О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ Курпаяниди К.И.1, Зиединова Н.З.2, Толибов И.Ш.3 Email: [email protected]
1Курпаяниди Константин Иванович - доктор философии по экономике, профессор
Российской Академии естествознания, Член-корреспондент Международной Академии теоретических и прикладных наук; 2Зиёдинова Нилуфар Зариф кизи - студент; 3Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, кафедра экономики, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы формирования антикоррупционной политики в Республике Узбекистан. Приведены ряд причин и последствия коррупции. Дается правовое определение коррупции в соответствии с национальным законодательством страны. Представлена действующая нормативно-правовая база борьбы против коррупции Республики Узбекистан. Раскрывается суть проводимых антикоррупционных реформ, направленных на противодействие коррупции в различных сферах национальной экономики Узбекистана. Из проведённого системного анализа выявлены некоторые проблемы в области борьбы с коррупцией в стране. Авторами предложен ряд конкретных и действенных мероприятий по снижению уровня коррупции в Узбекистане. Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, теневая экономика, инвестиции, инвестиционный климат, рыночный механизм.
ABOUT SOME QUESTIONS OF ANTI-CORRUPTION IN UZBEKISTAN
1 2 3
Kurpayanidi K.I.1, Ziyodinova N.Z.2, Tolibov I.Sh.3
1Kurpayanidi Konstantin Ivanovich - Doctor of Philosophy in Economics, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Corresponding Member of the International Academy of Theoretical and Applied Sciences, 2Ziyodinova Nilufar Zarif kizi - Student; 3Tolibov Islombek Shukhratzhon ogli - Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in article are considered some topical issues of formation of anti-corruption policy in the Republic of Uzbekistan are considered. The variety of reasons and consequences of corruption are given. Legal definition of corruption according to the national legislation of the country is given. The operating fight regulatory framework against corruption of the Republic of Uzbekistan is presented. The essence of the undertaken anti-corruption reforms directed to anti-corruption in various spheres of national economy of Uzbekistan reveals. From the carried-out system analysis, some problems in the field of fight against corruption in the country are revealed. Authors offered a row concrete and effective an action for decrease in level of corruption in Uzbekistan.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, shadow economy, investments, investment climate, market mechanism.
УДК 342.5
С обретением независимости Узбекистан начал последовательно строить демократическую страну с социально ориентированной экономикой. С первых дней независимости главной целью государства стало повышение благосостояния народа, значительных показателей экономического роста, достижения высоких позиций как в политической, так и в экономической сферах. Страна решительно продвигается по пути созидательного развития, строит демократическое и справедливое общество, модернизирует все отрасли национального хозяйства.
Вместе с этим, любое общество, проводящее кардинальные реформы, перестраивающее государственную структуру, либерализирующее все сферы общественной жизни, неизбежно сталкивается с противодействием реформам, новой политики открытых дверей, выражающееся в безразличии к судьбе страны. Это нередко проявляется в личных корыстных целях отдельных лиц, которые приобщаясь к коррупционным схемам, разбазаривают государство, тем самым тормозят развитие общества.
Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции. Об этом не раз отмечал Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов: «В ИСТОРИИ КАЖДОГО ГОСУДАРСТВА ПЕРЕХОД К НОВОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРОЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, ВСЕГДА БЫЛ СОПРЯЖЕН С ТАКИМИ ОТВРАТИТЕЛЬНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, КАК КОРРУПЦИЯ И ПРЕСТУПНОСТЬ» [1].
Учитывая особую актуальность поднимаемой проблемы в мире, в Узбекистане по инициативе Президента Ш.М. Мирзиёева, на основе общемировой практики [2] был разработан и утверждён закон «О противодействии коррупции», вступивший в силу 4 января 2017 года.
Целью закона является регулирование отношений в области противодействия коррупции. В документе даются определения понятиям «коррупция», «коррупционное правонарушение» и «конфликт интересов»1.
Согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» коррупция — это незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды [3]. Другими словами, говоря, коррупция - это основной враг не только государство, но и экономики.
Как показывает проведённый нами анализ мирового опыта, коррупция оказывает негативное влияние на все общество в целом. Например, это можно рассмотреть следующим образом:
1. коррупция приводит к снижению инвестиций в производство, а значит, замедляет экономический рост предприятий и в целом государства;
2. коррупция в частном бизнесе, а особенно в малом, приводит к разорению частных предпринимателей [4];
3. коррупция вызывает неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
4. происходит потеря налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов государства;
5. коррупция вызывает потерю времени из-за чинимых препятствий, а следствие этого, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом [5];
6. потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов [6];
1 Президент подписал закон "О противодействии коррупции". Закон "О противодействии коррупции" подписан и вступил в силу. [Электронный ресурс]: https://www.gazeta.uz/ru/2017/01/04/law/. (дата обращения: 12.02.2019).
7. потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
8. разорение частных предпринимателей;
9. снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
10. понижение качества общественного сервиса;
11. нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;
12. неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты [7];
13. рост социального неравенства;
14. усиление организованной преступности;
15. ущерб политической легитимности власти;
16. снижение общественной морали.
Глава Узбекистана Ш.М. Мирзиёев уделяет значительное внимание этой злободневной проблеме. Так, выступая на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса, он подчеркнул - «Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, различных преступлений и правонарушений, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо» [8].
Очевидно, что для борьбы с коррупцией в первую очередь нужна чёткая законодательная база.
В целях обеспечения эффективного исполнения положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», Президент Республики Узбекистан принял Постановление «О мерах по реализации положений закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» [9].
Антикоррупционная реформа, проводимая в Узбекистане, позволит улучшить позиции страны в ежегодном рейтинге международной организации Transparency International1. Индекс, который оценивает 180 стран и территорий по их предполагаемым уровням коррупции в государственном секторе по оценкам экспертов и бизнесменов, использует шкалу от 0 до 100, где 0 - очень коррумпированный, а 100 - очень чистый. Более двух третей стран оценивают индекс потребительских цен в этом году ниже 50, при этом средний показатель составляет всего 43. Это показывает, что продолжающаяся неспособность большинства стран значительно контролировать коррупцию способствует кризису демократии во всём мире. Хотя есть исключения, данные показывают, что, несмотря на некоторый прогресс, большинство стран не могут серьёзно вмешаться в борьбу с коррупцией.
Международная антикоррупционная организация Transparency International опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции за 2018 год. Согласно ему2, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так (Таблица 1.).
Таблица 1. Рейтинг стран по Индексу восприятия коррупции за 2018 год
1. Дания. 6. Швейцария.
2. Новая Зеландия. 7. Сингапур.
3. Финляндия. 8. Нидерланды.
4. Швеция. 9. Люксембург.
5. Норвегия 10. Канада.
1 Transparency International была основана в 1993 году бывшим региональным директором Всемирного банка Петером Эйгеном.
2 Corruption Perception Index. Электронный ресурс: https://www.transparency.org/cpi2018.
Несмотря на реформы, направленные для противодействия коррупции, к сожалению, Республика Узбекистан находится на 158 месте.
Наиболее коррумпированные страны - преимущественно находятся в Африке, а также есть несколько азиатских и южноамериканских стран. Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с сильным гражданским обществом.
Как показывает практика, основы противодействия коррупции заключаются в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции.
Исходя из того, что в настоящее время необходимы полномасштабные усилия в этом сфере. В качестве мер авторами предлагается концепция, которая предполагает:
1. последовательное увеличение эффективности государственного управления путём реализации политических, организационных, правовых, экономических и идеологических мероприятий;
2. разработку необходимого научного сопровождения к реализации антикоррупционной политики с подключением к работе независимых специалистов, международных экспертов [10];
3. стимулирование рыночного прогресса (благоприятного инвестиционного климата, рыночного механизма, добросовестной конкуренции и развития частного предпринимательства) [11];
4. оздоровление социально-психологического состояния населения, путём изменения правосознания к данному явлению (ведение просветительской работы в СМИ и сети Интернет, проведение тематических конференций, семинаров и теледебатов, образовательных программ и курсов в образовательных учреждениях и институтах гражданского общества) [12];
5. активной парламентской процедуры экспертизу законопроектов на коррупционность, а также осуществление мониторинга результативности применения законодательных инициатив в области противодействия коррупции;
6. поддержку общественных организаций, повышающих вовлеченность в политическую деятельность и общественный контроль над государственными расходами, в частности, на местном уровне;
7. дальнейшее реформирование государственной службы в интересах максимальной открытости и прозрачности её деятельности.
Список литературы /References
1. Каримов И.А. Справедливость должна быть основой нашей деятельности // Своё будущее мы строим своими руками. Т. 7. Т.: Узбекистан, 1999.
2. Нодирхонова Н. Конвенция ООН против коррупции // International scientific review,
2017. № 1 (32). С.68-70.
3. О противодействии коррупции. Закон Республики Узбекистан за № ЗРУ-419 от 3 января 2017 г., ст.3. // Собрание Законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 1.
4. Белянова Е., Николаенко С. Воздействие коррупции на развитие бизнеса: эмпирическая оценка // Вопросы экономики, 2013. № 9. С. 91-105.
5. Паин Э.А., Шарафутдинова Д.Э. Множественная современность: особенности бюрократической иерархии и коррупции в обществах с клановыми традициями // Общественные науки и современность, 2017. № 2. С. 91-103.
6. Комлык В.В. Объект состава преступления // Проблемы современной науки и образования. Москва. 2017. № 19 (101). С.74-77.
7. Kurpayanidi K.I. Questions of classification of institutional conditions, determining the structure of business management in Uzbekistan //ISJ Theoretical & Applied Science,
2018. Т. 9. № 65. С. 1-8.
8. Мирзиёев Ш.М. Свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан мы построим вместе с нашим мужественным и благородным народом. // Народное слово, 20 декабря 2016 г.
9. О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». Постановление Президента Республики Узбекистан за № ПП-2752 от 2 февраля 2017 г. // Национальная база данных законодательства, 07.06.2018.
10. Бегунков И.Д. Проблемы развития гражданского законодательства в сфере защиты чести, достоинства и деловой репутации // Вестник науки и образования. Москва, 2018. № 17-1(53). С. 92-94.
11. Нишонов Ф. Инвестицион фаоллликни ошириш - ривожланишнинг устивор йуналиши // И^тидорли талабалар - магистрант - аспирант, ёш муста^ил тадкщотчиларнинг Илмий-амалий анжумани материаллари туплами. Фергана, 2009. С. 252-254.
12. Yormatov I.T, Tolibov I.S., 2018. The concept of building management by influence of innovation on change of organizational structure and production structure of the enterprise. // ISJ Theoretical & Applied Science, 2018. № 9 (65). С. 256-263.