О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Н.Е. Вяльцина, И.М. Сетко Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области
В ходе реализации экспериментального проекта решались следующие задачи: 1) оптимизация системы школьного питания на основе централизации и индустриализации; 2) обеспечение учащихся сбалансированными рационами питания в соответствии с физиологическими потребностями; 3) проведение комплекса мероприятий по пропаганде здорового питания, формирования навыков здорового образа жизни.
In the course of realization of the described experimental project different problems were tackled: 1) optimization of school alimentation system on the grounds of centralization and industrialization; 2) providing well-balanced school meals meeting physiological requirements of child's organism; 3) measures aimed at promotion of healthy eating and healthy lifestyle.
Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания учащихся в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях Оренбургской области проводится с целью сохранения и укрепления здоровья детей по-
май №5 (104)
23
средством качественного и безопасного питания.
Реализация первого этапа экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в 21 общеобразовательном учреждении г. Оренбурга и Сакмар-ского района с общей численностью учащихся 14 970 чел. осуществлялась с 2008 г.
В основу организации системы школьного питания были положены следующие цели:
— индустриализация системы школьного питания;
— централизация производства;
— стандартизация производственных процессов с внедрением стандартов менеджмента качества и пищевой безопасности;
— оптимизация рационов питания и их витаминизация.
В ходе реализации экспериментального проекта решались следующие задачи:
— оптимизация системы школьного питания на основе централизации и индустриализации;
— обеспечение учащихся сбалансированными рационами питания в соответствии с физиологическими потребностями;
— проведение комплекса мероприятий по пропаганде здорового питания, формирования навыков здорового образа жизни.
Из средств федерального бюджета для реконструкции пищеблоков общеобразовательных учреждений приобретено современное технологическое оборудование на сумму 38,4 млн руб.
Общая сумма финансирования программных мероприятий проекта составила 123,3 млн руб. В результате в общеобразовательных учреждениях полностью произведена замена сетей электроснабжения, вентиляции, инженерных сетей. За счет применения в организации школьного питания буфетов-раздаточных в столовых увеличено количество посадочных мест в обеденных залах на 1 100 мест, что позволило сократить количество смен питающихся. В целях обеспечения соблюдения требований санитарного законодательства пищеблоки оснащены необходимым технологическим оборудованием, созданы оптимальные условия для безопасной реализации готовой продукции.
Модернизация комбината школьного питания «Подросток» г. Оренбурга позволила оснастить его современным технологическим оборудованием. Он является оператором питания в общеобразовательных учреждениях —
участниках проекта, обеспечивая горячим питанием 13 000 учащихся со средним охватом 86 %.
Организация питания школьников централизована: производство продукции осуществляется на комбинате, на всех этапах процесса ведется производственный контроль. Изготовление продукции осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке технологическими картами с использованием высокотехнологичного оборудования (пароконвектоматы, электрические котлы со встроенными миксерами и др.). Для приготовления, транспортирования и хранения готовой продукции используются гастронормирован-ные емкости, что позволяет минимизировать возможность микробного обсеменения за счёт исключения вторичного перекладывания готовых блюд и обеспечить безопасность питания. Доставка готовой продукции осуществляется специализированным транспортом в изотермической таре (термоконтейнерах), обеспечивающей сохранение температуры готовой продукции.
С учетом вкусовых предпочтений учащихся Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области разработаны 24-дневные рационы питания. Совместно с министерством образования Оренбургской области и Оренбургской государственной медицинской академией изданы методические рекомендации «Организация здорового питания детей и подростков в возрасте 7—11 и 11—17 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области», учебное пособие для педагогов общеобразовательных учреждений «Рациональное и адекватное питание школьников».
В 2008—2009 учебном году в школах-участниках экспериментального проекта введены уроки по пропаганде и обучению основам здорового питания по программам: «Разговор о правильном питании» (1—4 классы), спецкурс «Школа здорового питания» (5—8 классы), элективный курс «Рациональное и адекватное питание школьников» (10—11 классы).
Проведены круглые столы по теме «Рациональное и адекватное питание учащихся» для руководителей и представителей родительской общественности общеобразовательных учреждений-участников экспериментального проекта по совершенствованию организации питания.
Оренбургской государственной медицинской академией разработана программа организации мониторинга здоровья учащихся обще-
24
май №5 (194)
образовательных учреждений в рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Оренбурга и Сакмарского района. В 2008 г. обследовано 5 000 детей.
В рамках мониторинга здоровья проведена оценка алиментарного статуса школьников методом анализа частоты потребления пищи с использованием специальных анкет, разработанных А.Н. Мартинчиком, в 2008 г. до начала реализации экспериментального проекта и через год после его реализации в 2009 г. В анкетировании приняли участие более 1 000 учащихся 2-х возрастных групп (11 — 14 и 15—17 лет) средних образовательных учреждений г. Оренбурга. Анкетирование до начала реализации экспериментального проекта показало, что питание учащихся общеобразовательных учреждений г. Оренбурга несбалансированно, нерационально и нуждается в коррекции.
В результате проведенного анализа установлено, что кратность потребления хлебобулочных изделий школьниками в 2009 г. значительно снизилась. При этом процент школьников, употребляющих хлебобулочные изделия 1—2 раза в день, снизился на 1,5 % и составил 20,4 %, и вместе с этим увеличилось количество детей, употребляющих хлебобулочные изделия 2—3 раза в неделю на 0,2 % и составило 24,6 %.
В рационе школьников в текущем году чаще встречались каши. Так, если в 2009 г. каши и супы из круп 1—2 раза в день употребляли 44,2 % детей, 1—2 раза в месяц — 37,5—53,5 % учащихся, то в 2008 г. эти показатели были несколько ниже и составили — 1—2 раза в день каши и супы из круп включали в питание 17,0 % детей, 2—3 раза в неделю — 26,0 % учащихся, 3— 4 раза в месяц — 14—39,0 % школьников, 1—2 раза в месяц — 7—24,0 % детей.
Выявлены достоверные различия в потреблении основных групп овощей между рационом школьников до реализации экспериментального проекта и в процессе его проведения. В результате проведенного исследования установлено, что в условиях эксперимента частота включения овощей в рацион выше, чем была до его начала. В 2009 г. 2—3 раза в неделю картофель употребляли 34,4 % детей, свежие огурцы - 48,8 %, 3—4 раза в месяц 21,0—28,0 % школьников, 1—2 раза в месяц — 31,0—44,0 % учащихся, при этом в 2008 г. 2—3 раза в неделю картофель употребляли на 10,0 % , а свежих овощей на 22,0 % меньше детей.
По сравнению с 2008 г. в текущем году существенные достоверные различия в потреблении школьниками фруктов не выявлены.
В рацион большого количества школьников (12—22 %) как в прошлом, так и в этом году включались продукты, не рекомендованные для питания детей, — майонез, маргарин.
В результате проведенного исследования установлено, что удельный вес детей, употреблявших блюда из мяса и мясных продуктов, выше в 2008—2009 учебном году по сравнению с предыдущим: 3—4 раза в день — 25,6 % школьников — свинину; 1—2 раза в день — 23,0 %, ежедневно — 25,0 % детей — мясные консервы, 1—2 раза в день — 25,6 % детей — говядину, ежедневно — 26,5 % детей, 2—3 раза в неделю — 23,3 % школьников — мясо курицы; 3—4 раза в день и 1—2 раза в день — 21,0 % детей, ежедневно — 22,0 % учащихся — котлеты, 2—3 раза в неделю — 22,0 %, 3—4 раза в месяц — 20,0 % школьников — пельмени. В прошлом учебном году кратность потребления мясных изделий несколько ниже: ежедневно — 22,0 % учащихся (курица), 2—3 раза в неделю — 22,0—24,0 % детей (колбасы, говядина, пельмени), 3—4 раза в месяц — 22,0—27,0 % (колбасы, говядина, котлеты).
Отмечалась одинаково низкая кратность потребления рыбы и морепродуктов школьниками как в прошлом, так и в настоящем году.
Положительные сдвиги отмечены в отношении потребления молока и молочных продуктов в 2008—2009 учебном году. Выявлено значительное увеличение удельного веса детей, рацион которых включал молочные продукты. Школьники получали с питанием молоко и молочные продукты с кратностью 5 и более раз в день — 23,3 %, 3—4 раза в день — 29,5 %; сметану — 1—2 раза в день 20,9 %, 2—3 раза в неделю — 26,2 % детей; 3—4 раза в месяц — творог — 32,6 % и сыр — 23,0 % детей. В прошлом году молоко встречалось в рационе 2—3 в неделю у 22,0 % детей, а основную долю составили дети, не употреблявшие в течение месяца молочные продукты, из них сметану — 36,6 %, творог — 43,9%, сыр — 36,6%.
Таким образом, в результате сравнения потребления основных групп продуктов школьниками в 2009 г. с характером питания в 2008 г. выявлено, что потребление хлеба и хлебобулочных изделий преобладало в прошлом году, в то время как блюда из крупяных и макаронных изделий чаще встречались в 2009 г. Несмотря на выявленные отклонения в поступлении основных групп продуктов с рационами, в 2009 г. об-
МАМ Щ1Ч4)
наружена положительная динамика в потреблении овощей, мяса, мясных и молочных продуктов. Увеличился удельный вес детей и кратность включения данных групп продуктов в рационы школьников. Реализация первого этапа экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающих-
2Е
ся, направленного на оптимизацию системы школьного питания на основе централизации и индустриализации, привела к обеспечению учащихся сбалансированными рационами питания в соответствии с физиологическими потребностями, формированию навыков здорового питания у школьников.