О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
КРЫСЕНКОВА Наталья Борисовна, старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: foreign2@izak.ru
Статья посвящена проведению выборов органов местного самоуправления в Новой зеландии. Целью исследования является изучение опыта Новой зеландии в части организации избирательного процесса на местном уровне власти, выявление особенностей и проведение аналогии с иными избирательными системами мира. Избрание автором темы исследования неслучайно, поскольку порядок организации и проведения местных выборов в Новой зеландии отличается от общепринятого. В первую очередь отличия проявляются в органах, ответственных за организацию и проведение выборов. Если во многих государствах мира организация избирательного процесса органов местного самоуправления отнесена к ведению избирательных комиссий страны, то в Новой зеландии избирательная комиссия принимает участие в местных выборах только на этапе подготовки списков избирателей по избирательным округам. Дальнейшая организация выборных процедур отнесена к компетенции департамента внутренних дел. Автором рассмотрен вопрос законодательного регулирования избирательного процесса на местном уровне государственной власти, уделено внимание органам, ответственным за организацию и проведение выборов, как на уровне департамента внутренних дел, так и на нижестоящем уровне, непосредственно процедуре организации выборов, проведению голосования, предвыборной агитации, подведению результатов выборов, а также правонарушениям в избирательной сфере и оспариванию результатов выборов. Дана краткая характеристика аспектов формирования и функционирования органов местного самоуправления в Новой зеландии.
Ключевые слова: Новая зеландия, выборы, избирательный процесс, избирательные комиссии, органы местного самоуправления, избирательное законодательство, департамент внутренних дел, голосование, подсчет голосов.
SOME ASPECTS OF ORGANIZATION AND HOLDING OF LOCAL ELECTIONS IN NEW ZEALAND
N. B. KRYSENKOVA, senior research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: foreign2@izak.ru
The article is devoted to local elections in New Zealand. The article aimed at the research of New Zealand electoral system, revealing of its specifics and comparison with other electoral systems of the world. The author's choice of the theme of research is not occasional because the order of conduct of elections in New Zealand is very different in comparison with the other countries. If the procedure of local elections organization in many countries of the world is a power of election commissions, the Election Commission of New Zealand takes part in local elections on the stage of electoral rolls compilation and the organization of local electoral process in this country is a power of Department of Internal Affairs. The author analyses the aspects of legal regulation of local elections in New Zealand, bodies responsible for organization of electoral process at the Department of Internal Affairs and lower level, the procedure of elections as a whole, voting at elections, propaganda, counting of votes and election results as well as offences in the sphere of elections and litigations on the questions of elections results. What's more, the author makes a brief description of local self-governments formation and functioning in New Zealand.
Keywords: New Zealand, elections, electoral process, election commissions, local self-governments, electoral legislation, Department of Internal Affairs, poll, counting of votes.
DOI: 10.12737^.2019.1.4
Вопрос организации избирательного процесса в различных государствах мира представляется достаточно интересным с точки зрения изучения опыта зарубежных стран, восприятия новых эффективных механизмов организации и проведения выборов, особенно когда это касается выборов на местном уровне государственной власти, посколь-
ку в разных странах могут применяться различные избирательные модели. Так, организацией и проведением выборов на всех уровнях власти в одних государствах занимаются специально созданные органы, например избирательные комиссии, в других — избирательная комиссия участвует в организации и проведении выборов только на национальном уров-
не, а местными выборами занимаются специально уполномоченные министерства или ведомства. К последним относится Новая Зеландия. Избирательная комиссия страны организует и проводит выборы в парламент государства, а избрание органов местного самоуправления осуществляется под руководством департамента внутренних дел Новой Зеландии, при этом избирательная комиссия принимает участие только в формировании списков избирателей.
Правовой основой организации и проведения местных выборов в этом государстве является Акт о местных выборах (Local Electoral Act 2001), который достаточно детально регулирует избирательные вопросы, актуальные для избрания органов местного самоуправления, в частности модель избирательной системы, применяемой на местном уровне. Регулирование процедурных моментов осуществляется на основании Правил проведения местных выборов (Local Electoral Regulations 2001). Законодательство Новой Зеландии в сфере организации и проведения выборов на местном уровне власти нацелено на реализацию следующих принципов:
1) обеспечение честного и эффективного представительства интересов граждан и сообществ;
2) предоставление равных возможностей всем гражданам реализовать свое право голоса, выдвинуть одного или нескольких кандидатов для участия в выборах, быть номинированным в качестве кандидата;
3) повышение правовой грамотности населения и доверия граждан к избирательному процессу в части проведения местных выборов посредством организации и проведения выборов на регулярной основе, гарантии независимости проведения выборов от воли избираемых органов власти, защиты свободы выбора граждан и тайны голосования, обеспечения прозрачности избирательного процесса и процедуры подсчета голосов, применения независимого механизма разрешения споров в отношении проведения голосования или подведения итогов выборов.
Выбор избирательной системы для каждого государства определяется рядом причин, это могут быть и исторические предпосылки для формирования ее определенным образом, и форма государственного устройства, и даже цели, которые стремится достичь законодатель при определении избирательной системы. И, безусловно, у каждой системы есть свои плюсы и минусы, которые должны учитываться при ее выборе для каждого конкретного государства1. Как отмечает И. П. Кененова, «учитывая... "политическую активность" избирательной системы, законодатель стремится приспосабливать ее к запросам и вызовам тех политических сил (партий), которые пре-
1 См.: Постников А. Е. Мажоритарная и пропорциональные избирательные системы: плюсы и минусы // Народный депутат. 1993. № 12. С. 40—41.
успели на выборах и имеют возможность закрепить свое положение»2.
В настоящее время в Новой Зеландии применяются две избирательные системы. Формирование парламента страны осуществляется с применением смешанной избирательной системы, которая предполагает наделение избирателя двумя голосами, один из которых подается за кандидата, выдвинутого от конкретного избирательного округа, а второй — за партийный список кандидатов. Местные органы власти в большинстве избираются на основании мажоритарной избирательной системы относительного большинства (first past the post), однако при избрании некоторых из них может применяться система «единственного передаваемого голоса» (single transferable vote). Такая модель применялась ранее и для проведения парламентских выборов, однако была признана неэффективной3 и в 1996 г. реформирована, тем не менее для формирования органов местного самоуправления она продолжает применяться до настоящего времени. Таким образом осуществляется избрание мэра территориального управления, членов территориальных управлений, региональных советов и местных коллегий, общественной коллегии, лицензируемого попечительского совета и окружной коллегии по здравоохранению. Однако вопрос определения избирательной системы, которая будет применяться на конкретных выборах, законодательством Новой Зеландии отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
Избрание органов местного самоуправления, как единоличных, так и коллегиальных, проводится один раз в три года. Акт о местных выборах устанавливает единый день проведения голосования для формирования таких органов — вторая суббота октября.
В организацию и проведение выборов на местном уровне вовлечены следующие органы и должностные лица:
избирательная комиссия Новой Зеландии в части предоставления информации для формирования списков избирателей;
департамент внутренних дел, на который возложены обязанности по формированию законодательной базы для проведения выборов, утверждению форм избирательных документов, обеспечению органов местного самоуправления техническими средствами, в том числе компьютерными программами, для подведения итогов выборов, проведенных по системе единственного передаваемого голоса. Кроме того, департамент внутренних дел участвует в аналитической работе с результатами выборов местных
2 Кененова И. П. Реформы избирательных систем как вестники обновления политических тенденций // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 72—78.
3 Report of the Royal Commission on the Electoral System: Towards a Better Democracy. 1986.
органов власти, совместно с другими органами предоставляет информацию о порядке организации и проведения местных выборов;
органы местного самоуправления, которые уполномочены не только определять, какая именно избирательная система будет применяться на выборах на их территории, но и назначать должностных лиц по выборам, организовывать и проводить местные выборы, включая процедуру подсчета голосов избирателей;
должностные лица по выборам (electoral officers) и заместители должностных лиц по выборам (deputy electoral officers). К их полномочиям отнесено: формирование и утверждение списка избирателей; опубликование любых извещений о выборах, включая назначение выборов, проведение голосования, начало периода для выдвижения кандидатов и др.; регистрация кандидатов, сопряженная с истребованием различных деклараций кандидатов, а также внесением кандидатами избирательного залога; выпуск обычных и специальных избирательных бюллетеней, а также иных избирательных документов; проведение голосования и определение результатов выборов; объявление результатов выборов; получение отчетов кандидатов о финансировании избирательных кампаний; расследование возможных правонарушений в избирательной сфере или предоставление соответствующей информации о правонарушениях полиции Новой Зеландии. Таким образом, можно сделать вывод, что на должностных лиц по выборам возлагается весь спектр полномочий избирательной комиссии, но применительно к избирательному процессу на местном уровне власти.
Особое внимание необходимо уделить статусу должностного лица по выборам, поскольку, учитывая порядок его назначения на должность фактически органом местного самоуправления, ставится под сомнение гарантированность независимости проведения выборов от воли местных органов власти, заявленная в качестве основополагающего принципа, закрепленного в Акте о местных выборах (ст. 4).
Несмотря на то что назначение должностного лица по выборам осуществляется органом местного самоуправления, в дальнейшем он осуществляет свои полномочия независимо, что закреплено в ст. 14 Акта о местных выборах. Так, «должностное лицо по выборам, заместитель должностного лица по выборам и иные уполномоченные лица в сфере организации избирательного процесса не подчиняются предписаниям органов местного самоуправления, местным или общественным советам при осуществлении возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с настоящим Актом или правилами, изданными на основании настоящего Акта». При этом в качестве должностного лица по выборам или его заместителя не может быть назначен кандидат, участвующий в выборах любого уровня, а также член лю-
бых органов местного самоуправления, местного или общественного совета, организация и проведение выборов в которые возлагается на указанных должностных лиц, равно как не может быть назначен глава органа исполнительной власти на местном уровне.
Избирательный процесс на местном уровне власти в Новой Зеландии включает практически те же стадии, что и при проведении парламентских выборов, а именно: 1) назначение выборов; 2) формирование списка избирателей; 3) выдвижение и регистрация кандидатов; 4) предвыборная агитация; 5) голосование; 6) подсчет голосов и определение результатов выборов; 7) оспаривание результатов выборов.
Назначение выборов осуществляется должностным лицом по выборам. В извещении о проведении выборов в обязательном порядке указываются: 1) дата проведения голосования; 2) административно-территориальное образование, в котором будут проводиться выборы; 3) перечень должностных лиц, уполномоченных на организацию и проведение выборов на этой территории; 4) избирательная система, которая будет применяться на предстоящих выборах; 5) способ подведения итогов выборов; 6) информация для избирателей о времени завершения формирования списков избирателей, времени и способе ознакомления со списками избирателей, а также временных рамках и способе регистрации в качестве избирателя на местных выборах или внесения изменений в список избирателей; 7) дата и время регистрации в качестве кандидатов для участия в выборах; 8) права кандидата на представление декларации кандидата и способ ее представления; 9) способ регистрации в качестве кандидата; 10) размер избирательного залога, необходимого для участия в выборах; 11) количество вакантных мест, которые планируется заполнить по результатам выборов.
Извещение о проведении выборов издается не позднее чем за 28 дней до дня завершения формирования списков избирателей либо дня начала регистрации кандидатов для участия в выборах.
Формирование списка избирателей — это единственная стадия избирательного процесса Новой Зеландии на местном уровне государственной власти, ответственность за которую лежит на избирательной комиссии страны, а не на иных органах, вовлеченных в деятельность по организации и проведению выборов (департамент внутренних дел страны, местные органы власти). Формирование списка избирателей осуществляется в соответствии с положениями Избирательного акта 1993 г. как для общенациональных, так и местных выборов, проводимых в государстве. Вся информация, необходимая местным органам, предоставляется избирательной комиссией страны4.
4 Подробнее см.: Крысенкова Н. Б. Избирательная система Новой Зеландии // Современные избирательные систе-
Выдвижение и регистрация кандидатов осуществляется не менее чем двумя зарегистрированными избирателями от административно-территориального образования, в котором избираются органы местного самоуправления, до 12 часов дня, обозначенного в извещении в качестве последнего дня выдвижения кандидатов. В качестве кандидата может быть выдвинут только гражданин Новой Зеландии, который является «парламентским избирателем», т. е. избирателем, который вправе голосовать на парламентских выборах. Законодательство Новой Зеландии, а именно Избирательный акт (Electoral Act 1993), устанавливает обязанность для граждан регистрироваться в качестве избирателя при проведении парламентских выборов. Эта обязанность является ключевой для избирательного процесса Новой Зеландии, поскольку от наличия статуса зарегистрированного избирателя в этом государстве зависит в целом участие гражданина в электоральном процессе, в том числе и возможность стать кандидатом на выборах любого уровня.
Для успешной регистрации в качестве кандидата на местных выборах в соответствии с законодательством Новой Зеландии необходимо: 1) письменное согласие с выдвижением в качестве кандидата на местных выборах и заявление о соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым для регистрации; 2) документ о выдвижении в качестве кандидата, в котором указываются имя кандидата, перечень аффилированных лиц кандидата, намерения кандидата относиться к независимым кандидатам в избирательном бюллетене; 3) соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым для кандидатов на местных выборах; 4) соответствие лиц, выдвинувших кандидата, квалификационным требованиям, предъявляемым для таких лиц; 5) соблюдение процедуры выдвижения кандидатов; 6) внесение избирательного залога, размер которого в настоящее время составляет 200 новозеландских долл.
В соответствии со ст. 55 Акта о местных выборах в Новой Зеландии запрещено самовыдвижение кандидата для участия в выборах. Кроме того, кандидат может быть выдвинут только в одном избирательном округе или районе, а также он не вправе принимать участие в выборах одновременно в несколько органов местного самоуправления, будь то органы управления административным районом, территориального управления, в которые включен соответствующий административный район, местная или региональная коллегия.
Снятие кандидата с выборов до окончания процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в Новой Зеландии возможно на основании его письменно-
мы. Вып. 12. Мальта, Новая Зеландия / В. И. Лафитский, Н. Б. Крысенкова; науч. ред. В. И. Лафитский, В. И. Лысенко. М., 2017.
го заявления, представленного должностному лицу по выборам. В таком случае, а также в случае смерти кандидата или невозможности его участия в выборах считается, что кандидат не выдвигался и не регистрировался для участия в выборах.
После окончания процедуры выдвижения и регистрации кандидатов избирательное законодательство страны предусматривает три варианта развития событий: в случае когда количество зарегистрированных кандидатов совпадает с количеством вакантных мест в органе местного самоуправления, все кандидаты признаются избранными должным образом; если количество кандидатов меньше, чем количество вакантных мест, то все кандидаты признаются избранными, а оставшиеся вакантные должности в органах местного самоуправления объявляются внеочередной вакансией, возникшей в день проведения голосования; если количество кандидатов превышает количество вакантных мест в органе местного самоуправления, то должностное лицо по выборам публикует извещение, в котором указываются дата и время проведения голосования, тип избирательной системы, который будет применяться на выборах, способ или способы проведения голосования и иная информация, которая признается необходимой для указания в извещении по мнению должностного лица по выборам.
Предвыборная агитация на местных выборах в Новой Зеландии регулируется нормами Акта о местных выборах и Избирательного акта. Порядок проведения агитации в теле- и радиоэфире, включая порядок предоставления эфирного времени кандидатам, закреплен в Акте о телерадиовещании (Broadcasting Act 1989).
Предвыборная агитация может осуществляться кандидатами только при соблюдении следующих условий:
опубликование агитационной информации возможно только при наличии письменного распоряжения кандидата или его агента, а если осуществляется публикация агитационных материалов нескольких кандидатов, то письменного распоряжения, полученного от каждого из них или их агентов;
агитационные материалы должны содержать истинное имя кандидата или лиц, от имени которых они публикуются, а также адрес места жительства или места нахождения таких лиц;
опубликование агитационных материалов должно быть одобрено организацией или органом, представляющим жителей или арендаторов в округе или районе, в котором осуществляется такое опубликование, а также при опубликовании таких материалов должны быть указаны контактные данные лица, одобрившего опубликование. К агитационным материалам, размещение которых подлежит одобрению, в соответствии с ч. 1 ст. 113 Акта о местных выборах относятся публикации в газетах, иных периодических
изданиях, плакаты, объявления, брошюры, афиши, рекламные щиты, карточки и прочее.
Предвыборная агитация в Новой Зеландии осуществляется в различных формах: публичные встречи с избирателями, проводимые в местных школах или зданиях городской администрации, вербовка избирателей, реклама кандидатов в газетах, размещение агитационной информации на плакатах, афишах или распространение информационных листовок.
Избирательным актом устанавливается запрет на осуществление трансляций предвыборных программ по телевидению с 6 часов утра и до полудня по воскресеньям, в День АНЗАК5, в Рождество, Великую пятницу и Пасхальное воскресенье. Также введен запрет на осуществление радиотрансляций предвыборных программ в эти дни. Трансляции избирательных программ осуществляются теле- и радиовещательными организациями на равных условиях, в том числе в части предоставления эфирного времени партиям и кандидатам.
Голосование — это следующая стадия избирательного процесса. На должностных лиц по выборам налагается обязательство следить за соблюдением безопасности хранения документов для голосования, избирательных записей, не распространять какую-либо информацию о кандидатах. Кроме того, в Акте о местных выборах прописано, что процедура проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проверки списков избирателей должна проводиться таким способом, который облегчит при необходимости проведение проверок или пересчета голосов (п. 'У' ст. 74). Также законодательство страны определяет порядок действий в отношении идентификации избирателей в списке, выдачи избирательных бюллетеней, правила заполнения бюллетеней избирателями.
Голосование проводится с 9.00 до 19.00 в день, определенный в качестве дня голосования, голосование по почте завершается в 12 часов дня накануне дня проведения голосования.
Голосование проводится несколькими способами: 1) традиционное голосование посредством заполнения бумажного бюллетеня и опускания его в урну; 2) голосование по почте; 3) любые виды электронного голосования; 4) голосование с применением нескольких спо -собов; 5) любой иной способ проведения голосования. К последнему типу способов проведения голосования можно отнести, например, голосование по телефону, распространенное на общегосударственных выборах.
Акт о местных выборах содержит спорную норму, позволяющую должностным лицам по выборам начать обработку избирательных документов до окончания голосования. Под избирательными документами избирательное законодательство Новой Зеландии
5 День памяти воинов Австралии и Новой Зеландии, погибших в ходе различных военных действий, участниками которых были названные государства.
понимает любые электронные документы или электронные сообщения, посредством которых избиратель голосует на выборах или которые передаются в электронной форме для проведения процедуры подсчета голосов, копии таких избирательных документов или сообщений, а также любые записи поданных избирателями голосов. Спорной такая норма представляется ввиду того, что ст. 81 Акта о местных выборах запрещает присутствовать при обработке избирательных документов наблюдателям. Однако в целях соблюдения прозрачности досрочной процедуры обработки избирательных бюллетеней уполномоченный по выборам вправе назначить одного мирового судью и необходимое количество дополнительных судей в целях наблюдения за процессом обработки бюллетеней.
Перед началом проведения процедуры подсчета голосов избирателей и подведения итогов выборов уполномоченный по выборам совместно с некоторыми наблюдателями и мировыми судьями проводит проверку списка избирателей на предмет определения количества избирательных бюллетеней, которые были выданы каждому избирателю на участке. В случае если уполномоченный по выборам обнаружит, что одному избирателю было выдано больше одного бюллетеня, то он вправе признать недействительными все голоса, поданные таким избирателем. Такое возможно в связи с тем, что в соответствии с законодательством Новой Зеландии (ч. 2 ст. 75 Акта о местных выборах) каждый избирательный бюллетень, выдаваемый избирателю для голосования, в обязательном порядке наряду с информацией о кандидатах и (или) политических партиях, принимающих участие в выборах, и правилами заполнения бюллетеня должен содержать данные, позволяющие идентифицировать избирателя в списке избирателей, и количество выданных ему бюллетеней.
Процедура подсчета голосов избирателей начинается после завершения голосования в присутствии наблюдателей и мировых судей. При этом порядок проведения подсчета голосов различается в зависимости от того, выборы в какие органы местного самоуправления проводятся. Так, на выборах мэра и членов территориальных управлений, проводимых в один день голосования по любой из применяемых избирательных систем (системе единственного передаваемого голоса или мажоритарной избирательной системе), учитываются следующие аспекты. Во-первых, законодательство Новой Зеландии не запрещает одному и тому же кандидату баллотироваться на выборах на несколько позиций, например на позицию мэра и на позицию члена территориального управления. Однако при получении необходимого количества голосов такой кандидат вправе занять какую-либо одну должность. Так, в случае если кандидат, баллотировавшийся на две должности одновременно, по итогам голосования одержал победу на позицию мэра, то уполномоченный по выборам провозглашает его избранным в
качестве мэра, после чего кандидат подписывает заявление о снятии своей кандидатуры с выборов в качестве члена территориального управления и, следовательно, не участвует в процедуре подсчета голосов, поданных при избрании членов территориального управления. Однако законодательство не оставляет без внимания и ситуацию, когда по каким-либо причинам один и тот же кандидат оказывается избранным на обе позиции. Так, ст. 88 Акта о местных выборах закрепляет, что кандидат, избранный одновременно на должность мэра и на должность члена иного органа местного самоуправления, признается освободившим должность члена органа местного самоуправления. А избранным в качестве члена территориального управления признается кандидат, занявший на выборах второе место (при голосовании по мажоритарной избирательной системе), либо проводится процедура определения нового победителя на выборах членов территориального управления в соответствии с порядком подведения итогов голосования по системе единственного передаваемого голоса, в зависимости от того, какая именно избирательная система применялась на выборах. Аналогичным образом проводится подсчет голосов и при избрании одновременно членов территориальных управлений и членов местных или общественных советов.
Включение в перечень стадий избирательного процесса оспаривания результатов выборов представляется целесообразным, поскольку на этом этапе возможно изменение результатов выборов в результате аннулирования голосов одного из кандидатов, вынесения решения о проведении новой процедуры подсчета голосов избирателей, в результате которых может измениться итоговый результат избирательного процесса, а также принятия решения о признании выборов недействительными.
В соответствии с законодательством Новой Зеландии рассмотрением споров в связи с местными выборами занимается судья Окружного суда. Исковое заявление в суд подается в течение 21 дня после официального объявления результатов выборов любым кандидатом или инициативной группой в составе не менее 10 избирателей.
Споры в отношении выборов и избирательных кампаний не ограничиваются только оспариванием
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
результатов выборов. В судебном порядке возможно привлечение к ответственности, вплоть до уголовной, того или иного кандидата за нарушения в сфере финансирования избирательной кампании. Вопросы финансирования регламентированы законодательно в любой стране мира. Это направлено на обеспечение равноправия кандидатов в части предоставления им одинаковых возможностей для реализации своего права на участие в выборах, обеспечения прозрачности проводимых выборов с финансовой точки зрения, что достигается установлением определенных требований и раскрытием информации не только об источниках финансирования, но и о порядке расходования полученных денежных ассигнований6. В Новой Зеландии ряд требований к финансированию избирательных кампаний устанавливается как для общегосударственных выборов, так и для выборов в местные органы власти, равно как и санкции за нарушения этих норм, включая ответственность за несвоевременное представление финансовой отчетности по завершении избирательной кампании.
Список правонарушений в избирательной сфере достаточно широк, а его закрепление, в том числе в избирательном законодательстве, представляется разумным шагом.
Таким образом, можно отметить, что система проведения выборов в местные органы власти в Новой Зеландии достаточно сбалансирована, несмотря на то, что есть определенные спорные моменты в отношении порядка проведения некоторых избирательных процедур, как, например, начало обработки избирательных бюллетеней до фактического завершения голосования. При этом к положительным аспектам можно отнести рассмотрение всех избирательных споров в судебном порядке и принятие каких-либо решений, включая инициирование процедуры пересчета голосов, только судом.
6 См.: Помазанский А. Е. Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании в законодательстве о выборах // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 122—129; Помазанский А. Е. Формы государственной поддержки политических партий и кандидатов на выборах в законодательстве зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 1. С. 114—120.
Кененова И. П. Реформы избирательных систем как вестники обновления политических тенденций // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2.
Крысенкова Н. Б. Избирательная система Новой Зеландии // Современные избирательные системы. Вып. 12. Мальта, Новая Зеландия / В. И. Лафитский, Н. Б. Крысенкова; науч. ред. В. И. Лафитский, В. И. Лысенко. М., 2017.
Помазанский А. Е. Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании в законодательстве о выборах // Журнал российского права. 2007. № 2.
Помазанский А. Е. Формы государственной поддержки политических партий и кандидатов на выборах в законодательстве зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 1.
Постников А. Е. Мажоритарная и пропорциональные избирательные системы: плюсы и минусы // Народный депутат. 1993. № 12.
REFERENCES
Kenenova I. P. Reformy izbiratelnykh sistem kak vestniki obnovleniya politicheskikh tendentsiy [Electoral reforms as backgrounds for political trends changes]. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo, 2018, no. 2, pp. 72—78.
Krysenkova N. B. Izbiratelnaya sistema Novoy Zelandii [Electoral System of New Zealand]. Sovremennye izbiratelnye sistemy, iss. 12. Malta, Novaya Zelandiya [Modern Electoral Systems. Ed. 12. Malta, New Zealand]. V. I. Lafitskiy, N. B. Krysenkova; Ed. by V. I. Lafitskiy, V. I. Lysenko. Moscow, 2017. 304 p.
Pomazanskiy A. Ye. Formy gosudarstvennoy podderzhki politicheskikh partiy i kandidatov na vyborakh v zakonodatelstve zarubezhnykh stran [Forms of state assistance for political parties and candidates due to foreign legislation]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2012, no. 1, pp. 114—120.
Pomazanskiy A. Ye. Otvetstvennost za narushenie poryadka finansirovaniya izbiratelnoy kampanii v zakonodatelstve o vyborakh [Liability for financing of electoral campaign infringements on electoral legislation]. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2007, no. 2, pp. 122—129.
Postnikov A. Ye. Mazhoritarnaya i proportsionalnye izbiratelnye sistemy: plyusy i minusy [First-Past-the-Post and Proportional Electoral Systems: positive and negative sides]. Narodnyy deputat, 1993, no. 12, pp. 40—41.