Научная статья на тему 'О некоторых важных проблемах Синьхайской революции (1911) в Китае'

О некоторых важных проблемах Синьхайской революции (1911) в Китае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6241
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОНАРХИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КИТАЙСКИЕ ЭМИГРАНТЫ / REVOLUTIONARY ORGANIZATIONS / MONARCHY / CONSTITUTION / DEMOCRATIC REPUBLIC / CHINESE EMIGRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Чжэнцзюнь

В октябре 2011 г. в Президиуме ДВО РАН состоялась конференция, посвящённая 100-летию Синьхайской революции в Китае. Данная статья перевод одного из представленных на конференции докладов. Автор даёт новые оценки нескольким важным аспектам Синьхайской революции: её характеру, цели, значению образования Нанкинского временного правительства, личности Юань Шикая и роли китайских эмигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some major problems of Xinhai Revolution in China

In October 2011, the Conference was held to mark the 100th anniversary of Xinhai Revolution in China in the Presidium of the FEB RAS. This publication is the translation of one of the reports represented at the conference. The author gives his new judgments on some important aspects of the Xinhai Revolution in China: its nature, targets, the significance of establishment of Nanking provisional government, the personality of Yuan Shikai and the role of Chinese immigrants.

Текст научной работы на тему «О некоторых важных проблемах Синьхайской революции (1911) в Китае»

0 некоторых важных проблемах Синьхайской революции (1911) в Китае

Ли Чжэнцзюнь,

научный сотрудник Института истории партии Академии общественных наук пров. Ляонин, КНР.

E-mail: lizhengjun1112@126.com

В октябре 2011 г. в Президиуме ДВО РАН состоялась конференция, посвящённая 100-летию Синьхайской революции в Китае. Данная статья —перевод одного из представленных на конференции докладов.

Автор даёт новые оценки нескольким важным аспектам Синьхайской революции: её характеру, цели, значению образования Нанкинского временного правительства, личности Юань Шикая и роли китайских эмигрантов. Ключевые слова: революционные организации, монархия, конституция, демократическая республика, китайские эмигранты.

On some major problems of Xinhai Revolution in China.

Li Zhengjun, Dr. Sc. (Law), researcher, Institute of Regional History of the CPC, Liaoning Academy of Social Science, China.

In October 2011, the Conference was held to mark the 100th anniversary of Xinhai Revolution in China in the Presidium of the FEB RAS. This publication is the translation of one of the reports represented at the conference The author gives his new judgments on some important aspects of the Xinhai Revolution in China: its nature, targets, the significance of establishment of Nanking provisional government, the personality of Yuan Shikai and the role of Chinese immigrants.

Kew words: revolutionary organizations, monarchy, constitution, democratic republic, Chinese emigrants.

Синьхайская революция — буржуазно-демократическая революция

1911 г. под руководством Сунь Ятсена — имела большое значение в развитии исторического процесса в Китае. Она покончила с двухтысячелетним господством монархической системы, принесла политическое и идеологическое освобождение китайскому народу. В последние десятилетия в материковом Китае и на Тайване, в Японии и Америке значительно углубилась работа по исследованию Синьхайской революции. В 2011 г. отмечалось столетие этого события, в Пекине, Ухане, Гуанчжоу и других городах и регионах проводились торжественные мероприятия. Автор на основе изучения новых исследований представляет для обсуждения несколько важных проблем данной революции.

1. НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Синьхайская революция — первое великое революционное движение в китайской новой истории, оно изменило направление развития Китая. В прошлом долгое время учёные определяли её характер как буржуазнодемократический, а возглавляемых Сунь Ятсеном членов революционной партии называли буржуазными революционерами. Хотя на рубеже XIX— XX вв. китайская буржуазия как революционная сила была на подъёме, однако в отношении вышеприведённого заключения учёные как в Китае, так и за границей не пришли к единому мнению. Ещё в 1980-е гг. разгорелась острая дискуссия по обе стороны Тайваньского пролива. Некоторые тайваньские учёные считали Синьхайскую революцию всенародной, другие — особой национальной революцией в Китае. Мы считаем, что для определения характера Синьхайской революции нужно всесторонне рассмотреть её причины, движущие силы, объект, революционную программу и цель борьбы.

Революция свершилась в период заката феодальной абсолютистской системы Цинской империи и возникновения угрозы со стороны западных держав, разрывавших страну на части. Китай не имел другого выхода, кроме революции. Участниками её вначале были в основном патриоты из числа китайских студентов за границей, передовой интеллигенции и китайских эмигрантов (хуацяо). Затем среди участников восстаний в разных местах стало появляться всё больше членов революционных обществ и представителей народных масс, участвовавших в борьбе против Ци-нов. В ходе расширения революционного движения в нём участвовало всё больше представителей новой армии, которые постепенно стали главной движущей силой революции. До возникновения китайского национального капитализма в революционном движении часто участвовали средние и мелкие торговцы и ремесленники, но они не стали главной силой революции, а участие крупных торговцев и промышленников было незначительным. Хотя программа и цель революционного движения учитывали интересы развития национального капитала, однако Сунь Ятсен принимал меры предосторожности в отношении влияния западного капитализма на Китай. Синьхайская революция имела две задачи: свержение цинской монархии и создание в Китае демократической республики, но не предоставление особых прав буржуазии.

Характер Синьхайской революции точно определили руководители Китая Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао. В октябре 2001 г. на собрании по случаю 90-й годовщины Синьхайской революции Цзян Цзэминь назвал её «великой национальной демократической», а в ноябре 2006 г. на праздновании 140-летия Сунь ЯтсенаХу Цзиньтао подчеркнул, что «Сунь Ятсен совершил в полном смысле национальную демократическую революцию в Китае». Оба руководителя КПК высоко оценили возглавляемых Сунь Ятсеном революционеров и организованное ими революционное движение. Национально-демократическое движение XIX — первой

половины XX в. выражало требования народных масс, представляло интересы китайского народа шире, чем демократическая революция буржуазии. Национальная революция внутри страны была направлена против господства маньчжурских верхов и угнетения других народов, во внешней политике — против притеснения китайской нации иностранным империализмом. Демократическая революция, уничтожая систему феодального абсолютизма, должна создать демократическую республику и осуществить модернизацию государства. В прошлом мы подчёркивали антимонархические и антифеодальные задачи китайской демократической революции. Данное выше определение национальной демократической революции в сущности не отличается от прежнего.

2. ЦЕЛЬ РЕВОЛЮЦИИ В КИТАЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ -СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

В течение более чем двух тысячелетий в Китае существовало традиционное общество с монархической структурой. С 1840 г., когда начались опиумные войны, западный капитализм насильственно открыл ворота страны и начал экспансию в Китай. В это время Китай ощутил два удара: один —со стороны материальной культуры, созданной западными державами-агрессорами, другой — со стороны привнесённых в страну течений развитой мировой духовной культуры. Передовые деятели Китая обнаружили, что их государство с традиционной восточной культурой далеко отстало от западного мира. Цинская монархия разлагалась, её власть ослабела, нарастала социальная нестабильность. Интеллигенция думала о направлении будущего развития страны. Главной тенденцией мирового развития в XIX в. было создание современного общества: демократических республик или конституционных монархий. После поражения в опиумных войнах Китай оказался в состоянии небывалых перемен. Представители консервативного идеологического направления предлагали «бороться с варварами с помощью их технических достижений», выдвинули установку «китайские знания — основа, западные—для практического применения». Была предпринята попытка в условиях существующей монархической системы использовать достижения западной материальной культуры для «самоусиления» цинского двора. Однако ни «движение за усвоение западных наук», ни движение конституционалистов за политические реформы, ни «новая политика» реформ цинского двора не могли коренным образом изменить основы феодально-абсолютистского правления. Практика показала, что конституционно-монархический строй также не подходит для Китая. Революция стала единственным выходом для прогрессивного развития страны. В ходе Синьхайской революции 1911 г. возглавляемые Сунь Ятсеном революционеры на основе многолетнего опыта политической борьбы китайского народа, применив вооружённую силу, свергли цинскую династию. В стране поднялась волна антиимпериалистической и антифеодальной борьбы. Целью

всех революционных действий было создание независимого, свободного, демократического, единого, сильного, современного Китая. Синьхайская революция изменила феодально-абсолютистскую структуру страны, Китай вступил в новую историческую эпоху. Революция знаменовала переход Китая от традиционного общества аграрной закрытой страны с монархической властью к современному обществу демократической республики. Открывалась новая эра в китайской истории, Китай встал на путь общественного прогресса. Роль Синьхайской революции в истории неоспорима.

3. НАНКИНСКОЕ ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

1 января 1912 г. было официально объявлено об образовании временного правительства Китайской республики в Нанкине, что означало переход Китая к новой эпохе демократической республики. Создание этого правительства стало результатом правильного соединения революционерами и передовыми деятелями китайского исторического опыта и западной демократической системы. Нанкинское временное правительство имело новаторские особенности.

Во-первых, оно образовало первую демократическую республику в Азии и стало примером для национального строительства современных государств в слаборазвитых странах. В начале XX в. некоторые страны Азии, как, например, Корея, оказались под контролем Японии и не были свободными и независимыми. В Юго-Восточной Азии тоже было много государств, попавших под контроль европейских держав и США. Что касается Японии, то хотя там после реставрации Мэйдзи 1868 г. произошли реформы, покончившие с феодальным господством сёгуната Токугава, но пришедшая ему на смену форма конституционной монархии в сочетании с обожествлением императора всё же представляла собой монархическую политическую систему и не была в полном смысле воплощением духа современной демократии. Созданная революционерами под руководством Сунь Ятсена Китайская республика имела, в отличие от Японии, конституционно-демократическую форму власти.

Во-вторых, после уничтожения монархии впервые были проведены выборы президента и его заместителя путём голосования представителей разных провинций. Было установлено, что верхняя палата парламента имеет право отстранить президента, если его действия свидетельствуют об измене. В этом основное отличие монархической власти от демократической и подтверждение того, что Китай становился демократическим государством.

В-третьих, был обнародован первый в китайской истории основной закон государства, имеющий демократический характер. В нём регламентировалась политическая система китайского общества, определялись демократические права и обязанности граждан. Временная конституция в корне отличалась от конституционной программы, объявленной

цинским правительством в 1908 г., которая закрепляла права монарха, лишь окружая их «конституционным» ореолом.

В-четвёртых, началось преобразование старого китайского общества в новое. Послереволюционные социальные реформы рассчитаны на длительное время. Первым шагом Нанкинского временного правительства в этой области была разработка мероприятий социальной политики. Прежде всего она была направлена на преобразование духовного облика народа. Были запрещены вредные привычки и обычаи прошлого — курение и распространение опиума, азартные игры, бинтование ног женщинам. Эти первые мероприятия свидетельствуют о всестороннем масштабе и сложности социальной политики Нанкинского временного правительства.

В-пятых, провозглашались лозунги «Государственные служащие являются слугами народа», «Основа государства — это народ» и «Всё во благо народа, служить народу». Это также важное свидетельство модернизации государства.

Из вышесказанного следует, что мы должны с уважением относиться к завоеваниям Нанкинского временного правительства, ценить и развивать его драгоценное наследие.

4. ВСЕСТОРОННЯЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮАНЬ ШИКАЯ В ПЕРИОД СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Изучая Синьхайскую революцию, нельзя обойти вниманием две важные фигуры — Сунь Ятсена и Юань Шикая. В прошлом при оценке Юань Шикая многие находились под влиянием двух постулатов. Первый — из брошюры Чэнь Бода под названием «Разбойник Юань Шикай прибрал страну к рукам». Второй предполагал, что если Юань Шикай замышляет реставрацию монархии, хочет стать императором, то это значит, он хочет повернуть историю вспять. Поэтому долгое время его считали реакционером.

Изучая Юань Шикая в период Синьхайской революции, мы должны дать ему оценку на трёх исторических отрезках. Первый этап — от Учанского восстания до избрания временного президента Китайской республики. В этот период Юань Шикай выжидал. Сравнивая его и Сунь Ятсена, мы видим, что это совершенно разные люди. Сунь Ятсен — подлинный революционер-демократ, сделавший огромный вклад в революцию, пользовавшийся авторитетом у народа. А Юань Шикай — старый чиновник цинского двора, перешедший позднее на сторону демократической республики, однако не полностью её принявший. В этот период Юань Шикай, во-первых. обладал силой, так как в его распоряжении было большое количество войск, а после того как цинский двор просил его вернуться из изгнания, он организовал «ответственный кабинет» и полностью контролировал власть в ослабевшей монархии. Во-вторых, хотя иностранные державы, исходя из своих интересов, не выступали открыто против ки-

тайской революции, но в основном поддерживали Юань Шикая. В-третьих, хорошо сознавая, что власти цинского двора приходит конец, он хотел её поддержать, чтобы, балансируя между сторонами, оценить их силы и извлечь пользу для себя. Исходя из этого, он мог строить свою политику в отношении двух сторон. Революционеры, чтобы до конца сломить военную и политическую силу цинского двора, добивались отречения императора от власти. А для осуществления этого им было необходимо перетянуть Юань Шикая на свою сторону. После образования Нанкинского временного правительства Сунь Ятсен много раз выражал намерение уступить Юань Шикаю пост президента, что, с одной стороны, свидетельствовало о его глубоком понимании политической ситуации, с другой — этого требовала необходимость развития революции. В условиях военно-политической обстановки того времени уступка власти Юань Шикаю означала правильный шаг в интересах продвижения дела революции. Для того, чтобы ограничить диктаторские притязания Юань Шикая после вступления в должность президента, Сунь Ятсен выдвинул условия своего ухода, которые свидетельствовали о его трезвом расчёте.

Второй этап — от вступления на пост президента до инициации провозглашения Юань Шикая императором. В этот период следует рассматривать политическую фигуру Юань Шикая с двух сторон. С одной стороны, как бывший чиновник цинского двора, он был приверженцем идеологии феодального абсолютизма, поэтому хотел реставрировать монархию. После создания республики под влиянием волны неотвратимого распространения формы демократической республики в мире он не мог не проводить в жизнь строительство учреждений республиканской власти, однако не принял идеологию этого процесса. В разных районах страны устанавливалась власть милитаристов. Юань Шикай хотел укрепить центральную власть и объединить страну. Он осуществил целый ряд мероприятий, способствовавших модернизации государства, опубликовал много законов, ускоривших развитие промышленных предприятий. В системе образования происходили прогрессивные изменения, способствовавшие её преобразованию из традиционной в современную. В правление Юань Шикая распространялись новые культура и идеология, создавались многочисленные общественные организации, политические партии и союзы. С другой стороны, Юань Шикай оставался приверженцем старых традиций в духе конфуцианства и даосизма. Его действия соответствовали республиканской демократической системе, а его идеологии она была совершенно чужда. В период Синьхайской революции на повороте Китая от традиционного общества к современному Юань Шикай был двойственной фигурой в своих политических действиях и идеологическом сознании. Появление такой фигуры в тот период было неизбежным. Захватив высшую власть, Юань Шикай всячески пытался разрушить структуру демократической республики, после подавления второй революции шаг за шагом укреплял свой диктаторский режим. В конце концов он распустил «ответственный кабинет министров», парламент, внёс исправления во временную конституцию, отверг попытки

Китайской революционной партии (реорганизованного Гоминьдана. — Перев.) вернуть политическую структуру демократической республики.

Третий этап — это реставрация Юань Шикаем монархии и его поражение, когда действия Юаня вызвали протест народа по всей стране. Он оказался в полной изоляции, всё окружение оставило его. Поражение было неизбежным.

5. ВКЛАД ХУАЦЯО В РЕВОЛЮЦИЮ

В период подготовки и осуществления Синьхайской революции зарубежные китайцы жертвовали огромные суммы на военные расходы, тем самым становясь мощной силой для её поддержки. Сунь Ятсен говорил, что заслуги хуацяо позволяют назвать их матерью революции. Это действительно так.

Во-первых, хуацяо поддерживали Сунь Ятсена в создании организаций демократической революции за рубежом: его революционная деятельность началась именно в среде хуацяо. В ноябре 1894 г. в Гонолулу (Гавайские острова) он создал первую революционную буржуазно-демократическую организацию — «Союз возрождения Китая». Вступившие в союз 20 с лишним человек были хуацяо, в том числе рабочие, предприниматели, банкиры. Провозглашённые ими лозунги являлись прологом буржуазно-демократической революции. К концу 1894 г. в отделении союза в Гонолулу насчитывалось уже более 100 чел., в большинстве — хуацяо. В 1895 г. из 279 членов союза 219 были хуацяо, что составляло 78% от общего числа членов. Очевидно, что в самом начале именно они образовали костяк «Союза возрождения Китая». Силы революции постепенно росли. В июне 1905 г. для создания объединённой организации буржуазии Сунь Ятсен созвал в Токио конференцию из представителей революционных организаций различных провинций, которые вошли в новую политическую организацию — «Объединённый союз» (Тунмэнхуэй). Революционные организации хуацяо образовали костяк кадров, сыграли большую роль в поддержке революции внутри страны.

Во-вторых, к их заслугам относится разоблачение идеологии «Партии защиты императора», возглавляемой Кан Ювэем, под влиянием которой находилась часть хуацяо. С этой целью они активно финансировали издание газет и книг, пропагандировавших китайскую революцию в Америке и различных регионах южных морей. Эти прогрессивные издания доставлялись в Китай, неся революционную идеологию.

В-третьих, хуацяо активно жертвовали деньги на снабжение революционных войск, поддержку вооружённых восстаний в Китае начиная с первого восстания 1895 г. в Гуанчжоу. После поражения более десяти восстаний, организованных «Объединённым союзом» в 1907—1908 гг. в провинциях Гуандун, Гуанси и Юньнань, благодаря щедрой и бескорыстной поддержке хуацяо, Сунь Ятсену наконец удалось добиться победы демократической революции.

В-четвёртых, хуацяо приносили себя в жертву во имя революции путём осуществления тайных убийств цинских чиновников, лично участвовали в вооружённой борьбе. Много раз, чтобы подорвать господство цинского двора, они предпринимали попытки тайных убийств цинских чиновников. Ещё больше хуацяо лично участвовали в вооружённой борьбе. В 10 восстаниях, организованных Сунь Ятсеном накануне Синьхайской революции, погибли 29 хуацяо.

В-пятых, поддержка новой власти пожертвованиями хуацяо после победы Синьхайской революции. После распространения известия о победе Синьхайской революции среди хуацяо поднялась волна пожертвований для оказания финансовой помощи Нанкинскому временному правительству. В этот ранний период новой власти пожертвования были очень кстати.

Много учёных хуацяо вернулось в свою страну для участия в революции. Самый известный из них — уехавший в Америку авиастроитель Фэн Жу. Как только началась Синьхайская революция, он, захватив построенный им самолёт, вернулся на родину, где собирался организовать разведотряд для помощи революционной армии. К несчастью, он погиб в одном из испытательных полётов. Ему было всего 30 лет.

Ещё много зарубежных китайцев планировали вернуться на родину и вкладывать свои капиталы в экономическое строительство. В начале

1912 г. хуацяо из Малайзии У Шицай вместе с другими хуацяо собрал подписи на пожертвования в приморских провинциях Китая на сумму более 3 млн юаней и собирался совместно с шанхайским банкиром Чэнь Мань-юнем открыть «Китайский коммерческий банк» для вложения капиталов хуацяо в развитие предпринимательства в Китае. Немало хуацяо планировали вернуться на родину для участия в восстановлении железных дорог и разработки ресурсов.

В целом можно заключить, что пробуждение национального самосознания хуацяо, подвергавшихся угнетению и дискриминации, в конце XIX — начале XX в. побудило их активно помогать руководимой Сунь Ятсеном буржуазно-демократической революции. Они внесли весомый вклад в создание революционных организаций и распространение революционной идеологии, собирали пожертвования для революционной деятельности, участвовали в вооружённых восстаниях и оказали помощь в укреплении новой власти.

Со времени Синьхайской революции прошло 100 лет. Сегодняшний Китай не такой, как сто лет назад. В организации революции и борьбе за преобразование Китая у революционеров было особое положение. Сейчас, изучая деятельность Сунь Ятсена и Синьхайскую революцию, мы можем углубить наши знания, лучше понять проблемы, но не можем поучать, как должны или не должны были поступать люди в прошлом, отрицать их дух патриотизма и самопожертвования, историческую роль и значение Синьхайской революции.

(Перевод с китайского выполнен с небольшими сокращениями Г. С. Каретиной)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.