Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / ПОДРАЖАНИЕ / ИДЕАЛ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО / ПРЕКРАСНОЕ / БЕЗОБРАЗНОЕ / AESTHETIC TASTE / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / AESTHETIC CULTURE OF BEHAVIOR / IMITATION / IDEAL / AESTHETIC VALUE / AESTHETIC ATTITUDE / AESTHETIC QUALITY / BEAUTIFUL / UGLY / ЗАВқИ ЗЕБОИШИНОСӣ / ТАРБИЯИ ЗЕБОИШИНОСӣ / ШУУРИ ЗЕБОИШИНОСӣ / ФАРҳАНГИ РАФТОРИ ЗЕБОИШИНОСӣ / ПАЙРАВӣ / АРЗИШИИ ЗЕБОИШИНОСӣ / МУНОСИБАТИ ЗЕБОИШИНОСӣ / СИФАТИ ЗЕБОИШИНОСӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Машхура Равшанбековна

В статье рассматриваются вопросы формирования правильного положительного эстетического вкуса у младших школьников, что является неотъемлемой частью их подготовки к жизни и труду, с одной стороны, и основой формирования их эстетического сознания и культуры поведения - с другой. В связи с этим особую актуальную значимость приобретает процесс моделирования сущности и основного содержания формирования эстетического вкуса, представляющего собой многоаспектную научно-теоретическую проблему, от правильного решения которой зависит оптимизация эстетического воспитания младших школьников на практике.Отмечается, что формирование эстетического вкуса зависит от формирования эстетически духовных интересов, потребностей как к деятельности, так и к общению, которые составляют основу социальной сущности человека, что свидетельствует о непосредственном влиянии процесса формирования эстетического вкуса на качество и результат субъектнообъектного отношения личности к деятельности, и на субъектно-субъектное отношение личности к общению, в целом на уровень подготовки младших школьников к жизни и труду, а также на уровень их всестороннего развития. Делается вывод о том, что для решения этой задачи следует использовать весь широкий спектр многообразия и разнообразия средств формирования эстетического вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CERTAIN THEORETICAL ISSUES OF THE AESTHETIC TASTE FORMATION WITH JUNIOR SCHOOLCHILDREN

On the one hand, formation of correct positive aesthetic taste with junior schoolchildren is considered to be an integral part of their preparation for life and labour, on the other hand, it is a basis for a formation of their aesthetic consciousness and culture of behavior. In this regard, the process of modeling the essence and the main content of the aesthetic taste formation which is a multi-aspect scientific and theoretical problem on the correct solution of the optimization of aesthetic education of junior schoolchildren in practice acquires special actual significance depends on it. Aesthetic taste formation depends on the formation of aesthetic and spiritual interests, needs activities and communication which form the basis of social essence of an individual. Proceeding from this consideration, aesthetic taste formation directly affects the quality and result of a subject-objective attitude of an individual to activity and subject-subjective attitude of an individual to communication and in general on the level of preparation of junior children for life and work and on the level of their versatile development as well. In order to solve the relevant problem one should resort to the whole wide range of variety of means targeted to formation of aesthetic taste.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 5.10,2 ББК22.1

ДОИР БА БАЪЗЕ МАСЪАЛА^ОИ НАЗАРИЯВИИ ТАШАККУЛИ ЗАВЦИ ЗЕБОИШИНОСИИ ХОНАНДАГОНИ ХУРДСОЛ

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ON CERTAIN THEORETICAL ISSUES OF THE AESTHETIC TASTE FORMA TION WITH JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Бобоева Машхура Равшанбековна, сармуаллимаи кафедраи педагогикаи умумии МДТ "ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Бабаева Машхура Равшанбековна, старший преподаватель кафедры общей педагогики ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафуров" (Таджикистан, Худжанд )

Babaeva Mashhura Ravshanbekovna, senior lecturer of the department of general pedagogy under the SEI "KhSU named after acad.B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

Вожщои калиди: завци зебоишиноси, тарбияи зебоишиноси, шуури зебоишиноси, фаруанги рафтори зебоишиноси, пайрави, идеал, арзишии зебоишиноси, муносибати зебоишиноси, сифати зебоишиноси

Дар мацола бархе аз масоили шаклгирии завци зебоишиносии хонандагони хурдсол мавриди барраси царор гирифтаанд. Цайд мешавад, ки ташаккули завци эстетикии дурусту мусбат дар хонандагони хурдсол цисми цудонопазиру таркибии омодасозии насли наврас ба уаёт ва меунат маусуб ёфта, он асоси ташаккули шуур ва фаруанги рафтори ощо мебошад. Вобаста ба ин раванди моделсозии моуият ва мундарицаи асосии ташаккули завци зебоишиноси ауамияти махсуси мубрам касб менамояд, ки ин масоили бисёрцабуаи илмию назарияви буда, аз уаллу фасли дурусти он беутар намудани тарбияи зебоишиносии насли наврас дар амал вобаста аст. Тазаккур меравад, ки ташаккули завци зебоишиноси аз шаклгирии шавцу рагбат, талаботуои рууи-зебоишиноси нисбат ба фаъолият ва муошират, ки асоси моуияти ицтимоии инсонро ташкил медиуанд, вобаста аст. Вобаста ба ин ташаккули завци зебоишиноси беосита ба сифат ва натицаи муносибатуои субъекту-объектии шахсият ба фаъолият ва субъекту-субъектии шахсият ба муошират ва умуман ба дарацаи омодагии насли наврас ба уаёт ва меунат ва уамчунин ба дарацаи инкишофи уаматарафаи шахсият таъсир мерасонад. Хулоса мешавад,ки барои уаллу фасли ин масъала бояд, аз тамоми васоили гуногун ва гуногуншаклии воситауои ташаккули завци эстетики истифода бурд.

Ключевые слова: эстетический вкус, эстетическое воспитание, эстетическое сознание, эстетическая культура поведения, подражание, идеал, эстетическая ценность, эстетическое отношение, эстетическое качество, прекрасное, безобразное

В статье рассматриваются вопросы формирования правильного положительного эстетического вкуса у младших школьников, что является неотъемлемой частью их подготовки к жизни и труду, с одной стороны, и основой формирования их эстетического сознания и культуры поведения - с другой. В связи с этим особую актуальную значимость приобретает процесс моделирования сущности и основного содержания формирования эстетического вкуса, представляющего собой многоаспектную научно-теоретическую проблему, от правильного решения которой зависит оптимизация эстетического воспитания младших школьников на практике.Отмечается, что формирование эстетического вкуса зависит от формирования эстетически духовных интересов, потребностей как к деятельности, так и к общению, которые составляют основу социальной сущности человека, что свидетельствует о непосредственном влиянии процесса формирования эстетического вкуса на качество и результат субъектно-объектного отношения личности к деятельности, и на субъектно-субъектное отношение личности к общению, в целом на уровень подготовки младших школьников к жизни и труду, а также на уровень их всестороннего развития. Делается вывод о том, что для решения этой задачи следует использовать весь широкий спектр многообразия и разнообразия средств формирования эстетического вкуса.

Key words: aesthetic taste, aesthetic education, aesthetic consciousness, aesthetic culture of behavior, imitation, ideal, aesthetic value, aesthetic attitude, aesthetic quality, beautiful, ugly

On the one hand, formation of correct positive aesthetic taste with junior schoolchildren is considered to be an integral part of their preparation for life and labour, on the other hand, it is a basis for a formation of their aesthetic consciousness and culture of behavior. In this regard, the process of modeling the essence and the main content of the aesthetic taste formation which is a multi-aspect scientific and theoretical problem on the correct solution of the optimization of aesthetic education of junior schoolchildren in practice acquires special actual significance depends on it.

Aesthetic taste formation depends on the formation of aesthetic and spiritual interests, needs activities and communication which form the basis of social essence of an individual. Proceeding from this consideration, aesthetic taste formation directly affects the quality and result of a subject-objective attitude of an individual to activity and subject-subjective attitude of an individual to communication and in general on the level of preparation of junior children for life and work and on the level of their versatile development as well. In order to solve the relevant problem one should resort to the whole wide range of variety of means targeted to formation of aesthetic taste.

Анализ теории и практики формирования эстетического вкуса у младших школьников на современном этапе развития общества показывает наличие ряда нерешенных проблем, задач, сложностей и трудностей. В первую очередь следует отметить, что данная проблема является составной частью проблемы теории и практики эстетического воспитания младших школьников. В условиях глобализации, с одной стороны, и национальной независимости и суверенитета Республики Таджикистан, а также внедрения рыночной экономики, с другой, решение данных проблем приобретает особую научно-исследовательскую актуальность. Данная проблема по своей природе предполагает ее многоаспектное рассмотрение, ибо она представляет собой не чисто педагогическую проблему, она является и философской, и эстетической, психологической проблемой. В связи с этим проблема формирования эстетического вкуса у младщих школьников требует комплексного исследования. Но первоначально следует определить, что такое эстетический вкус. " Вкус эстетический -способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающиеся в системе непосредственных эмоциональных оценок. В процессе эстетического восприятия и деятельности эстетический вкус проявляется чрезвычайно широко. Он даёт о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей" (2,17). Любой предмет или явление имеет определенную эстетическую ценность. Данная эстетическая ценность по своей природе объективна. Она существует независимо от субъекта и его сознания. Она может быть как прекрасной, так и безобразной. Эстетическое восприятие данной эстетической ценности субъектом и формирование эстетического сознания на этой основе, эстетического вкуса свидетельствует о том, что эстетическая ценность предмета или явления приобретает субъективный характер. Именно с этого момента начинается субъектно-субъектное отношение. В данном случае объективная эстетическая ценность становится субъективным. Субъект в зависимости от уровня своего эстетического развития сознания и, соответственно, уровня развития своего эстетического вкуса оценивает эстетическую ценность данного объекта. Модельное изображение данного процесса имеет следующий наглядный вид.

Эстетическое

Эстетическая Прекрасное или безобразное

Субъект сознание эстетическое

Эстетический восприятие ценность Объект

вкус

Рис. № 1 Модель эстетического восприятия объекта субъектом

Эстетический вкус является элементом системы эстетического образования, который формируется в процессе эстетического воспитания. Средством эстетического вкуса субъект выражает свое отношение к объекту. Эстетический вкус - явление субъективное. Сколько людей, столько и вариантов эстетического вкуса. Если в процессе формирования эстетического вкуса у коллектива учеников мы ставим одинаковые цели и задачи, используя при этом одинаковые средства, содержание, методы и формы эстетического воспитания, все равно получаем в зависимости от количества учеников разнообразные варианты формирования эстетического вкуса. В качестве средств эстетического воспитания можно использовать

предметы и явления действительности и произведения литературы и искусства, схематическое изображение модели которой имеет следующий наглядный вид.

Средства эстетического воспитания

эстетическое Эстетическая Действительность

Субъект Эстетический

вкус -р отношение ценность Литература и искусство

Рис. № 2 Средства эстетического воспитания.

Одной из главных задач эстетического воспитания является формирование высокого эстетического вкуса. "Высокий эстетический вкус, вырабатываемый у личности в процессе воспитания, характеризуется устойчивостью, проявляется в способности индивида логически обосновать свои оценки и в умении отстаивать их. Эстетический вкус -это очень своеобразная структурная единица эстетического сознания. В нем достигается гармония чувственного и рационального, эмоционального и интеллектуального."(147).Модель формирования эстетического вкуса имеет следующее схематическое наглядное изображение.

Воспитатель целенаправленное Эстетическое и художеств. средства воспитания эстетическое воспитан ник Эстетичес. сознание

Эстетическая ценность эстетическое воздействие ч восприятие Эст.потре бность Эстетический вкус

Низкий уровень

Практическ ий уровень

тетическое развитие

Высокий уровень

Теоретический уровень

Рис. № 3. Модель формирования эстетического вкуса

Формирование эстетического вкуса у школьников требует реализации сознательного, активного, системно-комплексного и целесообразного подходов. Оно не может быть процессом, который формируется сам собой. Поэтому воспитатели должны быть готовы к реализации соответствующих целей и задач формирования эстетического вкуса. В связи с этим следует отметить, что развитие эстетического вкуса предполагает формирование определенных знаний, умений и навыков в области субъектно-объектных отношений в рамках выполнения того или иного вида деятельности, а также в области субъектно-субъектных отношений в рамках того или иного вида общения. В процессах игровой, учебно-познавательной, трудовой, воспитательной деятельности проявляется эстетический вкус личности, и очень важно в этом плане ориентировать и направить процесс проявления эстетического вкуса в положительное русло посредством формирования определенных знаний, умений и навыков, посредством которых формируется отношение личности к объекту деятельности, к другому субъекту и т.д. В этом плане эстетический вкус приобретает для личности школьника "личностный смысл" (2, 65). Вначале именно воспитатель ориентирует, регулирует, управляет и формирует эстетический вкус личности школьника. Постоянно, со временем, воспитанник приобретает определенные знания, умения и навыки, а также самое главное - опыт выполнения деятельности, осуществления общения, научиться самостоятельно и творчески регулировать, ориентировать, управлять и формировать свой эстетический вкус, поскольку у него повышается уровень самостоятельности и сознательности. Именно такие качества, как самостоятельность и сознательность, открывают широкий путь к творческому подходу в отношении формирования

эстетического вкуса. Ибо маломасштабное развитие, творческое развитие эстетического вкуса объективно невозможно без должного развития таких качеств, как самостоятельность, сознательность и инициативность личности самого воспитанника.Поэтому указанные качества являются важными инструментом и система образующими качествами личности воспитанника, которые являются своеобразной иерархией воспитания системы качеств.Исходя из этого, следует отметить, что формирование эстетического вкуса требует рационального выбора содержания и средств, методов и форм воспитания и обучения, а также соблюдения соответствующих принципов. Трудность решения данного вопроса в ходе обучения в рамках реализации воспитательной функции обучения заключается в том, что реализовать индивидуальный подход в системе группового обучения очень сложно, ибо у учителя не хватает учебного времени на каждого отдельного ученика.Тем не менее, время от времени, систематично и последовательно можно перейти от реализации группового подхода, учёта групповых интересов, потребностей и особенностей к реализации индивидуального подхода, учёта запросов, интересов, потребностей и особенностей каждого отдельного ученика, порой и после уроков, и в рамках сотрудничества учителей с родителями и с другими субъектами обучения.В этом плане особо важное значение приобретает послеурочное, платное индивидуальное обучение, когда открывается широкий простор для реализации индивидуального подхода, для формирования устойчивого эстетического вкуса по тому или иному учебному предмету, к которым у школьника наблюдается повышенный интерес.Формирование эстетического вкуса у младших школьников является неотъемлемой частью решения целей и задач их подготовки к жизни и труду, к их всестороннему развитию.Эстетический вкус следует рассматривать также в рамках решения целей и задач эстетического воспитания, формирования эстетического сознания и эстетической культуры поведения.В самом деле эстетический вкус в случае правильного, адекватного и целесообразного формирования может стать мощной двигательной силой формирования эстетического сознания и культуры поведения, с одной стороны, и всестороннего развития личности-с другой.Эстетический вкус должен формироваться в процессе формирования эстетического отношения личности к деятельности и общению. В самом общем виде человеческая жизнедеятельность состоит из комплекса различных видов деятельности и различных видов общения.В процессе деятельности и общения проявляется сознательность и адекватность личности, его целесообразность, его физические, интеллектуальные,нравственные, волевые профессионально-трудовые, эстетические качества, особенности, привычки, способности.В конечном счёте в процессе деятельности и общения проявляется сущность личности,в том числе его эстетический вкус, которые выделяют и отделяют её от других людей как существа биологического и социального. Именно эстетический вкус влияет на качество и результат как деятельности, так и общения. Человек как биологическое и социальное существо для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей должен выполнять комплекс различных видов деятельности, которые входят в систему его жизнедеятельности, и, соответственно, вступить в контакт с другими людьми, ибо он социальное существо и не может обойтись без общения. И во всем этом он оставляет свой индивидуальный, субъективный почерк, который и является его эстетическим вкусом. Однако эстетический вкус может быть как положительным, так и отрицательным. Именно в этом и проявляется педагогическая, воспитательная направленность эстетического вкуса.Формирование положительного эстетического вкуса связано с формированием правильного эстетического сознания и правильной эстетической культуры поведения. Формирование правильного эстетического сознания и эстетической культуры поведения связано с формированием прекрасного в сознании и культуре поведения.Проявление отрицательного эстетического вкуса является проявлением безобразного в эстетическом сознании и культуре поведения личности воспитанника.И связи с этим в данном случае задача эстетического перевоспитания и заключается в искоренении безобразного как в сознании, так и в поведении воспитанника.Безобразное,как впрочем и прекрасное, проявляется как в деятельности, так и в общении.Проявление безобразного в деятельности сказывается на качестве и результате деятельности, оно приводит к невыполнению или же к некачественному выполнению,достижению целей и решению задач деятельности.Грубость, высокомерие,чванство и другие отрицательные нравственно-эстетические качества являются наглядными примерами проявления отрицательного эстетического вкуса в субъектно-субъектном отношении в обучении.И соответственно проявление данных качеств требует нравственно-эстетической корректировки с точки зрения нравственно-эстетического перевоспитания.Поэтому с самого начала воспитания воспитателю следует ориентировать воспитанника на правильный, положительный эстетический вкус.Субъектно-объектное отношение в процессе деятельности и субъектно-субъектное отношение в процессе обучения должны быть ориентированы на формирование

положительного эстетического вкуса, поскольку в случае развития отрицательного эстетического вкуса очень сложно и трудно искоренить их впоследствии.Родители в семье, учителя в школе на это должны обращать пристальное внимание.Формирование положительного эстетического вкуса связано с формированием положительных качеств, свойств и привычек, когда как проявление отрицательного эстетического вкуса связано с развитием отрицательных качеств, свойств и привычек.При формировании эстетического вкуса можно и нужно использовать проявление прекрасного в жизни, в реальной действительности, в окружающей жизни ребенка. Это может быть проявление прекрасного в природе, в обществе, в человеческом мышлении и в процессе общения с окружающими людьми.Сам ребенок может и не осознавать вначале проявления прекрасного и безобразного в жизни, поскольку у него нет достаточного объёма знаний, умений, навыков и, самое главное, жизненного опыта. Но под разумным руководством старших он сможет со временем отличать прекрасное от безобразного,например:добро от зла.Следует его ориентировать не только на восприятие и осознание прекрасного и безобразного, но и на творение прекрасного, красивого, на корректировку безобразного, на борьбу со злом, как проявления безобразного.В качестве средства формирования эстетического вкуса можно использовать произведения литературы, произведения различных видов искусства, а также занятия различными видами спорта.Все это в совокупности требует активной жизненной позиции при формировании эстетического вкуса. Для этого объективно необходимо использовать все многообразие и разнообразие средств формирования эстетического вкуса, а не ограничиваться одними или двумя средствами.Так,основываясь на произведения литературы в качестве средств формирования эстетического вкуса, следует использовать как произведения классиков, так и произведения современников, как произведения классиков мировой,так и таджикской литературы.То же самое можно сказать и о произведениях современных поэтов и писателей мировой и таджикской литературы. Такую же роль при формировании эстетического вкуса могут играть и произведения изобразительного, музыкального, театрального искусства, киноискусства и множество других видов искусства.Таким образом, приобщение детей к произведениям литературы и искусства во всем их многообразии и разнообразии,как и проявления прекрасного в жизни, являются действенным средством формирования эстетического сознания, эстетической культуры, эстетического вкуса младших школьников.Особую научно-методическую ценность имеет и использование эстетического вкуса других людей в качестве средства формирования эстетического вкуса младших школьников, ибо воспитание в своей основе имеет подражательный характер, что вытекает из выборочной ориентации, воспитанники подражают взрослым, ровесникам, сознание и поведение которых им нравятся и которые вступают для них как норматив, эталон, модель, образец, идеал. В качестве идеала могут выступать и литературные герои, киногерои, которым они подражают, хотят быть похожими на них.И здесь очень важно, чтобы эстетический вкус этих героев был положительным. Отсюда следует, что в деле формирования эстетического вкуса младших школьников следует использовать весь спектр многообразных и разнообразных средств эстетического воспитания.Эстетический вкус как центральная ось системы двигателя эстетического воспитания может активно и целесообразно влиять на формирование эстетического сознания и культуры поведения младших школьников, и он с этой точки зрения должен иметь положительный характер, ибо от этого зависит формирование целого комплекса положительных эстетических качеств, свойств и привычек.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя/Под ред. М.Ф.Овсянникова.-М.: Просвещение, 1983.-223с.

2. Леонтьев,А.Н.Деятельность.Сознание.Личность/А.Н.Леонтьев.-М.:Политиздат,1977.-304с.

3. Теория эстетического воспитания /АНСССР, Т33 Ин-т философии; Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л.Лейзеров. - М.: Искусство, 1979.- 255с.

4. Толстых, В.И.Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф. - техн. учеб. заведений/ В.И.Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров.- М.: Высшая школа, 1979.-288с.

REFERENCES:

1. Brief Glossary on Aesthetics: The book for a teacher / under the editorship of M.F. Ovsyanikov. -M.: Enlightenment, 1983. - 223 p.

2. Leontief A.N. Activities. Consciousness. Individual. - M.: Politizdat, 1977. - 304 p.

3. Theory of Aesthetical Upbringing / The USSR AS. - V.33 The Institute of Philosophy; editor-incharge: N.U. Kiyashchenco, N.I. Leyzerov. - M.: Art, 1979. -255 p.

4. Tolstykh,V.I.et alia.The Aesthetical Uringing up: The textbook for middle vocational-technical educational establishments/V.I.Tolstykh,B.A.Erengross,K.A.Makarov.-M.:Higher School,1979. -288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.