Научная статья на тему 'О некоторых проблемных аспектах этики преподавателя высшего учебного заведения'

О некоторых проблемных аспектах этики преподавателя высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ETHICS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGH SCHOOL TEACHER / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнакова Светлана Викторовна, Сергеева Олеся Сергеевна

В статье затрагиваются некоторые этические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Обращается внимание на взаимосвязь этической культуры преподавателя и качества преподавания. Делается вывод о важности обладания преподавателем не только глубокими научными познаниями, связанными с преподаваемым им курсом, но и высокими моральными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the problematic aspects of the ethics of eacher of higher educational institution

The article touches on some ethical problems of professional activity of teacher of higher school. Attention is drawn to the interrelation between ethical culture of the teacher and quality of teaching. The conclusion about the importance of having a teacher not only deep scientific knowledge related to teaching their course, but also high moral character.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемных аспектах этики преподавателя высшего учебного заведения»

ный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11, e-mail: OffRoad88@mail.ru.

Information about the author

Kolominov Vyacheslav Valintinovich - teacher of the department of criminalistics and judicial examinations, Baikal National University of Economics and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: OffRoad88@mail.ru.

УДК 17(075.8)

С.В. Корнакова О.С. Сергеева

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ЭТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье затрагиваются некоторые этические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Обращается внимание на взаимосвязь этической культуры преподавателя и качества преподавания. Делается вывод о важности обладания преподавателем не только глубокими научными познаниями, связанными с преподаваемым им курсом, но и высокими моральными качествами.

Ключевые слова: этика профессиональной деятельности, преподаватель высшей школы, культура общения.

S.V. Kornakova S.O. Sergeeva

SOME OF THE PROBLEMATIC ASPECTS OF THE ETHICS OF EACHER OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article touches on some ethical problems of professional activity of teacher of higher school. Attention is drawn to the interrelation between ethical culture of the teacher and quality of teaching. The conclusion about the importance of having a teacher not only deep scientific knowledge related to teaching their course, but also high moral character.

Keywords: ethics of professional activities, a high school teacher, the culture of communication.

Выполнение требований действующего стандарта образования в высшем учебном заведении предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на формирование у студентов профессиональных компетенций (соответствующих знаний, умений и навыков), но представляется, что все же первостепенной задачей обучения является формирование на их основе личности будущего профессионала.

Если речь идет о настоящем преподавании, то оно является затруднительным без демонстрации возможных рассуждений по поводу основ науки, знание о которых преподаватель хочет передать студентам. Только в том случае, когда студенту понятно для чего именно необходимы получаемые им знания и умения, у него будет формироваться и учебная, и научная мотивация и, как следствие, личность будущего профессионала. Однако в этом процессе существуют некоторые этические проблемы, оказывающие влияние, как на качество преподавания, так и на качество получения образования.

Одной из таких проблем является проблема, связанная с самоутверждением преподавателя в студенческой аудитории. Каким образом может проходить этот процесс самоутверждения?

Во-первых, преподаватель, имея собственные научные представления, являясь творческой личностью, нередко озвучивает собственное мнение о предмете обсуждения, наряду с имеющимися в науке другими точками зрения в ходе чтения лекции или на семинарском занятии. Зачастую, если студенческая аудитория воспринимает эти представления, то для самоутверждения преподавателя-исследователя это бывает не менее важно, чем признание его научных взглядов в профессиональной среде.

Во-вторых, для преподавателя имеет значение самоутверждение как мастера педагогического процесса, которого не только уважают, но и любят студенты. Многим из нас из личного опыта известно, что слова, сказанные авторитетным человеком, запоминается надолго, если не навсегда, и, напротив, безупречные с точки зрения логики, убедительные речи неуважаемого нами человека нередко вызывают лишь раздражение и желание поступить вопреки. Поэтому любовь студентов - высшая форма авторитета преподавателя. И это также является серьезным показателем его преподавательского мастерства. В связи с этим возможны серьезные сомнения в искренности тех пре-

подавателей, которые говорят, что им все равно - любят их студенты или нет. Более того, если преподавателя преследует стойкая неавторитетность у студентов, то это очень серьезный повод для смены профессии.

Таким образом, самоутверждение преподавателя в студенческой аудитории - необходимый элемент его профессионализма. Тем не менее, самоутверждение не должно становиться самоцелью преподавания. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда уважение студентов достигается за счет обольщения или запугивания аудитории.

К наиболее распространенному варианту самоутверждения можно отнести организацию преподавателем «крайне строгой» итоговой аттестации, при которой от студентов требуется не демонстрация за короткое время сути рассматриваемого вопроса, а воспроизведение совершенно ненужных и незначительные нюансов того вопроса, по которому они отвечают. В результате, что естественно, большая часть студентов получает неудовлетворительные оценки. По мнению самоутверждающегося таким способом экзаменатора, подобный опрос студентов способствует как повышению качества их знаний, так и статуса преподавателя в их глазах.

Следует отметить интересную тенденцию, если не закономерность: чем солиднее ученый, тем реже он позволяет себе подобные варианты самоутверждения. И наоборот, чем меньшими знаниями обладает преподаватель, тем сильнее он свирепствует на экзаменах и зачетах. Подобная тенденция поведения нередко имеет место среди начинающих преподавателей и аспирантов, что хоть и отдаленно, но напоминает систему «дедовщины» в армии, когда заканчивающие службу также отыгрываются на новичках. В результате мы имеем студентов-отличников, которые какое-то время хорошо разбирается в несущественных деталях вопроса, не понимая цели такого знания. В немалой степени этому печальному опыту способствуют самоутверждающиеся вышеуказанным способом преподаватели.

В этой связи показательны результаты проведенного рядом авторов исследования проблем, касающихся подготовки бакалавров, в частности, на выявление уровня удовлетворенности студентов процессом обучения, согласно которым, больше половины респондентов (55,6 %) отметили, что существующая система оценки знаний не обеспечивает объективность и справедливость [2, с. 855] . Думается, что поднятая в статье этическая проблема оценки знаний студентов также имеет влияния на подобный результат опроса.

Второй весьма актуальной на сегодняшний день остается проблема профессиональной этики преподавателя высшей школы. С первых слов и приветствия аудитории начинается общение преподавателя со студентом и процесс его воспитания. Во время первого знакомства неизбежна первичная оценка преподавателя студентами - уровня его профессионализма, эрудиции, общий уровень культуры. От этой оценки во многом зависит эффективность дальнейшего общения. Значительную роль для создания положительного имиджа имеет внешний вид преподавателя и манера поведения. Сложно представить, чтобы студент сразу же проникся уважением и почтением к лектору, одетому в облегающие короткие джинсы и обутому в кеды или стоптанные сандалии. К сожалению, это не аллегория, а типаж некоторых современных преподавателей. Такой «свой рубаха-парень» не создает имиджа серьезного преподавателя и не повышает рейтинг вуза.

Не стоит забывать и о внешнем виде студентов, которые дают преподавателю значительную фору. Пожалуй, невозможно представить, чтобы еще 10-15 лет назад студент мог прийти на занятия, зачет или экзамен в спортивном костюме, шортах или едва прикрывающей тело маечке. Сегодня же таких студентов мы, к сожалению, видим в нашем вузе довольно много и часто. Такой внешний вид говорит лишь об отсутствии элементарной этики.

В контексте проблемы, представляется правильным внесение в Устав высшей школы положения, регламентирующего стиль одежды, как для преподавателей, так и для студентов. Это отнюдь не предполагает уравнивания всех и введения формы для юношей и девушек, а лишь обязывает отдавать предпочтение одежде делового стиля.

Форма общения преподавателя со студентами - еще одна насущная проблема, играющая важную роль в воспитании личности-профессионала. Многие преподаватели обращаются к студентам на «ты», не видя в этом ничего предосудительного. А ведь каждый из студентов - это личность, которую необходимо уважать. Очень важно соблюдать правила этики межличностного общения, помня о том, что в будущем это возможный руководитель, а та манера общения, к которой студент привык, может стать нормой поведения с подчиненными и в обществе. Если же речь идет о преподавании на юридических факультетах, то это особенно важно, поскольку в правовой сфере уважение чести и достоинства личности - это охраняемая законом ценность [3, с. 20-21], а, как известно, важнейшими агентами нравст-

венной и правовой культуры личности является школа [4, с. 125], в том числе и высшая.

Кроме этого, говоря об этических проблемах преподавания в высшем учебном заведении, нельзя не затронуть вопрос, касающийся его мотивации, т. е. того, что заставило преподавателя выбрать эту профессию. Ответы на этот вопрос могут быть совершенно разные, но, тем не менее, небесполезно вспомнить известное выражение о том, что все профессии от человека, лишь три от Бога: учить, лечить, судить. Лишь тот, для кого его профессия действительно является призванием, может рассчитывать на удовлетворение от своей профессиональной деятельности. С этой точки зрения стоит задуматься, о том, что удовлетворение деятельностью - это эмоция, а интерес к деятельности - его важнейшая эмоциональная составляющая. Значит, чем больший интерес мы испытываем к какому-то делу, тем сильнее наше стремление сделать это дело хорошо. Отсюда напрашивается закономерный вывод о том, что лишь тот преподаватель, который заинтересован в результатах своей деятельности, в частности, в том, чтобы по преподаваемому им курсу студенты имели необходимые знания, может их заинтересовать. Поэтому тот преподаватель, который испытывает искренний интерес к тому, что говорит, способен «заразить» этим и других.

В формировании интереса к изучению какого-либо курса большую роль играет создание проблемной ситуации, т. е. столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний, а значит, убеждает в необходимости получения новых. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Поэтому если лекции преподавателя представляют собой простой пересказ учебника, который, по словам С. И. Гессена, является «самым примитивным уровнем преподавания» [1, с. 180], у студентов не только не возникает интереса к таким лекциям, но они попросту перестают их посещать. При этом на вопрос о причинах пропусков откровенно заявляют, что учебник способны прочитать и сами.

С другой стороны, трудность учебного материала приводит к повышению интереса у студентов только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро пропадает. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово преподавателя.

Следует помнить, что любая студенческая аудитория весьма чутко улавливает отношение преподавателя к ним, его заботу о том, чтобы быть понятым. В этом находит проявление уважение к аудитории. Напротив, проявление превосходства, неуважительного отношения, грубости со стороны преподавателя влечет ответное неуважение со стороны студентов, как к преподавателю, так и к преподаваемому им курсу. Каждому из собственного опыта известно, что нелюбовь к чему-либо вызывает и неприятие всего, что с этим связано.

Тем не менее, авторы статьи могут, не задумываясь, назвать несколько преподавателей, которые срываются на крик или не стесняются высмеивать студентов в присутствии других студентов или преподавателей, хотя такое поведение является грубым нарушением преподавательской этики. При этом неприятие студентов может быть вызвано и употреблением преподавателем обезличенных выражений. Например, «для особо одаренных повторяю...», или «надеюсь, вы способны понять.». Подобные высказывания являются конфликто-генами и недопустимы в речи преподавателя, который, по определению, должен отличаться речевой культурой.

Грубость, нетактичность, попытки унизить чье-либо достоинство не должны иметь места ни в каком виде социальных отношений, тем более в профессии преподавателя. Более того, следует иметь в виду, что преподаватель на своем рабочем месте представляет не себя, а то учебное заведение, в котором работает. Поэтому престиж вуза в немалой степени зависит и от уважения к каждому конкретному преподавателю, который в нем работает. А для того, чтобы вызывать уважение, преподавателю недостаточно обладать глубокими познаниями в определенной области знаний, кроме этого, его личностными качествами должны стать такие моральные качества, как вежливое, уважительное отношение, проявление выдержки и такта в общении.

Список использованной литературы

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.

2. Ковынева Л.В. и др. Подготовка бакалавров сервиса и туризма: исследование субъектов образовательной среды // Известия ИГЭА. 2015. Т. 25, № 5. С. 853-860.

3. Корнакова С.В. Основы этики. Профессиональная этика юриста. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. 308 с.

4. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Правовая культура личности как условие эффективной реализации ее прав и свобод // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства : сб. ст. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. С. 125-131.

Информация об авторах

Корнакова Светлана Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, ведущий доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора, Байкальский государственный университет экономики и права, заместитель декана судебно-следственного факультета, 664024, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: Svetlana-kornakova@yandex.ru.

Сергеева Олеся Сергеевна - ассистент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора, Байкальский государственный университет экономики и права, 664024, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; email: 79501313907@ya.ru.

Information about the authors

Kornakova Svetlana Viktorovna - PhD in law, associate Professor, senior assistant Professor, Department of criminal procedure and prosecutorial supervision of the Baikal state University of Economics and law, Deputy Dean of the judicial investigation Department, 664024, Irkutsk, Lenina str., 11; e-mail: Svetlana-kornakova@yandex.ru.

Sergeeva Olesya Sergeevna - assistant of the Department of criminal procedure and prosecutorial supervision of the Baikal state University of Economics and law, 664024, Irkutsk, Lenina str., 11; e-mail: 79501313907@ya.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.