Научная статья на тему 'О некоторых вопросах предоставления и использования оперативно-розыскной информации в расследовании преступлений'

О некоторых вопросах предоставления и использования оперативно-розыскной информации в расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1579
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ДОПУСТИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОКАЗЫВАНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширванов А. А., Асатрян З. А.

Рассмотрены аспекты предоставления и использования оперативно-розыскной информации в расследовании преступлений, а также имеющие место нарушения закона, приводящие к признанию ее ничтожной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах предоставления и использования оперативно-розыскной информации в расследовании преступлений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 343.98:343.14

A.A. Ширванов, д-р юрид. наук, гл. науч. сотрудник, (Россия, Москва, ВНИИ МВД России),

З.А. Асатрян, соискатель, 7987870@mail.ru, (Россия, Москва, ВНИИ МВД России)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Рассмотрены аспекты предоставления и использования оперативнорозыскной информации в расследовании преступлений, а также имеющие место нарушения закона, приводящие к признанию ее ничтожной.

Ключевые слова: оперативно-розыскная информация, проведение

оперативно-розыскных мероприятий, допустимость использования в доказывании.

Как известно, объем оперативной информации, предоставляемой в уголовный процесс, должен позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом и к соответствующим видам доказательств и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе. Однако оперативную информацию не следует рассматривать как так называемую «основу формирования доказательств» [1]. Речь должна идти о предоставлении информации, т. е. о сообщении, об источнике полученной информации, о предоставлении письменных документов, предметов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий для

решения вопроса о приобщении их к делу в качестве доказательств. Все это не дает права расценивать оперативно-розыскную деятельность как «основу формирования доказательств», так как в ходе уголовнопроцессуальной деятельности доказательства не формируются, а собираются и предоставляются (ст. 86 УПК РФ) [4, с. 120-122].

Законное и обоснованное использование оперативной информации при производстве расследования преступлений предполагает исполнение положений, прописанных в ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту ОРД), наряду с требованиями ст. 89 УПК РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об ОРД» оперативная информация может быть использована для подготовки и осуществления следственных действий, а согласно ч. 2 указанной статьи использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовнопроцессуального закона, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств и служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Согласно ч. 3 ст. 11 Закона «Об ОРД» предоставление оперативной информации органу дознания или следователю осуществляется на основании постановлений руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Установленное правило является одной из гарантий законности производства оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту ОРМ), достоверности предоставляемой информации, а также соблюдения требований конспирации. Только при выполнении этого условия дознаватель и следователь, использующие оперативную информацию в процессе расследования, реально могут осуществлять контроль соблюдения установленного порядка получения оперативных сведений, а в случае необходимости проверить их соответствие закону.

Право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на предоставление оперативных материалов в орган, осуществляющий предварительное расследование, и обязанность участников уголовного процесса, наделенных правом осуществления процессуальной деятельности, процессуальным способом отреагировать на факт предоставления этих материалов уголовно-процессуальным законом не предусмотрены. Однако лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, обязано отреагировать на предоставление оперативных материалов путем вынесения постановления о приобщении их к материалам уголовного дела, находящегося в его производстве. В том случае, если дознаватель или следователь сочтут, что представленные материалы не относятся к находящемуся в их производстве уголовному делу, они обязаны отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления.

Принятие представленных материалов, добытых оперативным путем, может быть оформлено протоколом, а в том случае если письменные документы и предметы были получены оперативными работниками в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поруче-

нию следователя или органа дознания, то составления протокола в данном случае не требуется (ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Можно ограничиться письменным ответом на выполненное отдельное поручение с приложением соответствующих материалов, добытых оперативно-розыскным путем в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В том случае если на проведение оперативно-розыскного мероприятия было получено разрешение суда, то оперативная информация представляются вместе с судебным постановлением о разрешении проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия.

Собственно предоставление оперативно-розыскной информации в уголовное судопроизводство условно включает три этапа:

1) вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о предоставлении полученной оперативной информации;

2) вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

3) оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.

Постановление о предоставлении оперативно-розыскной информации в уголовное судопроизводство состоит из трех частей:

1) во вводной части указывается название документа, место, время его вынесение данные руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и основание вынесения постановления;

2) описательная часть должна содержать указание на то, что в результате проведения какого оперативно-розыскного мероприятия получена информация, какая именно и для каких целей она предоставляется в уголовный процесс, когда и кем было санкционировано проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия и наличие судебного решения на его проведение со ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Закона «Об ОРД»;

3) в резолютивной части постановления формулируется решение о направлении оперативно-служебных документов и перечисляются конкретные документы, содержащие оперативно-розыскную информацию.

Одновременно с постановлением о предоставлении оперативной информации в орган расследования, но только в случае необходимости, должен готовиться план мероприятий по защите полученной информации и безопасности участников проведения оперативно-розыскных мероприятий. Постановление готовится в одном экземпляре, подписывается руководителем органа осуществляющего ОРД и приобщается к материалам соответствующего номенклатурного дела.

Оперативно-розыскная информация может предоставляться в орган предварительного расследования также в виде обобщенного сообщения (справки-меморандума), которое может использоваться только для подго-

товки и осуществления следственных действий, когда не имеет особого значения способ получения информации, а также в виде подлинников оперативно-служебных документов: рапорта, сводки, справки, акта сотрудника органа, осуществляющего ОРД, объяснения или заявления граждан, участников проведения оперативно-розыскных мероприятий, актов или иных документов ведомств и так далее.

Предоставление материалов допускается в копиях, в том числе с переносом наиболее важной информации на единый носитель, о чем в обязательном порядке должно быть оговорено в сопроводительных документах. Подлинники материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении, проводившем оперативно-розыскные мероприятия до вступления приговора суда в законную силу.

При этом следует отметить, что оперативная информация может вообще не представляться, несмотря на ее наличие, но в следующих случаях: если невозможно обеспечить безопасность участников оперативнорозыскной деятельности в связи с предоставлением и возможным использованием полученной оперативной информации в уголовном судопроизводстве и если использование оперативно-розыскной информации в уголовном процессе создает реальную возможность разглашения сведений, используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных к государственной тайне.

Решение о не предоставлении полученной оперативно-розыскной информации оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, приобщается к материалам, соответствующего номенклатурного дела, о принятом решении уведомляется инициатор запроса [5, с. 119].

Однако, как показало проведенное нами исследование, наиболее часто встречающимися (около 30 % изученных уголовных дел по линии уголовного розыска и около 70 % уголовных дел по линии ОБЭП) нарушениями при предоставлении оперативной информации в уголовный процесс явились нарушения касающиеся содержания предоставляемых материалов оперативно-розыскной деятельности в орган расследования.

Исходя из соответствующих норм УПК РФ и Закона «Об ОРД», в частности, о правильном определении содержания и объема результатов ОРД, представляемых в уголовный процесс, для того, чтобы полученная оперативная информация могла эффективно использоваться в доказывании, в сопроводительном письме и в других предоставляемых оперативно -

служебных документах независимо от их наименования должно быть отражено следующее:

- точное наименование оперативно-розыскного мероприятия, в результате которого получена предоставляемая информация (ст. 6 Закона), так как для отдельных ОРМ законом предусмотрены особые условия их проведения (нарушения обнаружены в 4 % случаев);

- какая именно получена информация, имеющая значение для дела (нарушения обнаружены в 6 % случаев);

- кем получена указанная информация и кто при этом участвовал с целью возможности их проверки (нарушения обнаружены в 8 % случаев);

- результаты использования технических средств, если они применялись, с указанием их технических характеристик (аудио- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и тому подобное) (нарушения обнаружены в 21 % случаев);

- когда получены отображения существенных для дела обстоятельств (аудио- или видеозаписи, фото- или кинодокументы) или обнаружены предметы или документы, имеющие значение в доказывании. Предметы и документы должны быть упакованы по правилам упаковки вещественных доказательств (нарушения обнаружены в 62 % случаев).

В сопроводительном письме должно быть указано, в качестве пожелания, через какой вид доказательств, по мнению оперативных служб, полученную оперативную информацию было бы предпочтительнее ввести в уголовный процесс (не обнаружено ни одного случая данных рекомендаций).

Если использование в доказывании предоставленной оперативной информации может создать угрозу безопасности лиц, участвовавших в проведении оперативно-розыскных мероприятий, то орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предусмотреть меры по их защите, поставив об этом в известность дознавателя или следователя, кому предоставляется оперативно-розыскная информация.

Однако допустимость использования в доказывании оперативной информации определяется не только содержанием предоставляемых материалов, а, прежде всего, тем, не нарушены ли при производстве ОРМ основополагающие нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина, положения Закона «Об ОРД» о задачах этой деятельности (ст. 2), ее принципах (ст. 3), основаниях и условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7, 8), соблюдении при этом прав человека и гражданина (ст. 5 Закона «Об ОРД»).

Прежде чем решать вопрос об использовании в процессе расследования полученных результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимо проверить законность их получения. Если оперативно-розыскные мероприятия, в результате проведения которых была получена оперативная

информация, проведены с нарушением закона, то она не может быть использованы в доказывании по уголовному делу.

Однако у практических работников достаточно часто возникают сомнения в том, влияют ли на возможность использования оперативной информации в уголовном процессе допущенные при ее получении нарушения закона. Сомнения имеют место и у некоторых ученых-юристов.

Так, в Комментарии к федеральному закону «Об ОРД» под редакцией А.Ю. Шумилова высказана мысль о том, что в отличие от УПК РФ Закон «Об ОРД» не предусматривает санкций ничтожности результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных с нарушением закона, и что такие санкции «не выводятся путем логического анализа его (закона — авт.) нормативных предписаний, а также их функциональных связей». В то же время авторы Комментария признают, что «в большинстве случаев нарушение требований федерального закона препятствует получению тех результатов, ради достижения которых осуществляется ОРД». Но, по их мнению, «возможна и такая ситуация, когда нарушался закон, но само нарушение не стало помехой для достижения значимого для уголовного процесса результата». Такой подход предполагается применять, в частности, и «при решении вопроса о придании процессуального статуса вещественного доказательства материальному предмету, полученному оперативным путем с нарушением федерального закона» [2, с. 120].

С приведенными соображениями нельзя согласиться. Несомненно, правильным является мнение о том, что неверно, прежде всего, то, что санкции ничтожности результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных с нарушением закона, не выводятся путем логического анализа нормативных предписаний Закона «Об ОРД». Это утверждение противоречит ст. 3 Закона, регламентирующей принципы оперативнорозыскной деятельности, в соответствии с которыми данная деятельность «основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав человека и гражданина...» [3, с. 27].

Согласно положениям ч. 9 и 10 ст. 5 Закона «Об ОРД» при обнаружении нарушений органом или должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящий орган, прокурор или судья обязаны принять меры к восстановлению причиненного вреда. Допущенные нарушения при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России, поэтому лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, установив, что при проведении ОРД был нарушен закон, не должно использовать незаконно полученную оперативную информацию, на что указывает ст. 89 УПКРФ.

В связи с этим утверждение авторов вышеназванного Комментария к Закону «Об ОРД» о том, что допущенное нарушение закона при получении оперативным путем материального предмета «находится за рамками уго-

ловного процесса и не означает нарушения предусмотренной уголовнопроцессуальным законом процедуры формирования вещественного доказательства» [2, с. 120], не состоятельно. Подтверждением этому является и содержащийся в ст. 50 Конституции РФ запрет использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона при осуществлении правосудия. Несомненно, что этот запрет в полной мере относится не только к уголовному судопроизводству, но и к не процессуальным способам получения оперативной информации, регламентированным Законом «Об ОРД», которая может быть в последствии использована в доказывании.

На наш взгляд, весьма сомнительно, что эта деятельность может осуществляться противозаконными способами, например путем запугивания, подкупа, изъятия письменных документов и предметов посредством незаконного проникновения в жилище и тому подобное.

По всей видимости, также нельзя использовать в уголовном процессе оперативную информацию, полученную лицами, неправомочными осуществлять ОРД, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных Законом «Об ОРД», а также при отсутствии предусмотренных данным законом оснований. В частности путем проникновения в жилище, прослушивания телефонных переговоров, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятия информации с технических каналов связи без судебного решения и так далее.

Использование при производстве расследования оперативной информации, добытой противозаконно, означает явное отступление от одного из основных принципов уголовного процесса — принципа законности, что влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ст. 75 УПК). Поэтому перед принятием решения об использовании в расследовании оперативной информации необходимо проверить законность ее получения. Если оперативно-розыскные мероприятия, в результате проведения которых была добыта оперативная информация, проведены с нарушениями закона, то они не могут быть использованы в расследовании.

Библиографический список

1. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскнойдеятельности. М., 1996. 111 с.

2. Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А.Ю. Шумилова. М., 1997. 208 с.

3. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: методическое пособие. М.: ООО Издательство Юрлитинформ, 2000. 144 с.

4. Ларин A.M. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности: рецензия на книгу // Государство и право. 1997. № 7. С. 120-122.

5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. проф. В.В. Николюка. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 1999. 198 с.

A.A. Shirvanov, Z.A. Asatrjan

About some questions of granting and use of the operatively-search information in investigation of crimes

Aspects of granting and use of the operatively-search information in investigation of crimes, and also the taking place infringements of the law leading to its recognition of the insignificant are considered.

Key words: operatively-search information; carrying out of operatively-search actions; admissibility of the evidence using in the proof.

УДК 343.983.25

В.А. Шурухнов, канд. юрид. наук, доцент, доцент (Тул. ф-л Моск. ун-та МВД России)

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Рассматриваются отдельные аспекты создания системы информационно-технического обеспечения деятельности следователя в процессе раскрытия и расследования преступлении на этапе получения им информации о происшедшем событии, а также перспективы ее развития и совершенствования на современном этапе.

Ключевые слова: информационно-техническое обеспечение,

информационные ресурсы, система информационного обеспечения,

расследование преступлении.

Механизм совершения любого преступления представляет собой довольно сложный процесс, информация о котором является основной составляющей процесса расследования, обеспечивающей его своевременность и эффективность. Он вызывает наиболее значительные изменения в объективной действительности, которые связаны с выполнением большого числа действий и, в свою очередь, последовательно отражаются и фиксируются в объективной действительности.

Основным условием успешного расследования преступления является наличие у следователя или лица, производящего дознание, информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.