О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лупарева Н.Н., доцент, к.ист.н, Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж
Модернизационные процессы, начавшиеся в России в 1990-е гг. не могли обойти стороной систему образования. Коренной переворот в социально-политической сфере предопределил смену государственной образовательной парадигмы. Изменения, происходящие сегодня в образовательной сфере, вызывают живой отклик общественности, так как эти изменения касаются каждого из нас и от них зависит характер, качество и уровень развития российского общества в самом ближайшем будущем. В данной статье мы попытались рассмотреть наиболее острые с нашей точки зрения проблемы реформирования российской образовательной системы.
Первая и центральная проблема, возникшая в ходе реформы, - это смена образовательного идеала. Образовательный идеал - социокультурная категория, отражающая смысловое содержание жизни и образования конкретного народа в конкретную историческую эпоху, формируемое под воздействием определенной совокупности социокультурных факторов. Образовательный идеал как цель-ориентир задает основные принципы разработки содержания образования. Каждое общество дает своеобразный социальный заказ на создание личности с определенными качествами. В то же время общество само зависит от идеалов и целей воспитания. Идеал, лежащий в основе образовательных концепций и воспитательных практик, формируется определенной культурой и концентрирует в себе ее представления о наиболее сущностных ценностных основаниях бытия и способах их воплощения. Образовательный идеал - это всегда и идеал социальный, так как представляет собой «проект» не только человека, но и общества.
В СССР считалось, что главная цель образования - облагородить личность и приобщить ее к духовному опыту. Теперь на образование общество смотрит как на отрасль промышленности, продукция которой -квалифицированная рабочая сила, а отдельный человек или семья - как на способ вложения капитала, который должен в будущем приносить доход. Все внимание, как и в любой промышленности, сосредоточено на технических приемах, позволяющих сделать производство как можно более эффективным.
В связи с этим в последнее время началось резкое сужение смыслового наполнения образования. Под образованием стали понимать не систему формирования и социализации личности, а лишь просто способ передачи знаний. Таким образом, общество отказывается от понимания образования как пространства развития личности, средства ее самореализации в жизни, построения личной карьеры. Это во многом обусловлено ориентацией российской модернизации образования на западные образцы.
В мире под модернизацией образования, как правило, подразумевается совершенствование национальной системы образования с целью изменения к
лучшему социально-культурной, научно-технологической и экономической ситуации в стране. При этом уже более века идет борьба между двумя основными подходами к среднему и высшему образованию: так называемыми школой знаний и школой компетенций. Первая признает, что нельзя заранее решить за ребенка, чем он будет в итоге заниматься в жизни. Поэтому следует дать каждому члену общества широкое (желательно фундаментальное) обязательное (причем единое, по унитарным программам) базовое образование, на основе которого он будет способен осознанно выбирать свой жизненный путь. Такая система была характерна для советской системы образования.
Школа компетенций делает акцент на максимально раннем «демократическом» выборе учеником круга изучаемых предметов и наук, исходя из его планов на будущее, и, кроме того, на форсированном приобретении этим учеником умений и навыков будущей профессии. Основным прибежищем школы компетенций стали англосаксонские страны, особенно США. Подавляющее большинство школ и значительная часть университетов здесь находятся в ведении местных властей и бюджетов и ориентируются на потребности местного рынка труда. Но опять-таки ни в Великобритании, ни в США нет школы компетенций в чистом виде. Наряду с такой массовой школой существует и сегмент преимущественно частных, элитных школ и университетов, работающих в парадигме школы знаний [2]. Ограничиваясь только компетентностным подходом, образование рискует потерять способность побуждения к самообразованию и расширению смысложизненного пространства, способность формировать цельную личность. Современные же российские реформаторы делают ставку главным образом на компетентностный подход.
Вторая проблема, отчасти упомянутая в рамках первой, - это превращение образования в сферу образовательных услуг. Превращение образования в один из сегментов сферы услуг неумолимо вовлекает его в рыночную логику продажи и потребления: потребитель должен быть доволен. Делая образование предметом потребления, мы исключаем из него очень важный элемент - императивность, принудительность, требовательность. Потребитель больше всего ценит комфорт. Подлинное же образование во многом дискомфортно. Как внутренне дискомфортен разрыв между наличным и должным, тем, что я знаю и понимаю, и тем, как я должен знать и понимать. Элемент долженствования неустраним из образования без разрушения его сути. Интерес и радость познания становятся возможны, когда выполнено требование долженствования, когда обучаемый подчинил себе свою лень, ригидность, несобранность и т.п. В классической интеллектуальной традиции образование - это императивное благо. Благо, которое нужно заслужить упорным трудом [3].
Третья проблема связана с трансформацией образовательных технологий, а именно с вытеснением книжного образования мультимедийным. Затрагивая эту проблему, уместно вспомнить некоторые идеи М. Маклюэна, признанного отца современной коммуникативистики.
Согласно Маклюэну, канал и средства передачи информации определяют как ее содержание, так и характер восприятия этого содержания. В связи с распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации, Маклюэн провозглашает переход от «галактики Гуттенберга» к «галактике Маклюэна». Если культурными символами первой были печатное слово и текст, а базовой технологией - книгопечатание, то символами второй стали звуковые и видеоизображения, а базовой технологией - телевидение. В еще большей степени сюда можно причислить Интернет, который не существовал во времена Маклюэна, но фактически был предвосхищен им с удивительной точностью. «Галактика Гуттенберга» опиралась, - по мысли Маклюэна, на абстрактно-логическое «левополушарное» мышление, что создавало сенсорный дисбаланс и формировало односторонне ориентированную культуру. В «галактике Маклюэна», основанной на современных масс-медиа, актуализируется роль наглядно-образного «правополушарного» мышления, опирающегося на эмоции, что восстанавливает цельность восприятия и гармонизирует общественные отношения.
Звучит оптимистично, однако реальные последствия распространения медиа-культуры могут быть иными. В первую очередь, это ослабление внимания и способности сосредотачиваться, поскольку, в отличие от чтения, восприятие аудиовизуального ряда легко становится фоновым занятием и может сочетаться с другими видами деятельности. Во-вторых, снижение способностей к интеллектуальной мобилизации, пониманию, вследствие привычки к легкой для восприятия аудиовизуальной информации. В отличие от мультимедиа-средств, книга требует сосредоточенности и интеллектуальных усилий. В-третьих, формирование «мозаичной памяти» и «мозаичного сознания» у людей, регулярно смотрящих телевизор, пользующихся Интернетом, вследствие мозаичности и семантической «разноголосицы» представленной там информации. Таким образом, визуальная информация, сопровождаемая звукорядом, представляет собой «рафинированную пищу» для человеческого сознания. Эмоционально-образное восприятие проще абстрактно-логического. Это позволяет усомниться в правомочности маклюэновского оптимизма относительно создания с помощью масс-медиа «гармоничной культуры, выравнивающей сенсорный дисбаланс». Скорее формирование «галактики Маклюэна» способно привести к катастрофическому снижению логико-интеллектуальных способностей ее обитателей, что серьезно затруднит достижения в сферах науки и искусства, требующих высокой интеллектуальной культуры.
Влияние масс-медиа, предоставляющих сознанию простые, эмоционально окрашенные образы действительности, которые в принципе не предполагают критичного к себе отношения, а действуют в режиме подсказки-наставления, формирует привычку потреблять информацию. Сознание, сформированное таким образом, при столкновении с любым когнитивным затруднением будет стремиться найти уже готовый ответ или рецепт, вместо того, чтобы внимательно и глубоко анализировать возникшую
проблему. По-видимому, именно в таком - потребительском - медиа-мышлении значительной части российских школьников и студентов заключены пугающие процессы ухудшения качества образования, о которых сегодня много говорят и пишут [3].
В заключение хотелось бы отметить, что культурные традиции России, поразительным образом сохраняющиеся до сих пор, несмотря на все потрясения и бедствия, составляют ее важный капитал. Центральные из них -традиция основательного образования, фундаментального, а не утилитарного, и традиция служения, характерная для многих поколений русской интеллигенции. Задача современной реформы российской образовательной системы состоит в соединении новых образовательных подходов с этими исконно российскими традициями.
Список литературы
1. Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ / А.Л. Андреев // Социс. - 2011. - № 9. - С. 111-120.
2. Филюшкина Д.В. Девальвация интеллектуально-творческого и образовательного идеалов в пространстве духовной люмпенизации общества / Д.В. Филюшкина // Власть. - 2012. - № 6. - С. 66-68.
3. Хагуров Т.А. образование в стиле "пепси" (полемические заметки) / Т.А. Хагуров // Социс. - 2010. - № 7. - С. 96-103.
СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ КАК ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Макаркин С.В. ,к.юр.н., доцент, Макаркина Н.Р. ,ст. преподаватель-методист, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
Создание пожарной охраны и организация ее деятельности является основной функцией органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1]). Сразу возникает вопрос, закреплено ли в качестве обязанности органов местного самоуправления создание подразделений пожарной охраны, в том числе и муниципальной пожарной охраны. Чтобы разобраться в этом, необходимо проанализировать положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности [1] и организации местного самоуправления [2].
Так, согласно закону [1] (ст. 11.1 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [3]) муниципальной пожарной охраны создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. При этом цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.