Научная статья на тему 'О некоторых теоретических аспектах оценки бизнеса'

О некоторых теоретических аспектах оценки бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ОБЪЕКТ И ЦЕЛИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА / СТАНДАРТЫ СТОИМОСТИ / BUSINESS VALUATION / OBJECT AND TARGETS OF BUSINESS VALUATION / STANDARDS OF VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илиев Пламен

Представленный в статье литературный обзор и уточнение некоторых понятий в области оценки бизнеса должны помочь специалистам в этой сфере преодолеть существующие различия. Выражена позиция автора относительно вариативности объекта оценки бизнеса, а также охват потенциальных целей этой оценки. Рекомендуется набор признанных международных стандартов стоимости в качестве рыночных или нерыночных баз оценки реальных и финансовых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a literature review and refinement of certain concepts in the field of business valuation, with an aim to assist specialists in this area to overcome existing differences. The author expresses his view on the diversity of the subject of business valuation, as well as on the scope of potential targets of business assessment. A range of internationally recognized standards of value has been recommended as market and non-market bases for the evaluation of real and financial assets.

Текст научной работы на тему «О некоторых теоретических аспектах оценки бизнеса»

УДК - 380/382

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

Пламен Илиев

Представленный в статье литературный обзор и уточнение некоторых понятий в области оценки бизнеса должны помочь специалистам в этой сфере преодолеть существующие различия. Выражена позиция автора относительно вариативности объекта оценки бизнеса, а также охват потенциальных целей этой оценки. Рекомендуется набор признанных международных стандартов стоимости в качестве рыночных или нерыночных баз оценки реальных и финансовых активов.

Ключевые слова: оценка бизнеса, объект и цели оценки бизнеса, стандарты стоимости

Исследование теоретических основ оценки бизнеса предполагает краткий обзор представленных концепций и мнений в специализированной литературе по вопросам о сущности и содержании понятия “оценка бизнеса”. В этой литературе можно встретить ряд определений этого понятия, которые в той или иной мере включают отдельные его характеристики, но их нельзя признать достаточно ёмкими и точными. В ряде случаев это связано с большим разнообразием обстоятельств, требующих осуществления оценки бизнеса (для нужд отчётности компаний в соответствии со стандартами бухгалтерского учёта, для судебной системы, для целей инвесторов и пр.). При рассмотрении этого понятия следует учитывать и болгарскую специфику, в частности неразвитость рынка ценных бумаг в стране, широкое представление объектов оценки преимущественно компаний непубличного характера, осуществление управленческих функций преимущественно владельцами капитала и пр.

Так, по мнению профессора Ленской, оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой целенаправленный процесс определении стоимости в денежном выражении с учётом потенциальных и реальных доходов в данный момент времени в условиях конкретного рынка [1,с.9]. Это определение выводит на передний план такие важные характеристики оценки, как определение стоимости в денежном выражении и временной момент её определения, но у него и свои недостатки, связанные с игнорированием других характеристик, таких, как увязка стоимости с определённой целью и наличием других способов оценки, базирующихся на активах (подход расходов) и на рыночной информации (рыночный подход).

М. Федотова определяет оценку как процесс определения стоимости оценяваемого объекта [2,с.59]. Это определение включает лишь одну основную характеристику рассматриваемого понятия, что предопределяет и его односторонность.

С. Валдайцев связывает оценку бизнеса лишь с определением его стоимости, упуская из виду ряд ограничений этого понимания, вытекающих из цели и временной актуальности, действительности любой оценки [3,с.56].

Известный американский специалист в области оценки бизнеса профессор Шанон Прат определяет её как деятельность, предполагающую получение представления об определённом виде (определённых видах) стоимости доли акционеров в капитале предприятий на определённый момент времени. Под определёнными видами стоимости в данном случае следует понимать различные причины, которые могут породить необходимость оценки стоимости бизнеса [4,с.28]. В этом определении нет чёткого выражения увязки между стоимостью оцениваемого бизнеса и целью оценки.

Франк Эванс определяет деятельность по оценке как средство измерения и эффективного управления стоимостью бизнеса в случаях, когда отсутствует котировка акций [5,с. 19]

Другая группа авторов (Т. Коупланд, Т. Коллер и Дж. Мурин) делают акцент на оценке бизнеса как инструменте, который должен способствовать управленческим решениям, направленным на рост стоимости компаний путём приоритетного использования инструментария дисконтированных денежных потоков [6,с. 45]

По мнению В. Есипова, деятельность по оценке состоит в получении информации о стоимости объекта оценки или о величине доли владельца на конкретный момент времени, но он упускает связь результатов оценки с целями, поставленными тем, кто эту оценку поручил [7, с.37].

Некоторые болгарские авторы [8,с. 1] считают оценку бизнеса процессом определения стоимости оцениваемого объекта с целью получения потоков будущих доходов от деятельности, причём здесь они упускают из виду другие существенные характеристики этого понятия.

Н. Колайко представляет оценку бизнеса как процесс определения рыночной стоимости

данного объекта на основе использования определенных экономических методов [9,с.7], но не увязывает определение стоимости с предназначением оценки и её эффективной датой.

В предыдущих публикациях мы выражали своё мнение по вопросу об оценке реальных активов, в частности объектов недвижимой собственности, там мы определяем оценку активов как процесс определения их стоимости при помощи подходящего методического инструментария в соответствии с предварительно заданной целью и эффективной датой оценки (фиксированным моментом времени) [10 ,с. 226].

Из представленных выше мнений становится ясно, что их авторы определяют оценку бизнеса как процесс определения стоимости при предварительном согласовании целей (видов стоимости) и дат оценки. Однако они не принимают их комплексно, а скорее изолированно друг от друга, что делает эти мнения неполными и недостаточно ёмкими с точки зрения всего процесса оценки - от мотивации до окончательной оценки.

Любая оценка осуществляется для конкретного объекта, с определенной целью, на конкретный момент и, разумеется, с учётом наиболее достоверного определения его стоимости. С этой точки зрения не следует понятие “оценка бизнеса” связывать выборочно с целью, с эффективной датой или с определением стоимости.

Эти характеристики оценки бизнеса требуют большей точности определения этого понятия, посредством их объединения в единую категориальную систему. Во избежание неполноты или односторонности в содержании различных мнений мы предлагаем ниже претендующее на точность определение, а именно: под понятием “оценка бизнеса” можно понимать полный и адекватный характеру объекта технологический процесс установления его стоимости в денежном выражении на основе системы принципов, подходов и методов, с определенной целью и на определённую дату.

Представленное выше понимание понятия „оценка бизнеса” предполагает выяснение предмета и целей оценки бизнеса.

Предмет оценки бизнеса следует рассматриватьв контексте ключевого понятия „бизнес”, которое в специализированной литературе без особого колебания представляют как метод организации работы, как деятельность, ориентированную на создание прибыли и увеличение богатства.

Согласно Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) бизнес представляет собой взаимосвязанный набор осуществляемых действийи активов, управляемых с целью обеспечения окупаемости инвесторам, или экономической выгоды для участников в отдельных видах деятельности [11,с. 385].

Очевидно то, что бизнес, являясь объектом оценки, представляет собой конкретную деятельность, организованную в определённой структуре, основная цель которой состоит в получении экономической выгоды. На базе этого понимания в практике оценки бизнеса встречается множество вариантов объекта оценки, причём чаще всего это предприятие с его многообразными формами проявления.

Предприятие является самостоятельно обособленным экономическим субъектом, который выпускает и реализует на рынке товары и услуги с целью получения прибыли для своих владельцев с учётом интересов всех заинтересованных сторон. Создание и фукционирование предприятия в стране и формы его преобразования регламентированы Торговым законом (ТЗ) [12]. Он содержит правовые нормы осуществления хозяйственной деятельности, причём в качестве основного субъекта её осуществления принят коммерсант, а основной организационной формой, в которой он осуществляет хозяйственную деятельность является предприятие. Другой составной частью законодательной рамки для реализации хозяйственной деятельности в стране является Закон о кооперациях [13], который устанавливает специфическую в правовом и организационном смысле форму - кооперацию.

Осуществляемая коммерсантом хозяйственная деятельность имеет постоянный характер и включает: производство и сбыт товаров; покупку товаров или вещей с целью продажи в первоначальном или переработанном виде; покупку и продажу ценных бумаг; транспортные, страховые, банковские, лизинговые и прочие сделки, сделки с интеллектуальной собственностью; туристические, гостиничные, информационные и прочие услуги; покупку, строительство или отделку объектов недвижимой собственности с целью продажи и прочее.

Кроме экономической концепции термина „предприятие”, рассматривающей предприятие как обособленный экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность с целью получения предпринимателями прибыли, существует и юридическая концепция. Эта концепция в

Болгарии заложена вТЗ и предполагает рассмотрение предприятия как объекта права, состоящего из отдельных элементов, подчинённых коммерсанту и служащих для осуществления его деятельности. В этом смысле предприятие не идентифицируется с коммерсантом, а рассматривается как организационная единица, в которой осуществляется его деятельность. Создание и функционирование предприятия предполагает соблюдение определённых принципов, таких, как исключительность (разграничимость любого предприятия от остальных посредством его названия, предмета деятельности и пр.), публичность (регистрация предприятия в торговом регистре), объективность (реально существующее предприятие, имеющее цели, функции и организационную структуру) и прочее.

Предприятия можно классифицировать по различным признакам: по правовой и организационной форме (единоличный торговец, торговое общество, кооперация); по организации хозяйственной деятельности (персональные и капитальные); по способу учреждения (договорные и уставные); по ответственности акционеров / пайщиков (с неограниченной ответственностью, с ограниченной ответственностью); по форме собственности (государственные, частные, кооперативные, муниципальные); в зависимости от предмета деятельности и сектора экономики (промышленные, аграрные, строительные, транспортные и пр.); по размеру (микро, малые, средние, крупные) и пр.

Оценка бизнеса предполагает хорошее знание всех правовых и организационных форм фукционирования коммерсанта, чаще всего это единоличный торговец и коммерческие общества (собирательное общество, командитное общество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и командитное общество с акциями). На сегодняшний день в Болгарии значительную часть хозяйственных субъектов составляют единоличные торговцы и собирательные общества, а сравнительно меньшая часть - это общества капиталов, из которых лишь небольшая часть имеют публичный характер (компании открытого типа), а все остальные общества представляют собой компании закрытого типа.

С точки зрения теории систем и применения системного подхода предприятие представляет собой сложную, вероятностную и управляемую производственную систему[13,с.21]. Сложность предприятия как производственной системы связана с возможностью множества составных элементов, с особенностями выпускаемой продукции и предлагаемыми услугами, со специализацией основной, дополнительной и вспомогательной деятельности и пр. Вероятностный характер производственной системы вытекает из частичной неопределённое™ среды, в которой функционирует предприятие, а управляемость системы вытекает из возможности выбора направления и способа развития в динамично меняющейся окружающей среде.

С юридической точки зрения любой владелец бизнеса имеет право его продавать (в целом или по частям), закладывать, завещать, страховать и пр. В этом смысле любой бизнес может быть объектом сделки, то есть он является товаром со всеми характерными для товара свойствами. И в то же время бизнес, как товар, имеет и ряд специфических характеристик, например:

> бизнес, являясь объектом купли-продажи, имеет характер инвестиционного товара;

> регулирование сделок с бизнесом;

> бизнес представляет собой совокупность взаимосвязанных составных элементов, но может продаваться по частям;

> регулирование процесса оценки бизнеса.

Выше мы определили оценку бизнеса как процесс определения стоимости бизнеса в зависимости от поставленной цели и предварительно определённой эффективной даты оценки.

Это понимание процесса оценки бизнеса предполагает, чтобы любой профессиональный оценитель определял стоимость объекта оценки в контексте заранее сформулированной цели оценки. Тем самым оценитель сможет сделать правильный выбор в смысле применяемого методического инструментария.

Формулировка цели оценки предполагает определение той стоимости, которая поможет заказчику в принятии управленческого решения.

Член совета Американского общества оценителей профессор Шанон Прат определяет стоимость как „неуловимый” термин, то есть стоимость постоянно меняется в зависимости от конкретной ситуации (цели, эффективной даты, будущих доходов и пр.) [15,с. 12].

Он определяет следующие основные цели оценки бизнеса: продажа всего бизнеса или его части, покупка всего бизнеса или его части, применение различных форм преобразования, ликвидация, изменение структуры инвестиционного капитала, развод супругов, совместно владеющих бизнесом, получение заёмных средств, участие работников (рабочих) в собственности

бизнеса, судебное разбирательство в результате разногласий между владельцами капитала и пр.

По мнению Дамодарана, определение стоимости объекта оценки необходимо при решении широкого круга задач, таких, как: оценка при управлении портфелями активов; для нужд фундаментального анализа; покупка франшизы; для технических аналитиков, или чартистов (chartists); для торговцев информацией; рыночные тактики (markettimers); для эффективных коммерсантов (efficientmarketers); для нужд анализа с целью приобретения; для нужд корпоративных финансов и пр[15].

Если учесть специфику действующего в Болгарии национального законодательства и вытекающих из членства страны в ЕС обязательств в этом отношении, мы считаем, что основные цели оценки бизнеса находят выражение в следующем: продажа целых государственных и муниципальных предприятий или обособленных их частей согласно Закону о приватизации и послеприватизационного контроля; покупка или продажа бизнеса или его части; преобразование коммерческих обществ (вливание, слияние, разделение, отделение и отделение единоличного коммерческого общества, в том числе посредством изменения правовой формы); обоснование цены акций публичного общества; заключение публичным обществом договора о совместном предприятии; покупка или продажа предприятия согласно ст. 15 ТЗ; ликвидация предприятия; создание совместного предприятия (jointventure); заклад долей или акций при кредитировании бизнеса; участие рабочих и служащих в собственности бизнеса; оценка бизнеса для нужд судебной системы (судебные споры между акционерами или пайщиками, защита миноритарного участия в собственности и пр.); оценка бизнеса по настоянию владельцев капитала для текущей информации о стоимости бизнеса (как правило на годовой базе); оценка бизнеса для целей финанасовых отчётов компаний; оценка инвестиционных проектов (нового или развития существующего бизнеса) для нужд обществ со специальной инвестиционной целью (ДСИЦ) и прочих потенциальных инвесторов; оценка финансовых активов для нужд налоговой администрации (преимущественно в случае сделок между связанными лицами); переструктурирование бизнеса; оценка бизнеса для целей менеджмента, для подготовки и принятия управленческих решений; оценка бизнеса для целей стратегического планирования и пр.

Существующее многообразие целей, требующих оценки бизнеса определяет и необходимость профессионального отношения к выбору стандартов стоимости, которые в различных видах стандартов оценки встречаются под названием „базы оценки”.

Стандарт стоимости представляет собой то концептуальное предположение, на базе которого оценитель определяет стоимость оцениваемого объекта.

Осуществлённое исследование специализированной литературы и признанных международных стандартов оценки (Международные стандарты оценки, Европейские стандарты оценки, ЫС8стандарты в Великобритании, Единые стандарты профессиональной практики оценки в США и пр.) [16] и опыт в области оценки бизнеса - всё это служит основанием предложить использование следующих пяти основных стандартов стоимости как базы оценки, а именно: рыночная стоимость (MarketValue); справедливая стоимость (FairValue); инвестиционная стоимость или ценность (Investment Value orworth); специальная стоимость (Special Value); синергическая стоимость (synergisticvalue).

Рыночная стоимость - наиболее широко применяемый стандарт стоимости, который представлен в МСО 1 - Рыночная стоимость как база оценки (§ 3.1), согласно которому „рыночная стоимость - это расчётная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается передача имущества от одного владельца к другому на дату оценки в результате торговой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом при наличии объективного маркетинга, если предполагать, что каждая из сторон действовала компетентно, сознательно и без принуждения”[17,с. 76].

Остальные базы оценки представлены в МСО 2 (Базы оценки, отличной от рыночной стоимости). В восьмом издании стандартов базы оценки, отличные от рыночной стоимости, объединены в трёх группах: базы оценки, специфические для предприятий, базы оценки, специфические для сторон по сделке и базы оценки, базирующиеся на действующем законодательстве или заключённых договорах.

В заключение следует отметить, что размышления по поводу теоретической базы оценки бизнеса, предложенные в настоящей статье, и выраженная позиция по вопросу об основных понятиях в этой области имеют целью способствовать заинтересованным сторонам при реализации деятельности по оценке реальных и финансовых активов.

The article presents a literature review and refinement of certain concepts in the field of business valuation, with an aim to assist specialists in this area to overcome existing differences. The author expresses his view on the diversity of the subject of business valuation, as well as on the scope of potential targets of business assessment. A range of internationally recognized standards of value has been recommended as market and non-market bases for the evaluation of real and financial assets.

The key words: business valuation, object and targets of business valuation, standards of value

Список литературы

1. Грязнова А. и др. Оценка бизнеса.М., Финанасы и статистика, 1999, с. 9.

2. Федотова, М. и др. Оценка предприятия: теория и практика. М., Инфра.М, 1997, с.59.

3. С. Валдайцев. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М., Юнити, 2001,

с. 6.

4. Ш. Прат и др. Руководство по оценке стоимости бизнеса. М., Квинто-консалтинг, 2000, c.2.Pratt, Sh. Business Valuation: Discounts and Premiums. John Wiley&Sons, 2001, p. 28.

5. Evans, Fr., D. Bishop. Valuation for M&A.Building Value in Private Companies. John Wiley&Sons,2001, p. 19.

6. Copeland, T., T. Koller, J. Murrin. Valuation: Measuring and Managing. John Wiley&Sons, 1995, p. 45.

7. В. Есипов. Оценка бизнеса. Санкт Петербург, Питер, 2003, с.37.

8. Н. Христович. Наръчник по бизнес оценяване. С., 1993, с. 1.

9. Абдулаев, Н., Н. Колайко и др. Оценка стоимости предприятия. М., Екмос, 2000, с. 7.

10. Илиев, Пл. и др. Недвижимата собственост в България в условията на евроинтеграция.Варна, ИУ, Наука и икономика, 2007, кн. XI, с. 180-226.

11. Вж. МСФО 3, Приложение А, Дефиниции, Обн. L ОВ. бр.320 от 29 Ноември 2008г., стр.

385

12. Обн. ДВ. бр.48/1991г., поел. изм. ДВ. бр.18/2011г.

13. Обн. ДВ. бр.113/1999г., поел., изм. ДВ. бр.43/2008г.

14. См. Димитров Г. Организация и управление на строителната фирма. Варна, Стено, 2003,

с. 21.

15. Ш. Прат и др. Руководство по оценке стоимости бизнеса. М., Квинто-консалтинг, 2000,

с. 12.

16. Valuation Standards, 8th edition, IVSC, London, 2007; European Valuation Standards 2009, 6thedition, TEGoVA, 2009; RICS Valuation Standards, the 'Red Book'. 6th edition, RICS, London, 2007; Uniform Standards of Professional Appraisal Practice (USPAP), 2010-2011 edition, The Appraisal Foundation, Washington, 2010; White Paper on the Integration of EU Mortgage Credit Markets. Commission of the European Communities. Brussels, 2007; Friedman, J., W. Brueggeman. Real estate, finance end investments.Twelfth edition, New York, 2005; Johnson Tony, Keith Davies.Modern methods of valuation. 9 th edition. London, 2000; Харрисон, Г. Оценка недвижимости. Пер. с англ. М., 1994; Baum, A., David Mekmin. The income approach to property valuation.London, 1981; Fisher, Jeffrey D, Robert S. Martin.Income property valuation.Chicago, 1994; 1993; Friedman,J., N. Ordway.Income property appraisal end analisis.American Sosiety of appraisars, New Jersey, 1992; Ventolo, W., M. Williams. Fundamentalsofrealestateappraisal.Chicago, 1994 ипр.

17. См. International Valuation Standards, 8th edition, IVSC, London, 2007, p.76.

Об авторе

Пламен Илиев - доктор экономических наук, доцент Экономического университета в г.

Варна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.