Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джагаева Ольга Александровна

В работе ставится цель проанализировать исторический опыт российско-монгольских отношений, сложившихся на основе давних традиций тесного общения, взаимодействия культур, военной и политической взаимопомощи, обоюдного стремления выработать оптимальную модель сотрудничества. Значение и актуальность этого опыта не теряет своей актуальности внастоящее время, когда Россия и Монголия решают схожие задачи по развитию рыночной экономики в новых внутренних и международных условиях. Выделены как положительные, так и отрицательные моменты советско-монгольских взаимоотношений, проанализирован спектр возникавших проблем. Советско-монгольские политические, торгово-экономические и культурные связи для Монголии являлись гарантией безопасного существования, сохранения государственного суверенитета и одним из главных факторов развития и прогресса; для СССР это сотрудничество обеспечивало безопасность и спокойствие государственной границы. Отмечается особая значимость торговли. СССР осуществлял экспорт промышленного оборудования, машин, механизмов, энергетических ресурсов, особую статью монгольского импорта составляли нефтепродукты и смазочные масла. Эти товары были необходимы Монголии для проведения политики индустриализации, освоения целинных земель и развития земледелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF SOVIET-MONGOLIAN COOPERATION

The aim of the work is to analyze the historical experience of Russian-Mongolian relations that have developed on the basis of long traditions of close communication, interaction of cultures, military and political mutual assistance, and a mutual desire to develop an optimal model of cooperation. The significance and relevance of this experience does not lose its relevance at the present time, when Russia and Mongolia are solving similar problems of developing a market economy in new domestic and international conditions. Both positive and negative aspects of the Soviet-Mongolian relationship are identified, the range of problems encountered is analyzed. Soviet-Mongolian political, trade, economic and cultural ties for Mongolia were a guarantee of safe existence, the preservation of state sovereignty and one of the main factors of development and progress; for the USSR, this cooperation ensured the security and tranquility of the state border. In this article marked the special significance of trade. The USSR exported industrial equipment, machinery, mechanisms, energy resources, a special article of Mongolian imports were petroleum products and lubricating oils. These goods were necessary for Mongolia to pursue a policy of industrialization, the development of virgin lands and the development of agriculture.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

9. Rechnoy transport za 50 let Sovetskoy vlasti [River transport for 50 years of Soviet power]. Moscow, Transport Publ. House, 1967, 336 p.

10. Rechnoy transport SSSR. 1917-1957 [River transport of the USSR. 1917-1957]. Moscow, Rechnoy transport Publ. House, 1957, 473 p.

11. Russian State Archive of Economy, fund 1562, inventory 11, case 97.

12. Russian State Archive of Economy, fund 1562, inventory 11, case 230.

13. Russian State Archive of Economy, fund 1562, inventory 11, case 681.

14. Russian State Archive of Economy, fund 1562, inventory 11, case 682.

15. Russian State Archive of Economy, fund 1562, inventory 11, case 687.

16. Russian State Archive of Economy, fund 1562, inventory 11, case 727.

17. Russian State Archive of Economy, fund 4372, inventory 35, case 573.

18. Russian State Archive of Economy, fund 7458, inventory 1, case 1606.

19. Russian State Archive of Economy, fund 7458, inventory 1, case 1653.

20. Russian State Archive of Economy, fund 7458, inventory 1, case 1852.

21. Russian State Archive of Economy, fund 9469, inventory 2, case 6.

22. Russian State Archive of Economy, fund 9469, inventory 2, case 8.

DOI 10.21672/1818-510X-2019-59-2-042-047

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Джагаева Ольга Александровна, доктор исторических наук, профессор Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова Российская Федерация, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11 E-mail: jogaeva@mail.ru

В работе ставится цель проанализировать исторический опыт российско-монгольских отношений, сложившихся на основе давних традиций тесного общения, взаимодействия культур, военной и политической взаимопомощи, обоюдного стремления выработать оптимальную модель сотрудничества. Значение и актуальность этого опыта не теряет своей актуальности внастоящее время, когда Россия и Монголия решают схожие задачи по развитию рыночной экономики в новых внутренних и международных условиях. Выделены как положительные, так и отрицательные моменты советско-монгольских взаимоотношений, проанализирован спектр возникавших проблем. Советско-монгольские политические, торгово-экономические и культурные связи для Монголии являлись гарантией безопасного существования, сохранения государственного суверенитета и одним из главных факторов развития и прогресса; для СССР это сотрудничество обеспечивало безопасность и спокойствие государственной границы. Отмечается особая значимость торговли. СССР осуществлял экспорт промышленного оборудования, машин, механизмов, энергетических ресурсов, особую статью монгольского импорта составляли нефтепродукты и смазочные масла. Эти товары были необходимы Монголии для проведения политики индустриализации, освоения целинных земель и развития земледелия.

Ключевые слова: СССР, Монгольская Народная Республика, советско-монгольские взаимоотношения, международные контакты, внешняя политика, экономика, торговля

ABOUT SOME PROBLEMS OF SOVIET-MONGOLIAN COOPERATION

Dzhagaeva Olga A, D. Sc. (History), Professor Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov 11 Pushkina St., Elista, 358000, Russian Federation E-mail: jogaeva@mail.ru

The aim of the work is to analyze the historical experience of Russian-Mongolian relations that have developed on the basis of long traditions of close communication, interaction of cultures, military and political mutual assistance, and a mutual desire to develop an optimal model of cooperation. The significance and relevance of this experience does not lose its relevance at the present time, when Russia and Mongolia are solving similar problems of developing a market economy in new domestic and international conditions. Both positive and negative aspects of the Soviet-Mongolian relationship are identified, the range of problems encountered is analyzed. Soviet-Mongolian political, trade, economic and cultural ties for Mongolia were a guarantee of safe existence, the preservation of state sovereignty and one of the main factors of development and progress; for the USSR, this cooperation ensured the security and tranquility of the state border. In this article marked the special

significance of trade. The USSR exported industrial equipment, machinery, mechanisms, energy resources, a special article of Mongolian imports were petroleum products and lubricating oils. These goods were necessary for Mongolia to pursue a policy of industrialization, the development of virgin lands and the development of agriculture.

Keywords: ussr, Mongolian People's Republic, Soviet-Mongolian relations, international contacts, foreign policy, economy, trade

За долгий период отношений Россия и Монголия накопили ценнейший опыт многогранного сотрудничества и тесной координации внешнеполитических действий на мировой арене. На этой основе возникали и развивались точки соприкосновения российской (западной) и монгольской (восточной) цивилизаций.

История советско-монгольских отношений насчитывает 70 лет, охватывая период с 1921 г., когда в Монголии произошла Народная революция, заканчивая началом 1990-х гг., когда правопреемником распавшегося СССР была провозглашена новая Россия - Российская Федерация.

Советский Союз сыграл решающую роль в победе Монгольской народной революции 1921 г. 18 марта 1921 г. Народная армия Монголии освободила от китайских отрядов г. Май-мачен, расположенный на монгольско-российской границе. Это было первой важной победой Народной армии, положившей начало всенародному вооруженному восстанию. В то время столица Монголии - Урга - и значительная часть монгольской территории оставались в руках белогвардейских отрядов под командованием барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга. Для окончательной победы над противником Монголии требовался союзник. 10 апреля 1921 г. Временное народное правительство направило правительству РСФСР ноту с просьбой об оказании помощи в борьбе с белогвардейскими бандами. Правительство РСФСР эту просьбу удовлетворило. 5-6 июля 1921 г. советско-монгольские экспедиционные части, не встречая сопротивления (отряды Унгерна накануне покинули Ургу), вошли в столицу. 8 июля в столицу прибыло революционное правительство Д. Бодо. 10 июля состоялась официальная передача власти от духовного владыки Богдо-гэгэна Народному правительству [9, c. 9].

Установление дипломатических отношений между странами произошло 5 ноября 1921 г., когда был заключен договор между Народным правительством Монголии и Правительством Советской России [10]. Он явился правовой основой двусторонних отношений. Советская Россия стала первым и на тот момент единственным государством, признавшим суверенитет Монголии. Такое отношение к Монголии и поддержка в освобождении территории страны от белогвардейских частей предопределили вектор развития внешней политики Монгольской Народной республики на многие годы вперед. В соответствии с договором Москва и Урга (Улан-Батор) в 1922 г. обменялись посольствами. За 70 лет монгольская сторона направила 23 чрезвычайных и полномочных посла в Россию, а российская сторона - 25.

В Монгольской Народной Республике после революции был взят курс на мирное развитие, обеспечить которое можно было, только имея мощную внешнюю поддержку. Ведь на южных границах МНР располагались враждебно настроенные к ней государственные образования, возникшие после распада Цинской империи [6, с. 30]. Советский Союз же мог оказать не только военную, но и экономическую помощь, кроме того, Монголия также была в сфере геополитических интересов СССР.

Необходимо отметить, что Советская Россия была первой страной в мире, которая на уровне правительства подписала базовый договор о дружественных отношениях с новой Монголией, признала независимость и суверенитет этого государства. По вопросам дружбы, сотрудничества и взаимопомощи в 1936 [8], 1946 [4], 1966 [5] и 1991 гг. [3] двумя странами подписывались протоколы, договоры, декларации, которые отражали менявшиеся исторические реалии, определяли основные принципы и актуальные задачи развития отношений. На рассматриваемый хронологический период пришлись крупнейшие события международной жизни: завершение распада глобальной колониальной системы и выход на мировую арену новых суверенных государств, Вторая мировая война, создание мировой социалистической системы и раскол мира на два лагеря, а также окончание «холодной войны», дезинтеграция СССР и формирование нового мирового порядка. Между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой произошло не только установление официальных политических отношений, но и торгово-экономического, инвестиционного, научного и культурного сотрудничества. Вооружённые силы двух государств в 1939 г. разгромили части японской Квантунской

армии на р. Халхин-Гол, вели совместные боевые действия в 1945 г. в Манчжурии. СССР и МНР работали в тесном взаимодействии в Организации Объединенных Наций и Совете экономической взаимопомощи.

Основные принципы взаимоотношений двух сторон были заложены ещё в первые десятилетия XX в. К ним относились связи по типу «старший» - «младший» брат, поддержка копирования Монголией основных черт внешней и внутренней политики СССР (социалистическая индустриализация и социалистическое кооперирование аратов, социалистическая культурная революция, участие в международном социалистическом разделении и кооперировании труда, осуждение политики западных держав и т. п.), сырьевой характер экономики Монгольской Народной Республики. Особенностью советско-монгольских отношений была высокая степень их политизации. Это проявлялось не только во всемерной поддержке Монголией внутренней и внешней политики СССР, но и в появлении на свет особой разновидности марксистко-ленинского учения - теории некапиталистического пути развития, приспособленной для стран, не прошедших капиталистическую стадию развития. Теория некапиталистического пути развития предназначалась для таких стран, как Куба, Вьетнам, Монголия, Северная Корея, а затем для ряда африканских стран так называемой социалистической ориентации.

Советский Союз оказывал значительную экономическую, техническую и гуманитарную помощь Монголии: предоставлял кредиты и займы на льготных условиях, советские специалисты помогали монголам сооружать промышленные предприятия, электростанции, железные дороги, строить и вводить в эксплуатацию объекты социально-бытового назначения. Происходил постоянный обмен делегациями общественных организаций, молодежь Монголии обучалась в советских вузах, проходила производственную и научную подготовку и переподготовку на предприятиях и в научных учреждениях СССР.

Благодаря поддержке СССР Монголия завоевала определённый авторитет на международной арене, установила дипломатические отношения не только с развивающимися, но и с промышленно-развитыми странами, стала участницей ряда влиятельных международных организаций.

Экономическая направленность внешней политики Советского Союза шла во благо населения Монголии, однако финансирование, которое Монгольская Народная Республика получала от СССР, далеко не всегда эффективно использовалось. Так, в период плановых пятилеток постоянно увеличивались капиталовложения в народное хозяйство, что вело к накоплению основных фондов страны и, соответственно, росту производства, национального дохода и реальных доходов населения. Но масштабы этого роста были ограничены и темпы его снижались. В течение нескольких пятилеток развернулось строительство горнообогатительного комбината «Эрдэнэт», угледобывающего предприятия «Баганур», расширение Шарынгольского угольного разреза, двух крупных столичных электростанций, горного предприятия «Бор Ундур», поглотившее крупные капиталовложения. Экономическая отдача данных предприятий предполагалась в долгосрочной перспективе, и на первом этапе их функционирования прибыль от производственной деятельности была незначительной. К тому же финансирование строительства объектов осуществлялось за счёт внешних займов и кредитов. Если «в середине 1970-х гг. задолженность МНР перед Советским Союзом составляла около 2,2 млрд. рублей, то в 1989 г. монгольский долг возрос до 9,7 млрд. рублей» [11, с. 15]. При этом большинство монгольских политиков и исследователей не отрицают народнохозяйственное значение сооружённых с помощью СССР крупных промышленных объектов, но подчёркивают, что задолженность оказала негативное влияние на состояние и динамику монгольской экономики, тем более что в конце 1970-х и в течение 1980-х гг. темпы роста цен на монгольские экспортные товары существенно отставали от увеличения цен на энергетические ресурсы, машины, оборудование и другие готовые товары, импортируемые из СССР.

К негативным факторам истории советско-монгольских отношений можно отнести следующие:

• вмешательство СССР во внутренние дела МНР путём навязывания ей идеологии некапиталистического пути развития;

• всяческое поощрение политики перенесения на монгольскую почву форм и методов партийного руководства и советского строительства; поддержка авторитарного партийного

режима в стране и командно-административной системы управления народным хозяйством, изначально неконкурентоспособной по сравнению с либерально-демократическими системами Запада;

• игнорирование национальных особенностей Монголии: религиозности населения, традиций национальной письменности и пр. Поддержка формирования в Монголии иждивенческой психологии.

Но проблему взаимоотношений СССР и МНР упрощать не стоит, разложив их только на положительные и отрицательные результаты. Дело обстоит значительно сложнее, так как Монголия не проявляла в то время особого сопротивления советской политике, практически занимая соглашательскую позицию. Если в начале 1920-х и в 1930-е гг. Монголия ещё довольно открыто сигнализировала о том, что навязывание ей Коминтерном (за ним стояли ВКП(б), Советский Союз) политики в отношении левых и правых сил вызывает протест, то в последней четверти ХХ в. открытых проявлений протеста в адрес монгольской политики Советского Союза не наблюдалось.

Недовольство МНР советской политикой вышло на свет только в период ослабления СССР в самом конце 1980-х гг. Правительство МНР неоднократно поднимало вопрос о повышении цен на продукцию перерабатывающих предприятий (дубленки, обувь, меховые и кожаные изделия), оставшийся фактически без ответа. Но это были робкие и непоследовательные попытки, на которые советское правительство не реагировало. Не нашло практического отклика предложение монгольской стороны об оказании ей содействия в строительстве мелкомасштабных предприятий в области металлургии. Не получили практической поддержки и некоторые другие проекты. Несмотря на это, до своего распада СССР был основным партнёром Монгольской Народной Республики в системе её экономического сотрудничества с внешним миром. В 1970-1980-х гг. советские кредиты и помощь Монголии превышали 90 % всей суммы иностранного содействия и обеспечивали 75 % капиталовложений в народное хозяйство Монголии [2, с. 72].

Ухудшение экономической ситуации в Монголии к концу 1980-х гг., связанное с сокращением советских поставок энергетических ресурсов и товаров широкого потребления, отодвинуло на второй план все былые плюсы многолетнего сотрудничество и выдвинуло вперед его минусы.

Монголия в течение всех лет следовала в фарватере внешней политики Москвы, тем не менее, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в международном положении МНР произошли некоторые сдвиги - она стала активнее принимать участие в деятельности Организации Объединенных Наций, в Движении неприсоединения. Расширился круг стран, имевших с Монголией дипломатические отношения. Выросла численность монгольских граждан, посещавших страны Запада. У них складывалось новое представление о западной демократии, западном благосостоянии и образе жизни, отличное от того представления, которое было ранее.

Под влиянием международной обстановки, сложившейся в конце 1980-х - начале 1990-х гг., под воздействием развития национальных производительных сил в самой Монголии, ростом грамотности и образования населения, знакомства с жизнью населения в странах с высокоразвитыми рыночными экономиками у отдельных представителей монгольской интеллигенции накапливалось недовольство внутренним и внешним положением своей страны. Они внимательно наблюдали за тем, как обострение ситуации на международных рынках сырья вело к тяжёлым экономическим последствиям для многих развивающихся стран ввиду их однобокой специализации. Такие страны были не в состоянии конкурировать с монополиями в сфере добычи и торговли сырьем. Это влекло к осознанию необходимости смены политического вектора и развития экономики страны.

Перед Россией, приступившей к смене модели своего социально-экономического развития и переходу к рыночной экономике, также неизбежно встала задача радикального обновления внешней политики по всем её направлениям. В первую очередь отметим, что становление и развитие внешней политики новой России началось в сложной обстановке, которая стала результатом крупных геополитических и цивилизационных сдвигов, изменивших облик Европы и мира, коренной перестройки самого российского общества. Геополитические перемены на рубеже 1980-1990-х гг., изменившиеся внутренние условия социально-экономического развития превратили Россию в совершенно новое государство, не имевшее аналогов в её национальной

истории. Она оказалась отодвинутой от мировых центров экономического и политического развития Западной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии. На евразийском пространстве, начала преобладать геополитическая раздробленность. Усилились национально-этнические междоусобицы. «Для России, которая традиционно обеспечивала цивилизационное единство, характерны кризисные элементы в социально-экономическом развитии, неуверенность людей в будущем, - пишет российский политолог А. Ю. Рудницкий. - Они всё больше теряют чувство национального достоинства, гордости за свою страну. Все это приводит к возникновению проблем как с общенациональной, так и с цивилизационной самоидентификацией» [7, с. 13].

Положение России было затруднено ещё и тем, что на её дальневосточных рубежах -в Азиатско-Тихоокеанском регионе - также усилилось тяготение к интеграции, характерное для Восточной Азии. Россия опоздала активно подключиться к этим процессам. Глубокие противоречия и политическая борьба в российском обществе задержали процесс координации и централизации внешней политики РФ. Несовершенство её политической системы и методов государственного управления обусловили возникновение в стране в начале 1990-х гг. нескольких центров, пытавшихся участвовать в формировании внешнеполитического курса страны. Представители Администрации Президента РФ, Министерства иностранных дел, депутаты и весь аппарат Государственной думы, Федерального собрания и т. д. часто выступали с различных позиций, что затрудняло формирование и проведение целостной конструктивной внешней политики.

Формирование экономического сотрудничества между Россией и Монголией в новых условиях было отмечено подписанием в 1991 г. Декларации о дружбе и добрососедском сотрудничестве между РСФСР и МНР [3]. На основе этой Декларации было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В нём был зафиксирован новый порядок поставок товаров - на основе индикативных списков. На базе основных положений этого документа стороны приступили к согласованию условий погашения монгольской задолженности по советским кредитам, предоставленных МНР Советским Союзом на финансирование её доли участия в совместных предприятиях [1].

Таким образом, Монгольскую Народную Республику отличал высокий уровень политической, экономической и социальной зависимости от Советского Союза, отсутствие рыночных отношений, основанных на множественности форм собственности, медленное решение социальных проблем. Однако это была зависимость особого рода, поскольку МНР пользовалась большой и разносторонней помощью со стороны Советского Союза, который оказал стране решающее содействие в завоевании государственного суверенитета и сохранении его на протяжении 70 лет, то есть до перемены Монголией курса социально-экономического развития и окончания существования СССР.

Список литературы

1. Ардынэрх. - 1991. - 13 февраля.

2. Гербова, А. А. Монголия - 2002: макроэкономика и экономическое сотрудничество / А. А. Гербо-ва // Азия - 2002: новые тенденции в экономике и внешней политике. - Москва, 2003.

3. Декларация о дружбе и добрососедском сотрудничестве между РСФСР и МНР от 12 февраля 1991 г. // Российская газета. - 1991, 27 февраля.

4. Договор о дружбе и взаимопомощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой. 27 февраля 1946 г. // Советско-монгольские отношения. 19211974. Документы и материалы. - Москва - Улан-Батор, 1979. - Т. 2, ч. 2.

5. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой. 15 января 1966 г. // Советско-монгольские отношения. 1921-1974. Документы и материалы. - Москва - Улан-Батор, 1979. - Т. 2, ч. 2.

6. Дружба навеки: очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной Республики (1949-1960 гг.). - Москва, 2018.

7. Контуры новой политики. Внешняя политика современной России / под ред. Ю. А. Рудницкого. -Москва, 2000.

8. Протокол о взаимопомощи, заключенный между СССР и МНР. 12 марта 1936 г. // Советско-монгольские отношения. 1921-1974. Документы и материалы. - Москва - Улан-Батор, 1979. - Т. 2, ч. 2.

9. Рощин, С. К. Политическая история Монголии (1921-1940) / С. К. Рошин. - Москва, 1999.

10. Соглашение между Правительством РСФСР и Народным Правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией. 5 ноября 1921 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1960. - Т. 4. - С. 476-478.

11. Статистический ежегодник стран-членов Совета экономической взаимопомощи. 1988 год. -Москва, 1988.

References

1. Ardynerkh, 1991, February 13.

2. Gerbova A. A. Mongoliya - 2002: makroekonomika i ekonomicheskoe sotrudnichestvo [Mongolia -2002: Macroeconomics and Economic Cooperation]. Aziya - 2002: novyetendentsii v ekonomike i vneshney politike [Asia - 2002: New Trends in Economics and Foreign Policy]. Moscow, 2003.

3. Deklaratsiya o druzhbe i dobrososedskom sotrudnichestve mezhdu RSFSR i MNR ot 12 fevralya 1991 g. [Declaration of friendship and good neighborly cooperation between the RSFSR and Mongolia on February 12, 1991]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 1991, February 27.

4. Dogovor o druzhbe i vzaimopomoshchi mezhdu Soyuzom Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Mongolskoy Narodnoy Respublikoy. 27 fevralya 1946 g. [Treaty of friendship and mutual assistance between the Union of Soviet Socialist Republics and the Mongolian People's Republic. February 27, 1946]. Sovetsko-mongolskie otnosheniya. 1921-1974. Dokumenty i materialy [Soviet-Mongolian relations. 1921-1974. Documents and materials]. Moscow - Ulan-Bator, 1979, vol. 2, part 2.

5. Dogovor o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnojpomoshchi mezhdu Soyuzom So-vetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Mongolskoy Narodnoy Respublikoy. 15 yanvarya 1966 g. [Treaty of friendship, cooperation and mutual assistance between the Union of Soviet Socialist Republics and the Mongolian People's Republic. January 15, 1966]. Sovetsko-mongolskie otnosheniya. 1921-1974. Dokumenty i materialy [Soviet-Mongolian relations. 1921-1974. Documents and materials]. Moscow - Ulan Bator, 1979, vol. 2, part 2.

6. Druzhba naveki: ocherki istorii sotrudnichestva Sovetskogo Sojuza i Kitayskoy Narodnoy respubliki (1949-1960 gg.) [Friendship forever: Essays on the history of cooperation between the Soviet Union and the Chinese People's Republic (1949-1960)]. Moscow, 2018.

7. Kontury novoy politiki. Vneshnyaya politika sovremennoy Rossii [The contours of the new policy. Foreign policy of modern Russia]. Ed. by Yu. A. Rudnitsky. Moscow, 2000.

8. Protokol o vzaimopomoshchi, zaklyuchennyy mezhdu SSSR i MNR. 12 marta 1936 g. [Protocol on mutual assistance concluded between the USSR and Mongolia. March 12, 1936]. Sovetsko-mongolskie otnosheniya. 1921-1974. Dokumenty i materialy [Soviet-Mongolian relations. 1921-1974. Documents and materials]. Moscow - Ulan Bator, 1979, vol. 2, part 2.

9. Roshchin S. K. Politicheskaya istoriya Mongolii (1921-1940) [Political history of Mongolia (19211940)]. Moscow, 1999.

10.Soglashenie mezhdu Pravitelstvom RSFSR i Narodnym Pravitelstvom Mongolii ob ustanovlenii druzhestvennykh otnosheniy mezhdu Rossiey i Mongoliey. 5 noyabrya 1921 g. [Agreement between the Government of the RSFSR and the People's Government of Mongolia on the establishment of friendly relations between Russia and Mongolia. November 5, 1921]. Dokumenty vneshney politiki SSSR [Documents of the USSR foreign policy]. Moscow, 1960, vol. 4, pp. 476-478.

11. Statisticheskiy ezhegodnik stran-chlenov Soveta ekonomicheskoy vzaimopomoshchi. 1988 god [Statistical Yearbook of the countries of the Council for Mutual Economic Assistance. 1988 year]. Moscow, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.