She was there for the buses in Montgomery, the hoses in Birmingham, a bridge in Selma, and a preacher from Atlanta who told a people that We Shall Overcome. (Она была там, когда случился Бойкот автобусных линий в Монтгомери, во время Бирмингемской кампании, Бридж в Сельме, когда появился проповедник из Атланты, который сказал людям, что Мы все преодолеем). Победная речь на президентских выборах 2008.
В основу комплекса американских принципов, ценностей и идей военного, политического, экономического, морально-психологического и чисто этического характера положен ряд общегосударственных, социально-философских, политических концепций. Прежде всего, это концепция «превосходства американского образа жизни», призванная способствовать выработке чувства гордости за свою страну.
It is up to us to teach them that America has been a force for good in the world, and that other nations and other people have looked to us as the last, best hope of Earth. (Это наша задача учить их тому, что Америка всегда была мировой силой, имеющей благие намерения, и что другие нации и другие люди смотрели на нас, как на последнюю надежду планеты). Речь «Патриотизм», 2008.
Однако следует отметить, что специфической чертой предвыборной речи является ее экспрессивность и эмоциональность, достижение которых зависит от использования языковых средств различных уровней. В рамках нашего исследования были выявлены лексические и синтаксические средства репрезентирующие концепт патриотизм в предвыборных речах Обамы. Несмотря на то, что в речах Обамы прямая номинация концепта лексемами «патриотизм», «патриот» немногочисленна, но при этом она заменена обширным синонимичным рядом таких слов, как homeland, fatherland, mother country, motherland, native country, native land, native soil; home.
Необходимо обратить внимание на то, что особую роль в репрезентации концепта «патриотизм» играют такие лексические средства, как эпитеты, метафоры, метонимия, аллюзии, олицетворение, которые являются средствами привлечения внимания потенциальных избирателей и орудием эмоционального влияния на них. Обратимся непосредственно к примерам.
Метафора. In other words, the use of patriotism as a political sword or a political shield is as old as the Republic. (Другими словами, использование патриотизма, как политического
Библиографический список
меча или политического щита - старо, как мир). Речь «Патриотизм», 2008.
Олицетворение. And at the beginning of a week when we celebrate the birth of our nation, I think it is fitting to pause for a moment and reflect on the meaning of patriotism - theirs, and ours. (В начале недели, когда мы отмечали рождение нашей нации, я думаю, будет уместно остановиться подробнее на смысле патриотизма). Речь «Патриотизм», 2008.
С помощью этих средств политик удерживает внимание слушателей.
В качестве частотных синтаксических средств репрезентирующих концепт «патриотизм» используются повторы, параллелизм, полисиндетон, восклицание. Приведем примеры.
Полисиндетон. I meet them everywhere I go, young people involved in the project of American renewal; not only those who have signed up to fight for our country in distant lands, but those who are fighting for a better America here at home, by teaching in underserved schools, or caring for the sick in understaffed hospitals, or promoting more sustainable energy policies in their local communities. (Я встречаю их везде, куда иду, молодых людей, которые участвуют в программе обновления Америки; не только тех, кто воюет за нашу страну в дальних землях, но и тех, кто борются за будущее Америки здесь, дома, работая в малобюджетных школах, или заботясь о больных в госпиталях с недостатком рабочих, или пропагандируя улучшения в политике энергетики в своих общинах). Речь «Патриотизм», 2008.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для любого публичного выступления особое значение имеет именно синтаксическая оформленность речи, поскольку она способствует реализации прагматической направленности речи. Проведённый анализ языковых средств позволяет выявить национально-культурную специфику номинативных единиц, отражающих ценностную картину носителей языка. Между тем, особо значимым является выбор языковых средств, как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях репрезентирующих концепт патриотизм» в предвыборных речах Б. Обамы, которые способствуют успешной реализации коммуникативных тактик и, безусловно, усиливают воздействующий потенциал речи, что является основной целью при создании необходимого имиджа политика.
1. Моргун, Е.А. Концептуальная организация композиционной структуры инаугурационной речи: когнитивно-прагматический анализ // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2(21).
2. Декленко, Е.В. Лингвокультурологический аспект патриотического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2004.
Bibliography
1. Morgun, E.A. Konceptualjnaya organizaciya kompozicionnoyj strukturih inauguracionnoyj rechi: kognitivno-pragmaticheskiyj analiz // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 2(21).
2. Deklenko, E.V. Lingvokuljturologicheskiyj aspekt patrioticheskogo diskursa: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Chelyabinsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 23.04.13
УДК 821.161.1 Seidova R.S. ON SOME PROBLEMS IN TEACHING LITERATURE IN HIGH SCHOOL. It states that the task of the teacher - secondary school education to mass culture, morally and aesthetically trained reader capable of autonomously navigate in selecting books, able to perceive them
Key words: artistic interpretation, sorazmy^lenie, art, artistic impression analysis, thoughtful reading, empathy for heroes, knowledge of literary terms.
Р.С. Сеидова, канд. филол. наук, старший преп., филиал Дагестанского гос. педагогического
университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В статье говорится о том, что задача учителя массовой общеобразовательной школы - воспитание культурного, нравственно и эстетически подготовленного читателя, способного самостоятельно ориентироваться в выборе книг, умеющего их полноценно воспринимать.
Ключевые слова: знание литературоведческих терминов, художественное осмысление, соразмышле-ние, художественный анализ, сопереживание героям.
Как ни странно это звучит, но вопрос о том, что составляет предмет изучения на уроках литературы в школе, до сих пор остается дискуссионным. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что основу деятельности учащихся в рамках этого предмета составляет чтение и изучение самих литературных произведений. Но возможно ли полноценное постижение литературных произведений без определенного минимума литературоведческих знаний? Очевидно, нет. Ведь произведение может быть по-настоящему понято, осмыслено, пережито только при условии, что читатель обладает определенными знаниями о времени его написания, эпохе, в нем отразившейся, личности, биографии, психологии создавшего его писателя.
Задача учителя массовой общеобразовательной школы -не подготовка будущего филолога, литературоведа, а воспитание культурного, заинтересованного, нравственно и эстетически подготовленного читателя, способного самостоятельно ориентироваться в выборе книг, умеющего их полноценно воспринимать. Основным при изучении русской литературы является чтение самих художественных текстов; знания по истории и теории литературы играют в данном случае вспомогательную роль.
Грамотное восприятие художественного произведения возможно лишь при условии верного отношения к феномену литературы. Основы этого верного отношения должны быть прочно заложены в средней школе, причем с самого раннего возраста. Несмотря на огромное количество всякого рода книг и статей об анализе литературного произведения в средней школе, проблема эта относится к наименее разработанным. Практика убеждает, что большинству учащихся непонятны смысл и цель такого анализа. Недопонимание здесь возникает, как правило, из совершенно недостаточного представления о том, что такое искусство, художественное произведение.
Основополагающим понятием для изучения литературы и искусства в целом является художественный образ. Справедливо замечено, что для русской литературы Х1Х - начала ХХ века проблема художественного развития сосредоточена в личности писателя, а «художественный образ был избран в России главным выразителем духовной жизни как некоторая возможность, вариант, дорога к цельному мировоззрению вообще» [1]. Не ставя своей целью дать определение сложного феномена художественного образа, хотелось бы обратить внимание лишь на те стороны, которые важны при изучении литературы в школьном курсе.
Подчеркну, речь идет не о теоретически завершенном определении, а лишь о тех существенных его сторонах, которые крайне необходимы для того, чтобы учащийся осознал, о чем идет речь. При этом школьнику нужно усвоить, что произведения художественной литературы как бы говорят с нами посредством художественных образов. Важно, чтобы у школьника сложилось предварительное понимание, а затем и доказательное убеждение в том, что подлинное содержание и смысл художественного произведения нельзя усвоить, не осознав то, что стоит за его событиями и героями, в чем видит автор логику жизни. При этом, чем глубже разберемся мы в художественном смысле событий и характеров героев, тем больше действительной глубины обнаружим мы в истинном художественном произведении. Наконец, важно, чтобы учащийся был настроен на чтение-открытие, чтобы он мог предполагать, что подлинное художественное произведение (художественный образ) с первого взгляда никогда полностью не раскрывается перед читателем. Все это познается постепенно, по мере того, как мы начинаем постигать художественные образы.
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой,- научить наслаждаться вдумчивым, медленным чтением, научить размышлять и сопереживать героям. Отсюда неизбежно вытекает необходимость вернуть в школу не формальное, а творческое комментированное чтение. И цель его в том, чтобы современник получил верную историческую трактовку произведения, полное эмоциональное воздействие. Комментированное чтение литературного произведения, разумеется, не может быть ограниченно лингвистическим анализом художественного текста, оно лишь начинается с этого анализа. Да и сам такой анализ не может принести должного результата, если не выявлены и не доведены до сознания именно те спектры значений слов, которых требует смысл художественного целого. Вместе с тем учащимся зачастую неясен даже текст художественного произведения, существенные его реалии. А ведь во всяком подлинном произведении искусства имеет значение каждая деталь, становится
важным каждое, даже, казалось бы, бессмысленное слово. Например, в пьесе М. Горького «На дне» для школьников немало загадочного:
«Актер (как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем...
Сатин (улыбаясь). Органон.
Актер (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм.
Сатин. Сикамбр...
Актер (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю - серьезно. да. Если организм - отравлен. значит - мне вредно мести пол. дышать пылью.
Сатин. Макробиотика.ха!»
В то время как Актер говорит о себе и о своей болезни, Сатин произносит (улыбаясь!) слово органон. Этим названием («Органон») были некогда объединены в один труд комментаторами Аристотеля все его логические сочинения; в переводе это слово означает «орудие, орган знания, разумность». Стоит задуматься над тем, не рождает ли это на первый взгляд нейтральное, бессмысленное слово определенную ассоциацию. Сатин (это можно предположить) имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а органон, так сказать, сама «разумность жизни». На непосредственно - наивные возражения Актера, не понимающего своего собеседника, Сатин отвечает: «Сикамбр.» (т.е. дикарь, темный человек), ведь сикамбры - это всего лишь древнегерманское племя, жившее на берегах Рейна.
В ответ на слова Актера, что ему вредно дышать пылью, Сатин произносит: «Макробиотика». Так в переводе называлась книга немецкого врача К.В. Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь», содержащая советы и рассуждения о здоровье человека. Таким образом, становится ясен смысл насыщенной иронией реплики Сатина, которая следует после слов Актера о своем здоровье.
Возникает в школе еще одна серьезная трудность: адекватность восприятия содержания художественного произведения и того, что заложено в него писателем. Она достижима лишь при той или иной степени освоения его художественной ценности [2]. Если учесть, что читатель может адекватно воспринимать произведение лишь в процессе некоторого сотворчества, то совершенно очевидно:
1. Чтобы изучать литературное произведение, нужно учить этому «сотворчеству», а не ограничиваться дидактико - информационными методами преподавания. Ведь привлекательность всех современных педагогов - новаторов зиждется именно на стремлении возбудить такое сотворчество.
2. Чтобы направить это сотворчество по верному руслу, по пути освоения произведения как художественной ценности, необходимо подготовить в сознании учащихся почву для этого. Нужно ввести их в ту историко-культурную духовную среду, которая породила художественное произведение, в общих чертах представить историческую судьбу автора.
Подлинное читательское «сотворчество» требует не конспективного изложения содержания произведения, а вдумчивого рассмотрения, «вчувствования» в него. В противном случае неизбежно возникает непонимание или искажение смысла произведения, особенно если произведение затрагивает острые вопросы истории [3].
Роман «Отцы и дети» Тургенева требовал именно прочувствованного, вдумчивого отношения уже в силу своих задач и художественного своеобразия, которое, скажем прямо, не было должным образом оценено современниками. Ожидая от тургеневского романа решительного ответа на вопросы времени, критики упустили из виду его художественную логику. При изучении тургеневского романа согласно школьной традиции подчеркиваются первым делом положительные черты Евгения Базарова. Вряд ли нужно доказывать, сколь плодотворным может быть утверждение в сознании молодежи позитивных сторон этого незаурядного характера: самоотверженность, смелость и трезвость мысли, чувство самостоятельности («всякий человек сам себя воспитывать должен»), жажда истины и справедливости и т.д. Однако «Отцы и дети» - это, как известно, не только гимн Базарову, это и роман-предостережение, осуждающий явление, получившее название базаровщины. Но эту сторону произведения до сих пор обращалось недостаточное внимание. Говорится, как правило, лишь о нигилистическом отрицании Базаровым любви и поэзии. Между тем во многих высказываниях Базарова
- целая программа, и программа в определенном смысле анти-
культурная. Его отношение к родителям отличается неоправданной черствостью, его спор с Павлом Петровичем раскрывает непонимание существенных черт феномена человеческой культуры. Главное же, такого рода исследование требовало всестороннего проникновения в образ, постепенного вживания в полифонию говорящих деталей, вслушивания в музыку фраз, интонацию и скрытый подтекст диалога, осмысления сюжета, композиции, психологического анализа, учитывающего и объективные и субъективные факторы переживаний и поведения героев. За внешними схватками тургеневских героев вырисовывалась сложная и вечная проблема исторического развития: столкновение двух культур. В художественном отражении этой проблемы Тургенев достиг поистине гениальной проницательности, которая поставила его книгу на высоту, недосягаемую для современной ему критики.
Библиографический список
1. Палиевский, П.В. Русские классики. - М., 1987.
2. Лихачев, Д.С. Культура и мы // Огонек. - 1985. - № 36.
3. Ионин, Г.Н. Анализ литературного произведения. - Л., 1976.
Bibliography
Вживание, вчувствование, соразмышление - вот качества, которые должен воспитать учитель сначала в себе, а затем в учениках. Школьный анализ литературного произведения начинается с воспитания культуры чтения: читая, следить за повествованием, воображать, представлять себе, как происходят события и что чувствуют герои, как бы жить одной жизнью с героями, волнуясь или восхищаясь, негодуя или радуясь вместе с ними. Для успешного преподавания литературы на уроке должна быть создана определенная эмоционально
- творческая атмосфера, необходимо педагогическое мастерство, общая высокая культура учителя, в частности культура чувств и выражения эмоций, артистическая способность заново переживать читаемое. Очевидно, что культура эмоций воспитывается целым рядом обстоятельств, и роль учителя литературы здесь очень велика.
1. Palievskiyj, P.V. Russkie klassiki. - M., 1987.
2. Likhachev, D.S. Kuljtura i mih // Ogonek. - 1985. - № 36.
3. lonin, G.N. Analiz literaturnogo proizvedeniya. - L., 1976.
Статья поступила в редакцию 24.04.13
УДК 81
Goncharuk E.U., Kalkova O.K. EMOTIONAL COMPONENT IN THE FORMATION AND PERCEPTION OF ETHNIC AUTO- AND HETEROSTEREOTYPES RUSSIAN (BASED ON ASSOCIATION EXPERIMENT). The article focuses on the problem of the researching cultural stereotypes. The main idea of the article is considering Russian autostereotype and heterostereotypes about Chinese, Koreans and Vietnamese as the biggest national groups who lives at Far East region of Russia.
Key words: ethnic stereotype, autostereotype, heterostereotype, emotional component, Far East region, Chinese, Koreans, Vietnamese, Russian.
Е.Ю. Гончарук, ст. преп. каф. русского языка Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; О.К. Калькова, ассистент каф. русского языка Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ЭТНИЧЕСКИХ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ РУССКИХ (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)*
Статья посвящена проблеме исследования социально-культурных стереотипов. В центре внимания автостереотипы русских и гетеростереотипы корейцах, китайках и вьетнамцах как наиболее многочисленных национальных группах, представленных. Дальнем Востоке.
Ключевые слова: этнический стереотип, автостереотип, гетеростереотип, эмоциональный компонент, Дальневосточный регион, китайцы, корейцы, вьетнамцы, русские.
Этнические стереотипы в последнее время привлекают повышенное внимание и становятся объектом изучения лингвокультурных исследований. В связи с увеличением количества иностранных студентов в российских вузах, переориентацией на многонациональное обучение, становятся актуальными исследования социальных стереотипов, относящихся к членам этнических групп.
В ситуациях нарастающей национальной напряженности этнические стереотипы способны усиливать проявления предубежденности к членам другой этнической группы, усугублять социальные предрассудки, развивать процессы отчужденности и поляризации групп. XXI век характеризуется открытостью границ, межэтнические контакты становятся нормой жизни, поэтому изучение современного состояния стереотипных представлений национальностей, сосуществующих вместе, не только представляет интерес для исследователей, но и является необходимостью нашего времени. Несмотря на то, что устойчивость выделяется как одно из важных свойств этнических стереотипов, и стабильность их не раз подтверждалась в эмпирических
исследованиях, она все-таки относительна. Этнические стереотипы способны с течением времени трансформироваться. Изменчивость оценок может быть связана с меняющимся характером отношений между группами, улучшением информированности, увеличением межэтнических контактов. С учетом этого свойства, возможно целенаправленно влиять на позитивную трансформацию стереотипов для воспитания толерантного отношения к другим этническим группам.
Общеизвестным является факт, что этнические стереотипы нередко носят отрицательный характер в процессе межличностной коммуникации. Происходит это зачастую при недостатке информации о конкретном партнере по общению. В Дальневосточном регионе России доля присутствия представителей азиатских стран с каждым годом увеличивается. Сформированные ранее стереотипные представления о восточных национальностях начинают оказывать значительное влияние на социальную сферу взаимодействия представителей данных культур. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение особенностей таких этнических групп, выявление и описание суще-