Научная статья на тему 'О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном этапе'

О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
382
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / МОЛОДЕЖЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ / POLITICAL WORLD VIEW / YOUTH / TECHNOLOGIES / STATE / POLITICAL ACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самаркина Ирина Владимировна

В нашей стране с каждым годом возрастают масштабы и охват молодежной аудитории летними образовательными форумами и проектами. Их исследование с точки зрения концепта политической картины мира позволило описать основные технологии, которые использует государство в рамках этих проектов, и риски, с которыми оно сталкивается, привлекая к этой ответственной деятельности других политических акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scales and scope of youth audience by the summer educational forums and projects are growing in our country with every year. Studying of these projects from the point of view of political world picture concept allows describing new technologies used by the state within the frameworks of these projects, and risks it faces, involving other political actors to this responsible work.

Текст научной работы на тему «О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном этапе»

Ирина САМАРКИНА

О НЕКОТОРЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В нашей стране с каждым годом возрастают масштабы и охват молодежной аудитории летними образовательными форумами и проектами. Их исследование с точки зрения концепта политической картины мира позволило описать основные технологии, которые использует государство в рамках этих проектов, и риски, с которыми оно сталкивается, привлекая к этой ответственной деятельности других политических акторов.

The scales and scope of youth audience by the summer educational forums and projects are growing in our country with every year. Studying of these projects from the point of view of political world picture concept allows describing new technologies used by the state within the frameworks of these projects, and risks it faces, involving other political actors to this important work.

Ключевые слова:

политическая картина мира, молодежь, технологии, государство, политические акторы; political world view, youth, technologies, state, political actors.

САМАРКИНА

Ирина

Владимировна —

к.полит.н.,

доцент кафедры

государственной

политики

и государственного

управления

Кубанского

государственного

университета,

г. Краснодар

smrkn@mail.ru

В нашей стране в последнее время проведение летних молодежных лагерей, образовательных международных и региональных молодежных форумов становится традицией. Каждое лето в большинстве субъектов федерации самостоятельно либо в рамках федерального округа реализуются подобные проекты: от архангельского международного форума молодежи «Команда-29» до кавказского форума российской молодежи «Домбай-2011». Все они в той или иной степени повторяют формат летнего молодежного образовательного форума «Селигер».

Целевой аудиторией этих проектов является социально активная молодежь, с разнообразными интересами и приоритетами в общественной жизни — от спорта до политики. Летние молодежные форумы нельзя назвать массовыми проектами. На «Селигер» в 2011 г. попали, по разным оценкам, от 12 до 20 тыс. чел. В каждом региональном молодежном форуме приняли участие от нескольких сотен до нескольких тысяч молодых людей. Однако массовое участие и не является целью подобных проектов. Наоборот, речь идет о работе с потенциальными лидерами мнений среди молодежи и даже о «формировании новой политической элиты страны, способной самостоятельно решать ключевые общественно-политические проблемы»1.

Летние молодежные форумы финансируются из государственного бюджета. В 2011 г. из федерального бюджета на проведение проекта «Селигер» потрачено около 178 млн руб. — почти в два раза больше, чем в прошлом2. В следующем году планируется перестройка и модернизация лагеря, которая обойдется бюджету в еще 2,5 млрд руб.3 Заказчиком проекта является Федеральное агентство по делам молодежи, заказчиками региональных проектов — структуры исполнительной власти по делам молодежи регионального уровня. Вместе с тем к реализации летних молодежных проектов имеют отношение, кроме государства, и другие политические и

1 Куда уходят деньги. Лента.ру. 6 мая 2011 г. // http://lenta.ru/articles/2011/05/06/ 8е^ег/ (дата обращения 07.08.11).

2 Там же.

3 Не иссякнет бюджет Селигера: Владимир Путин пообещал продолжить государственное финансирование молодежного лагеря. Газета.ру. 1 августа 2011 г. // http://gazeta.ru/politics/2011/08/01_a_3718405.shtml (дата обращения 03.08.11).

общественные институты. Интерес политических акторов лежит на поверхности и не отрицается их лидерами. «В России “Селигер”, организованный при поддержке партии “Единая Россия”, приобретает все более мощный масштаб, и это хорошо», — отметил В.В. Путин1.

Каковы технологии работы с социально активной молодежью, которые предлагают и используют организаторы подобных проектов? Насколько они позволяют приблизиться к цели — «формированию твердых общегражданских позиций, интегрирующего мировоззрения и чувства российского патриотизма»2? Мы предлагаем посмотреть на проблему эффективности используемых государством технологий работы с молодежью с точки зрения концепта политической картины мира.

Политическая картина мира как основа регулирования поведения

Политическое поведение граждан—один из ключевых вопросов, которые интересуют государство и других политических акторов. Важно понимать, что поведение есть производная от представлений человека об окружающем мире, его картины мира. Картина мира — это «система образов и связей между ними, наглядных представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью, о своей роли и своем месте в мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях»3.

В индивидуальной картине мира присутствуют и политические компоненты. Их совокупность мы будем называть политической картиной мира. Исследование политической картины мира дает нам понимание нескольких важных с точки зрения теории и практической политики аспектов. Во-первых, политическая картина мира становится основой поведения

1 Путин В.В. Молодежь сможет обновить «Единую Россию» // Газета.ру. 3 августа 2011 г.; http://edinros-kuban.ru/news/news_tape/4044/ ?ргіП=1 (дата обращения 03.08.11).

2 Кавказский форум российской молодежи «Домбай-2011» завершил свою работу // Газета.ру.

3 августа 2011 г.; http://www.yuga.ru/news/235360/ (дата обращения 03.08.2011).

3 Соколов К.Б. Человек — это его картина мира // http://csr.spbu.ru/pub/RFBR_publications/ articles/social%20sciences/2001/chelovek_eto_ ego_kartina_Mira_01_hum.pdf (дата обращения 03.08.2011).

граждан в общественно-политической жизни. Во-вторых, политическая картина мира становится основанием для формирования тех видов идентичностей, которые важны для политических акторов, — политической, гражданской, национальной, государственной.

Общество создает, культивирует и передает последующим поколениям определенную картину мира. Без существования общих для большинства граждан представлений об окружающем мире, в особенности о его политической части (власти, государстве, лидерах), невозможно существование государства и общества. Именно эти общие образы и эмоциональные оценки в политической картине мира составляют основу для формирования национальной/государственной идентичности граждан. Вместе с тем картина мира каждого человека уникальна, поскольку уникален опыт взаимодействия с окружающим миром, в т.ч. с окружающим общественно-политическим пространством. Государству в поисках способов формирования национальной/государственной идентичности приходится искать баланс между общим и индивидуальным в картинах мира своих граждан.

Исследователи отмечают, что картины мира можно дифференцировать по ряду признаков4. Поскольку политическая картина мира является частью общей картины мира, используем общие признаки дифференциации, которые дают нам основания для дальнейшего анализа технологий. Во-первых, это масштабность картины мира. Политические картины мира могут включать в себя образы и представления, охватывающие политику как многоуровневую систему — от локального до глобального, включая представления о прошлом и сценарии будущего, а могут отражать лишь отдельный фрагмент общественной жизни.

Во-вторых, это эмоциональный контекст картины мира («свет» и «тьма» в терминологии К.Б. Соколова). Эмоциональный контекст — светлая или темная картина мира — может иметь отношение к идеологическим взглядам и представлениям. Формирование позитивного эмоционального контекста важно для формирования гражданской/национальной/государственной идентичности.

В-третьих, политическая картина мира

4 Там же.

может отличаться присутствием элементов прошлого, настоящего и будущего. Для формирования устойчивой национальной идентичности все эти компоненты важны. Образы пошлого выступают исторической основой формирования государственной идентичности. Не менее важно для государства формировать понятный и позитивный образ будущего в политической картине мира.

В-четвертых, это внутренняя согласованность политической картины мира — важное условие для формирования гражданской идентичности. В-пятых, это степень развитости политической картины мира. Для формирования гражданской идентичности фрагментарной политической картины мира недостаточно. В-шестых, это детерминированность политической картины мира, т.е. наличие объяснительной модели политического мироустройства. Еще одним важным дифференцирующим признаком политической картины мира является конформность политическому миру, или степень «включенности/выклю-ченности» носителя в системе политических отношений.

Мы можем сформулировать необходимые признаки политической картины мира, которая является основой для формирования гражданской идентичности. Политическая картина мира должна системно отражать основные компоненты политического мира; образы власти, страны, государства должны иметь позитивную эмоциональную окраску; в картине мира должны быть представлены образы не только настоящего, но также прошлого и будущего; компоненты политической картины мира должны быть согласованы между собой и непротиворечивы; в картине мира должна быть представлена объяснительная модель функционирования политической сферы; образ «Я» должен находиться внутри политической картины мира.

Политические акторы, формирующие политическую картину мира

Наиболее сильным актором с точки зрения имеющихся ресурсов для формирования политической картины мира является государство. Оно использует не только систему образования, но и специальную отрасль внутренней политики — молодежную политику. Также за право влиять на содержание политической картины мира конкурируют между собой, а в отдельных

случаях — с государством политические партии. Одни политические акторы выбирают стратегию противоборства — стремятся изменить отдельные компоненты политической картины мира (например, образ власти, представления о прошлом или модели будущего), другие выбирают стратегию сотрудничества с государством, что в отдельных случаях позволяет использовать ресурсы государства для решения политических задач.

Технологии, формирующие и корректирующие политическую картину мира

Ресурсы государства и других политических акторов, которые используются для организации летних молодежных проектов, применяются в соответствии с их стратегическими целями. Так, для государства приоритетом является создание таких представлений о власти, государстве и политике, на основе которых формируются чувство патриотизма, любви и уважения к своей стране, законопослушное поведение. Для политических партий приоритетной является коррекция и детализация политической картины мира молодежи — потенциальной электоральной группы. Изучение летних молодежных проектов позволяет увидеть несколько видов технологий, формирующих и корректирующих политическую картину мира молодежи.

Основными технологиями в рамках молодежных форумов являются образовательные технологии. Они направлены на детализацию отдельных актуальных в данном политическом контексте проблемных полей политической картины мира.

Для эффективной детализации определенного сегмента политической картины мира (например, электоральной проблематики) используется ряд приемов. Одним из самых эффективных является актуализация проблемного поля картины мира посредством значимой персоны: президента, председателя правительства, министров, бизнесменов, политиков.

Для формирования гражданской или политической идентичности важно, чтобы субъект помещал себя внутрь политической картины мира, чтобы у него было ощущение сопричастности к общественной и политической деятельности. Отчуждение от власти является одной из ключевых проблем в российском обществе. Для решения задачи «помещения»

или «закрепления» образа «Я» внутри политического сегмента картины мира государством используются несколько технологий. Одна из них — непосредственное общение с первыми лицами государства: «я видел Медведева или Путина»

— значит, я сопричастен государственной политике и участвую в принятии важных политических решений. Председатель правительства РФ посетил именно «политическую» смену «Селигера». Этот визит имеет большое значение не только для самих участников форума, но и для будущего России: «молодые люди должны учиться принимать решения, важные для страны»1.

Другой прием перемещения образа «Я» внутрь политической картины мира

— принятие политического решения руководителем непосредственно в момент инициативы снизу.

Одним из приемов закрепления образа «Я» в политической картине мира выступает инициация и реализация общественно-политического проекта. Эта технология использовалась в проекте «Селигер» в течение смены «Политика». Каждый участник смены должен был вычленить одну узкую проблему в своем городе, описать ее, максимум, в 5 словах, найти «врага», обеспечить ей медийность, посчитать необходимую для решения проблемы сумму денег и описать подробный план действий для ее решения2.

Создание информационного контекста, необходимого политическому актору, достигается путем информирования молодежи о выделенных на решение ее социальных проблем средствах, принятых программах, количестве проведенных мероприятий. Создавая такой контекст, власть работает в нескольких направлениях: создается или усиливается эмоциональный фон/окрас образа власти; конкретизируется отдельный компонент политической картины (например, функции государственной власти).

Деятельность по формированию или корректированию картины мира предпо-

1 Депутат ГД. Молодежь должна учиться принимать государственные решения // Газета.ру. 1 августа 2011 г.; http://www.edinros. гu/news/2011/8/l/molodezh-dolzhna-uchitsya-prinimat-gosudarstvennye-resheniya-deputat-gd/ (дата обращения 03.08.11).

2 Путин и бурундуки // Лента.ру. 28 июля 2011 г.; http://lenta.ru/articles/2011/07/28/seliger/ (дата

обращения 07.08.11).

лагает работу с образами. Поэтому большое значение имеют технологии визуализации общественно-политической информации, политических образов. Они особенно эффективны, если речь идет о четкой расстановке политических и идеологических акцентов.

С точки зрения концепции политической картины мира летние молодежные проекты направлены на формирование политической картины мира активистов — потенциальных лидеров мнений. Использование перечисленных технологий позволяет трансформировать «наивную» политическую картину мира в «профессиональную». Она отвечает требованиям масштабности, согласованности, непротиворечивости, детерминированности, эмоциональности, наличия образов прошлого, настоящего и будущего. Несомненно, такая политическая картина мира становится основой для формирования гражданской идентичности. Однако для формирования внутренне согласованной непротиворечивой картины мира государству не следует делегировать свои функции другим политическим субъектам, поскольку стратегические цели государства и политических партий не совпадают.

Вместе с тем необходимо учитывать ряд проблем, которые могут свести привести к негативному эффекту этой работы. В первую очередь, это необходимость постоянного «подкрепления» эффекта «Селигера» и других молодежных лагерей в дальнейшей «постлагерной» жизни молодежи. Иначе десятки тысяч активных молодых людей, нуждающихся в социально одобряемой активной и продуктивной деятельности, начнут искать иной способ ее применения. Опыт многих участников подтверждает, что «учат там в основном таким вещам, которые в российских реалиях редко оказываются применимы. На “Селигере” готовят лидеров, в то время как в России они практически не востребованы; готовят предпринимателей, которым предстоит строить свой бизнес в условиях совсем не рыночной экономики; готовят агитаторов, которым предстоит столкнуться с повальным равнодушием россиян, давно уставших от навязывания официальных точек зрения по всем кана-лам»3.

3 Куда уходят деньги // Лента.ру. 6 мая 2011 г.; // http://lenta.ru/articles/2011/05/06/seliger/ (дата обращения 07.08.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.