Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОЛОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / СЕТЬ СВЯЗИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Н.Д.

В статье анализируется нормативная база, регулирующая деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет. Действующее российское законодательство рассматривается в разрезе последовательного изучения норм международного законодательства, Конституции Российской Федерации, а также федеральных и ведомственных норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел по указанному направлению оперативно-служебной деятельности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о целесообразности ужесточения норм уголовного законодательства в сфере борьбы с половыми преступлениями в отношении несовершеннолетних и выделении дополнительного критерия повышенной общественной опасности: совершение половых преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Также рассматриваются вопросы, связанные с несовершенством правовых норм, регулирующих порядок эксплуатации сетей связи и распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF REGULATING THE ACTIVITIES OF THE OPERATIONAL DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON DETECTING CRIMES AGAINST THE SEXUAL INTEGRITY OF MINORS COMMITTED USING THE INTERNET

The article analyzes the regulatory framework for governing the activities of the operational divisions of Internal Affairs to identify and disclose crimes against the sexual integrity of minors committed using the Internet. The current Russian legislation is considered in the context of a consistent study of the norms of the international legislation, the Constitution of Russia, as well as federal and departmental standards, regulating the activities of the Internal Affairs bodies in this area of operational and service work. As a result of the study, the author comes to the conclusion about the advisability of tightening the norms of criminal legislation in the field of combating sexual crimes against minors and creating an additional criterion of increased public danger: the commission of sexual crimes using information and telecommunication networks, including the Internet. The article also considers some issues related to the imperfection of legal norms governing the operation of communication networks and the dissemination of information.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УДК 343.985.7:343.541.4:004.77(470)

Н. Д. Захаров, адъюнкт адъюнктуры Волгоградской академии МВД России (г. Волгоград)

N. D. Zakharov, Postgraduate of Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Volgograd)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

SOME ISSUES OF REGULATING THE ACTIVITIES OF THE OPERATIONAL DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON DETECTING CRIMES AGAINST THE SEXUAL INTEGRITY OF MINORS COMMITTED USING THE INTERNET

Аннотация. В статье анализируется нормативная база, регулирующая деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет. Действующее российское законодательство рассматривается в разрезе последовательного изучения норм международного законодательства, Конституции Российской Федерации, а также федеральных и ведомственных норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел по указанному направлению оперативно-служебной деятельности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о целесообразности ужесточения норм уголовного законодательства в сфере борьбы с половыми преступлениями в отношении несовершеннолетних и выделении дополнительного критерия повышенной общественной опасности: совершение половых преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Также рассматриваются вопросы, связанные с несовершенством правовых норм, регулирующих порядок эксплуатации сетей связи и распространения информации.

Ключевые слова и словосочетания: несовершеннолетние, половая неприкосновенность, сеть Интернет, уголовная ответственность, распространение информации, сеть связи, правовое регулирование.

Abstract. The article analyzes the regulatory framework for governing the activities of the operational divisions of Internal Affairs to identify and disclose crimes against the sexual integrity of minors committed using the Internet. The current Russian legislation is considered in the context of a consistent study of the norms of the international legislation, the Constitution of Russia, as well as federal and departmental standards, regulating the activities of the Internal Affairs bodies in this area of operational and service work. As a result of the study, the author comes to the conclusion about the advisability of tightening the norms of criminal legislation in the field of combating sexual crimes against minors and creating an additional criterion of increased public danger: the commission of sexual crimes using information and telecommunication networks, including the Internet. The article also considers some issues related to the imperfection of legal norms governing the operation of communication networks and the dissemination of information.

Key words and phrases: minors, sexual integrity, Internet, criminal liability, dissemination of information, communication network, legal regulation.

Развитие современных технологий предопределило курс государства в сфере информационно-телекоммуникационного законодательства, характеризующегося принятием большого количества нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере.

Динамичность развития компьютерных технологий обязывает законодателя и правоохранительные органы реагировать на появление новых способов противоправной деятельности с использованием сети Интернет. Однако отсутствие единой международной нормативной правовой базы и единого подхода к определению понятийного аппарата, осложняют возложенные на государство задачи.

Нормативная база, регулирующая деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию рассматриваемых преступлений, образуется из положений Конституции Российской Федерации [1], норм международного права, а также положений отечественного законодательства на федеральном и ведомственном уровнях.

Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы. Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Следовательно, помимо внутригосударственного регулирования, существенную роль в защите интересов несовершеннолетних играет международное сотрудничество, осуществляемое на основе международных правовых актов.

В международном праве специальный правовой статус несовершеннолетнего закреплен в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года [2], согласно которой ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка [3] обязывает государства-у-

частников принимать необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, включая сексуальное злоупотребление, защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в порнографии и порнографических материалах.

Международным нормативным актом, затронувшим вопросы, связанные с порнографией и ее оборотом, является Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий [4], заключенное в 1910 году в рамках Парижской международной конференции по проблемам борьбы с распространением порнографических предметов. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, подписанная в Женеве в 1923 году [5], закрепила примерный перечень порнографической продукции, а также перечень действий с порнографической продукцией, которые подлежат криминализации. В 1935 году к Конвенции присоединился СССР, а документ действует и сегодня, оставаясь основным нормативным актом в области противодействия обороту порнографии.

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений 2007 года [6], ратифицированная Российской Федерацией в 2013 году, расширила перечень действий, подлежащих криминализации государству-участнику. По сути, эти положения свидетельствуют о значительно расширившихся вариантах развращения несовершеннолетних, включая интеллектуальное совращение.

Помимо вышеизложенных руководящих нормативных правовых актов в области защиты детей от сексуальных посягательств и оборота порнографической продукции, на международном уровне принято большое количество соглашений, конвенций, рекомендаций, факультативных договоров и модельных законов, призванных обеспечить необходимые условия для формирования личности ребенка и защиты детства, в ко-

торых учитываются и современные тенденции, связанные с увеличением количества сексуальных посягательств в отношении детей, совершаемых с использованием сети Интернет.

Активизация правотворческой деятельности международно-правовых институтов в данной области общественных отношений влечет за собой и соответствующие изменения в отечественное законодательство, однако стоит подчеркнуть, что не все принимаемые международным сообществом шаги, направленные на ужесточение ответственности за совершение рассматриваемых преступлений, своевременно ратифицируются Россией. Здесь, в первую очередь, речь идет об уголовно-правовых нормах, а также неразрывно связанных с ними оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).

Половая неприкосновенность несовершеннолетних охраняется не только нормами, включенными в главу 18 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», но и нормами главы 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», что обусловлено их общей природой - интимной сферой.

Объектом преступлений, предусмотренных ст. ст. 132, 133 и 135 УК РФ выступает половая неприкосновенность, а ст. ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ - общественная нравственность, следовательно, если изготовление, распространение и другие действия с порнографическими материалами или предметами будут содержать признаки развратных действий, содеянное потребует квалификации по совокупности преступлений.

Рассмотрение вышеуказанных деяний с точки зрения их уголовно-правовой квалификации необходимо в целях соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ограничивающих конституционные права граждан.

Нормативным актом, определяющим содержание оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляющим систему гарантий законности при проведении ОРМ является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД) [7], в соответствии со ст. 13 которого оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации наделены правом осуществления ОРД. Приказом МВД России № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» [8] определен перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять ОРД.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОРД», проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Следовательно, в случае возникновения оперативной необходимости в проведении ОРМ оперативному сотруднику необходимо осуществить предварительную (оперативную) квалификацию деяния, необходимую для соблюдения вышеуказанных требований законодательства, что позволит определить наличие оснований для их проведения.

Данный факт необходимо учитывать также и на стадии заведения дела оперативного учета (далее - ДОУ) соответствующей окраски, учитывая требования ведомственных нормативных актов.

ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Таким образом, исходя из указанных требований, проведение ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» при наличии заведенного ДОУ по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 135 УК РФ, являющегося преступлением небольшой тяжести невозможно, что в значительной мере затрудняет процесс документирования противоправной деятельности лиц, осуществляющих противоправную деятельность, в том числе в сети Интернет.

По нашему мнению, приведенный пример свидетельствует о назревшей необходимости в ужесточении уголовной ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и придании такому признаку как совершение развратных действий с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) повышенной общественной опасности.

Решение данного вопроса на сегодняшний день лежит в плоскости исключительно разъяснений Пленума Верховного Суда от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [9], которым затрагиваются лишь вопросы квалификации деяний. Так, в соответствии с п. 22 развратными признаются также действия, при которых у виновного отсутствовал непосредственный контакт с телом потерпевшего, включая действия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

По нашему мнению, указанное постановление не может выступать единствен-

ным нормативным актом, регулирующим уголовно-правовую политику государства в сфере половых преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, по причине неоспоримо повышающегося количества преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, а также растущего количества преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Данные обстоятельства диктуют необходимость принятия решений по противодействию данным преступлениям на государственном уровне и могут заключаться в усилении репрессивного характера уголовного закона. Представляется, что такие решения должны включать в себя разработку целей и задач, а также выработку средств и методов борьбы с преступностью, учитывая междисциплинарный характер исследуемой проблемы.

Согласно сведениям ФКУ «Главный информационно-аналитический центр

МВД России», за 2017 год зарегистрировано 18 тыс., за 2018 год - 18,7 тыс., 2019 год -19,5 тыс., 2020 год - 20,8 тыс. сексуальных преступлений, предусмотренных статьями 131 - 135 и 242 - 242.2 УК РФ. Прирост за это время составил 2,8 тыс. преступлений -15,5 %. Из общего массива преступлений против половой свободы и неприкосновенности выделяется количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних - с 13487 преступлений в 2017 к 15822 преступлениям в 2020 году, а рост числа подобных деяний составил 14,7 %.

Количество преступлений, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации за период времени с 2017 по 2020 год, свидетельствует об их увеличении на 463 %: от 90587 преступлений в 2017 году к 510396 в 2020 году, учитывая, что уровень их раскрываемости в среднем, не превышает 20 % [10].

Представляется, что своевременное реагирование государства на повышение уровня рассматриваемой преступности и последующее за этим закрепление на законодательном уровне отдельного критерия повышенной общественной опасности использования сети

Интернет позволит оперативным сотрудникам ОВД осуществлять проведение полного комплекса ОРМ, направленных на успешное достижение целей и задач ОРД в рассматриваемом направлении деятельности.

Помимо вопросов, возникающих у оперативных сотрудников ОВД в ходе уголовно-правовой и неразрывно с ней связанной оперативно-розыскной составляющей единого процесса по выявлению, раскрытию и дальнейшему документированию рассматриваемых преступлений, необходимо проанализировать действующее законодательство, регламентирующее отношения, связанные с созданием и эксплуатацией сетей связи [11] а также оборотом информации, создающейся при применении информационных технологий [12].

Федеральным законом от 29.07.2017 № 276-ФЗ [13] установлены ограничения на использование информационных ресурсов (сайтов, программ), посредством которых обеспечивается доступ к заблокированным сайтам, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации. Основной целью закона является закрытие доступа гражданам России к сайтам, внесенным в реестр Роскомнадзора, как запрещенным. Доступ к таким ресурсам возможен при помощи обхода блокировок за счет применения различного программного обеспечения, позволяющего оставаться анонимным в сети «Интернет».

Для уточнения определения «запрещенного сайта», следует разграничить два понятия: заблокированный ресурс и сайт в «Даркнет». Первый индексируется поисковыми системами, но исключается из поисковой выдачи по решению уполномоченного государственного органа, а доступ к нему блокируется провайдерами телекоммуникационных услуг, осуществляющими свою деятельность на территории России. Для того, чтобы попасть на эти сайты, необходимо обойти блокировку, устанавливающуюся на основании определения ГР-адреса пользователя как «российского».

Сайты в «Даркнет» - это не индексируемые поисковыми сервисами ресурсы, доступ

к которым обеспечивается за счет применения специальных программных средств -сервисов-анонимайзеров, наиболее распространенным из которых является «ТОЯ». Подобное программное обеспечение, позволяющее не нарушая требований закона посещать запрещенные ресурсы, доступно для загрузки рядовому интернет-пользователю, при этом, ответственность для таких пользователей за обход блокировок запрещенных сайтов законом не предусмотрена.

Ответственность за обеспечение доступа к вышеуказанным ресурсам несут владельцы сервисов-анонимайзеров и операторы поисковых систем. Резюмируя, лица и организации, управляющие анонимайзе-рами, несут ответственность за обеспечение возможности доступа к запрещенным ресурсам посредством их использования, а операторы поисковых систем ответственны за отображение в результатах поиска информации о ресурсах и программном обеспечении, позволяющих получать доступ к заблокированным ресурсам. Вышеуказанные обстоятельства, по нашему мнению, свидетельствует о недостаточно отлаженном уровне правового регулирования в сфере информации, распространяемой в сети «Интернет» и требуют реформирования на законодательном уровне.

Отдельным аспектом рассмотрения вопросов, связанных с распространением запрещенной информации в сети «Интернет» является комплекс мер, принимаемых государством в целях ограничения доступа к таким ресурсам.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 139-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14], в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов,

позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр), куда по решению правомочного органа включаются:

- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Ро-скомнадзор) в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 [15], которым также утверждены правила принятия уполномоченными органами решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространение которых в Российской Федерации запрещено.

Данным постановлением определено, что МВД России принимает решения только в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации, связанной с оборотом наркотиков. В случае с распространением материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних решение о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации принимает Роскомнадзор, в случае распространения материалов с порнографическими изображениями ограничение доступа к таким ресурсам осуществляется на основании решения суда, куда с соответствующим ходатайством обращаются органы прокуратуры.

Критерии оценки информации для ее включения в реестр определены совместным приказом Роскомнадзора, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службы [16]. При этом взаимодействие с Роскомнад-зором ограничивается лишь заполнением

размещенной на сайте ведомства электронной формы для приема обращения, что не представляется достаточным для достижения целей по ограничению доступа к запрещенной информации, в том числе порнографического характера.

Таким образом, из проведенного анализа нормативной базы следует, что, несмотря на превалирующую роль МВД России в борьбе с распространением порнографических материалов, подтверждающуюся статистическими показателями зарегистрированных преступлений, полномочиями по установлению владельцев порнографических ресурсов в рамках мероприятий, не связанных с осуществлением ОРД, либо проведением процессуальной проверки, ОВД не обладают.

По нашему мнению, данное обстоятельство оказывает негативное влияние на противодействие обороту порнографических материалов в сети Интернет, учитывая отсутствие единой информационной базы, в которой аккумулировались бы оперативно-значимые сведения соответствующей тематики со всех заинтересованных ведомств. На практике складывается ситуация, в результате которой уполномоченные органы осуществляют лишь оценку информации на предмет ее признания порнографической, либо порнографической информацией с изображениями несовершеннолетних, назначая соответствующие исследования специалистов, а итогом данной деятельности является лишь блокировка соответствующего ресурса. При этом меры, направленные на установление лиц, осуществляющих оборот указанных материалов, в рамках имеющейся у Роскомнадозра компетенции не проводятся, а в ОВД информация о подобных ресурсах поступает не всегда.

В результате проведенного анализа исследуемой нормативной базы следует отметить, что, несмотря на большое количество нормотворческих документов, принимаемых органами государственной власти в сфере установления ответственности за распространение запрещенной информации, блокировки интернет-ресурсов «Даркнет», установления требований к операторам свя-

зи и организаторам распространения информации в сети Интернет, указанный комплекс решений не позволяет в полной мере защитить несовершеннолетних от рассматриваемых угроз.

такой преступности является ужесточение ответственности за противоправные посягательства в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних, сопряженные с использованием информационных технологий, в совокупности с реформацией норм действующего законодательства, направленного на создание условий для опережающего правового регулирования, в первую очередь, информационно-телекоммуникационной сферы.

Исходя из отсутствия государственных границ при совершении преступлений с использованием сети Интернет, а также неуклонно растущего количества исследуемых преступлений, представляется, что наиболее перспективным способом противодействия

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Декларация прав ребенка : принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий (Париж, 4 мая 1910 г.) (с изменениями и дополнениями). Доступ из СПС «Гарант».

5. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими заключена в г. Женеве 12.09.1923. Доступ из СПС «Гарант».

6. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS № 201) от 25.10.2007. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России : приказ МВД России от 19.06.2012 № 608. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4.12.2014 № 16. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Официальный сайт МВД России. Статистика и аналитика. Состояние преступности за январь -декабрь 2017, 2018, 2019, 2020. URL: https://xn~blaew.xn~plai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 16.04.2021).

11.0 связи : федеральный закон от 7.07.2003 № 126-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13.0 внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 28.07.2012 № 139-Ф3 (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15.0 единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено : постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101. Доступ из СПС «Гарант».

16. Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено : приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службы от 18.05.2017. № 84/292/351/ММВ-7-2/461@. Доступ из СПС «Гарант».

©Захаров Н. Д.

УДК 343.985.7:343.721:343.347.4/.5(470)

Э. Д. НУГАЕВА, начальник кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

Е. D. NUGAEVA, Head of the Chair of Criminalistics of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПОД ВИДОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ (КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ) УСЛУГ, РЕАЛИЗАЦИИ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ

ABOUT SOME FEATURES OF COMMITTING FRAUD UNDER THE GUISE OF

PROVIDING MEDICAL (COSMETIC) SERVICES, THE SALE OF COSMETIC AND

MEDICAL PRODUCTS

Аннотация. На основе исследования современных видов мошенничества анализируются некоторые особенности механизма совершения мошенничества под видом оказания медицинских, в том числе косметологических, услуг, реализации косметологических и медицинских препаратов. На примере расследования данного вида мошенничества подробно рассматривается способ его совершения. Акцентировано внимание на методах и приемах криминальных манипуляций сознанием и поведением жертв, используемых мошенниками при совершении преступлений.

Ключевые слова и словосочетания: мошенничество, механизм преступления, псевдомедицинские услуги, расследование преступления.

Abstract. Based on the study of modern types of fraud, some features of the mechanism of committing fraud under the guise of providing medical, including cosmetic services, the sale of cosmetic and medical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.