Озолинг А. Е.
О некоторых способах защиты прав интеллектуальной собственности
(таможенный аспект)
Озолинг Андрей Евгеньевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры таможенного дела и логистики Генерал-майор таможенной службы [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье обсуждаются вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов по защите интеллектуальной собственности. Рассматриваются отдельные правовые и практические вопросы деятельности таможни в этой сфере, с учетом создания Таможенного союза и вступления России в ВТО. Рассматриваются особенности проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, ввоз которых связан с необходимостью защиты прав интеллектуальной собственности. Анализируется значение использования новых методов профилактики в этой сфере, включая более гибкое и эффективное использование системы управления рисками. Отдельно рассматриваются логистические подходы к проблемам защиты интеллектуальной собственности в сфере таможенного дела. Прогнозируются потенциальные риски при совершении таможенных операций с товарами, содержащими интеллектуальную собственность и возможные направления перемещения таких товаров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
интеллектуальная собственность, таможенный реестр, административное нарушение, таможенные документы, почтовые отправления, таможенная граница, Таможенный союз
Ozoling A. E.
On the Some Methods of Protection of Intellectual Property Rights (Customs Aspect)
Ozoling Andrey Evgenievich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Associate Professor of the Chair of Customs and Logistics
Major General of Customs
ozol59@mail .ru
ABSTRACT
This article raises questions, related to the activities of customs bodies in the field of protection of intellectual property. Also it addresses certain legal and practical aspects of customs activities in this field, taking into account the creation of customs union and Russia's WTO accession (WTO -World Customs Organization). Customs procedures and customs control is being discussed, in relation of goods, import of which is related to the need of protection of intellectual property rights. The author analyses the importance of using of new prevention methods in this area, including more flexible and effective use of risk management system. Separately considered logistical approaches to problems of protection of intellectual property in the field of customs. Also author in trying to forecast potential risks during performance of customs operations with goods containing intellectual property and possible movement of such goods.
KEYWORDS
intellectual property, customs Register, administrative infraction (offence), customs documents, postages, customs border, Customs union
< >
о о
о Функция по защите интеллектуальной собственности для таможенных органов Рос-^ сии достаточно нова. Впервые полномочия по выявлению контрафакта и пресечению ^ его ввоза были закреплены за таможней в Таможенном кодексе 2004 г. На сегод-EJ няшний день, сформирована нормативно-правовая база, действует Таможенный g реестр объектов интеллектуальной собственности, развивается сотрудничество с правообладателями и зарубежными службами, перед которыми стоят аналогичные о задачи. За 2012 г. таможенные органы России предотвратили ущерб, который мог о быть причинен правообладателям, на сумму 1,7 млрд руб. Тем не менее, проблема < остается актуальной и в силу объективных причин: вступление России в ВТО, со-с здание Таможенного союза, продолжающееся функционирование целых схем и х отдельных операций противоправного характера, в которых объектом посягательства 2 выступают правоотношения в сфере интеллектуальной собственности. н- Мы остановимся на нескольких аспектах противоправной деятельности участни-^ ков сферы интеллектуальной собственности и эффективности мер противодействия d им со стороны таможенных органов, хотя сразу оговоримся: существенно снизить остроту проблемы одной таможенной службе не под силу. Необходима активная и постоянная правоприменительная деятельность иных органов (исполнительных и судебных), которые, в большей или меньшей степени, сталкиваются в своей работе с задачами защиты интеллектуальной собственности.
В сфере противодействия таможенным правонарушениям основную роль играет система управления рисками (СУР). Важность осуществления таможенного контроля на основе СУР очевидна, но мы остановимся на некоторых вариантах совершения правонарушений, против которых система управления рисками оказывается не столь эффективной.
Известно, что профиль риска, несмотря на его сугубо служебное назначение, известен весьма широкому кругу лиц. Следовательно, предполагая возможный досмотр и зная точно, что определен он будет в 20% объема товара, можно расположить его в фургоне или контейнере таким образом, что фактический досмотр затронет только ту часть товара, которая представлена оригинальными изделиями.
Страны происхождения контрафактных товаров достаточно хорошо известны: это Таиланд, Малайзия, Пакистан, Турция и Польша. Но риск по вероятному региональному источнику контрафактной продукции, на наш взгляд, надо применять не просто в привязке к конкретной стране — следует провести анализ истории поставок, выявить чрезмерные логистические издержки, не соответствующие сезону маршруты. В пункте назначения анализируется основной род деятельности получателя. Надо определить, согласуется ли он с коммерческим наименованием поставляемого товара, были ли ранее контракты на аналогичный товар из этой страны, на другой товар; всегда ли тем же видом транспорта и через те же пункты пропуска через таможенную границу. Если поставляются запчасти, узлы и агрегаты, уточнить, в какой мере они соответствуют производственной деятельности фирмы.
Существующие профили рисков, применяемые в области защиты интеллектуальной собственности применительно к странам — традиционным производителям контрафакта, могут быть обойдены, если товар пойдет по усложненному маршруту: через Европу. В данном случае контрафактный товар может быть выгружен в одном из портов Европы, где есть инфраструктура с особым правовым статусом — например, свободный порт, свободная зона. Там могут совершаться операции в рамках процедур, связанных с переработкой товара, в объемах, минимально необходимых для того, чтобы в таможне назначения (в России) таможня расценила товар как произведенный в стране, где он, собственно, и был впервые создан.
Условно говоря, для перемещения контрафактной продукции Chanel на маршруте будет остановка во Франции, а для перемещения контрафактной продукции Gucci — соответственно, в Италии. В таком случае у таможни не будет не только
оснований, но и особой мотивации использовать интуитивные риски, а риски по о
странам-производителям, скорее всего, будут ориентированы на традиционных ^
производителей контрафакта. ^
Обойти СУР позволит тактика смешивания оригинальной и контрафактной про- EJ
дукции в одной партии в расчете на невнимательность таможенника при досмотре. g
Однако, вероятнее всего, ее будет предварять поставка и таможенная очистка без- L-
условно оригинальной продукции по приемлемой таможенной стоимости с полной о
m
уплатой всех причитающихся таможенных платежей. о
Означает ли это, что целесообразней вести поиск в секторе дорогих изделий? < Вовсе нет, ведь нелегальный рынок предлагает разные изделия, а, кроме того, ^ высокая цена оригинала требует от производителя контрафакта затрат на воспро- х изводство упаковки, фурнитуры, голограмм, цветной печати и т. д. Использование 2 способа имитации подделки под оригинал, когда, как говорят специалисты, до- н-биваются «сходства до степени смешения», может быть достаточно длительным — ^ до того, как состоится решение арбитража или Палаты по патентным спорам. щ Выявить подобный товар на границе несложно, даже если будет иметь место и фактическое смешение упаковок оригинального и внешне сходного с ним товара. Опытный инспектор при досмотре легко отличит упаковку даже при высокой степени совпадения шрифта, фона и цвета букв. Более того: не изменяя объемы поставки, таможенную стоимость и направляя товары через один и тот же таможенный пост, отправители смогут использовать, с одной стороны, «эффект привыкания» и, соответственно, утрату должного внимания со стороны должностных лиц; с другой — по объективным причинам, основанным на некоторых элементах применения системы управления рисками, можно через несколько проводок оригинальной продукции снизить вероятность применения такой меры, содержащейся в профиле риска как таможенный досмотр. А ведь таможенный досмотр — наиболее часто встречающаяся мера по минимизации риска и наиболее эффективная с точки зрения выявления контрафактной продукции.
Возможно, стоить продумать вариант, как в рамках СУР классифицировать наиболее подверженные подделке товары, исходя из экономической целесообразности производства контрофакта в дорогом и дешевом ценовых сегментах.
Таможенники могут использовать в своей работе и так называемые интуитивные профили рисков — в тех случаях, когда они не обладают какой-либо информацией от правообладателя, но существенные признаки товара, оперативная информация могут позволить выявить и пресечь незаконное перемещение товара.
Одним из таких признаков, заставляющим, по крайней мере, обратить внимание на поставку и принять решение о необходимости применения СУР, является несовпадение наименования страны происхождения, указанного на таре или на упаковке, с наименованием страны вывоза, а тем более, если по транспортным документам можно проследить целую цепочку стран на маршруте движения товара, и ни одна из них не связана с заявленным местом производства или совершения операций, достаточных для признания ее страной происхождения товаров.
Роль таможни важна в предотвращении ущерба международным обязательствам страны, владельцам авторских прав на продукцию и товарные знаки, ущерба здоровью населения или экологии. Хотя в том, что касается ущерба для владельцев авторских прав, известно, что не все из них охотно идут на включение в реестр и на сотрудничество с таможенными органами Таможенного союза. Но таможня может задерживать товар, и не включенный в таможенный реестр, и без заявления правообладателя — что называется «ex officio», в том случае, если есть серьезные подозрения, формализованные в соответствующем профиле риска, в незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности; тем не менее, важность защиты прав через реестры трудно переоценить.
о Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как основание для ^ применения порядка, предусмотренного ст. 311 ТК ТС, т. е. применения мер по при-^ остановлению выпуска товаров на основании заявления правообладателя, — это еще ЕЗ один, наряду с административным расследованием, инструмент противодействия ^ контрафакту. Уничтожение продукции не значится в перечне обязательных санкций, предусмотренных законодательством, а между тем, в таком важнейшем элементе о системы ВТО, как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной соб-о ственности (соглашение ТРИПС), в ст. 51, определяется, что контрафактный товар < подлежит задержанию и недопущению его в свободный оборот на территории стран — с участниц ВТО, включая вывоз за ее пределы.
х В решениях судов по административным правонарушениям, состав которых 2 предусмотрен ст. 14.10 КоАП РФ, нередки случаи прекращения дел по малозна-н- чительности либо в связи с недоказанностью вины юридического лица, но самое ^ важное, что судьи не всегда принимают решения об уничтожении конфискован-1= ного товара.
Конфискованный товар через Росимущество или службу судебных приставов выставляется на торги. Схема возможного нарушения выглядит достаточно просто. Организаторы переправки заведомо снабжают партию товара некими индикаторами в сопроводительных документах или на упаковке самого товара, или даже информацией, которые ориентируют таможню и позволяют гарантированно выявить кон-трафакт. Далее следует громкое обнаружение, весь процесс административного производства: судебное разбирательство — конфискация — передача на торги и... покупка товара фирмой-посредником, созданной организатором перемещения кон-трафакта, или покупка у фирмы, не участвовавшей в операции. На рынок попадает товар, очищенный не просто в таможенном, но и в административно-правовом порядке, без уплаты таможенных платежей (при конфискации таможенные платежи не уплачиваются).
Разумеется, при разовой поставке размеры трансакционных издержек (включая коррупционные) излишне велики. Если же существует поточная схема, своего рода логистический канал, в котором своеобразными узлами перевалки или предпродажной подготовки выступают нормативные акты государственных органов или отдельные процессуальные действия, то издержки окажутся допустимыми. «Занимаясь исследованием теневой экономики, необходимо помнить о том, что право вторично по отношению к экономике. Поскольку любой принимаемый нормативно-правовой акт является продуктом, направленным на удовлетворение потребностей того или иного хозяйствующего субъекта» [1, с. 29].
Изменило ситуацию в области охраны прав интеллектуальной собственности создание Таможенного союза. Национальное законодательство стран-участниц несколько разнится. В Казахстане «исчерпание прав» владельца товарного знака происходит с момента их ввода в хозяйственный оборот в любой стране мира, а это означает отсутствие такого явления, как «параллельный импорт». Дешевый китайский товар будет попадать на территорию Таможенного союза из какой-либо страны СНГ — например Киргизии, — и далее, пользуясь отсутствием таможенных границ, свободно распространяться по единой таможенной территории.
В этом плане интересен белорусский опыт использования понятий фактического контрафакта (реальной подделки) и правового контрафакта (параллельного импорта). В любом случае согласованные действия государств — участников Таможенного союза через механизм Евразийской экономической комиссии являются важным и эффективным инструментом противодействия контрафакту.
Россия, являясь своеобразным логистическим мостом между Западом и Востоком, не застрахована от перемещения по этому мосту, в том числе, и контрафактной продукции. Естественно, что как собственные экономические интересы,
так и международные обязательства России диктуют ей необходимость внятной и
эффективной политики в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Литература
1. Кириленко В. П., Дронов Р. В. Коррупция и ее связь с теневой экономикой // Управленческое консультирование. 2012. № 3. С. 28-35.
2. Григорьев М. Н., Озолинг А. Е. Влияние управленческих и технологических инноваций в та-моженно-логистической сфере на реализацию транзитного потенциала Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2012. № 4. С. 33-38.
3. Григорьев М. Н. Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком / М. Н. Григорьев, А. Е. Озолинг // Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 139-145.
4. Жуланов Е. Е. Совершенствование механизма таможенного регулирования деятельности отечественных фирм на международных товарных рынках / Е. Е. Жуланов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 2. С. 26-33.
5. Лозбенко Л. Используйте международные инструменты / Л. Лозбенко // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. № 3. С. 24-26.
6. Медведев В. Н. Административно-правовой статус таможенных органов в контексте формирования Таможенного союза / В. Н. Медведев, О. Е. Томазов // Административное право и процесс. 2012. № 4. С. 66-67.
7. Шауфф Ф. Бизнес и таможня / Ф. Шауфф // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. № 1. С. 40-42.
< >
о о
References
1. Kirilenko V. P., Dronov R. V. Corruption and its correlation with shadow economy [Korruptsiya i ee svyaz' s tenevoi ekonomikoi] //Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2012. N 3. P. 28-35.
2. Grigoryev M. N., Ozoling A. E. The influence of administrative and technological innovations in the field of customs and logistic in the process of implementing the transit potential of the Russian Federation [Vliyanie upravlencheskikh i tekhnologicheskikh innovatsii v tamozhenno-logisticheskoi sfere na realizatsiyu tranzitnogo potentsiala Rossiiskoi Federatsii] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2012. N 4. P. 33-38.
3. Grigoryev M. N. Logistic approaches to the organization of fight against an illegal drug traffic [Logisticheskie podkhody k organizatsii bor'by s nelegal'nym narkotrafikom] // M. N. Grigoryev, A. E. Ozoling // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2011. N 3. P. 139-145.
4. Zhulanov E. E. Improvement of the mechanism of customs regulation of activity of domestic-owned firms in the international commodity markets [Sovershenstvovanie mekhanizma tamozhen-nogo regulirovaniya deyatel'nosti otechestvennykh firm na mezhdunarodnykh tovarnykh rynkakh] / E. E. Zhulanov // Economic analysis: theory and practice [Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika]. 2011. N 2. P. 26-33.
5. Lozbenko L. Use international instruments [Ispol'zuite mezhdunarodnye instrument] / L. Lo-zbenko // Customs regulation. Customs control [Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyi kontrol']. 2012. N 3. P. 24-26.
6. Medvedev V. N. Administrative legal status of customs authorities in a context of formation of Customs Union [Administrativno-pravovoi status tamozhennykh organov v kontekste formirovani-ya Tamozhennogo soyuza] / V. N. Medvedev, O. E. Tomazov // Administrative law and process [Administrativnoe pravo i protsess]. 2012. N 4. P. 66-67.
7. Shauff F. Business and Customs [Biznes i tamozhnya] / F. Shauff // Customs regulation. Customs control [Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyi kontrol']. 2012. N 1. P. 40-42.