литературе - шире - культуре, - которая создается провинциальным автором, не ищущим широкой литературной известности в контексте народнопоэтической и литературной традиции» [2, 33].
Для губернского города Центрально-чернозёмной России конца XIX века периодическое издание «выполняя функцию литературного, естественнонаучного и исторического периодического издания, провинциальная газета отразила одну из типичных черт культуры губернского города - полифункциональность». [3, 22-23]
Суммируя сказанное, можно утверждать, что региональная духовная периодика 80-х годов XIX в., опираясь на исторический опыт церковного красноречия и соизмеряя его с проблемами современной действительности, активно вырабатывала систему оригинальных публицистических приемов. Исследование публицистических текстов, использующих традиции жанров красноречия и духовной литературы в системе журналистских жанров, позволяет обосновать идейно-эстетическую целостность провинциальной духовной периодики XIX в. и определить ее место в историко-культурных процессах как России дооктябрьской поры, так и современности.
Литература
1. Еремин И.П. Лекции и статьи по древнерусской литературе. Л.: Изд-во ЛГУ , 1987. 326 с.
2. Иванова И.Е. Фольклор в системе журналистских жанров: мифосмыс-лы и мифотворчество (по материалам провинциальной - тверской - периодики XIX в.). Автореферат дис. ... докт. филолог. наук. - Тверь, 2006. 46 с.
3. Свешникова Е.Е. Социокультурная жизнь губернского города Центрально-чернозёмной России конца XIX - начала XX вв. (на примере Орла и Курска). Автореферат дис. ... канд. истор. наук. - Ярославль, 2008. 25 с.
Общественно-социальные и политические исследования
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В ПЕРИОД 2006-2010 гг.
Шарапов Алексей Владимирович, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат исторических наук
Алтайский филиал Сибирской академии государственной службы г. Барнаул, Алтайский край, Россия marin-sharapov@yandex. т
В статье описываются виды и структура третьего сектора в Алтайском крае. Раскрываются вопросы, связанные с взаимодействием органов государственной власти и гражданского общества в регионе. Проанализированы поправки нормативно-правовой базы, которые повлияли на деятельность некоммерческого сектора в Российской Федерации и Алтайском крае в частности.
Ключевые слова: общественные объединения, некоммерческие организации, гражданское общество, гранты.
SOME PROBLEMS OF GOVERNMENT BODIES AND PUBLIC ASSOCIATIONS AND NONPROFIT INSTITUTIONS INTERACTION IN THE ALTAI TERRITORY (2006-2010)
Aleksey Sharapov, Cand. Sci. (History), associate professor of the faculty of state and municipal administration The Altai branch of The Siberian academy of public administration Barnaul, Russia marin-sharapov@yandex. ru
The article describes kinds and structure of the "third sector " in the Altai territory. The author discloses questions of government bodies and civil society interaction, analyses correction data to the normative legal base, which influenced on the voluntary sector activity in Russian Federation and the Altai territory.
Keywords: public associations; nonprofit institutions; civil society; grants.
2000-е годы ознаменовались неоднозначным отношением российского государства к гражданскому обществу. Так, в начале 2000-х годов существовали нейтральные взаимоотношения, но со второй половины 2000-х годов произошло ужесточение политики федеральной власти по отношению к третьему сектору. В 2006 г. были внесены поправки, усложняющие отчет общественных и некоммерческих организаций перед проверяющими органами власти, что привело к крупномасштабным проверкам со стороны Управления Федеральной регистрационной службы и ликвидации значительной части организаций. Данные тенденции проявились и в Алтайском крае, поэтому чрезвычайно интересно исследовать современное состояние гражданского общества в регионе.
Нормативно-правовой базой функционирования общественных объединений и некоммерческих организаций являются ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях». В них дается четкая трактовка данным структурам, прописаны организационные формы существования и функции4. До внесения поправок в закон в 2006 году, регулирующий деятельность некоммерческих организаций, Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю проверяла лишь соответствие деятельности общественного объединения уставу. Как отмечали в Управлении, около 50% проверенных организаций имели какие-либо нарушения. В тот период времени организации проверялись не чаще одного раза в два года.
4 Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Выделяют 6 организационно-правовых форм - общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Ситуация изменилась в связи с изменением законодательства в 2006 году. Для некоммерческих организаций, если иной порядок не установлен федеральным законом об отдельных видах некоммерческих организаций и для общественных объединений, необходимо предоставлять информацию об объеме получаемых ими денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства не позднее 15 апреля года, следующего за текущим. Были введены новые более сложные формы отчетности. Данные поправки в большей степени затронули интересы иностранных организаций, работающих в Российской Федерации. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации должно было представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию:
1) об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования, - ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
2) о фактическом расходовании или использовании полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества, - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
3) о предполагаемых для осуществления этим структурным подразделением на территории Российской Федерации программах, - ежегодно, не позднее 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа.
При утверждении программы, о предполагаемом осуществлении которой структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный орган не был информирован до 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа, это структурное подразделение подает документы, содержащие дополнительную информацию, не позднее чем за 1 месяц до начала осуществления ранее не заявленной программы[1].
Данные поправки осложнили работу иностранных некоммерческих организаций, в первую очередь, в плане бухгалтерской отчетности и проведения мероприятий, т.к. о любых изменениях в программе проведения акций надо уведомлять заранее соответствующие органы власти.
В Алтайском крае введение поправок отразилось на взаимодействии органов государственной власти и третьего сектора. На 6 апреля 2006 года в Алтайском крае из 2000 организаций по новым формам отчитались 180. Основной позицией в решении данного вопроса Управлением Федеральной регистрационной службы - это обращение в суд с исками об исключении не отчитавшихся организаций из ЕГРЮЛ [2]. Так, в 2007 году было проверено 314 общественных организаций. Ежегодно Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю составляло план проверок, которому следовали в течение года. Проводились и внеплановые проверки определенных общественных организаций. По новым правилам могли быть организованы и частичные проверки по отдельным аспектам деятельности. Основаниями для таких проверок могли служить определенные претензии от органов власти, правоохранительных органов. По словам
начальника отдела по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений УФРС по Алтайскому краю Валерия Маковеева, около 30% проверок являлись внеплановыми [3].
В 2007 году в реестре Управления содержались сведения о 3609 организациях, в их числе 1392 некоммерческие организации и 1944 общественных объединений. За 9 месяцев 2007 г. принято 842 решения о регистрации[4].
К 1 января 2010 году осуществляли свою работу 2400 организаций. Из них 885 - некоммерческие организации, 1515 - общественные объединения (См. приложение 1) [5].
Уже в течение трех лет общественные организации РФ предоставляют в Министерство юстиции отчеты о деятельности организации и расходовании финансовых средств. Введение системы отчетности позволило увидеть действительную численность третьего сектора. За 3,5 года в Алтайском крае было ликвидировано около 1200 не действующих общественных организаций. В 2009 году отчеты не предоставили около 300 организаций [6].
На сегодняшний момент по исправлению правовых «перегибов» в регулировании НКО уже сделаны некоторые шаги. Принят Федеральный закон от 17.07.2009 №170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», предусматривающий упрощение процедуры регистрации НКО. Подготовлен Приказ Минюста РФ от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций». Министерству юстиций Российской Федерации поручено заниматься выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере регистрации НКО, включая международные и иностранные организации, а также контролем и надзором за их деятельностью. Кроме того, формы регистрации, формы и сроки отчетности НКО, ранее утверждавшиеся Правительством РФ, отныне должны утверждаться Минюстом РФ, что существенно упрощает многие процедуры.
Согласно Федеральному закону №170-ФЗ «О внесении изменений..» в случае неправильного оформления документов для регистрации организация получает отсрочку для исправления погрешностей, вместо того чтобы проходить всю процедуру заново, изменен режим отчетности. Отменена норма об отказе в регистрации структурного подразделения иностранной НКО, цели и задачи которого угрожают культурному наследию или самобытности России. Были разработаны и приняты поправки, касающиеся вопросов сокращения числа проверок НКО.
В 2009 г. наиболее значительным событием является выделение средств государством на поддержку третьего сектора в размере 1,2 млрд. руб. [7]. Это наиболее крупная поддержка некоммерческого сектора за всю историю России.
Самый крупный грант в рамках конкурса выиграла Алтайская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы с проектом «Адресная материальная помощь лицам, потерявшим работу в связи с экономическим кризисом в Алтайском крае» суммой 23178750 руб. Кроме «Алтайской региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане» гранты получили еще шесть алтайских
НКО5. В совокупности, сумма выигранных грантов алтайскими организациями составила 25873150 рублей.
Схожие тенденции происходили с функционированием политических партий. Партии являются одним из видов организационных форм общественных объединений, но в тоже время регулируются собственным законом «О политических партиях». Ужесточение законодательства о политических партиях привело к сокращению количества партий. На 1 января 2006 г. региональных отделений политических партий в Алтайском крае было 31 [8]. Уже к началу избирательной кампании в Государственную Думу ФС РФ 2007 г. - 15 партий, а в 2010 г. - 7 партий.
Таким образом, основные тенденции во взаимодействии органов государственной власти с третьим сектором на федеральном уровне были реализованы и в Алтайском крае. Проводились плановые, внеплановые и частичные проверки. Организации, которые не исправили выявленные нарушения, ликвидировались в судебном порядке. В настоящее время законодательство, регулирующее деятельность третьего сектора было скорректировано. Это создало благоприятные условия для работы некоммерческих организаций и общественных объединений в Алтайском крае.
Количество общественных объединений зарегистрированных в Алтайском крае в 2010 г.
24-^2
596
788
□ Общественная организация
□ Профессиональный союз
□ Общественный фонд
□ Общественное движение
■ Национально-культурная автономия
□ Политическая партия
□ Общественное учреждение
□ Союз (ассоциация) общественных объединений
■ Общественно-государственное общественное объединение
■ Торгово-промышленная палата
5 Прим. Наибольшую поддержку алтайским общественникам оказал "Национальный благотворительный Фонд". Проект региональной общественной организации "Сибирская инициатива" направлен на развитие добровольчества среди молодежи в условиях экономического кризиса. Сумма гранта составила 500 тыс. рублей. Столько же получили АКОО "Геблеровское экологическое общество" на реализацию проекта "Общественная экологическая инспекция Алтайского края" и АКОО "Выбор" на создание социально-педагогической школы "Союз родителей и ребенка". Грант в размере 420 тыс. рублей был выделен на проект "Начни жизнь заново", который подготовил благотворительный Фонд помощи матерям наркозависимых детей "Реинтеграция". 474 400 рублей получил городской благотворительный Фонд "Развитие" города Рубцовска на реализацию проекта "Добры молодцы". Алтайская краевая общественная организация "Клуб путешественников и любителей приключений" сможет реализовать проект "Годовой цикл культурно-спортивных и краеведческих мероприятий для воспитанников детских домов", бюджет которого составит 300 тыс. рублей. 72
Количество зарегистрированных некоммерческих организаций в Алтайском крае в 2010 г.
□ Автономная некоммерческая организация
□ Ассоциация
□ Иные некоммерческие организации
□ Негосударственный пенсионный фонд
□ Некоммерческий фонд
□ Некоммерческое партнерство
□ Нотариальная палата
□ Община малочисленных народов
□ Объединение работодателей
■ Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц
□ Объединения адвокатов
□ Совет муниципальных образований
□ Территориальное общественное самоуправление
□ Учреждение
□ Казачье общество
□ Религиозная организация
Литература
1. О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. №212. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования: сб. науч. ст. / Гос. ун-т - Высшая школа экономики; под ред. Н.Ю. Беляева. М.: ТЕИС, 2007. 360 с.
3. За 3 месяца 2008 года Росрегистрация проверила 48 общественных организаций Алтайского края. // Банкфакс: [сайт]. Барнаул, 1997. URL: http://www.bankfax.ru/page.php?pg=51595 ( дата обращения 7.11.2010)
4. Пресс-конференция в Управлении ФРС по Алтайскому краю [Электронный ресурс] // Портал управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю: [сайт]. [2006]. URL: http://www.altreg.ru/news/10/478/ (дата обращения 7.11.2010)
5. Сведения о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю: [сайт]. [2004]. URL: http://www.minjust22.ru/activity/noncommerc/svedeniya/ (дата обращения 7.11.2010)
6. Алтайский край в числе лидеров в СФО по активности некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации: [сайт]. [1999]. URL: http://www.infohome-altai.ru/node/2019 (дата обращения 7.11.2010)
7. Ежегодный доклад Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» за 2009 г. [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ: [сайт]. [2007]. URL: http://www.oprf.ru/documents/1151/1256/ (дата обращения 7.11.2010)
8. Календарь выборов и референдумов [Электронный ресурс] // Избирательная комиссия Алтайского края: [сайт]. [2004]. URL:
http://www.altai_terr.vybory.izbirkom.ru/region/region/altai_terr?action=show& root=1&tvd=2222000156252&vrn=2222000156246®ion=22&global=&sub_region= 22&prver=0&pronetvd=null&vibid=2222000156246&type=240 (дата обращения 7.11.2010)
Социально-педагогические и психологические исследования
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Чернышёва Инга Владимировна,
ст. преподаватель кафедры физической культуры Шлемова Марина Владимировна,
ст. преподаватель кафедры физической культуры Егорычева Елена Владимировна,
ст. преподаватель кафедры физической культуры Мусина Светлана Викторовна,
ст. преподаватель кафедры физической культуры Волжский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» г. Волжский, Россия [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
В статье раскрыто влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность студентов, приведены результаты исследования взаимосвязи хорошей успеваемости и высоких спортивных результатов, а также говорится о значимости физкультурно-спортивной деятельности для формирования социально активной личности будущих специалистов.
Ключевые слова: физическая культура и спорт; социально активная личность будущего специалиста; учебная деятельность студентов; успеваемость студентов; умственная работоспособность.
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING ON STUDENTS' MENTAL PERFORMANCE
Inga Tchernysheva, Marina Shlemova, Elena Egorycheva, Svetlana Musina,
the senior lecturers of physical training board Volzhsky Polytechnical Institute (branch of) State Educational Institution of Higher ProfessionalEducatiion "VolgogradState Technical University" Volzhskiy, Russia
[email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
In the article the effect of exercise on mental performance of students, the results of study on the relationship excellence and high results, but also refers to the