Научная статья на тему 'О некоторых тематических особенностях поэзии Нальбия Куека'

О некоторых тематических особенностях поэзии Нальбия Куека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
313
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. КУЕК / АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭЗИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТЕМА / СТИХИ / N. KUYEK / ADYGHE LITERATURE / POETRY / CREATIVITY / SUBJECT / VERSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жачемук Зарима Рамазановна

Рассматривается поэзия адыгейского поэта Нальбия Куека с целью исследования тематических особенностей, формирования и развития его поэзии. Анализируются своеобразие художественно-поэтических, лирических, философских произведений. Идейно-тематические, структурно-стилевые особенности произведений определяются чертами традиционного, текстологического и описательного метода исследования. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что творчество Н. Куека вносит значительный вклад в развитии национальной литературы. Теоретическая ценность усматривается в необходимости использования результатов исследования в спецкурсах по литературе, а практическая ценность в возможности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some thematic features of Nalbiy Kuyek’s poetry

The poetry of the Adyghe poet Nalbiy Kuyek is studied with a research objective to investigate thematic features, formation and development of his poetry. An analysis is made of an originality of artistic, poetic, lyrical and philosophical works of Nalbiy Kuyek. Ideological and thematic, structural and style features of his works are defined by lines of traditional, textual and descriptive methods of a research. Based on the carried-out analysis, the conclusion that N. Kuyek's creativity makes the significant contribution to development of national literature is drawn. Theoretical value of this research is seen in need to use its results for special courses on literature, and its practical value lies in a possibility of their application.

Текст научной работы на тему «О некоторых тематических особенностях поэзии Нальбия Куека»

УДК 821.352.3

ББК 83.3(2=Ады)

Ж 39

Жачемук З.Р.

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им.Т.М.Керашева; e-mail: zarimazhachemuk@mail.ru

О некоторых тематических особенностях поэзии Нальбия Куека

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается поэзия адыгейского поэта Нальбия Куека с целью исследования тематических особенностей, формирования и развития его поэзии. Анализируются своеобразие художественно-поэтических, лирических, философских произведений. Идейно-тематические, структурно-стилевые особенности произведений определяются чертами традиционного, текстологического и описательного метода исследования. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что творчество Н. Куека вносит значительный вклад в развитии национальной литературы. Теоретическая ценность усматривается в необходимости использования результатов исследования в спецкурсах по литературе, а практическая ценность - в возможности их применения.

Ключевые слова:

Н. Куек, адыгейская литература, поэзия, творчество, тема, стихи.

Zhachemuk Z.R.

Candidate of Philology, Leading Researcher of Department of Literature, Adyghe Republican Research Institute of the Humanities named after T.M. Kerashev; e-mail: zarima-zhachemuk@mail.ru

On some thematic features of Nalbiy Kuyek's poetry

Abstract:

The poetry of the Adyghe poet Nalbiy Kuyek is studied with a research objective to investigate thematic features, formation and development of his poetry. An analysis is made of an originality of artistic, poetic, lyrical and philosophical works of Nalbiy Kuyek. Ideological and thematic, structural and style features of his works are defined by lines of traditional, textual and descriptive methods of a research. Based on the carried-out analysis, the conclusion that N. Kuyek's creativity makes the significant contribution to development of national literature is drawn. Theoretical value of this research is seen in need to use its results for special courses on literature, and its practical value lies in a possibility of their application.

Keywords:

N. Kuyek, Adyghe literature, poetry, creativity, subject, verses.

В ряду авторов, внесших весомый вклад в развитие адыгейской литературы, достойное место занимает известный, талантливый адыгейский поэт, писатель,

драматург Нальбий Юнусович Куек. В адыгейскую литературу Н. Куек пришел в 60-е годы прошлого века. Из-под его пера вышло немало произведений различных

жанров: стихи, поэмы, рассказы, детские стихи, пьес и романы. Основные направления развития поэзии отразились в книгах стихов «Ч1ыгур сыгу къыщек1ок1ы» («Земной шар по сердцу проходит», 1968), «Чэрэз чъыгхэр» («Вишневые деревья», 1971), «Огур зыЬтыгъэр» («Поднявший небо», 1976), «Зэрджэе куаш» («Куст калины», 1985), «Гум инэф, псэм ифаб» («И свет исходит из груди», 1988), «Ытхыгъэ-мэ ащыщхэр» («Избранное», 1998).

Уже в первом сборнике «Ч1ыгур сыгу къыщек1ок1ы» («Земной шар по сердцу проходит») (1968) Н. Куек обнаружил вполне определившийся поэтический голос, свой мир дум и пристрастий. К.Паранук пишет: «Поэзия Н. Куе-ка - это лирически проникновенная и одновременно сложная, многогранная исповедь души человека ХХ века, пережившего немало потрясений. Индивидуальный поэтический голос автора проявился уже в первой книге стихов Н. Куека «Ч1ыгур сыгу къыщек1ок1ы» («Земной шар проходит сквозь мое сердце», 1968 г.). Как большинство начинающих поэтов, Н. Куек писал о любви («Сиш1улъэгъу» («моя любовь»), «Ш1у зылъэгъурэр» («Кто любит»), «К1асэм хьасэм к1игъэнагъ» («Мой любимый поле поджег»), делился своими размышлениями и впечатлениями о жизни, о войне и мире, о своем народе и его истории («Пелыуанхэр» («Богатыри»), «К1элэц1ык1оу япш1ык1убгъуанэрэр» («Девятнадцатый ребенок»), «Ч1ыгур» («Земля») и другие» [1: 127].

Одна из центральных тем в поэзии Н. Куека - родная земля. Свою любовь к ней Н. Куек вкладывает в каждое слово. С чувством внутренней тревоги говорит поэт о родине: Боль моя, моя отрада, Милая земля, Скоро сумрак и прохлада Лягут на поля Под вечерними лучами Все длиннее тень [2: 14] («Моя земля» перевод В. Бояринова).

В произведениях «Адыгейский костюм», «Мой язык», «Адыгейская гармонь», «Предку», «Дольмен» и других, идущих от сердца, Н. Куек воспевает красоту национальных традиций, национального костюма, мудрость древних обычаев, любовь к своему народу, его языку. Они наполнены национальным колоритом. В стихотворении «Мой язык» автор показывает, как богат адыгейский язык: Моим тяжелым языком Удобно

Говорить про горы. Он до того могуч, Что въелись в поры Достойной части мира Проклятья,

Высказанные на нем [2: 116] (Перевод Т. Реброва).

Одной из основных тем поэзии Нальбия Куека является тема природы. Он общается с природой, со всем миром: На этой неслыханной круче Рокочущий гром верховой Я выхватил ловко из тучи, На лук натянул тетивой [2: 50] («Мальчишки и солнце» перевод Ю. Денисова).

Поэзия Н. Куека - это диалог с природой. Образы природы он использует как символы мужества и героизма, смелости и честности, товарищества и любви. Этой теме поэт посвятил такие стихи, как «Домик для дождя», «Когда идут горы», «Дожди которые не идут», и другие. В стихотворении «Домик для дождя» автор рисует жизненное обстоятельство героя: Я высек домик для дождя Из собственной души. Пускай, играя и шутя, Идут к нему дожди. ...Открытый в непогодь и зной Для ветра и людей, Стоит мой домик золотой Без окон и дверей [2: 8] (Перевод Ю. Кузнецова).

Наряду с лирикой природы в творчестве Н. Куека представлены стихотво-

рения, посвященные теме любви. Любовь в его творчестве выступает не раздельно, а как смежные, родственные сферы: он передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям, к окружающему миру, поэт рисует свою любовь, обставляя ее образами природы: Рассвет открыл полуденные очи: Смиренных осторожность бережет. Но на тропе любви, еще до ночи, Мой жаркий луч тебя подстережет! [2: 75] («Рассвет» Перевод В. Бояринова). В другом стихотворении автор пишет: Весенний теплый дождь -Волос твоих волненье, Весенний теплый дождь, Похожий на пыльцу, Весенний теплый дождь -Твое прикосновенье Росой золотой Стекает по лицу [2: 76]. («Превратившая меня в весну», перевод В. Бояринова).

Даутова А. пишет, что «каждая строка - это целый мир, целая история» [3: 16].

Образ дерева - это символ в поэзии Нальбия Куека. Лирические стихи о дереве выражают его личность, хотя поэт мало или совсем не говорит о себе. Образ дерева обогащается живыми человеческими качествами: Промозглыми осенними ночами Деревья, одиноки и печальны, Стоят, раздеты ветром, и, кажись, Они не ветви - руки тянут ввысь [2: 41]. («Деревья» перевод Ю. Денисова).

Особо выделяются стихи, посвя-

щенные вишневым деревьям и «Вишня» -ключ поэзии Нальбия» [4: 88]. Поэт замечает, что «от его желанных слов, приветных, Все окрест запели соловьи, Расцвели цветы на тонких ветках...» [2: 83]. Лирический герой желает, чтобы «.счастье к молодым пришло с рассветом, Был тому свидетелем я сам» [2: 83]. Поэт не перестает удивляться тому, как: Будет мирно в мире, и в тиши Зазвучат весенние напевы, И, как после убедитесь все вы, Будут летом вишни хороши [2: 83]. («Как вишенка вышла замуж, перевод Ю. Денисова).

Паранук К. отмечает, что «образ вишневого дерева в лирике поэта является символом первозданной чистоты, целомудренности, нравственного совершенства - качеств, столь редко встречаемых в человеческом обществе» [5: 73].

Дементьев В. пишет «образ «цветущей вишни», «уходящих деревьев» стал одним из самых близких любимых в поэтике Нальбия» [4: 89]: Как пусто в саду и печально! Деревья покинули сад. Я даже не смог на прощанье Погладить стволы их в молчанье. Ушли. Не взглянули назад [2: 21]. ( «Одиночество» Перевод В. Бояринова).

Поэзия Нальбия Куека шла от жизни, от своей судьбы, от своих впечатлений. Своим творчеством Н. Куек расширил проблемно-тематическое содержание адыгейской литературы и способствовал усилению художественной выразительности.

Примечания:

1. Паранук К. Поэт, прозаик, драматург // Литературная Адыгея. 2008. № 2. С. 126-130.

2. Нальби. Танец надежды: стихи: пер. с адыг. М.: Современник, 1979. 95 с.

3. Даутова А. Художественное осмысление философской лирики Нальбия Куека // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 3. С. 13-16.

4. Дементьев В. Пламя поэзии. М.: Мол. гвардия, 1982. 220 с.

5. Паранук К. Нальбий Куек // История адыгейской литературы. Т. 3. Майкоп, 2006. С. 62-107.

References:

1. Paranuk K. Poet, prose writer and playwright // Literary Adygheya. 2008. No. 2. P. 126-130.

2. Nalbi. Dance of hope: verses: transl. from the Adyghe language. M.: Sovremennik, 1979. 95 pp.

3. Dautova A. Artistic elucidation of the philosophical lyrics by Nalbiy Kuek // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2011. Iss. 3. P. 13-16.

4. Dementyev V. The flame of poetry. M.: Mol. Gvardiya, 1982. 220 pp.

5. Paranuk K. Nalbiy Kuek // History of Adyghe literature. Vol. 3. Maikop, 2006. P. 62-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.