Научная статья на тему 'О некоторых проблемах защиты права собственности при нотариальном производстве в Российской Федерации'

О некоторых проблемах защиты права собственности при нотариальном производстве в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / OWNERSHIP / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / СДЕЛКИ / ДОГОВОР ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ / REAL ESTATE SALES CONTRACT / ДОГОВОР ДАРЕНИЯ / DEED OF GIFT / ДОВЕРЕННОСТЬ / POWER OF ATTORNEY / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / НОТАРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / NOTARY PRODUCTION / SDELKI / NON-MOVABLE PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Мамука Иванович, Белозерова Анна Владимировна

Указывается на недопустимость ограничения права собственности в ходе сделок с недвижимым имуществом при нотариальном производстве в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитин Мамука Иванович, Белозерова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some problems of protection of property rights when the notary production in the Russian Federation

The article drew attention to the inadmissibility of the restriction of the right of property in the course of transactions with real imuschestion at the notary production in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах защиты права собственности при нотариальном производстве в Российской Федерации»

юридические науки

УДК 347 ББК 67.304

о некоторых проблемах защиты

права собственности при нотариальном

производстве в российской федерации

МАМУКА ИВАНОВИЧ НИКИТИН,

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.03. — гражданское право, семейное право,

международное частное право E-mail: Nikitinmamuka@yandex.ru БЕЛОЗЕРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА, старший научный сотрудник УОН и РИД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Указывается на недопустимость ограничения права собственности в ходе сделок с недвижимым имуществом при нотариальном производстве в Российской Федерации.

Ключевые слова: право собственности, Российская Федерация, сделки, договор продажи недвижимости, договор дарения, доверенность, недвижимое имущество, нотариальное производство

Annotation. The article drew attention to the inadmissibility of the restriction of the right of property in the course of transactions with real imuschestion at the notary production in the Russian Federation.

Keywords: ownership, Russian Federation, sdelki, real estate sales contract, deed of gift, power of attorney, non-movable property, notary production.

Гражданско-правовые сделки, сопряженные с недвижимым имуществом, в Российской Федерации1 предполагают осуществление нотариального производства.

В данной статье мы сосредоточим внимание лишь на одной гражданско-правовой сделке — договоре купли-продажи, регламентированном в гл. 30 (ст. ст. 454 — 571) Гражданского кодекса РФ (ч. 2) от 22 декабря 1995 г.2, введенного в действие с 1 марта 1996 г.3, причем, только на одной его разновидности — договоре продажи недвижимости (ст. ст. 549-558 § 7)4.

Право на совершение поименованной гражданско-правовой сделки также закреплено в ст. 30 Жилищного кодекса РФ от 22 декабря 2004 г.5, введенного в действие с 1 марта 2005 г.6.

Разъяснение термина «недвижимое имущество» дано в ст. 1 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17 июня 1997 г.7: «недвижимое имущество (недвижимость), право на которое подлежат регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы». В этой же статье ФЗ РФ от 17 июня 1997 г.8 дано разъяснение термина «ограничения (обре-

менения)»: «наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других)». В ст. 2 ФЗ РФ от 17 июня 1997 г. определено содержание государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, в поименованном нормативном правовом акте определено, что государственная регистрация является «единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация представляет систему записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Положения ФЗ РФ от 17 июня 1997 г. детализировались в подзаконном нормативном правовом акте: постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 219 от 18 февраля 1998 г.9. Данным подзаконным нормативным правовым актом утверждались Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок

54

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2015

юридические науки

с ним предназначался для «ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.

Постановлением Правительства РФ «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 927 от 16 октября 2013 г.10 признано «утратившим силу» с 1 января 2015 г. постановление Правительства РФ №2 219 от 18 февраля 1998 г.

Как-то неопределенно ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок си ним ныне возложено на Министерство экономического развития РФ. Высшим должностным лицом данного федерального органа исполнительной власти11 принят приказ «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме» № 765 от 23 декабря 2013 г.12 (в ред. от 8 декабря 2014 г.13). Этим подзаконным нормативным правовым актом утверждены: «правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации согласно приложению № 1; порядок присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, согласно приложению № 2; форма свидетельства о государственной регистрации права согласно приложению № 3; формы специальной регистрационной надписи на документах согласно приложению № 4; требования к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме согласно приложению № 5».

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним предполагает и нотариальное производство, которое урегулировано в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.14. В частности, в соответствии со ст. 15 названного нормативного правового акта нотариус имеет право «представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом».

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, осуществление гражданско-правовых сделок с недвижимым имуществом непременно сопряжено с правом собственности.

Во-вторых, защита прав собственности предполагает государственную регистрацию, а также обеспечивается посредством нотариального производства.

В-третьих, возложение обязанности государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом специально уполномоченный государственный орган.

В-четвертых, отмена постановления Правительства РФ № 219 от 18 февраля 1998 г. и подмена его приказом Министра экономического развития РФ № 765 от 23 декабря 2013 г. представляется несовершенным способом ведомственного правотворчества.

1 Мы разделяем суждения тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно термин «Российская Федерация» (см. об этом, например: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

2 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; ...; 2015. № 1 (часть I). Ст. 65.

3 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.

4 Об этом также см.: Нотариат и нотариальная деятельность: Учебное пособие для курсов повышения квалификации нотариусов / Под ред. В.В. Яркова, Н.Ю. Рассказовой. М.: Вол-терс Клувер, 2009. С. 25-37; Нотариат и нотариальная деятельность: Учебное пособие для курсов повышения квалификации нотариусов / Под ред. В.В. Яркова, Н.Ю. Рассказовой. М.: Вол-терс Клувер, 2009. С. 25-37.

5 См.: СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14; ...; 2015. № 1 (ч. I). Ст. 38.

6 См.: СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 15.

7 См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; ...; 2015. № 1 (ч. I). Ст. 39.

8 О проблеме датирования федеральных законов РФ подробнее см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30; он же: Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11.С. 98-102.

9 См.: СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.

10 См.: СЗ РФ. 2013. № 42. Ст. 5382.

11 См.: О Министерстве экономического развития Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 437 от 05 июня 2008 г. // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2867; ...; Официальный интернет-портал правовой информации «pravo.gov.ru» от 10.02.2015 г.

12 См.: БНА РФ. 2014. № 46. С. 3-93.

13 См.: Официальный интернет-портал правовой информации «pravo.gov.ru» от 23 января 2015 г.

14 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855; ...; 2015. № 1 (ч. I). Ст. 10.

№ 4/2015

Вестник Московского университета МВД России

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.