Научная статья на тему 'О некоторых результатах социологического опроса жителей республики Татарстан по оценке уровня доверия к органам внутренних дел и проблемам борьбы с преступностью в 2010 году'

О некоторых результатах социологического опроса жителей республики Татарстан по оценке уровня доверия к органам внутренних дел и проблемам борьбы с преступностью в 2010 году Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых результатах социологического опроса жителей республики Татарстан по оценке уровня доверия к органам внутренних дел и проблемам борьбы с преступностью в 2010 году»

А.А. Лабутин

(группа по Республике Татарстан

филиала по ПФО ФГКУ «ВНИИ МВД России»)

О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРОБЛЕМАМ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 2010 ГОДУ

(по материалам информационного агентства «Татар-информ»)

Сегодня одним из действенных способов привлечь внимание органов власти и общественности к значимым проблемам и стимулировать их разрешение является проведение опросов по изучению общественного мнения, которые являются одним из элементов механизма общественного контроля за деятельностью государства [1].

В социологической литературе

общественное мнение принято связывать с общественным, массовым сознанием (В.А. Грушин, Р.А. Сафаров, А.К. Уледов). При этом категория «общественное сознание» выступает ведущей по отношению к

понятию общественного мнения, которое является своего рода модификацией

общественного сознания, его состоянием. Поскольку общественное сознание представляет собой социально

обусловленный феномен,

детерминированный, прежде всего, условиями общественного бытия, постольку и общественное мнение

определяется и вызывается к жизни реальными общезначимыми фактами [2]. Поэтому общественное мнение принято трактовать как состояние массового

сознания, заключающего в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности [3].

Неслучайно, начиная с 2008 года, во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, в рамках реализации приказа МВД России от 30 декабря 2007 г. №1246 организован ежегодный мониторинг общественного

мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Так, в декабре 2010 года - январе 2011 года информационным агентством «Татар-

информ» совместно с МВД по Республике Татарстан в рамках общереспубликанского опроса организован и проведен опрос общественного мнения жителей региона по оценке уровня доверия населения к органам внутренних дел республики и проблемам борьбы с преступностью. В рамках опроса было изучено мнение 2500 граждан, которые репрезентируют по основным социально-демографическим показателям (пол, возраст,

национальность, образовательный

уровень, профессиональный уровень), что позволяет в полной мере судить о настроениях и тенденциях общественного мнения [4].

Далее приведем некоторые, с нашей точки зрения, наиболее значимые результаты этого опроса.

За прошедшее с декабря 2009 года время степень информированности населения в республике в целом о состоянии

преступности и действиях на тот момент еще милиции (везде далее по тексту -милиция) по борьбе с нею несколько снизилась. Так, мнения опрошенных лиц, отвечавших на вопрос: «В какой мере Вы информированы о состоянии

преступности и действиях милиции по борьбе с нею, предпринимаемых в Татарстане, Вашем городе или

районе?»[5], показали, что 7,8% считают, что информированы полностью (в 2009 г. этот показатель составлял 9,2%), 44,4% информированы частично (в 2009 г. -57,1%), а 39,3% вообще не информированы (в 2009 г. - 22,1%).

При этом, отвечая на вопрос: «На основе каких сведений сложились у Вас представления о деятельности органов внутренних дел?», основным источником информации опрошенные лица назвали

теле- и радио передачи (29,6%); на второе место опрошенные жители Республики Татарстан ставят личный опыт общения с сотрудниками МВД (21,8%); на третьем месте - Интернет (19,8%). Необходимо отметить, что количество среди опрошенных лиц, назвавших Интернет, как источник сведений о деятельности сотрудников органов внутренних дел, увеличилось за год более чем в три раза.

В ходе проведения опроса значительный блок вопросов, адресованных гражданам, был связан с выявлением их отношения к деятельности органов внутренних дел. Отвечая на вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены деятельностью

татарстанской милиции?», 8,1% граждан отметили, что удовлетворены в полной мере (в 2009 г. этот показатель составлял 7,7%), 46% опрошенных удовлетворены частично (в 2009 г. - 52,4%) и 27,4% граждан не удовлетворены деятельностью татарстанской милиции (в 2009 г. - 19,2%). Таким образом, по сравнению с данными, полученными по итогам 2009 года, число лиц, недовольных деятельностью

татарстанской милиции, выросло чуть более чем на 8%, в основном за счет снижения позиции «удовлетворен

частично» и «затрудняюсь ответить».

Положительные перемены в большей, средней, меньшей степени отмечают 39,5% граждан, ответивших на вопрос: «Можно ли считать, что в работе татарстанской милиции наметились положительные перемены?». Так, 6,4% ответили - да, в значительной степени, 17,4% - да, в некоторой степени, 15,7% - очень

незначительные перемены к лучшему, 30,6% - нет позитивных перемен и 5,5% -есть перемены к худшему.

Также существенную помощь при анализе складывающейся ситуации могут дать результаты ответов граждан на вопросы: «Почему именно работа органов внутренних дел не удовлетворяет респондентов?» и «Если работа органов внутренних дел Вас не удовлетворяет, то объясните почему?».

В приведенной ниже таблице №1 виден существенный рост отрицательных оценок работы органов внутренних дел в республике в целом по таким позициям, как «Нет доверия к милиции» - на 10,9%, «Существуют факты вымогательства, рукоприкладства и незаконных действий со стороны сотрудников милиции» - на 10,8%, «Милиция - орган по-прежнему карательный и не ориентированный на помощь и нужды населения» - на 7,2%. ______________________________Таблица 1

Варианты ответов РТ (от 100% опрошенных)

12.09 12.10

Милицией не принимаются меры по фактам заявлений граждан 4,4 6,2

Милицейские меры не эффективны 7,4 10,5

Нет доверия к милиции 13,7 24,6

Не достаточно присутствие милиционеров на улицах, в общественных местах 4,1 8,8

Низкая культура сотрудников милиции 13,3 20,0

Еще нередки необоснованные задержания в милиции 5,8 10,7

Существуют факты вымогательства, рукоприкладства и незаконных действий со стороны сотрудников милиции 3,9 13,8

Милиция - орган по-прежнему карательный и не ориентированный на помощь и нужды населения 4,5 11,7

Сотрудники милиции не доступны, с их стороны мало консультаций 4,6 6,2

Другие причины 0,1 0,5

Далее рассмотрим оценку гражданами деятельности конкретных подразделений органов внутренних дел. Так, на первое место в перечне наиболее контактных подразделений и служб ОВД опрошенные лица, составившие свое мнение о работе

сотрудников ОВД после личного общения с ними, поставили сотрудников ГИБДД -51,8%. На второе место респонденты ставят участковых уполномоченных -42,7%.

Из тех, кто имел контакты за прошедшее время с подразделениями ОВД, - 25,9% сталкивались с сотрудниками

следственных подразделений.

В рассматриваемом аспекте считаем необходимым остановиться на оценке гражданами деятельности участковых уполномоченных милиции как

представителей одного из наиболее контактных и доступных подразделений органов внутренних дел.

Из приведенных далее таблиц, характеризующих ответы респондентов на группу вопросов о деятельности

участковых, видно, что присутствует отрицательная динамика. Не только на 18,2% снизилось число респондентов, утвердительно ответивших на вопрос «Знаете ли Вы своего участкового

милиционера?», но также снизилась и оценка качества труда участковых. О необходимости помощи населения участковым заявляют на 14% меньше респондентов, чем годом ранее.

Таблица 2.

«Знаете ли Вы своего участкового

милиционера?»

Таблица 3

«Считаете ли Вы, что участковые стали лучше выполнять свои обязанности?»

Таблица 4.

«Считаете ли Вы, что помощь населения участковым - одно из важнейших условий наведения должного порядка в Вашем районе?»__________________________________

Варианты ответов РТ

12.09 12.10

Да 49,2 38,7

нет 24,8 28,2

В ходе опроса респондентов, имевших личные контакты с сотрудниками милиции, попросили также оценить действия последних по некоторым субъективным показателям. В приведенной ниже таблице №5 даны распределения ответов респондентов, контактировавших с ОВД, на вопрос: «Как бы Вы могли оценить действия сотрудников милиции на примере ваших контактов с ними?».

После общения с сотрудниками ОВД улучшили свое отношение к милиции 13,5% респондентов в республике. Более чем у половины респондентов отношение осталось неизменным, а примерно у трети - ухудшилось.

В ходе опроса была выявлена группа респондентов, утверждающих, что они или кто-то из членов их семьи являлись за последний год жертвами преступлений. Однозначно, таких пострадавших по самооценкам в республике - 21,9%. Из них 44,1% обратились с письменным заявлением в милицию по факту преступления.

Половина заявивших о преступлении (51,5%) обращались в милицию через службу «02», к помощи участкового или другого сотрудника милиции обратились 47,4%, и непосредственно в дежурную часть ОВД обратились 16,5% [6].

Таблица 5

Варианты ответов РТ

12.09 12.10

да 19,8 11,8

ничего не изменилось 36,6 35,2

стали работать хуже 3,1 8,1

Варианты ответов РТ

12.09 12.10

Да 60,2 42,0

Нет 36,2 56,2

Варианты ответов РТ

Да Нет

Действия милиционеров были законными? 60,1 16,1

Действия милиционеров были профессиональными? 57,8 18,8

Действия милиционеров были решительными? 39,0 14,4

Действия милиционеров были своевременными? 28,0 15,6

Действия милиционеров были формальными? 31,4 12,8

Действия милиционеров были предвзятыми? 21,3 20,0

Действия милиционеров были грубыми? 21,1 39,9

Варианты ответов (%)

Заявление принято сотрудником милиции 66,0

Заявление не принято сотрудником милиции 8,8

При звонке по «02» предложили лично обратиться в ОВД 7,7

Сотрудники милиции на место происшествия приехали 32,0

Сотрудники милиции на место происшествия не приехали 1,5

Сотрудники милиции предложили указать в объяснении недостоверную информацию с целью прекращения дальнейших разбирательств 5,7

Сотрудники милиции убедили не писать заявление в связи с тем, что преступление раскрыть будет сложно 9,3

В таблице 6 приведено

распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие меры приняли сотрудники милиции после Вашего обращения?» (в %% от числа респондентов, ответивших «да» на вопрос «Обращались ли Вы или члены Вашей семьи с письменным заявлением в милицию по факту преступления?» [7]).

В этой связи необходимо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проанализировать мнение граждан, ответивших на вопрос: «Удовлетворены ли Вы мерами, принятыми по поводу Вашего обращения?».

Так, среди опрошенных в республике 60,8% граждан не удовлетворены мерами, принятыми по поводу их обращения. Граждан, в той или иной степени удовлетворенных принятыми по заявлению мерами, - 34%, из них:

полностью удовлетворены - 21,1% и частично удовлетворены - 12,9%.

Распределение ответов у той части респондентов, которые, по их утверждениям, стали жертвами каких-либо преступлений и обратились в милицию, приведено в таблице 7 (в %% от числа респондентов, утвердительно ответивших на вопрос «Обращались ли Вы или члены

Вашей семьи с письменным заявлением в милицию по факту преступления?»).

На вопрос: «Как респонденты поступят, если им или их близким будет угрожать опасность со стороны преступников?» ответы распределились следующим образом (см. таблица 8).

Из сведений, представленных в таблице 8, видно, что заметно снизилось количество респондентов, которые готовы обратиться за помощью в ОВД, если им или их близким будет угрожать опасность со стороны преступников, в то время как заметно повысился «рейтинг» частных агентств (7,4% против 2,1% год назад).

Подводя итоги, необходимо обозначить, что сегодня основными источниками получения гражданами информации о деятельности органов внутренних дел являются телевидение и Интернет. Напомню, практически половина опрошенных респондентов (49,4%) составили свое мнение о работе ОВД на основе указанных источников. Причем в последнее время все больше граждан отдают предпочтение в получении информации, в том числе о деятельности ОВД, именно сети Интернет.

ТАБЛИЦА 7

Варианты ответов (%)

Преступление было раскрыто, а виновные привлекаются или уже привлечены к уголовной ответственности 16,5

Преступление было не раскрыто 30,9

Неизвестно, чем закончилось расследование 23,7

Сам забрал заявление 11,9

Заставили забрать заявление преступники 1,0

Предложили забрать заявление в милиции 6,7

Варианты ответов РТ

12.09 12.10

Обращусь в ОВД 58,5 43,9

Обращусь за помощью в гос. органы 10,2 11,8

Обращусь к друзьям 10,8 14,9

Обращусь в частное охранное агентство 2,1 7,4

Обращусь к криминальным авторитетам 1,2 2,3

Сам обеспечу свою безопасность 5,0 6,1

Постараюсь поменять место жительства 2,6 0,4

Приму иные меры 1,0 0,1

Ничего не буду предпринимать 2,0 1,6

При этом освещение проблем в правоохранительных органах регионов России в негативном свете в 2010 году могло привести к тому, что в декабре 2010 года число тех, кто не видит положительных перемен в работе милиции в РТ, значительно выросло - на 17,4%. Респондентов, отметивших «перемены к лучшему» в той или иной степени, стало меньше на 18,5%. В то же время число респондентов, в полной мере удовлетворенных деятельностью ОВД, немного выросло и близко к числу

респондентов, «полностью»

информированных о деятельности ОВД.

В пользу того, что на формирование мнения населения о работе ОВД большое влияние оказали освещаемые в последнее время в СМИ события, говорит и то, что среди респондентов, лично

контактировавших с сотрудниками ОВД, более чем у половины отношение к сотрудникам ОВД осталось неизменным, а 13,5% респондентов улучшили свое отношение к органам внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1.См., например, Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса // История государства и права. 2009. №11.

2. См.: Ошеров М.С. Общественное мнение о праве и особенности его формирования // Актуальные проблемы применения уголовного законодательства в деятельности органов внутренних дел. Труды Академии МВД СССР. М., 1987. С. 66.

3. Квашис В.Е. Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы. М.: Юрайт, 2008.

4. Сбор информации выполнен по комплексной квотной методике на основе анкетного опроса с

элементами интервью. Итоговые данные в целом репрезентативны по шести социальнодемографическим группам: возрасту, полу, образованию, национальности, социально-

профессиональному положению и месту жительства респондентов. Математическая погрешность не превышает 2%.

5. Общая сумма по вариантам ответов не совпадает со 100%, так как в ней приводятся данные по группе «затрудняюсь ответить».

6. Сумма ответов может превышать 100%, так как некоторые респонденты обращались к нескольким службам и отметили это в анкете.

7. Сумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа и отметили это в анкете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.