Научная статья на тему 'О некоторых современных особенностях преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних'

О некоторых современных особенностях преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / свойства личности потерпевших / несовершеннолетние / crime / personality properties of victims / minors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Николаевич Карагодин

Выявлено, что несовершеннолетние разных возрастов характеризуются отличающимся уровнем физического и психического развития, в известной степени обуславливающим пространственные границы среды их обитания, содержание поведения, способствующего или препятствующего совершению посягательств представителей указанных возрастных групп. Перечисленные условия также являются факторами, определяющими место, время, способ и иные обстоятельства совершения в отношении них преступлений. Уделено внимание характеристике свойств личности пострадавших рассматриваемых возрастных групп и раскрытию корреляционных связей с особенностями совершенных в отношении них преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Николаевич Карагодин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some modern features of crimes committed against minors

It has been revealed that minors of different ages are characterized by a different level of physical and mental development, to a certain extent determining the spatial boundaries of their habitat, the content of behavior that promotes or prevents the commission of encroachments by representatives of these age groups. The listed conditions are also factors determining the place, time, method and other circumstances of the commission of crimes against them. Attention is paid to the characterization of the personality traits of the victims of the considered age groups and the disclosure of correlations with the characteristics of the crimes committed against them.

Текст научной работы на тему «О некоторых современных особенностях преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних»

Научная статья УДК 343.97

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-80-86 EDN: https://elibrary.ru/neemjb NIION: 2003-0059-1/24-951 MOSURED: 77/27-003-2024-01-150

О некоторых современных особенностях преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних

Валерий Николаевич Карагодин

Екатеринбургский филиал Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева,

Екатеринбург, Россия, uc.ural@mail.ru

Аннотация. Выявлено, что несовершеннолетние разных возрастов характеризуются отличающимся уровнем физического и психического развития, в известной степени обуславливающим пространственные границы среды их обитания, содержание поведения, способствующего или препятствующего совершению посягательств представителей указанных возрастных групп. Перечисленные условия также являются факторами, определяющими место, время, способ и иные обстоятельства совершения в отношении них преступлений. Уделено внимание характеристике свойств личности пострадавших рассматриваемых возрастных групп и раскрытию корреляционных связей с особенностями совершенных в отношении них преступлений.

Ключевые слова: преступление, свойства личности потерпевших, несовершеннолетние

Для цитирования: Карагодин В. Н. О некоторых современных особенностях преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 80-86. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-80-86. EDN: NEEMJB.

Original article

On some modern features of crimes committed against minors

Valery N. Karagodin

Yekaterinburg Branch of the Moscow Academy of the Investigative Committee named after

A.Ya. Sukharev, Yekaterinburg, Russia, uc.ural@mail.ru

Abstract. It has been revealed that minors of different ages are characterized by a different level of physical and mental development, to a certain extent determining the spatial boundaries of their habitat, the content of behavior that promotes or prevents the commission of encroachments by representatives of these age groups. The listed conditions are also factors determining the place, time, method and other circumstances of the commission of crimes against them. Attention is paid to the characterization of the personality traits of the victims of the considered age groups and the disclosure ofcorrelations with the characteristics ofthe crimes committed against them.

Keywords: crime, personality properties ofvictims, minors

For citation: Karagodin V. N. On some modern features of crimes committed against minors. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):80-86. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-80-86. EDN: NEEMJB.

Преступления в отношении несовершеннолетних могу быть охарактеризованы в зависимости от возраста пострадавших. В психологии выделяются следующие возрастные периоды в развитии несовершеннолетних: младенческий (до 1 года), раннего дет-

ства (от 1 до 3 лет), дошкольный (3-7 лет), младший школьный (7-10 лет), средний школьный (11-14 лет), старший школьный (15-17 лет) [1, с. 27-29; 2, с. 256]. Несовершеннолетние разных возрастов характеризуются отличающимся уровнем физического и психи-

© Карагодин В. Н., 2024

ческого развития, в известной степени обуславливающим пространственные границы среды их обитания, содержание поведения, способствующего или препятствующего совершению посягательств представителей указанных возрастных групп.

Дети младенческого возраста не могут существовать отдельно от родителей или заменяющих их лиц. Поэтому преступления в отношении таких детей совершаются по месту жительства или временного пребывания родителей, замещающих их лиц.

В местах временного пребывания родителей младенцы могут стать жертвой похищения, преступлений против безопасности движения транспорта, связанные с нарушением правил производства определенных работ, охраны труда, умышленных посягательств на жизнь и здоровье и других.

В период раннего детства мышление ребенка не является наглядно образным, что не позволяет предвидеть последствия совершаемых действий. Только к 3 году ребенок приобретает способность усваивать запреты, но руководствуется в своем поведении исключительно испытываемыми в данное время желаниями и чувствами.

В периоде дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) выделяются младший (3-5 лет) и старший (6-7 лет).

Восприятие и мышление детей младшего и старшего дошкольного возрастов существенно отличаются. Дети младшей возрастной группы характеризуются слабой концентрацией внимания, быстрым переключением восприятия с одних событий на другие и, как следствие, запоминанием отдельных более ярких моментов происходящих событий, деталей наблюдавшихся объектов. Дети этого возраста не способны к абстрактному мышлению и предвидению результатов своего поведения.

Несовершеннолетние старшего дошкольного возраста уже осознают свою половую принадлежность, однако уровень развития не позволяет большинству из них адекватно оценивать совершаемые с ними действия преступного характера. Определенная часть интуитивно оценивает некоторые такие действия как негативные, другие просто не обладают необходимыми знаниями о выполняемых в отношении них или в их присутствии операций.

Несовершеннолетние этого возраста не всегда правильно оценивают характер совершаемых действий сексуального характера, а также операций по изъятию, передаче денежных средств, по мнимому обмену дорогостоящих предметов на менее ценные.

Несмотря на то, что общаясь со сверстниками, представители этой возрастной группы способны самостоятельно выбирать и реализовывать определенный образ поведения, отстаивать свое мнение, они нередко забывают и не соблюдают запреты на контакты с незнакомыми, передвижение за пределы места жительства, игровой площадки и т. п. Например, 6-летняя девочка, находившаяся одна в частном доме, несмотря

на запрет родителей, не только впустила в помещение незнакомого мужчину, но и в процессе общения под видом игры указала место хранения крупной суммы денег. Субъект преступления отвлек внимание ребенка, похитил деньги и скрылся с места преступления.

Дети младшего школьного возраста (7-10 лет) наращивают объем знаний, что способствует формированию абстрактного мышления, умений планировать свои действия, концентрировать внимание [3, с. 22-23]. В то же время в этом возрасте многие дети при выборе вариантов поведения ориентируются на мнение окружающих. Эти особенности в сочетании с застенчивостью, потребностями в общении иногда обуславливают виктимное поведение таких детей, которые вступают в контакт с незнакомыми субъектами преступления, уединяются с ними в укромных местах, где подвергаются преступному посягательству.

Потерпевшими от разного рода преступлений нередко становятся младшие школьники, отстающие в своем развитии от сверстников. Некоторые из них утрачивают бдительность после похвалы, положительной оценки, простой беседы на равных, предложения интересно провести время и т. п. Часть таких детей нарушают запреты взрослых на определенное поведение, стремясь продемонстрировать свою полноценность, самостоятельность. Так, слабоуспевающий второклассник после очередной нотации педагога в присутствии всего класса по окончании занятий в школе вопреки наставлениям родителей не пошел домой, а бесцельно бродил по улицам. В одном из городских скверов он натолкнулся на группу подростков, распивавших спиртные напитки. Постоянно подвергаясь насмешкам со стороны учеников, упрекам родителей, второклассник испытывал потребность в равноправном общении. Поэтому он легко согласился на предложение подростков присоединиться к компании. Вместе с новыми знакомыми употребил алкоголь, курил. Одобрение собутыльников ошибочно оценивал как признание собственной полноценности, а свои поступки, связанные с нарушением запретов, как проявление самостоятельности вопреки желанию взрослых. Однако подростки неожиданно напали не него, нанесли множественные побои и совершили насильственные действия сексуального характера.

Дети 11-14 лет образуют группу среднего школьного возраста. Несовершеннолетние этой группы отличаются ориентацией на мнение сверстников, стремлением завоевать положение, если не лидера, то равноправного участника общения, совместной деятельности с соучениками, членами неформальных групп и т. п.

Завоевание самостоятельности некоторые представители этой возрастной группы связывают с отказом от выполнения обязанностей учащегося, требований родителей, соблюдения общепринятых правил поведения.

Подобные отношения формируются постепенно и

наиболее явно проявляются в период подросткового кризиса, который чаще именуется кризисом 13-летнего возраста [2, с. 252-253]. Следует заметить, что процессы акселерации, ускоренного развития детей нередко сдвигают сроки этого состояния. Обычно такой кризис наблюдается у детей 11-12 лет.

Упомянутый кризис сопряжен с коренными психофизиологическими изменениями личности подростка и его поведения. В этот период нередко наблюдаются необъяснимые резкие перепады настроения, повышенная эмоциональность, конфликтность подростков. Внешние проявления этого кризиса отличаются у подростков, обладающих разыми психологическими свойствами личности. Некоторые из них открыто демонстрируют пренебрежение вышеуказанными обязанностями, конфликтуют с окружающими, не пытаясь сдерживаться, и т. п.

Встречаются подростки, внешне демонстрирующие соблюдение установленных правил, допуская их нарушения втайне от окружающих.

Психологи отмечают некоторые тендерные различия детей этого возраста. Девочки, к примеру, более гибко адаптируются к существующим условиям, при необходимости демонстрируя соблюдение установленных требований, тайно нарушая их при появлении благоприятных для этого условий.

Многие подростки этого возраста стремятся ускорить процесс социализации, приобретения положения взрослого. У них возникает желание познания всех сторон жизни, в первую очередь, недоступных для несовершеннолетних. Они испытывают потребности в общении, основанном на свободном обсуждении любых тем и равном положении участников. Не имея возможности подобного личного общения со взрослыми или сверстниками, они пытаются наладить его в виртуальном пространстве. Анонимность участников, свобода выбора темы и формы общения, несомненно, привлекают подростков к использованию цифровых технологий для возникших желаний.

Именно в этом возрасте подростки приобретают достаточные умения по использованию в различных целях цифровых технологий. Бесконтрольное ознакомление с компьютерной информацией у ряда подростков усиливает желание, хоть временно оторваться от повседневности, представляющейся им скучной и неинтересной. Будничным занятиям они предпочитают общение на привлекательные темы с малоизвестными людьми, ознакомление с информацией о возможности нарушения установленных запретов, в том числе и влекущих уголовное наказание.

По мнению некоторых сотрудников правоохранительных органов, значительная часть подростков этого возраста именно в ходе общения в социальных сетях вовлекаются в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков. При этом романтически настроенных подростков привлекают острота ощущений опасности, конспиративный ха-

рактер совершаемых действий, возможность переживания состояний наркотического опьянения, испытание других позитивных эмоций.

Прагматичных подростков привлекает возможность получения дохода, организация собственного бизнеса, проверка способности к совершению запретных действий и т. п.

В результате такого общения подростки нередко становятся потерпевшими сексуальных посягательств, склонения к самоубийству, мошенничества, вымогательства и некоторых других преступлений.

Подростки старшего школьного возраста (15-17 лет) переживают период самоопределения, идентификации себя как личности. Они стремятся оценивать собственную жизнь, сравнивая ее с существованием, достижениями других людей, формируя на этой основе образ будущего. Поведение подростков этой возрастной группы отличается противоречивостью и неустойчивостью. Отрицание определенных правил поведения у некоторых из них сочетается с подражанием другим людям.

Стремясь к нестандартному общению с привлекательными для них людьми, юноши и девушки этого возраста не всегда правильно оценивают намерения собеседников, возможность преступной агрессии с их стороны. Эти несовершеннолетние в целом осведомлены о возможности такого поведения в подобных ситуациях, но не предвидят такого развития события со своим участием.

Как известно, поведение потерпевших дифференцируется на виктимное, т. е. стимулирующее преступное посягательство, и на ненаходившееся в причинной связи с совершенным преступлением.

Приведенная классификация распространяется и на поведение несовершеннолетних потерпевших.

Следует оговориться, что поведение детей младенческого возраста не может быть виктимным. Иногда плач, крик детей этого возраста вызывают раздражение окружающих. Некоторые из них прибегают к насилию, чтобы заставить ребенка замолчать. Например, распивающие спиртное родители, пытаясь успокоить громко плачущего двухмесячного ребенка, нанесли ему побои, а затем вынесли его в соседнюю комнату, где оставили его без пищи и ухода до утра. Оказалось, что ребенок страдал тяжелым заболеванием и не получив своевременной медицинской помощи скончался.

Необходимо отметить особенности обстановки совершения преступлений в отношении детей младенческого возраста. Эти посягательства, как правило, совершаются по месту постоянного проживания, в лечебных учреждениях, организациях и предприятиях, которые родители посещают вместе с детьми. Реже преступления такого рода совершаются на участках открытой местности, придворовых территориях. Нередко родители оставляют таких детей без присмотра или не принимают надлежащих мер к обеспечению мер безопасности младенца. Например, молодая мать

JURISPRUDENCE

vfBT

выкатила коляску с младенцем на проезжую часть автомобильной дороги и остановилась, пережидая проезд автотранспорта. Одна из проезжающих мимо автомашин зацепила коляску и травмировала находящегося в ней ребенка.

Дети дошкольного возраста нередко становятся жертвами умышленных, а иногда и неосторожных преступлений, когда, стремясь к познанию окружающего мира, к получению новых ощущений, не соблюдают мер предосторожности, несмотря на запреты и предупреждения родителей. Не обладая достаточными знаниями, такие потерпевшие не предвидят возможность совершения в отношении них посягательства, наступления общественно опасных последствий.

Иногда такие дети становятся жертвой преступления, когда без разрешения и вопреки запретам покидают место, находящееся под наблюдением близких. Некоторые из них проявляют доверчивость и вступают в контакт с незнакомыми им субъектами преступления. Дети младшего дошкольного возраста иногда не понимают значения совершаемых с ними сексуальных действий. Субъекты этих преступлений, из числа знакомых и незнакомых ребенку, используют эти качества потерпевших, объясняя им значение совершаемых действий как допустимых, убеждая не сообщать о происшедшем родителям, другим лицам, которые могут разоблачить виновного и пресечь преступную деятельность.

Дети старшего дошкольного возраста также могут проявлять неосторожность, знакомясь с субъектами преступления, завлекающих потерпевших сладостями, игрушками, обещаниями подарков, увлекательных занятий и т. п.

Дети дошкольного возраста, становясь жертвами семейного насилия, не сообщают о нем окружающим, создавая тем самым благоприятные условия для неоднократного совершения преступления.

Дети старшего дошкольного возраста более активно осваивают окружающую действительность. Как уже отмечалось, они в состоянии не только усваивать правила требуемого поведения, но и соблюдать их. В то же время такие дети не могут стабильно соблюдать указанные требования. При появлении привлекательных на данный момент предметов, людей, занятий, дети этой возрастной группы забывают об известных запретах. Некоторые из них намеренно нарушают запреты, рассчитывая, что это не станет известным родителям, другим лицам. Наконец, часть представителей этой возрастной группы, нарушая запреты открыто, выражает, таким образом, протест против ограничений со стороны взрослых, их поведения, или желает привлечь их внимание к себе.

Становясь жертвами преступлений, они испытывают страх, не только перед субъектами посягательства, но и боязнь осуждения со стороны близких. Это состояние также может использоваться субъектами преступлений.

Дети младшего школьного возраста также могут проявлять беспечность. Осознавая свой социальный статус, некоторые из них стремятся хотя бы временно прервать однообразное выполнение своих учебных, домашних и иных обязанностей. Поэтому они посещают кажущиеся привлекательными уединенные места, где становятся жертвами преступления. Довольно часто они проявляют доверчивость к незнакомым субъектам преступления.

Виктимное поведение несовершеннолетних среднего школьного возраста уже описывалось. Следует отметить, что подростки этого возраста нередко становятся жертвами насилия со стороны знакомых и незнакомых сверстников. Такое насилие оказывается в учебных заведениях, во дворах, на участке местности вблизи от места постоянного проживания, проведения свободного времени, учебы.

У подростков среднего школьного возраста, как уже отмечалось, наблюдается кризис 13 лет. Необходимо отметить, что он характеризуется перестройкой деятельности организма, что стимулирует интерес подростков к вопросам сексуальной жизни. Удовлетворить интерес они пытаются в электронных сетях, где становятся жертвами различных сексуальных действий. Некоторые подростки ставятся жертвами сексуальных посягательств после склонения их к этому взрослыми субъектами преступления. Таким образом, подростки вовлекаются в проституцию, в деятельность по изготовлению порнографии. Некоторых из них привлекает возможность получения денежных средств за совершение с ними указанных действий. Известны случаи, когда одни несовершеннолетние, занимаясь подобной деятельностью, вовлекали в нее своих сверстников. Например, в одном из крупных городов взрослые мужчины вовлекали в проституцию мальчиков 12-13 летнего возраста, которым платили деньги не только за оказание сексуальных услуг, но и привлечение новых жертв. Одновременно с участием указанных подростков снимались порнографические фильмы. В такую деятельность в течение трех лет было вовлечено несколько десятков подростков.

В ходе уголовного судопроизводства потерпевшие не проявляли отрицательного отношения к случившемуся. Они воспринимали деятельность, которой занимались, как вполне приемлемую. Более того, часть из них, судя по высказываниям, не просто смирилась со своим статусом, но и положительно оценивала свои занятия.

Юноши и девушки старшего школьного возраста нередко становятся жертвами преступлений, когда демонстрируют свою раскованность, свободу. При этом они совершают поступки на грани нарушения или нарушающие правила поведения. Юноши распивают спиртные напитки, употребляют наркотические вещества, чтобы называться свободными и независимыми. Находясь в этом состоянии, они либо становятся беспомощными, либо наоборот демонстрируют агрес-

сию, вызывая ответную реакцию окружающих.

Девушки, демонстрируя свободное поведение, также употребляют спиртные напитки, наркотики, обнимают, целуют малознакомых мужчин, беседуют с ними на интимные темы, совершают иные действия, дающие основание полагать, что не возражают против более близких отношений. Иногда, такое поведение девушек способствует совершению сексуального насилия.

В некоторых случаях девушки неосторожно передвигаются через слабоосвещенные, пустынные территории вблизи от мест обитания лиц, склонных к совершению насильственных преступлений.

Нами рассмотрены лишь наиболее типичные проявления виктимного поведения. Несомненно, в следственно-судебной практике встречаются и другие, менее распространенные виды подобного поведения несовершеннолетних.

Преступления в отношении несовершеннолетних совершаются как в крупных, так и малых населенных пунктах. В крупных городах таких преступлений совершается больше, поскольку в них проживает большее количество несовершеннолетних. Конечно, в многонаселенных городах проживает и большее число субъектов, склонных к совершению преступлений в отношении несовершеннолетних.

Наконец, в крупных населенных пунктах большое количество помещений, зданий, территорий с условиями, благоприятными для совершения преступлений рассматриваемого вида. В этих городах субъектам легче скрыться, затеряться среди населения.

Это не означает, что в малых населенных пунктах не совершается подобных посягательств. Однако, количество этих преступлений и их доля в общем числе зарегистрированных преступных посягательств значительно меньше, чем в крупных населенных пунктах. В то же время подобные преступления совершаются и в малых поселениях, расположенных на значительном удалении от других населенных пунктов. Например, в поселке с населением несколько сот человек, расположенном на расстоянии около 15 км от ближайшего населенного пункта, местным жителем была изнасилована и убита 12-летняя девочка. Субъект преступления был соседом потерпевшей и легко заманил ее к себе домой, где и совершил вышеуказанные преступления, после чего спрятал труп в лесу.

В некоторых случаях подобные преступления в малых населенных пунктах совершаются в течение длительного времени, что не остается незамеченным для окружающих. Так, в одном из сельских поселений фермер в течение четырех лет совершал насильственные сексуальные действия в отношении малолетней из семьи иммигрантов. Преступления совершались до тех пор, пока пострадавшая, достигшая 14-летнего возраста, не обратилась в правоохранительные органы.

Поскольку несовершеннолетние разных возрастных групп в силу своего развития ограничены в воз-

можности перемещения, преступления в отношении них совершаются в местах, где они проживают и проводят свободное время, обучаются или пребывают с разными целями.

Как уже отмечалось, значительное количество преступлений в отношении младенцев совершаются по месту совместного их проживания с родителями. В то же время хищения младенцев, неосторожное причинение вреда их жизни и здоровью могут совершаться в лечебных учреждениях, в местах проведения свободного времени или перемещения родителей и т. п.

Умышленные и неосторожные преступления в отношении детей дошкольного возраста также часто совершаются в местах совместного проживания пострадавшего и субъекта посягательства. В некоторых семьях дети этого возраста подвергаются побоям со стороны родителей и других проживающих с ними лиц.

Некоторые родители не осуществляют надлежащего контроля за детьми этой возрастной группы, в результате они выпадают из окон, с балконов, опрокидывают на себя тяжелые, горячие, острые и другие травмирующие их предметы, совершают иные поступки, в результате чего причиняется вред здоровью, а иногда и жизни пострадавших.

Иногда родители ведут себя неосторожно в местах совместного проведения свободного времени с детьми. Например, пятилетний мальчик на глазах отца в течение нескольких минут пытался сдвинуть с места металлические хоккейные ворота на школьной спортплощадке. Отец не пытался остановить ребенка, который, в конце концов, опрокинул на себя ворота и был смертельно травмирован.

Значительно реже дети этого возраста подвергаются сексуальному насилию в семье.

Умышленные преступления в отношении несовершеннолетних этого возраста совершаются и на участках открытой местности. Нередко это места, где дети проводят свободное время с родителями или другими лицами, на какой-то период оказываются без присмотра, чем пользуются субъекты посягательства.

В отношении детей младшего школьного возраста насильственные преступления совершаются взрослыми и несовершеннолетними старшего школьного возраста в местах совместного проживания, в учебных заведениях, прилегающих к ним участках открытой местности.

Подростки среднего школьного возраста также становятся жертвами преступлений в указанных местах. В то же время они уже активно самостоятельно перемещаются и преступные действия совершаются в отношении них на различных территориях. Иногда преступные действия в отношении одного и того же несовершеннолетнего совершаются в нескольких помещениях, на различных участках местности. Так, подростки нередко подвергаются насилию со стороны соучеников в учебных заведениях, на прилегающих к ним территориях, по пути к дому, во дворе, подъезде своего дома.

Юноши и девушки старшего школьного возраста (кроме указанных территорий) подвергаются преступным посягательствам и в местах их знакомства с субъектами преступления, по месту жительства и проведения свободного времени последних.

Среди условий обстановки, способствующей совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, следует, прежде всего, выделить факторы, относящиеся к системе отношений в окружении жертвы, включая отношения к самому ребенку. В большинстве случаев близкие пострадавших не уделяют надлежащего внимания несовершеннолетнему, его необычному поведению, которое может способствовать совершению преступления или свидетельствовать о совершенном в отношении него посягательстве.

Дети любого возраста нуждаются в бережном отношении, создании условий, обеспечивающих не только сиюминутную, но и будущую безопасность. Ровное и теплое отношение родителей, педагогов, других лиц способствует воспитанию у них определенного стиля общения, выработке на основе инстинкта самосохранения умения правильно оценивать возникающие угрозы и избегать их.

Вряд ли возможно формирование подобных качеств только в ходе бесед с детьми. Необходимо добиваться от детей правильного поведения, стимулировать самостоятельно совершаемые ими действия по соблюдению правил безопасности, по избежанию угроз их нарушения и т. п.

Такая работа по формированию безопасного поведения несовершеннолетнего является элементом общего воспитания несовершеннолетнего. Как и любое воспитание, оно предполагает не только передачу знаний, но и контроль за усвоением, правильным применением.

Отсутствие надлежащего контроля за безопасностью не только поведения несовершеннолетних, их окружения, а также материальных элементов объективной обстановки жизнедеятельности является важным обстоятельством, способствующим совершению такого рода преступлений. Последним из названным обстоятельств зачастую не уделяется надлежащего внимания. В подтверждение этого суждения достаточно напомнить о неосторожных преступлениях, связанных с монтажом на детских и спортивных площадках сооружений, инвентаря, недостаточно закрепленных, непрочных, не правильно сконструированных, пользование которыми приводит к причинению по неосторожности вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

Не менее распространенным обстоятельством такого рода является ненадлежащая организация деятельности предприятий, учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию услуг несовершеннолетним. К ним относятся нарушения правил оказания медицинских, образовательных и другихуслуг.

Как уже упоминалось, одним из обстоятельств такого рода является бездействие окружающих, осве-

домленных о совершении преступления в отношении несовершеннолетнего. Например, соседи знали, что в многодетной семье к детям применяются жестокие телесные наказания за допущенные проступки, но не вмешивались в происходящее и не сообщали об этом в органы социальной опеки или правоохранительные учреждения. В ходе очередного наказания трехлетний ребенок был убит.

Некоторые обстоятельства, способствующие совершению подобных преступлений, относятся к личности субъектов преступления. Как уже отмечалось, значительное количество таких преступлений совершаются знакомыми и близкими несовершеннолетних пострадавших. Некоторые семьи, где дети подвергаются насилию, находятся на учете как неблагополучные в органах опеки и правоохранительных учреждениях. Однако, контрольные мероприятия по отношению к таким семьям проводятся формально, ограничиваются посещениями по месту жительства и общей беседой со всеми членами семьи. Дети не подвергаются осмотру и медицинскому освидетельствованию, с ними не проводят индивидуальные беседы, не принимается мер к временному помещению таких детей в реабилитационные центры с целью проведения медицинского, психологического обследования, оказания необходимой помощи.

Среди обстоятельств, относящихся к личности субъектов преступления данного вида, могут быть указаны недостатки их воспитания, способствующие формированию установки на совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.

Определенная часть субъектов умышленных преступлений в отношении несовершеннолетних отличаются определенными психическими отклонениями, в том числе связанными с половым влечением к несовершеннолетним, с проявлением агрессии в отношении представителей этой возрастной группы.

Одним из обстоятельств, способствующих совершению подобных преступлений, является то, что, несмотря на проявления вышеуказанных свойств личности, их обладатели не ставятся своевременно на учет в медицинских и правоохранительных учреждениях. За состоящими на таких учетах не всегда осуществляется надлежащий контроль. Некоторые такие лица преждевременно снимаются с учета. Например, житель районного центра был поставлен на учет в психоневрологическом диспансере за попытку ударить малолетнего ножом. Через несколько лет мужчина без достаточных оснований был снят с учета. Спустя несколько месяцев после этого он совершил убийство шестилетнего мальчика.

В ряде ситуаций преступлениям против несовершеннолетних сопутствуют бездействие правоохранительных и иных органов, которым поступает информация о противоправном поведении конкретных лиц. Необходимо заметить, что некоторые руководители образовательных, медицинских и иных учреждений,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в которых выявляются факты совершения правонарушений в отношении несовершеннолетних, стараются утаивать такие сведения, ограничиваются административным наказанием виновных, увольнением, исключением, переводом таких лиц из коллектива, временным отстранением от должности, занятий и т. п. При этом сохраняется комплекс других обстоятельств, способствовавших совершению выявленного деликта. Сохраняется и возможность совершения новых посягательств в отношении уже пострадавшего несовершеннолетнего или других, продолжающих находиться в криминогенных условиях.

Представители правоохранительных органов в ряде ситуаций не принимают надлежащих мер по установлению виновных в посягательстве на несовершеннолетних или в привлечении таких лиц к уголовной ответственности, пресечению продолжающейся преступной деятельности.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аракелов Г. Г., Жариков Н. М., Зеер Э. Ф. и др. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. Г. Г. Аракелова. М. : Высш. шк., 1990. 303 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1982-1984.Т. 4 : Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. 1984. 433 с.

3. Крылов Д. Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков // Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Г. Гельница. М., 1985. 224 с.

References

1. Arakelov G. G, Zharikov N. M., Seer E. E, et al. Teachers and parents about the psychology of a teenager / ed. by G. G. Arakelov. M. : Vysch. sh., 1990. 303 p.

2. Vygotsky L. S. Collected works : in 6 vols. / Ch. ed. A. V. Zaporozhets. M. : Pedagogy, 1982-1984. V. 4 : Children's Psychology / Ed. D. B. Elkonin. 1984. 433 p.

3. Krylov D. N. Critical periods in the psychophysiological development of children and adolescents // Psychogygiene of children and adolescents / Ed. G. N. Serdyukovskaya, G. G. Gelnits. M., 1985. 224 p.

Информация об авторе

В. H. Карагодин — заведующий кафедрой криминалистики Екатеринбургского филиала Московской академии Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почётный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации.

Information about the author

V. N. Karagodin — Head of the Department of Criminalistics of the Yekaterinburg Branch of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honorary Employee of the Investigative Committee of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved afterreviewing 26.01.2024; accepted forpublication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.