Научная статья на тему 'О некоторых проблемах развития университетской экспериментальной науки'

О некоторых проблемах развития университетской экспериментальной науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах развития университетской экспериментальной науки»

НАУКА И ИННОВАЦИИ

виях обострения конкуренции на рынке образовательных услуг представляется крайне важным. Одновременно мы получаем возможность с помощью наших соискателей решать достаточно сложную проблему политологической практики наших студентов.

Можем ли мы выстроить это направление нашей научной деятельности более эффективно? Думается, что путь к этому лежит через усиление междисциплинарных связей не только в рамках факультета социальных наук, но и межфакультет-ских. И в связи с этим хотелось бы выступить с конкретным предложением создания лаборатории, работа которой будет направлена на реализацию различного рода научно-исследова-тельских проектов по социально-политическим аспектам обеспечения безопасности и противодействия терроризму — проблемы, которая, как известно, входит в утвержденный Президентом Российской Федерации Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.

Кафедра политологии уже имеет определенные наработки в сфере исследования политических проблем национальной безопасности и противодействия терроризму. Для нас очевидно, что какие бы технические достижения не были применены, борьба с терроризмом требует, прежде всего, поиска эффективных решений в социальнополитической и экономической сферах, в сфере общественного сознания, что уже напрямую связано со спецификой научно-исследова-тельской деятельности нашего университета. Еще в 20042005 гг. соискателями кафедры были защищены 2 кандидатские диссертации по данной тематике: «Использование конфессионального фактора в террористической деятельности политическими

радикалами» (О. В. Тепляков) и «Региональная безопасность: концептуальные подходы и практическая реализация (на примере Республики Коми)» (А. Ф. Нуйкин).

Отдельные аспекты проблемы безопасности затрагивались и в ряде других диссертационных исследованиях.

Наработанные в процессе подготовки этих диссертаций материалы позволили в 2006 г. начать системную работу по данному направлению, что, в частности, отразилось в ряде публикаций преподавателей, аспирантов и стажеров кафедры. Уже прошла предзащита 3 кандидатских и 1 докторской диссертации в рамках данной проблематики. Идет работа еще над рядом докторских и кандидатских диссертаций, готовятся монографии и учебные пособия. Все это позволяет нам говорить о возможности формирования в рамках научноисследовательской деятельности университета нового направления.

Конечно, в университете уже существует научное направление «Комплексное исследование состояния безопасности жизнедеятельности человека», относящееся к сфере психолого-педа-гогических наук, однако представляется целесообразным либо расширить рассматриваемую в его рамках проблематику, либо дополнить новым направлением, где в центре внимания уже будет не отдельная человеческая личность, а общество как система. При этом важно совместными усилиями всех заинтересованных лиц не только продумать содержательную сторону научных исследований в этом направлении, но и определиться с его организационными формами, позволяющими наиболее эффективно реализовывать межфакультетское сотрудничество.

Е. А. Митин,

заведующий кафедрой спортивных игр

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

Стратегия опережающего развития нашего университета определяет направленность научноинновационной деятельности всего коллектива. Эта направленность, на мой взгляд, заключается в создании адекватных социально-педа-гогических и финансово-материальных условий, необходимых для осмысленного перехода к дальнейшему творческому проектированию и реализации новой инновационной научно-педаго-гической модели, которая обеспечила бы качество подготовки спе-

циалистов в изменяющейся образовательной парадигме и качество исполь-зования профессиональных кадров в условиях рыночных отношений в разных сферах деятельности.

Мне представляется, что материализация этой методологически оправданной установки зависит от развития экспериментальной науки.

Очевидным является и то, что практическое воплощение современных направлений развития университетской экспериментальной науки непо-

Материалы заседания Ученого совета

средственно связано с созданием мощного современного и мобильного технического оснащения.

Необходимо заметить, что количество и масштабы проблем, ожидающих своего решения в этом направлении, непрерывно растут по мере расширения горизонтов научного познания, поэтому выделяемые на развитие экспериментальной науки финансовые ресурсы не восполняют их. Следовательно, выполнение научно-исследо-

вательских проектов и разработок происходит в условиях постоянно ограниченных материальных ресурсов, а проблема их планирования и распределения становится весьма злободневной.

В чем же существо этих проблем? Какими должны быть пути их решения? Ответить на эти вполне естественные вопросы довольно сложно, поскольку область университетской экспериментальной науки охватывает разработку фундаментальных и прикладных проблем, а финансовая составляющая по ресурсному обеспечению наиболее целесообразных путей развития экспериментальной области науки пока ещё находится в стадии отработки.

По-видимому, уже сейчас следовало бы определить документ для планирования на всех стадиях этого процесса. На мой взгляд, таким перспективным документом может являться научноисследовательская программа, включающая полный набор средств достижения глобальной цели и соединяющая необходимое количество приоритетных проектов, так называемые прорывные научные направления.

Последнее обстоятельство особенно важно — установление приоритетов позволит перейти к распределению ресурсов: финансовых, материальных и кадровых. Этот этап чрезвычайно существенен, так как лишь после его реализации научно-исследовательские программы и проекты могут иметь конкретную форму реализации.

В этом документе в достаточной степени детализации необходимо также показать направления создания мощной современной материальнотехнической базы. В связи с этим программа будет носить не констатирующий характер, а напротив, прогностический, т. е. учитывать перспективы, тенденции развития научнотехнического прогресса в тех «прорывных» направлениях экспериментальной науки, которые в нём отражены. Лишь при таком подходе программа сможет выполнять преобразующую функцию, способствовать опережающему развитию экспериментальной науки в университете, а ее современные мощные и мобильные диагностическая и вычислительная базы выйдут за рамки объекта и станут средством развития экспериментальной науки.

Следует отметить, что в процессе формирования программы необходимо учитывать ограниченность ресурсов, например, таких как финансовое обеспечение. Если это обстоятельство принять во внимание, то процедура ресурсов становится довольно эффективным средством стимулирования выполнения разработанной программы, особенно в плане совершенствования материальной базы экспериментальной науки.

В обоих случаях затронутые вопросы, не будучи новыми, могут стать проблемными при реализации принятой программы развития университета на 2006-2010 гг.

Резюмируя, считаю необходимым подчеркнуть значимость научного аспекта в стратегии динамического развития университета. Именно этот аспект обусловливает траекторию пути развития Герценовского университета в «исследовательский университет», что ещё более укрепит позиции нашего вуза в российской и мировой образовательных системах XXI в.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 1 февраля 2007 г.

«Состояние и задачи научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития университета»

Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе В. В. Лаптева «Состояние и задачи научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития университета», Ученый совет отмечает, что университетское образование развивается сегодня в рамках стратегии опережающего инновационного развития с целью обеспечения его конкурентоспособности, что в свою очередь гарантирует конкурентоспособность университета как в стране, так и на международном уровне. Науке университета принадлежит определяющая роль в сопровождении инновационных преобразований, намеченных Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.