Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАПИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИПА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
© А. Д. Апциаури © К. Д. Вишневский
Апциаури Анна Давидовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал e-mail: [email protected]
Вишневский
Константин Анатольевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал e-mail: [email protected]
Научный руковолитель: Палий Любовь Влалимировна старший преполаватель кафелры гражланско-правовых лисииплин Российская акалемия наролного хозяйства и госуларственной службы при Презиленте Российской Фелераиии, Челябинский филиал
В статье рассматриваются основные проблемы правоприменения в сфере исполнения алминистра-тивного наказания в виле алминистративного вылворения за прелелы Российской Фелераиии, а также выявляются пробелы законолательства в этой сфере. Авторы посрелством анализа правовых норм и позииий различных исслелователей по ланному вопросу систематизируют перечень выявленных проблем и обозначают основные направления лаль-нейших научных исслелований в ланной сфере.
Ключевые слова: алминистративное вылворение, алминистративные наказания, исполнение алминистра-тивных наказаний, проиессуальные сроки, контроль за исполнением наказания.
Введение. Вопрос об административном выдворении за пределы РФ тесно связан с темой миграции, которая особо остро стоит на повестке дня в нашей стране последние несколько лет ввиду некоторых общемировых событий, которые негативно повлияли на миграционную политику России. Тема, выбранная для исследования, является чрезвычайно актуальной ввиду повышения частоты применения такой меры административного наказания из-за увеличения количества мигрантов, которые и являются субъектами выдворения.
Проблема, выбранная для анализа, является достаточно исследованной в научной теории. В частности, ее анализ представлен в работах В. М. Безденежных, Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, В. Д. Сорокина, С. С. Студенкина, А. Ю. Шо-рохова, Д. С. Дубровского, Е. В. Понизовой и др. Теоретической основой данного исследования
стали работы таких авторов как: Ю. В. Морозов, И. Н. Князева, М. В. Маматов, И. А. Маслов.
Целью данной статьи является выявление проблем правового регулирования в сфере исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ для повышения качества исполнения данной административной меры и увеличения эффективности миграционной политики Российской Федерации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать порядок административного выдворения посредством анализ административно-правовых норм и научных работ по теме; выявить основные проблемы правового регулирования в сфере исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ; проанализировать полученную информацию и обобщить полученные знания по исследуемому вопросу.
Методы. Основным методом, использованным при написании данной статьи, был метод сравнительно-правового анализа, под которым понимается совокупность способов и приемов выявления, на основе сравнительного изучения общих и специфических закономерностей, возникновения, развития, функционирования различных правовых систем. Выбор данного метода можно обосновать тем, что он является основным методом в системе методологии сравнительно-правовых исследований, а его суть адекватна достижению поставленной в статье цели. Помимо основного метода использовались общелогические методы научного исследования, такие как метод анализа, синтеза и обобщения полученной информации, и метод системного анализа.
Выводы. В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ под административным выдворением за пределы РФ иностранного гражданина и лица без гражданства понимается «принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации» [3].
Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами. Административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам [3].
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4] (далее — Закон №115-ФЗ).
Административное наказание может быть назначено судьей в виде:
О некоторых вопросах, касающихся исполнения наказания ...
— контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административное правонарушение (за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившей его стороны, в соответствии со статьей 16 Закона № 115-ФЗ);
— контролируемого принудительного препровождения органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административное правонарушение [5, с. 278].
Административное наказание в виде выдворения назначается за следующие виды административных правонарушений: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ); незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ); представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ) и пр. [3]
Обсуждение. Несмотря на достаточно подробную регламентацию, правовое регулирование в данной сфере обладает рядом проблемных аспектов. Так, например, в нынешних реалиях остро стоит вопрос о переполненности спецучреждений и вытекающими из этого высокими тратами бюджетных средств Российской Федерации. Суть этой проблемы состоит не только в том, что у государства недостаточно средств на отправку правонарушителей домой, а также в отсутствии нормативно закреплённого предельного срока задержания лиц в таких учреждениях в российском законодательстве. Поэтому многие авторы [7, с. 24] считают необходимым ввести в КоАП РФ конкретный срок содержания там выдворяемых лиц, что также обуславливается недовольством граждан Российской Федерации о бесплатном проживании и питании мигрантов в специальных учреждениях за счет федерального бюджета, иначе говоря, за счет налогообложения самого населения.
Также в результате анализа судебной практики по данному вопросу, ряд исследователей [9, с. 55] приходят к выводу, что выдворяемые лица часто предпринимают попытки использовать в свою защиту положения статьи 27 Конституции РФ [2] и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3], что крайне затрудняет судебный процесс, обязывая суд доказывать законность административного выдворения, ведь данная мера исполняется в соответствии с Основным законом РФ и иными международными нормативно-правовыми актами, соблюдая при этом все основные права и свободы человека.
Стоит отметить также, что лица, выдворяемые за пределы РФ посредством контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации зачастую не исполняют данное предписание, отсюда вытекает проблема контроля за исполнением этого наказания, что, в свою очередь, порождает новую проблему - для осуществления контрольных процедур необходимо затратить немалое число материальных и трудовых ресурсов, что негативно сказывается на длительности всей процедуры.
Отрицательно сказывается на процессе осуществления административного выдворения и отсутствие адекватного инструментария для воплощения процедуры, например, проблема длительности сроков ожидания запросов,
справок, восстановления документов, поскольку сроки ожидания запросов не совпадают: все службы, связанные с выдворением (ФССП, УВМ, полиция), делают их в разные сроки (справка о судимости делается по запросу полиции, справка по пересечению границы — в ФПС и т. д.). Данные факты свидетельствуют о необходимости существования единой для всех служб базы данных и унификации сроков изготовления документов.
Таким образом, при анализе различных научных работ в сфере исполнения наказания в виде административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ нами были выделены следующие существенные проблемы, поднимаемые авторами:
— недостаток средств, выделяемых из бюджета для выдворения иностранцев; проблема переполненности спецучреждений;
— отсутствие нормативно закреплённого предельного срока задержания лиц в российском законодательстве;
— не определён срок, в течение которого лицо должно быть выдворено с территории Российской Федерации;
— злоупотребление лицами, привлекаемыми к ответственности, положений, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
— проблема эффективности контроля за лицами, к которым применяется мера в виде административного выдворения;
— проблема оптимизации процессуальных процедур, которые затягивают исполнение данного вида наказания.
В результате осмысления выявленных в ходе анализа проблем в сфере исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, мы выделили два основных направления в данном вопросе: проблемы, связанные с законодательством в сфере применения такого наказания и проблемы, связанные с непосредственным исполнением данной меры. Такой подход позволит подойти к решению названных недочётов системно, что в последующих научных исследованиях в данной сфере должно облегчить поиск путей решения поставленных проблем и обеспечить правильное и взаимосвязанное реформирование данного института.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. № 237.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 18.03.2019) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 16.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
5. Административное право. Практикум: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. И. Стахов [и др.]; под ред. А. И. Стахова. Москва : Юрайт, 2019. 439 с. URL: https://biblio-online.ru/bcode/424736 (дата обращения: 31.03.2019).
О некоторых вопросах, касаюшихся исполнения наказания ...
6. Калина Е. С., Князева И. Н. О порядке содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 96—99.
7. Князева И. Н, Устинова М. А. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы правоприменения // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 3. С. 22—24.
8. Майорова Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 4. С. 51—55.
9. Маматов М. В., Маслов И. А. О сроках содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 95—102.
10. Морозов Ю. В. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации: основные проблемы и пути их реализации // Вестник Костромского государственного университета. 2016. № 5. С. 231—237.
11. Паршукова А. П. О некоторых проблемах реализации административного выдворения иностранных граждан и апатридов // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 2. С. 4—6.
12. Саркисян В. А. Актуальные проблемы административного выдворения в России на современном этапе развития административного законодательства // Развитие общественных наук российскими студентами: сборник научных трудов (Краснодар, 30 апреля 2017 г.). С. 167—171.
ABOUT SOME QUESTIONS CONCERNING EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF ADMINISTRATIVE EXPULSION OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION OF THE FOREIGN CITIZEN OR THE STATELESS PERSON
D. Aptsiauri, A. Vishnevsky
The article deals with the main problems of law enforcement in the field of execution of administrative punishment in the form of administrative expulsion from the Russian Federation, as well as identify gaps in legislation in this area. The authors through the analysis of legal norms and positions of various researchers on this issue systematize the list of identified problems and identify the main directions of further research in this area.
Key words: administrative expulsion, administrative punishment, execution of administrative punishment, procedural terms, control over the execution of punishment.