskih svedenij o gruppovyh neschastnyh sluchayah s tyazhelymi posledstviyami i inyh chrezvychajnyh proisshestviyah i o sostoyanii i prichinah proizvodstvennogo travmatizma» // SPS «Garant» (data obrashcheniya: 12.12.2018).

[5] Trudovoj kodeks RF // SZ RF. 2002. № 1,

st. 3.

[6] Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 19 avgusta 2016 g. № 438n «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o sisteme upravleniya ohranoj truda» / / Ross. gaz. 2016. 10 noyab.

[7] Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 25 avgusta 2015 g. № 12-1077 «O napravlenii rekomendacij» // SPS «Garant» (data obrashcheniya: 12.12.2018).

[8] Grazhdanskij kodeks RF // SZ RF. 1996. № 5, st. 410.

[9] Dokuchaeva E.N. Zashchita prav uchashchihsya pri neschastnyh sluchayah v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Zakonnost'. -2016. - № 8 (982). - S. 12 - 15.

[10] Dokuchaeva E.N. K voprosu zashchity prav uchashchihsya pri neschastnyh sluchayah v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Aktual'nye problemy sovremennogo zakonodatel'stva: materialy IV Vseross. mezhvuz. nauch.-prakt. konf.: v 2 t. / otv. red. A.G. Zabelin. - M.: MFYuA, 2016. - S. 49 - 55.

[11] Solomin V.P., Smorgunova V.Yu. Voprosy profilaktiki neschastnyh sluchaev s det'mi i podrostkami v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Vestnik Orlovskogo gos. un-ta. Ser.: Novye gumanitarnye issledovaniya. - 2014. -№ 3 (38). - S. 106 - 109.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.