Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барановская И.М.

Рассматриваются отдельные вопросы обеспечения, реализация репродуктивных прав на основании анализа действующего законодательства Республики Беларусь. Делается акцент на анализе связи между репродуктивными правами и реализацией права на материнство, отцовство. Вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения, составляющие объект исследования представляемой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ISSUES OF ENSURING, REALIZATION OF REPRODUCTIVE RIGHTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article touches upon the issues of ensuring and realizing of reproductive rights on the basis of an analysis of the current legislation of the Republic of Belarus. Much attention is given to the analysis of the relationship between reproductive rights and the realization of the right to motherhood, fatherhood. Proposals are made to improve the current legislation governing relations that are the object of study of this article.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 347.61

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

канд. юрид. наук, доц. И.М. БАРАНОВСКАЯ (Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина)

Рассматриваются отдельные вопросы обеспечения, реализация репродуктивных прав на основании анализа действующего законодательства Республики Беларусь. Делается акцент на анализе связи между репродуктивными правами и реализацией права на материнство, отцовство. Вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения, составляющие объект исследования представляемой работы.

Ключевые слова: репродуктивные права, материнство, отцовство, детство.

Одной из наиболее гендерночуствительных видов прав человека являются репродуктивные права, в том числе права женщин на здоровье, закрепленные с учетом особенностей женского организма и связанные с репродуктивной ролью женщин в обществе. Согласно Конституции и Закону Республики Беларусь «О здравоохранении» гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения [1; 2].

Репродуктивные права и здоровье не являются в законодательстве новыми понятиями. На Международной конференции по правам человека (Тегеран, 1969 г.) репродуктивные права и здоровье признаны неотъемлемым компонентом прав человека [3, с. 76]. Впервые на международном уровне понятие «репродуктивные права» было определено на Каирской конференции (1994 г.) как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия» [3, с. 76].

Репродуктивные права нашли отражение и дальнейшее развитие в документах, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) [4], Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) [3], на которой принята Программа действий, получившая дальнейшее развитие в Докладе Четвертой всемирной Конференции по положению женщин и в принятой на данной конференции Платформе действий (Пекин, 1995 г.) [5]. В международных документах, касающихся репродуктивных прав (в частности, в Каирской Программе действий), внимание было уделено проблемам безопасного материнства и младенчества, а также было признано, что насилие в отношении женщин оказывает влияние на их репродуктивное здоровье и является нарушением репродуктивных прав человека.

Репродуктивные права подразумевают право мужчин и женщин иметь доступ к информации, получать медицинские услуги, связанные с репродуктивной функцией. Реализация конституционного права на здоровье во многом определяется тем, имеется ли у человека весь комплекс репродуктивных прав, основой которых признается право на планирование семьи, что является важным средством реализации мужчинами и женщинами своего права выбора и проявления ответственности в личной жизни. Охрана репродуктивного здоровья и репродуктивных прав распространяется не только на репродуктивный период, но и детство, подростковый возраст и старость. Это связано с тем, что здоровье в детском и подростковом возрасте создает основу для воспроизводства здорового потомства в будущем и обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни человека. Как отмечалось в Национальном отчете о выполнении Республикой Беларусь Пекинской платформы действий, состояние здоровья женщин существенно влияет на благосостояние семьи и детей [6, с. 30].

Вопрос об отношении общества и государства к репродуктивным правам женщин и аборту был и остается в центре внимания. Нравственная оценка аборта изменялась на протяжении существования человеческого общества и представляет собой многовековую историю его морально-религиозного осуждения аборта. Как известно, христианство распространяет ветхозаветную заповедь «не убий» не только на человека, но и на находящийся во чреве матери зародыш.

В ходе исторического развития общества происходили постоянные перемены в юридических санкциях за производство абортов - от смертной казни до полной легализации. Во всех европейских государствах производство аборта запрещалось вплоть до ХХ века. Искусственный аборт А. Бебель называл «проступком, не согласованным с природой» [7, с. 184]. Подлинная революция в законодательстве относительно абортов произошла после Октябрьской революции.

Несмотря на принципиальные изменения нравственной оценки искусственного прерывания беременности, белорусским законодательством аборты разрешены. Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» искусственное прерывание беременности производится по желанию женщины в медицинских учреждениях, когда беременность не превышает 12 недель. До этого срока

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория права. Конституционное право

№ 6

плод всецело является частью матери, и только она вправе решать вопрос о прекращении беременности. На сроке от 12 до 22 недель искусственное прерывание беременности возможно при наличии социальных показаний (женщинам, забеременевшим в результате изнасилования, и тем, кто решением суда были лишены родительских прав), а по истечении этого срока аборт возможен только по медицинским показаниям. Прерывание беременности по медицинским показаниям производится независимо от срока беременности [2]. В целях охраны жизни женщины предусмотрена уголовная ответственность за незаконное производство абортов (ст. 156 УК) [9].

Если стать на позицию формального равенства, забыв об объективно существующих физиологических различиях, то в решении этого вопроса женщины наделены преимущественным правом, что может быть расценено как ущемление прав мужчин. Вместе с тем вынашивание и рождение детей является приоритетной функцией женщины. Следует признать, что эмбрион - часть тела женщины, поэтому при решении вопроса об аборте личность мужчины в правовом отношении оказывается неучтенной.

Особый интерес для нашего исследования представляет тот факт, что в главе 5 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 341-3 «О вспомогательных репродуктивных технологиях» применяются требования, предусматривающие письменное согласие супругов при применении вспомогательных репродуктивных технологий [10]. Например, при проведении искусственного оплодотворения женщины, которое возможно только при наличии письменного согласия супруга. Кроме того, согласие супружеской пары требуется при принятии решения о проведении экстракорпорального оплодотворения; применение эмбриона проводится по письменному согласию бесплодной супружеской пары, супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе «Суррогатное материнство».

Таким образом, законодательно должны быть признаны права как женщин, так и мужчин на свободный репродуктивный выбор, принятие решений о количестве детей, времени и периодичности их рождения. Согласно статье 12 КоБС взаимные права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах, регистрирующих акты гражданского состояния [11].

Учитывая, что основы семейного законодательства и семейные отношения базируются на принципах взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, равенства прав супругов в семье, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, а также закрепленном в Конституции Республики Беларусь принципа равноправия, предлагаем, не изменяя сроков искусственного прерывания беременности ввести нормы, закрепляющие, что женщине, состоящей в зарегистрированном браке, для искусственного прерывания беременности до 12 недель требуется письменное уведомление супруга. Исключением может быть проведение искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям.

В статье 32 Основного Закона Республики Беларусь закреплено право женщины на материнство и предусмотрены государственные гарантии, обеспечивающие это право [1]. Связь между репродуктивными правами и реализация права на материнство, отцовство очевидна: материнство и отцовство являются, по существу, прямым следствием осуществления гражданами своих репродуктивных прав. Отметим, что нормы статьи 14 КоБС предусматривают право лица, вступающего в брак, до заключения брака пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния здоровья и выявления наследственных заболеваний в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь. На наш взгляд, для защиты прав женщин и реализации статьи 32 Конституции Республики Беларусь статью 14 КоБС необходимо дополнить нормами, обязывающими лиц, вступающих в брак, до заключения брака пройти бесплатное медицинское обследование, что предоставит им возможность иметь информацию о состоянии здоровья и наличии у будущего супруга(и) наследственных или иных заболеваний. Если учесть, что основной целью брака является рождение общих детей и каждый супруг имеет права на здоровое и полноценно развитое поколение, то именно после получения такого рода информации и должен решаться вопрос о регистрации брака. При наличии закрепленного в статье 14 КоБС права пройти медицинское обследование, как правило, оно не осуществляется в связи с общими моральными принципами.

Таким образом, в результате проведенного анализа реализации некоторых репродуктивных прав выявлены слабые стороны, что подтверждается проведенным анализом национального законодательства и предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в исследуемой области. Принятие и изменение законодательства - необходимое условие благополучия каждого человека, семьи и общества в целом. Безусловно, рамки этого исследования не позволяют полностью охватить реализацию всех социальных прав, поэтому исследование данного вопроса проведено в отношении одной из гендерно-чуствительных категорий прав женщин, в число которых входят права женщин на здоровье, закрепленные с учетом особенностей их организма и связанные с репродуктивной ролью их в обществе - роли матери.

В связи с этим важно указать на то, что введение в законодательство и включение в концепцию прав человека понятия репродуктивных прав является важным шагом на пути решения проблемы народонаселения и защиты репродуктивных прав. В соответствии с общепринятыми принципами прав чело-

века каждый человек независимо от пола должен иметь возможность реализовать свои права на материнство, отцовство и детство, закрепленные в статье 32 Конституции Республики Беларусь [1].

Анализ вопроса государственно-правового обеспечения и реализации социальных прав женщин в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы:

- необходимо, не изменяя сроков искусственного прерывания беременности, закрепить в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении» и Законе Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» норму: «женщина, состоящая в зарегистрированном браке, при отсутствии социальных и медицинских показаний имеет право на искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях здравоохранения только с письменного уведомления мужа», сохранив нормы, закрепляющие проведение аборта по медицинским основаниям;

- требуется закрепление в статье 14 КоБС следующее положение: «Обязанность лиц, вступающих в брак, до заключения брака пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референд. 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.

2. О здравоохранении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII : с изм. и доп. по состоянию на 21 окт. 2016 г., № 433-3 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.

3. ООН. Департамент по экономическим и социальным вопросам. - Нью-Йорк : UNISEF, 2001. - 240 c.

4. Действующее международное право : в 3 т. / сост. : Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.- М. : Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. - Т. 2. - 864 с.

5. Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин // Сборник документов IV Всемирной конф. по положению женщин / Орг. Объед. Наций. - Нью-Йорк, 1995. - С. 22-23.

6. Национальный отчет о выполнении Республикой Беларусь Пекинской платформы действий. - Минск : UNICEF, 2000. - 39 с.

7. Бебель, А. Женщина и социализм / А. Бебель. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1959. - 592 с.

8. О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 окт. 2008 г. № 1580 «Об определении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2002 г. № 902» : постановление Совета Министров Респ. Беларусь 23 11.01.2013 № 23 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2019.

9. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп. по состоянию на 17 июля 2018 г., № 135-3 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.

10. О вспомогательных репродуктивных технологиях : Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 341-3 : принят Палатой представителей 19 дек. 2011 г. : одобр. Советом Респ. 20 дек. 2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.

11. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп. по состоянию на 17 июля 2018 г., № 131-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.

Поступила

ABOUT SOME ISSUES OF ENSURING, REALIZATION OF REPRODUCTIVE RIGHTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

I. BARANOUSKAYA

The article touches upon the issues of ensuring and realizing of reproductive rights on the basis of an analysis of the current legislation of the Republic of Belarus. Much attention is given to the analysis of the relationship between reproductive rights and the realization of the right to motherhood, fatherhood. Proposals are made to improve the current legislation governing relations that are the object of study of this article.

Ключевые слова: репродуктивные права, материнство, отцовство, детство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.